Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия




ЛЕКЦИИ

Тема 4.1. Объемная форма

По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси), отличаясь компактностью. В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде, а не в условиях замкнутого пространства, например, рядом с ограничивающей его плоскостью.

Важный композиционный признак объемной формы – ее геометрический вид. По этому признаку можно выделить (аналогично простым плоским геометрическим фигурам – квадрату, прямоугольнику, треугольнику, шару и т.д.) основные виды объемных форм. Это – куб, параллелепипед, конус, пирамида, шар и т. д. Каждый из этих видов имеет свой пластический характер, обусловленный пространственным соотношением образующих объемную форму плоскостей.

Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в зависимости от степени открытости. Эта степень зависит от заполнения объемной формы пространством. В зависимости от нее объем разделяется на три основных вида: закрытый, полуоткрытый и открытый (см. таблицу 1). Первый характеризуется отсутствием в нем пространства, замыканием формообразующих плоскостей и предельной плотностью массы. Второй – частичным ограничением формы и разным, в том числе и профильным, расположением в ней плоскостей относительно друг друга. Третий – формообразованием за счет использования исключительно линейно-пластических элементов. Каждый вид выделяется специфическим композиционно-пластическим характером. Закрытая форма монументальна, полуоткрытая – легкая, открытая – совсем воздушная, пронизанная пространством.

Таким образом, строится развернутая система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и открытостью. Наглядно она представлена в таблице 1. Этой системой выявляется большое разнообразие объемов при определенной схожести и различии их пластических свойств. На ее основе можно строить объемные композиции, подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические элементы.

К сказанному следует добавить, что композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении – структуре. Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния – моноструктура и полиструктура или форма, собранная из нескольких разнохарактерных по пластике элементов. Когда последние измельчены и их так много, что они теряются, «растворяются» в общей массе объемной формы, которая по своему структурному состоянию переходит в свою противоположность – в монообъем. Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность.

В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактурно-рельефной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в случае большого количества, ведет к нивелировке этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих объемную композицию, обеспечивает ей необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов – линейных, плоскостных и, собственно, объемных.

Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может «сыграть на руку» тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме.

Большое значение в выявлении пластического характера объемной формы имеет ее пластическая моделировка. Основные приемы такой моделировки показаны в таблице 2. Они чрезвычайно разнообразны и подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема.

В дополнение к ним выступают приемы графической моделировки объемной формы. Основные ее виды представлены в таблице 3. Такая моделировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней, сохранение или разрушение графикой объема (см. рис. 1) и др. В принципе каждая композиционная задача требует поиска своего приема графическо-пластической моделировки объемной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков. Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов.

 

Таблица 1. Основные виды объемных форм

                     
 
1. кубические формы
 
 
2. цилиндрические формы
 
   
3. пирамидальные формы
 
   
3. фаровидные формы
 
   
3.«купольные» формы
 
   
3. складчатые формы

 

 


6. складчатые формы
5. «купольные» формы
4. шаровидные формы
8. смещение
7. наклон
4. срез вершины
Таблица 2. Основные приемы пластической моделировки объемной формы

           
   
 
 
5. срез ребра
 
6. скругление грани
 
 

                   
   
12. «врезка»
   
 
 
   
 
13.пронизывание
 
14. наложение
 

 

 


Таблица 3. Основные приемы графической моделировки объемной формы

 

                               
 
1. выделение объема
 
2. низа
 
3. верха
 
4. вершины
 
 
 
5. грани
 
6. лицевой плоскости
 
7. оси
 
8. ребер
 
 
   
 
9. главного элемента
 
10. среза
 
 
 
13. выступа
 
14. выемки
 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 
Рисунок 1. Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию

 


Тема 4.2. Виды объемной композиции

Разновидности объемной композиции. Объем – первичная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обтекаемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем – одна из самых активных форм. Недаром великий французский художник П.Сезанн (1839 - 1906) говорил, что все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера.

Объем в архитектуре, как правило, «скорлупа» вокруг пространства, имеющего определенное назначение. Внутреннее пространство влияет на формообразование объема, но необязательно вполне соответствует ему. Внешний объем выполняет не только роль ограждения, но и служит носителем определенной художественной концепции.

Взаимодействие массы объемов и пространства, как внешнего, так и внутреннего, присуще любому произведению архитектуры и определяется главным образом концепцией зодчего – автора конкретного сооружения. Масса объемов и пространство всегда взаимодействуют в неразрывном единстве.

При рассмотрении конструктивной структуры сооружения под массой понимают физическую массу конструкций (стен, перекрытий и т.п.). При решении объемно-пространственной композиции сооружения за массу принимается объем не только самих конструктивных элементов, но и пространство, заключенное внутри воспринимаемых извне границ сооружения, а за пространство – внешнее пространство, непосредственно взаимодействующее с объемом, которое для краткости изложения можно назвать межобъемным (см. рис. 2).

Объемная композиция определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преобладает именно объем, его масса, а пространство композиционно подчинено ему. Определение соотношения массы объемов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов. Этот факт вносит определенную степень субъективности в рассмотрение композиции. Особенно в тех сооружениях, в которых соотношение массы и пространства находится в относительно равных пропорциях.

В архитектуре существует множество различных вариантов взаимодействия массы объемов и межобъемного пространства, которые объединяются в группы в соответствии с наиболее общими или типичными признаками этого взаимодействия. Существуют три наиболее характерных типа объемной композиции:

I. Объемная композиция представляет собой относительно замкнутый объем, подчиненный форме одного простого или сложного геометрического тела. Внешнее пространство омывает форму, не проникая в его массу (см. рис. 3). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов, сходных по принципу подчинения композиции одному простому или сложному геометрическому телу при условии, что внешнее пространство омывает объем со всех сторон. Например, объемная композиция здания муниципалитета в Курасике является композицией первого типа, форма его подчинена параллелепипеду. Проникновение пространства в объем между мощными опорами в первом этаже не нарушает цельности параллелепипеда.

В группе композиций данного типа наиболее характерны два варианта решения: а) когда композиция подчинена форме одного геометрического тела; б) когда композиция подчинена форме нескольких сопряженных в основной своей части объемов одинакового или различного геометрического вида (см. рис. 2, 3).

II. Объемная композиция представляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объемные элементы, связанные между собой (см. рис. 4). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов решения. Например, композиция Успенского собора в Кеми (Карелия) является композицией второго типа. В ней отчетливо видны объемы трех восьмериков с шатровыми покрытиями, которые покоятся на нижних кубических, связанных между собой переходами. Внешнее пространство активно проникает между этими объемными элементами.

В группе композиций данного типа выделяется три наиболее характерных варианта решения: а) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении; б) когда композиция построена на сочетании различных объемов, образующих замкнутое (атриумное) пространство; в) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внешнее пространство в горизонтальном направлении образующих курдонеры (см. рис. 4 и 2, в, г). Пространство пронизывает композицию в различных направлениях: в вертикальном, расчленяя сооружение преимущественно в верхней части (см. рис. 4, а), например, композиция готических соборов, многоглавых деревянных и каменных церквей, или в горизонтальном направлении, расчленяя сооружение на блоки и образуя курдонеры (см. рис. 4, б). Так решены композиции сооружений русского и европейского классицизма, многих современных учебных заведений, санаторных комплексов и других сооружений, в которых функционально необходима внутренняя связь всех объемов. В сооружениях, композиция которых включает атриумное пространство (египетские храмы, итальянские палаццо, современные общественные сооружения с внутренними двориками и т.п.) пространство проникает в вертикальном направлении (см. рис. 4, в).

III. Объемная композиция представляет собой сочетание нескольких отдельно стоящих объемов (является переходным типом от объемной композиции к пространственной). Внешнее пространство, омывал каждый объем, подчиняется их массе (см. рис. 5). Этот тип объемной композиции объединяет множество вариантов решения по принципу сопоставления отдельно стоящих объемов при условии подчинения межобъемного пространства массе этих объемов. В группе композиций данного типа выделяется два наиболее характерных варианта решения: а) когда композиция строится путем сопоставления отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции; б) когда композиция сгруппированных объемов размещается на определенной территории, не имеющей материальных границ (см. рис. 5 и 2, д, е).

Приемы и средства построения. Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу «от общего к частному», соответствующие реальному процессу проектирования. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы: 1 – определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной композиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего пространства; 2 – определение соотношения объемов между собой. Здесь определяются и уточняются геометрические характеристики объемов, приводится к гармоничному единству их взаимодействие; 3 – пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы элементов, гармонизация элементов и деталей сооружения.

Сравнивая между собой три типа объемной композиции, легко заметить, что композиционное решение становится все более многослойным по мере увеличения активности межобъемного пространства. Если в композиции I типа (см. рис. 2) гармонизация осуществляется главным образом на уровне пластической разработки поверхностей объема, то в композициях II и III типа прежде всего уточняется соотношение массы объемов и межобъемного пространства, затем находится гармоничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически разрабатывается каждый объем в композиционной взаимосвязи, с общим решением художественного образа. На каждом этапе построения композиции те или иные композиционные средства становятся наиболее активными. Так, при определении соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно используются «положение в пространстве» и «величина»; при организации архитектурных объемов – «симметрия», «асимметрия», «тождество», «нюанс», «контраст» и «геометрический вид»; при пластической разработке поверхностей архитектурных объемов – «пропорции», «членения», «цвет», «фактура», «метр», «ритм». Все композиционные средства могут использоваться на каждом этапе построения архитектурной формы, к примеру, «пропорции» могут меняться при определении «величины» и при выборе «геометрического вида» объема.

 

 
 

 

           
   
Рисунок 2. Взаимодействие массы объемов и внешнего пространства: а, б – внешнее пространство омывает объем со всех сторон; в, г – внешнее пространство проникает в массу объема; д, е – внешнее пространство разделяет объемы на самостоятельные элементы композиции
 
 
Рисунок 3. Внешнее пространство омывает объем со всех сторон и композиция подчинена форме: а – одного геометрического тела; б – нескольких сопряженных в основной своей части объемов одинакового или различного геометрического вида.
 
Рисунок 4. Внешнее пространство, проникая в массу, выделяет объемные элементы, связанные между собой, и композиция подчинена сочетанию объемов: а – развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении; б – образующих замкнутое атриумное пространство; в – развивающихся во внешнее пространство в горизонтальном направлении и образующих курдонеры.
 

 

 

       
   

 

 

 
 
Рисунок 5. Внешнее пространство, омывая каждый объем, подчиняется их массе: а – сопоставление отдельно стоящих объемов, выделенных из окружающего пространства материальной границей; б – сгруппированные объемы размещаются на определенной территории, не имеющей материальных границ.
 
 

Тема 4.3. Выявление объемной формы

Задача в данном случае заключается в том, чтобы выявить характер объемной формы и решить ее как объемную композицию. Решение начинается с оценки характера и особенности формы. Форма может иметь следующие особенности: 1) соотношение сторон: грани по трем координатам равны или почти равны (см. рис. 6). К этим формам относятся куб, параллелепипед. Возможны другие формы: шар, конус и т.д. Преобладание вертикальной координаты над другими (см. рис. 7), преобладание горизонтальных координат над вертикальной (см. рис. 8); 2) в плане форма может быть: простой геометрической фигурой (см. рис. 9), сложного очертания (см. рис. 10); 3) положение в пространстве главной оси формы: вертикальное направление (см. рис. 11, а), горизонтальное (см. рис. 11, б) и наклонное (см. рис. 11, в).

Таким образом, объемная форма может иметь горизонтальный, вертикальный или наклонный характер в зависимости от величины граней и положения к горизонту.

В некоторых случаях форма может быть усложнена применением поверхностей различной кривизны: сферической, двояковыпуклой и т.д.

При оценке характера формы необходимо изучить условия восприятия формы зрителем. Форма может находиться в открытом пространстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой обход формы (см. рис. 12).

В другом случае, объем может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из нескольких точек зрения и второстепенные (см. рис. 13).

Чтобы выявить объем, необходимо ввести соответствующие элементы, подчеркивающие характер данного объема, положение его в пространстве, сделать его выразительным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, композиционно законченным. Композиция должна восприниматься в развитии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.

Для выявления объемной формы, так же как и для выявления фронтальной поверхности, используются следующие приемы, обусловленные характером самой формы: 1) членения: по характеру – полные и неполные (см. рис. 14); по направлению – вертикальные, горизонтальные (см. рис. 15) и наклонные (см. рис. 16); по очертанию – прямолинейные, криволинейные, ломаные и сложные (см. рис. 17); по пластике – членения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглубленными (см. рис. 18); 2) сопоставление контрастных поверхностей (см. рис. 19); 3) сопоставление массы и пространства (см. рис. 20); 4) фактура и цвет.

Последний прием применяется лишь для придания композиции большой выразительности и законченности.

Для композиционного решения можно использовать один или несколько перечисленных приемов. Главное, чтобы решение было лаконичным и давало ясный ответ на поставленную задачу.

           
     
 
 

Если композиция имеет одну или несколько главных точек зрения, то, естественно, композиция с этих сторон должна решаться более активными средствами. Другие стороны могут быть решены более лаконично и подчеркивать основную тему.

           
 
Рисунок 6. Тождество сторон объемной формы – куб
 
Рисунок 7. Форма развита по вертикали
 
Рисунок 8. Форма развита по горизонтали
 

 

 

 
 

 
 
Рисунок 9. Простые геометрические очертания формы в плане

 

 
 

 
 

 

 
 

 

       
   
 

       
   
Рисунок 13. Форма имеет более сложную ориентацию для восприятия
 
Рисунок 12. Движение зрителя вокруг формы
 

 

 

 
 

           
   
Рисунок 14. Полные и неполные членения формы
 
 
Рисунок 15. Схема. Вертикальные и горизонтальные членения объема
 
Рисунок 16. Схема. Наклонные членения формы
 

 

 

       
   
 

 

       
   
 

       
   
Рисунок 18. Схема. Пластика членений
 
Рисунок 17. Схема. Очертания членений
 

 
 

 
 

       
 
Рисунок 19. Схема. Сопоставление контрастных форм
 
Рисунок 20. Схема. Сопоставление массы и пространства
 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Степанов, А.В. и др. Объёмно – пространственная композиция: Учеб. для вузов/А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова. – М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. – 256 с.: ил.

2. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие/В. Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2007.- 239 с.: ил.

3. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии / Авт.-сост. М. В. Адамчик. – Минск: Харвест,2010. – 192с.

4. Араухо, И. Архитектурная композиция/ И. Араухо.- М.: Высшая школа, 1982.-150с.

5. Кринский, В. Ф. и др,. Элементы архитектурно-пространственной композиции/ В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. - М.: Стройиздат,1968. - 120с.

6. Чернышёв, О. В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна /О. В. Чернышёв. — Минск: Харвест, 1999.-310с.

7. Мелодинский, Д. Л.Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: учеб.пособие / Д. Л. Мелодинский. — М.: Архитектура-С, 2004.-240 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 5465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.