Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты достижений и тесты способностей




Психолого-педагогические аспекты тестирования.

 

Для понимания различий между педагогическими и психологическими тес­тами необходимо ввести понятие тестов достижений и тестов способностей. Среди всех типов стандартизованных тестов тесты достижений численно пре­восходят все остальные. Они создавались для измерения эффективности про­грамм и процесса обучения. Именно этот тип тестов в общем смысле ассоции­руется с названием «педагогический тест». Тесты достижений принято противо­поставлять психологическим тестам способностей, состоящим из тестов общего интеллекта, комплексных батарей способностей и тестов специальных способ­ностей. А. Анастази считает, что «с определенной точки зрения, различия между тестами достижений и способностей есть различия в степени единообразия со­ответствующего предшествующего опыта. А это значит, что тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизованного курса обучения, такого как курс биологии, физики или программирования. В отличие от тестов достижений выполнение тестов способностей отражает совокупное влияние разнообразно­го опыта повседневной жизни». Можно сказать, что тесты способностей из­меряют эффективность обучения в относительно неконтролируемых и неизве­стных условиях, в то время как тесты достижений измеряют эффективность обучения при частично известных и контролируемых условиях.

Другим отличием тестов способностей от тестов достижений являются цели их использования. Тесты способностей предоставляют некоторый срез психологических данных, на основе которых прогнозируется выполнение той или иной деятельности и делается предположение о возможных достижени­ях в новой ситуации. Результаты тестов способностей содержат информа­цию, позволяющую произвести оценку целесообразности прохождения ин­дивидом специальных курсов обучения. Напротив, тесты достижений обыч­но дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, какой информацией индивид владеет и что может делать к настоящему времени. Эта разница между тестами, пожалуй, лучше всего видна, когда оценивается их валидность. Луч­ший способ оценить тесты способностей - это осуществить прогностичес­кую, критериально ориентированную валидацию, тогда как тесты достиже­ний в основном оцениваются в терминах валидности по содержанию.

Тем не менее нужно признать, что различия между тестами способнос­тей и достижений не столь однозначны. Некоторые тесты способностей могут отражать достаточно конкретную и единообразную предшествующую образовательную программу, а тесты достижений - охватывать относитель­но широкий нестандартизованный курс обучения и использоваться в каче­стве вероятностной информации о возможностях предстоящего обучения. В сущности тесты достижений служат тем же целям, что и тесты способно­стей. Скажем, успехи ученика по математике были определены по его по­казателю в тесте достижений, который можно затем использовать для про­гнозирования его успехов в алгебре. Результаты тестов достижений на под­готовительных медицинских курсах могут как бы предсказывать успешность выполнения программы медицинского факультета.

При рассмотрении различий между тестами способностей и достиже­ний не следует думать, что тесты достижений измеряют эффективность обучения, а тесты способностей - врожденные, не зависящие от обучения способности. Столь ошибочное суждение было достаточно распростране­но на заре психологического тестирования, но в значительной степени пе­ресмотрено при уточнении смысла используемых в психометрии понятий. Без сомнения, все психологические тесты измеряют наличное поведение индивида, а оно неизбежно отражает воздействие прошедшего обучения. Тем не менее факт, что каждый тестовый показатель связан с «прошлым», не устраняет его связи с «будущим».

Важное отличие психологических тестов от педагогических видится в том, что при составлении первых исследователи стараются учесть пред­расположенность учеников к различным видам репрезентативных систем (визуалы, аудиалы, кинестетики) и различные типы интеллекта (вербаль­ный, логический, пространственный и т.д.). К сожалению, в педагогике воз­можности такого учета значительно ограничены, во-первых, преобладани­ем в школе знаково-логической визуальной информации, направленной на развитие соответствующих типов интеллекта. Как правило, от учеников тре­буется воспроизведение рационализированной и вербальной (письменной или устной) информации о фактах. Поэтому часто дети с более развитыми пространственными способностями выглядят неуспевающими, а дети с более развитыми по сравнению с пространственными вербальными спо­собностями кажутся необыкновенно талантливыми.

Многочисленные функции тестов достижений давно признаны в обра­зовании. Как средство выставления оценок подобные тесты хороши своей объективностью и единообразием. Если они должным образом построены, то обладают и другими достоинствами: их содержание адекватно изучае­мому предмету, они сводят на нет в процедуре оценивания действие слу­чайных факторов. Тесты достижений составляют также важный компонент корригирующих программ обучения, поскольку их можно использовать как для выявления учащихся, не способных к отдельным видам обучения, так и для измерения успехов в выполнении корригирующих программ.

При всех типах обучения периодическое применение правильно пост­роенных и соответственно подобранных тестов достижений облегчает этот процесс. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, подсказывают направление последующего и обеспечивают мотивацию обучающегося. Побудительную силу знания своих результатов неоднократно выявляли психологические эксперименты с самыми разнообразными ситуациями обу­чения: варьировали возраст испытуемых и их образовательный уровень. Эффективность такой самопроверки обычно сказывается немедленно. Поэтому, когда проверка достижений применяется главным образом как средство обучения, желательно, чтобы учащиеся узнали о допущенных ошибках как можно раньше.

Кроме того, тесты достижений помогают приспособить курс обучения к потребностям индивида. Учение происходит более плодотворно, когда на­чинается с той стадии, на которой уже находится обучающийся. Проведе­ние тестирования в начале учебного года позволяет предпринять конструк­тивные шаги по ликвидации обнаруженных при выполнении тестов основ­ных пробелов в знаниях учащихся.

Особенно важно в связи с этим видеть многочисленные условия, влия­ющие как на выполнение теста, так и на школьное обучение, в том числе кумулятивное влияние предшествующего и настоящего жизненного опыта, приобретаемого вне школьной среды.

Одна из целей данного пособия заключается в предоставлении будуще­му учителю таких сведений, которые помогут ему повысить собственную пси­хологическую грамотность. Так, интеллект часто связывается с развитыми логико-математическими способностями или высокой осведомленностью человека. Но сегодня такая трактовка представляется явно упрощенной и ограниченной. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте (Г. Гарднер). Возможности творческого развития человека и успешность будущей профессиональной и жизненной адаптации детерминируются с развитием семи видов интеллекта.

1. Вербальный интеллект - это способности, предполагающие уме­ние аргументировать, убеждать, беседовать, поддерживать и учить с помо­щью речевых навыков. Этот вид интеллекта просто необходим журналис­там, адвокатам, писателям, учителям. Тренировка вербального интеллекта успешно происходит в операциях чтения, письма, сочинительства и в про­цессе публичных выступлений (дискуссий, монологов, задавания вопросов и ответов на них).

2. Логико-математический интеллект - умение проводить опера­ции с числами и логикой, способность думать в понятиях причины и след­ствия, формулировать тезисы, развивать концепции, анализировать, клас­сифицировать и обобщать.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта работает в образах, метафорах и пространственных представлениях. Люди с развитым пространственным интеллектом отличаются наблюдательнос­тью, способностью легко ориентироваться на местности и в незнакомой среде, предпочтением выражать свои идеи графически. Этот вид интеллекта является основой профессиональной деятельности архитекторов, фо­тографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков, инженеров.

4. Музыкально-ритмический интеллект связан со способностью че­ловека к восприятию ритмов и мелодий, гармонии и дисгармонии, запоми­нанию музыкальных интонаций, ладов и звукосочетания.

5. Телесно-кинестетический интеллект - интеллект нашего тела. К нему относятся: способность контролировать движения, ловко оперировать частями тела, способность развивать и сохранять физические качества. К со­жалению, в учебном процессе этим интеллектом недопустимо пренебрегают.

6. Межличностный интеллект - под этим понимается способность осуществлять коммуникацию, вступать во взаимодействие с людьми, по­нимать, чувствовать и учитывать уникальность каждого, а также умение адекватно предъявляться, без попытки спрятаться за других, за свои про­екции, шаблоны, стереотипы. Развитие этого интеллекта возможно лишь в условиях интерактивного обучения.

7. Внутриличностный интеллект - наша способность понимать собственный внутренний мир, вести внутренний диалог с собой посред­ством рефлексии, воспринимать возникающие в различных ситуациях чув­ства, распознавать установки и предрассудки, учитывать свои потребнос­ти, принимать различные части, роли и качества своей личности. Внутри-личностный интеллект является фундаментом субъектности человека, т.е. самостоятельности, ответственности, авторства собственной жизни и яв­ляется важнейшим условием социальной зрелости личности.

Упоминание о трех последних видах интеллекта необходимо будущим разработчикам тестов изаданий в тестовой форме для того, чтобы лучше понять назначение этих форм обучения и контроля, их место в образова­тельном процессе. Знание преимуществ и ограничений тестовой формы обучения поможет создать условия системного планирования и всесторон­не продуманной организации образовательного процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.