Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дивья Лока, 2005 5 страница




Комментарий: выполняя созерцание, йогин воспринимает весь мир полностью недуальным способом и рассматривает все проявления, как свои собственные эманации. Эта практика одна из самых сложных и предполагает большие способности к созерцанию. Находясь в таком созерцании, йогин воспринимает весь физический мир как свое тело блаженства, все тонкие проявления божеств он рассматривает как свое энергетическое тело (Пранава-дехам), а их Нерожденную Основу как свой собственный Ум. Подобное состояние, собственно, не является практикой или упражнением, а естественным результатом глубокой погруженности в присутствие.

Весь внешний мир мы рассматриваем как свой собственный безграничный Ум. Мы пытаемся почувствовать, что внешняя реальность создается нашим собственным сознанием и мы ее творцы. Мы воспринимаем бесконечное разнообразие природных ландшафтов, горы, реки, моря и океаны, звездное небо, здания, людей и животных, все, что попадает в поле нашего восприятия, как проявление своего «Я», считая, что все видимое находится внутри нас, а мы сами не имеем ни точки фокусировки (центра), ни конкретных границ, а являемся единой неделимой массой сознания-энергии.

«Почувствуй великий дух одновременно как внутреннее и внешнее до тех пор, пока не объединишься с Бытием Вселенной».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (19)

Этот принцип предполагает смешивание внутреннего и внешнего пространства. Практикуя созерцание, не следует полагать, что наше изначальное осознавание есть некий вид внутреннего наблюдателя (сакши) или тонкого регистрирующего внутреннего осознавания (антарьямина). Думать, что в этом заключается все созерцание, означает оставаться все в том же коконе съеженного личностного восприятия «я». Здесь мы медитируем, пребывая словно на грани между внутренним пространством кувшина, которым являются наше тело и ум, и внешним вселенским пространством. Мы тонко созерцаем, понимая, что разница между внутренним и внешним пространством – условность, созданная нашим ограниченным восприятием, до тех пор, пока мы полностью не утвердимся в понимании такой условности и не объединим внутреннее осознавание с безграничным Бытием Вселенной.

«Ощути субстанции своего тела, такие как кости, мышцы, кровь, насыщенными сущностью безграничного космического пространства».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (23)

Этот принцип заключается в том, что наше тело должно быть включено в созерцание. Он называется «единство блаженства и Пустоты» (махасукха). Это означает, что, пребывая в раскрепощенном осознавании, наша практика касается не только глаз или сознания и ума, но в нее также включено все тело. Каждый канал, энергия и энергетический центр нашего тела объединяются с безграничным пространством. Прана насыщает бесчисленные нади в теле, мы чувствуем вселенную низом живота, нашей грудью, всеми энергетическими центрами. Эта практика похожа на практику раскрытия пяти элементов в Шат-чакра-йоге, когда, концентрируясь на каждой из чакр, йогин доводит состояние каждого элемента до совершенства до тех пор, пока он не засияет как чистое пространство цвета определенного элемента.

«Махасукха» означает «великое блаженство». Блаженство здесь подразумевает энергию, поскольку энергия в нашем теле всегда несет переживания, связанные с наслаждением, блаженством. Это означает, что когда мы медитируем, мы придаем значение ощущениям энергии в районе «нижних врат» (муладхары), нижнего отверстия и в точке между пупком и половым органом (йонистхана). Мы чувствуем, как в этих точках пробуждаются вязкие энергии, тепло, пульсация и, прислушиваясь к этим ощущениям, мы смешиваем чувство пространства с этими энергиями. Этими точками мы настраиваемся на безграничное пространство до тех пор, пока чувство энергии и пространства не будет смешано. Практикуя таким образом, мы можем чувствовать Пустоту нашим элементом земли или муладхара-чакрой, нашим элементом воды или свадхистхана-чакрой, всеми остальными элементами. В процессе такой интеграции мы понимаем, что Пустота нашего осознавания, смешиваясь с различными элементами в чакрах, может иметь различные вкусы и оттенки.

Стадия «самоузнавание»

Когда излучающее внутреннее и внешнее пространство смешались, и субъект полностью воссоединился с объектом, постепенно происходит уравнивание внешнего сознания и сознания внутри. Йогин вступает в фазу самоузнавания, когда он узнает свое «Я» во всех живых существах, во всех объектах. Самоузнавание означает, что просветляющий импульс полностью вошел в ум и тело йогина, и теперь он проявляется как бесчисленные пробужденные качества на благо других живых существ.

Объединив свое сознание с абсолютным «Я», являясь абсолютным «Я», йогин теперь сам обладает способностью манифестировать из себя пробужденные энергии. Нет никаких ограничений таким манифестациям, оно может проявляться как творчество, передача Дхармы, написание священных текстов, обучение многочисленных учеников, сверхестественные силы, создание магических предметов, эманация и излучение иллюзорных тел в различные миры сансары и богов. На уровне сознания оно может проявляться как шесть божественных способностей.

Когда такое сияние достигает совершенства, йогин обретает свою неразделимость с абсолютным «Я». Он более не фиксирован представлениями одного тела и может эманировать из себя бесчисленное множество иллюзорных тел, посылая их во все участки Вселенной, внутреннего и внешнего макро- и микрокосма. Его сияние может проявляться как создание бесчисленных Чистых Стран, способность творить целые вселенные. Эта последняя стадия именуется «самоузнавание».

 

Часть III

Глава 13

Символы методов созерцания

1. Символом медитации «Сон» является мираж.

2. Символом «Атма-вичары» – видение своего отражения в зеркале.

3. Символом «Божественной гордости» является корона и трон, видение себя сидящим на троне.

4. Символ «Нисходящей силы» – падающий снег или изливающийся дождь, пурпурные лучи рассветного солнца.

5. Символ санкальпы «Свет» – светильник, пламя свечи или масляная лампа.

6. Символ «Бесконечного пространства» – чистое звездное или дневное небо без облаков, дымки и примесей.

7. Символ видения «Все едино с умом» – безграничный океан, отражающий в себе все явления и содержащий в себе все.

8. Объясняя способ практики и природу Реальности, ученику показывается символ или даются наставления для размышления над природой символа, чтобы прояснить принцип созерцания.

 

Глава 14

Предварительная тренировка
в поддержании санкальпы

1. Тренировка в поддержании санкальпы с небольшим усилием предлагается начинающим как предварительная практика для вступления в созерцание.

2. Пока пустотная Природа Ума не обнаружена, и созерцание не стабилизировалось, в стадии предварительной практики йогин однонаправленно фокусируется на созерцании самой санкальпы.

3. Санкальпа практикуется методом тонкого усилия, которое в свою очередь является игрой естественного пространства безусильности.

4. Санкальпу следует поддерживать на уровне подступающей концентрации, а не на уровне погруженности в дхьяну, поскольку погруженность в дхьяну будет соответствовать практике контроля активности ума.

5. При созерцании мысли не контролируются как в практике безмятежности. Им позволяется двигаться и естественно самоосвобождаться.

 

Глава 15

Золотое правило
при практике санкальпы

1. Золотое правило при практике созерцания таково: при подлинном созерцании санкальпа не фокусирует ум, сужая и отвлекая его от естественного состояния, а придает ему гибкость, движение и яркость, обнажая и оттеняя основной фон пространства-Основы Всевышнего Источника, подобно изящному украшению, подчеркивающему (а не затмевающему) собственную красоту женщины.

Фоном любой санкальпы, ее внутренним течением, сердцевиной и целью является естественное состояние ума, подобное пространству без усилий, ограничений, точки опоры или фиксации.

Распознание-узнавание этого фона и утверждение в нем является подлинной целью поддержания санкальпы.

2. Санкальпа является частью естественного состояния и всегда интегрирована в созерцательное присутствие, не имеющего фокусировки или мысленной конструкции.

3. Если же санкальпа используется сама по себе, без понимания единства с безусильным пространством естественного состояния, есть вероятность того, что йогин отклонится в избыточное усилие и мысленную ясность искусственного конструирования, присущего низшим тантрам.

 

Глава 16

Пестование санкальпы

1. Когда выполняется практика неотрывного созерцания, подобного струе льющегося масла, санкальпа пестуется и набирает силу.

2. «Пестовать санкальпу» означает поддерживать ее непрерывно с большой внимательностью стоя, сидя, лежа, во время ходьбы, еды, разговора, работы и нужд тела.

3. Пока ум неустойчив в санкальпе, йогину следует беречь свое созерцание, подобно тому, как мать бережет единственное дитя. Йогин должен избегать отвлекающих факторов и периодически проводить время в уединенных ритритах, отклоняя развлечения и разговоры и уделяя внимание только созерцанию.

4. Когда санкальпа набрала силу и ум не отвлекается, йогин может тренировать созерцание в шумных местах, таких как толпы, ярмарки, зрелища, среди отвлекающих факторов. Либо он может порождать в уме и теле различные мысли и желания с последующим их освобождением.

 

Глава 17

Знаки успешной практики

1. Начальные признаки успешной тренировки созерцания таковы:

~ дух йогина безмятежен и отрешен, уходят мирские желания,

~ любовь, сострадание, гармония и чистота поселяются в его душе,

~ ум йогина всегда неизменен, ни радость, ни печаль, ни хула, ни хвала не могут поразить его сердце,

~ чистое, нечистое, доброе и злое он видит одинаково, глазами «единого вкуса»,

~ он перестает держаться за прошлое и планировать будущее, живя настоящим моментом, подобно ребенку,

~ безмятежная медитация сидя и активная повседневная жизнь становятся единым состоянием медитации,

~ его сознание гармонично, гибко и находчиво в любой ситуации.

2. Дальнейшие признаки успешной практики таковы:

~ йогин может созерцать во сне со сновидениями,

~ в снах он видит чудесные пророческие видения, духов, богов и богинь,

~ пять элементов и пять энергий в теле гармонизируются,

~ ум йогина становится свежим, распахнутым и кристально ясным, раскрываются божественные способности: ясновидение, яснослышание, воспоминание прошлых жизней, интуитивное прозрение чужих мыслей, знание тонкого тела,

~ йогин непрерывно пребывает в невыразимом блаженстве, радости и благоговейном восторге.

3. На высших стадиях успешного созерцания:

~ йогин непрерывно помнит себя и созерцает во сне без сновидений,

~ в снах созерцает безграничный, ослепительно яркий Ясный Свет, подобный немыслимому пространству,

~ энергия в теле очищается и с нёба капает восхитительный нектар – вино бессмертия (амрита варуни), который очищает элементы и насыщает тело,

~ весь мир йогин воспринимает как проявление самого себя и своих энергий.

 

Глава 18

Двойные санкальпы

1. Когда созерцание с санкальпой освоено, развивая его, йогин упражняется в поддержании двух санкальп одновременно.

2. Та санкальпа, с помощью которой он созерцает внешний мир, именуется «внешней».

3. Санкальпа, с помощью которой йогин созерцает внутреннее «я», именуется «внутренней».

4. Обе санкальпы исходят из естественного пространства чистого осознавания «я есмь», имея таким образом единый корень – пустотную светоносную Основу вне мысленных построений, спонтанно совершенную без всяких усилий.

 

Глава 19

Главные и подчиненные санкальпы

1. Внутри двойных санкальп по важности выделяют главные и подчиненные. Главная – та, на которой сосредоточена большая часть сознания. Подчиненная – та, на которой сосредоточена меньшая часть ума.

2. Подчиненные санкальпы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Главные санкальпы меняются в редких случаях.

3. Главная санкальпа представляет здесь Всевышний Ум-Основу, подчиненная – подобна его игре или украшению.

 

Глава 20

Виды двойных санкальп

I. Семейство 3 «Сон»

Сон – Атма-вичара

Сон – Чистое видение

Сон – Божественная гордость

Сон – Свет

Сон – Бесконечное пространство

Сон – Нисходящая сила

Сон – Все едино с умом

Комментарий: cемейство санкальп «Это сон» означает, что главной практикой мы делаем осознавание мира как сновидения, как иллюзии. Рассматривая все видимое вокруг нас, мы пытаемся оценить все, как происходящее в сновидении, и не вовлекаться в деятельность, оценки, приятие или отвержение. Мы поддерживаем яркое, бдительное состояние непрерывной внимательности так, как будто бы и в самом деле очутились в осознанном сновидении.

Созерцая с этой санкальпой, мы ходим, не задерживая свой взгляд на конкретных предметах и не давая восприятию увязнуть в чем-либо, помня, что все это – иллюзия, подобная сну. Одновременно у нас присутствует внутреннее чувство наблюдателя, оно связано либо с ощущением «я есмь», либо с чистым видением, либо с божественной гордостью, светом, пространством и т.д. в зависимости от того, какую подчиненную санкальпу мы применяем.

II. Семейство «Атма-вичара»

Атма-вичара – Божественная гордость

Атма-вичара – Свет

Атма-вичара – Бесконечное пространство

Атма-вичара – Нисходящая сила

Атма-вичара – Все едино с умом

Комментарий: при практике санкальп этой разновидности мы делаем главной темой созерцания внимательность к чувству «я есмь». Мы практикуем концентрацию на чувстве «я» одним из трех способов: «забивание гвоздя», «периферийное памятование» или «возвращение».

Одновременно другая, подчиненная часть сознания, направлена на распознавание источника чувства «я есмь». Этот источник может обнаруживаться как божественная гордость, всеобъемлющий свет, пространство, нисходящая сила или чувство всеобщего единства в зависимости от выбранной подчиненной санкальпы.

III. Семейство «Чистое видение»

Чистое видение – Атма-вичара

Чистое видение – Божественная гордость

Чистое видение – Свет

Чистое видение – Бесконечное пространство

Чистое видение – Нисходящая сила

Чистое видение – Все едино с умом

Комментарий: мы направляем главную часть сознания вовне, созерцая внешние события, людей и животных, звуки и запахи и т.д. с точки зрения чистого видения. Все происходящее мы рассматриваем как чистое, совершенное, священное, полное игры проявление мандалы Абсолютного Ума.

Одновременно, внутреннее осознавание направлено на чувство «я есмь», если мы практикуем Атма-вичару в качестве подчиненной санкальпы, либо на божественную гордость, свет, пространство и т.д.

Подчиненные санкальпы подобны украшению на фоне главной – чистого видения, они окрашивают переживание чистого видения дополнительными оттенками, подчеркивая главную тему созерцания.

IV. Семейство «Божественная гордость»

Божественная гордость – Атма-вичара

Божественная гордость – Свет

Божественная гордость – Бесконечное пространство

Божественная гордость – Нисходящая сила

Божественная гордость – Все едино с умом

Комментарий: при практике санкальп этого семейства мы поддерживаем ощущение внутреннего величия, гордости божества. Одновременно присутствует вторичное, периферийное сознание, которому уделяется меньше внимания по сравнению с остальными. Это периферийное сознание направлено либо на чувство «я», либо на ощущение света, пространства, нисходящей силы, либо на чувство всеобщего единства вне субъекта и объекта. Мы как бы распознаем источник божественной гордости, находящийся во внутреннем наблюдателе – чувстве «я», либо в переживании света, пространства и т.д.

V. Семейство «Свет»

Свет – Атма-вичара

Свет – Божественная гордость

Свет – Бесконечное пространство

Свет – Нисходящая сила

Свет – Все едино с умом

Комментарий: главной практикой в этом семействе мы делаем переживание всеобъемлющего, всепроникающего света. В качестве вспомогательной санкальпы мы поддерживаем чувство «я» или чувство божественной гордости, сопровождающими свет в качестве фона. Либо свет может восприниматься как проявляющийся в виде нисходящей силы, имеющей внешнее происхождение, либо мы можем рассматривать свет в аспекте всеобъемлющего единства, где нет разделения на субъект и объект, а все едино с умом.

VI. Семейство «Бесконечное пространство»

Бесконечное пространство – Атма-вичара

Бесконечное пространство – Божественная гордость

Бесконечное пространство – Свет

Бесконечное пространство – Нисходящая сила

Бесконечное пространство – Все едино с умом

Комментарий: мы однонаправленно созерцаем пространство, подобное бесконечной вселенной, одновременно часть периферийного сознания обращена на чувство «я», наблюдателя, как бы находящегося в центре этого пространства (в случае, когда мы делаем Атма-вичару подчиненной санкальпой). Либо наше созерцание пространства сопровождается величием, восторгом, благоговением, ощущением «Я есть Творец» (если мы делаем подчиненной санкальпой божественную гордость). В случае, если мы делаем подчиненной санкальпой свет, мы как бы распознаем светоносность безграничного пространства периферийным пространством.

VII. Семейство «Нисходящая сила»

Нисходящая сила – Атма-вичара

Нисходящая сила – Божественная гордость

Нисходящая сила – Свет

Нисходящая сила – Бесконечное пространство

Нисходящая сила – Все едино с умом

Комментарий: настраиваясь на нисходящую силу, йогин созерцает единую сферу Всевышнего Ума благодаря устранению усилия, невынесению оценок и комментариев, расслаблению, отпусканию и самоотдаче.

Когда созерцание выполняется таким образом, йогин естественно настраивается на мощный поток нисходящей силы, идущий как из внешнего, так и из внутреннего пространства. Возникает устойчивое ощущение, словно через все события, образы и звуки изливается беспричинное благословение, словно йогин получает вселенский даршан от Великого Бинду.

Различия между переживаниями затушевываются и стираются, и вместо них йогин устойчиво созерцает «единый вкус» всех явлений во Вселенной. Одновременно, периферийное сознание воспринимается как внутренний наблюдатель – чувство «я» (в случае, если мы практикуем Атма-вичару как подчиненную санкальпу).

Либо нисходящая сила сопровождается переживанием величия и благоговением – гордостью божества (если мы практикуем божественную гордость как подчиненную санкальпу). При этом эта гордость не связана с чувством эго, а воспринимается как аспект нисходящей силы. Либо нисходящая сила может сопровождаться настройкой на свет, пространство и т.д. в зависимости от выбранной санкальпы.

VIII. Семейство Все едино с умом

Все едино с умом – Атма-вичара

Все едино с умом – Божественная гордость

Все едино с умом – Свет

Все едино с умом – Бесконечное пространство

Все едино с умом – Нисходящая сила

Комментарий: мы рассматриваем весь мир как проявление энергий своего чистого «Я». Нет ни внутреннего, ни внешнего, ни субъекта, ни объекта, весь мир наше единое, большое тело-ум, не имеющее никаких ограничений.

Одновременно часть сознания сосредоточена либо на чувстве «я», еще больше углубляя переживание единства, либо на божественной гордости, даруя ощущение божественного величия, либо на свете, открывая тонкую природу недвойственной Реальности, либо на пространстве, подчеркивая единую основу всего проявляющегося, и т.д.

 

Глава 21

Внешние, внутренние
и недвойственные санкальпы

1. Санкальпы делятся на:

~ внешние (унмилана),

~ внутренние (нимилана),

~ тайные, т.е. недвойственные (пратимилана) 4.

2. Внешняя санкальпа настраивает на созерцательное восприятие внешнего мира.

3. Внешние санкальпы связаны с восприятием объектов и внешнего пространства. К ним относятся:

~ Сон,

~ Чистое видение,

~ Нисходящая сила.

4. Внешние санкальпы используются для очищения видения внешнего мира и развития гибкости в естественном состоянии.

5. Внутренние санкальпы направлены на внутреннюю осознанность. К ним относится Атма-вичара. Внутренние санкальпы помогают развить ясность и различающую мудрость, отделяющую тело-ум от Абсолютного Сознания-пространства.

6. Недвойственные (тайные) санкальпы соединяют внутреннее пространство с внешним. Недвойственные санкальпы считают наивысшими, так как с их помощью завершают путь.

7. К недвойственным санкальпам относятся:

~ Божественная гордость 5

~ Свет

~ Бесконечное пространство

~ Единство с умом

8. Самоосвобождение достигается через внутренние санкальпы, когда йогин непрерывно смещает фокус сознания с мыслей на обнаженное осознавание, связанное с воспоминанием «я».

9. Самотранценденция достигается через внешние санкальпы, когда йогин выходит за пределы ограниченной личности, открываясь превосходящей его внешней вселенской силе, видимой как игра энергий Всевышнего Источника.

10. Благодаря поддержанию внешней санкальпы очищается нечистое видение внешнего мира.

11. Самоузнавание достигается через недвойственные санкальпы, когда йогин признает как состоявшийся факт непостижимое величие, пространственность, светоносность, и всепроникновение своего Исконного «Я».

12. Практикуя упражнения ума в поддержании санкальпы, йогину всегда следует начинать с внутренних санкальп, чтобы развить безопорную ясность обнаженного осознавания, затем следует внутреннюю ясность обратить наружу, объединить ее с объектами внешнего пространства. После следует практиковать с недвойственными санкальпами, чтобы два пространства полностью объединились и все качества были узнаны как всегда присущие сознанию йогина.

 

Глава 22

Вершина мастерства:
тройные санкальпы

1. На высокой стадии созерцания йогин может упражняться в поддержании трех санкальп одновременно. Когда три санкальпы поддерживаются одновременно, такое созерцание называется «тройное намерение» (трайя-санкальпа).

2. Из трех санкальп одна является главной 6, а две другие – подчиненными.

3. Все три санкальпы являются игривым украшением пустотного пространства осознавания «я есмь». Они поддерживаются тонкой волей, исходящей из безусильной «йоги не-медитации».

4. Если йогин впадает в избыточное усилие при практике санкальп, он вступает в отклонение, именуемое «избыточное усилие», тогда безусильное пространство «Я» не постигается из-за фокусировки поверхностного ума на искусственном поддержании санкальпы, вместо пребывания в своем естестве.

5. В тройной санкальпе выделяют внешнюю, внутреннюю и тайную (недвойственную). Внешняя является семенем будущего чистого Тела Проявления 7, плоть которого состоит из чистых элементов.

6. Внутренняя санкальпа является семенем будущего иллюзорного божественного Тела Наслаждения 8, состоящего из тонких праны-ума.

7. Тайная (недвойственная) санкальпа является семенем будущего Тела Мудрости 9 – чистого сознания, подобного бесконечному пространству Вселенной, не имеющему центра.

 

Глава 23

Правило построения сложных санкальп

1. Тройная санкальпа строится с учетом принципа внешнее-внутреннее-тайное.

2. Санкальпа, упоминаемая первой, является внешней, упоминаемая второй – является внутренней, третья является тайной (недвойственной).

3. Если первой является внутренняя санкальпа, то все следующие должны быть также внутренними или недвойственными.

4. Если первой является недвойственная санкальпа, то все последующие должны быть также недвойственными.

 

Глава 24

Грани алмаза:
виды тройных санкальп

I. Семейство «Сон»

Подсемейство «Сон – Атма-вичара»

Сон – Атма-вичара – Божественная гордость

Сон – Атма-вичара – Свет

Сон – Атма-вичара – Бесконечное пространство

Сон – Атма-вичара – Нисходящая сила

Сон – Атма-вичара – Все едино с умом

Комментарий: семейство «Сон» означает, что большая часть внимания уделяется ощущению внешнего мира как сна. Подсемейство указывает на вторую по значимости санкальпу, т.е. при практике санкальп из этого семейства йогин поддерживает внешнюю санкальпу «Сон» как главную, остальные являются подчиненными, т.е. им уделяется меньше внимания.

Большая часть сознания йогина сосредоточена на внешнем мире и осознавании его как полностью иллюзорного, однако внутри присутствует тонкий наблюдатель, удерживается чувство «я». В свою очередь этот тонкий наблюдатель («я») ориентирован на превосходящее его осознавание божественной гордости, света или пространства и т.д.

Подсемейство «Сон – Чистое видение»

Сон – Чистое видение – Атма-вичара

Сон – Чистое видение – Божественная гордость

Сон – Чистое видение – Свет

Сон – Чистое видение – Бесконечное пространство

Сон – Чистое видение – Нисходящая сила

Сон – Чистое видение – Все едино с умом

Комментарий: При практике главной санкальпы «Сон» йогин тренируется видеть мир как сон, одновременно он упражняется в чистом видении всего, что происходит в этом сновидении. При этом его более тонкое осознавание, связанное с чувством внутреннего наблюдателя, ориентировано на чистое «я есмь», либо на ощущении божественной гордости, либо на свет, пространство и т.д., в зависимости от того, на что настроено внутреннее осознавание йогина.

Подсемейство «Сон – Божественная гордость»

Сон – Божественная гордость – Атма-вичара

Сон – Божественная гордость – Свет

Сон – Божественная гордость – Бесконечное пространство

Сон – Божественная гордость – Нисходящая сила

Сон – Божественная гордость – Все едино с умом

Комментарий: здесь йогин, продолжая упражняться в видении внешнего мира как сна, внутри ощущает величие и божественную гордость. Т.е. сновидец, который видит «сон» внешнего мира, ощущает себя божеством в сновидении. В свою очередь, тонкое мироощущение себя как божества исходит из чего-то большего и более тонкого – тайной санкальпы, такой как памятование ощущения «я», «свет» переживания бесконечного пространства, ощущения нисходящей силы или чувства единства своего «я» со всем сущим во вселенной, в зависимости от того, к какой практике склонен йогин.

Подсемейство «Сон – Свет»

Сон – Свет – Атма-вичара

Сон – Свет – Божественная гордость

Сон – Свет – Бесконечное пространство

Сон – Свет – Нисходящая сила

Сон – Свет – Все едино с умом

Комментарий: медитируя на внешний мир как сновидение, йогин поддерживает внутри непрерывное ощущение света, в свою очередь свет основывается на еще более тонком пустотном переживании чувства «я» или божественной гордости, пространства, нисходящей силы или ощущения «я есть все», в соответствии с избранной санкальпой. Все три санкальпы погружены в единое состояние присутствия.

Подсемейство «Сон – Бесконечное пространство»

Сон – Бесконечное пространство – Атма-вичара

Сон – Бесконечное пространство – Божественная гордость

Сон – Бесконечное пространство – Свет

Сон – Бесконечное пространство – Нисходящая сила

Сон – Бесконечное пространство – Все едино с умом

Комментарий: в этом подсемействе йонин одновременно удерживает внешнее мироощущение мира как сна, внутри переживая бесконечное пространство, которое в свою очередь основано на одной из выбранных тайных санкальп. Несмотря на то, что «Сон» является внешней санкальпой, здесь ощущению сна уделяется главная часть внимания, а переживание бесконечного пространства и ощущение «все едино с умом» являются дополнительными украшениями к естественному состоянию.

Подсемейство «Сон – Нисходящая сила»

Сон – Нисходящая сила – Атма-вичара

Сон – Нисходящая сила – Божественная гордость

Сон – Нисходящая сила – Свет

Сон – Нисходящая сила – Бесконечное пространство

Сон – Нисходящая сила – Все едино с умом

Комментарий: поддерживая ощущение сна, йогин настраивается на нисходящую силу, в центре которой он обнаруживает «я есмь»-ность, или пространственность, или светоносность, в зависимости от выбора санкальпы. Все три санкальпы практикуются нераздельно, без избытка умственных усилий, будучи погруженными в естественное присутствие и являясь его украшениями.

Подсемейство «Сон – Все едино с умом»

Сон – Все едино с умом – Атма-вичара

Сон – Все едино с умом – Божественная гордость

Сон – Все едино с умом – Свет

Сон – Все едино с умом – Бесконечное пространство

Сон – Все едино с умом – Нисходящая сила

Комментарий: рассматривая мир как сон, йогин поддерживает внутри ощущение тотального единства мира и «я», пытаясь видеть внешний мир как проявление своего сознания, одновременно ощущение единство опирается на тонкое переживание «я есмь»-ности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.