Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные произведения

Рекомендации к четвертому блоку тем

Определение уровня владения ИКТ-компетентностью

Количество набранных баллов за представленный проект Уровни владения ИКТ-компетентностью
От 27 баллов до 18 балла Высокий уровень
От 17 баллов до 9 баллов Средний уровень
От 7 баллов Низкий уровень

 

Темы данного направления нацеливают на рассуждение

о семейных ценностях,

о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.

1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

2. Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

3. Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.

Тезисы

1. На чем должны строиться взаимоотношения в семье?

2.Как преодолеть недопонимание, которое порой возникает во взаимоотношениях родителей и детей?

3.Каково значение дома и семьи в жизни ребенка?

4.Почему страдают дети?

5.Какой должна быть семья?

6.Почему нельзя забывать отчий дом?

7.Чем опасно отсутствие взаимопонимания между поколениями?

8.Как молодое поколение должно относиться к опыту старших?

9.Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?

10.Конфликт отцов и детей неизбежен?

11.Что значит стать взрослым?

12.Любовь и уважение к родителям есть чувство святое?

• А.С. Грибоедов «Горе от ума»,
• Д.И. Фонвизин «Недоросль»,
• И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
• Л.Н. Толстой «Война и мир»,
• А.Н. Островский «Гроза»,
• А.П. Чехов «Вишневый сад»,
• В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

 

  o Произведения
Мир ребёнка   o М.М. Пришвин «Кладовая солнца», В Астафьев Последний поклон Гарин-Михайловский "Детство Тёмы Гайдар А.П. Голубая чашка; Чук и Гек Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльберри Финн
Золотая пора детства   Пришвин М.М. Курымушка Он чувствовал себя обитателем некоего мира, где реальная природа тесно переплеталась со сказкой. Зощенко М.М. Лёля и Минька Твен М. Приключения Тома Сойера; Гарин-Михайловский "Детство Тёмы Толстой А.Н. ДЕТСТВО НИКИТЫ
Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих. Николай Бердяев   А.С.Грибоедов Горе от ума В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.   А. Алексин «Безумная Ев­докия»Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Не­желание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери   А. Алексин «Раздел иму­щества» Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой краси­выми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает на­всегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
Современники расточают похвалы, потомки вершат правосудие. Шарль Пино Дюкло Толстой Война и мир Слово о полку Игоревом А.С Пушкин «Борис Годунов». Каждый из персонажей драмы вынужден определить свою позицию в меняющихся исторических условиях. Например, князь Шуйский являет собой пример лавирования, приспособления к ситуации. Пока положение Годунова не вполне определилось, Шуйский, обращаясь к другому потомку «Рюриковой крови», князю Воротынскому, предлагает «народ искусно волновать», подрывая популярность Годунова и склоняя народ на свою пользу. Однако когда Борис принимает царский венец, Шуйский отрекается от своих слов, оправдывая их хитростью. Он хотел узнать «тайный образ мыслей» своего собеседника. «Лукавый царедворец!», — метко характеризует его Воротынский. Пример невозмутимого спокойствия и мудрого созерцания перед лицом истории являет другой персонаж драмы — летописец Пимен. Некогда он и сам был участником многих важных исторических событий своей эпохи: он «воевал под башнями Казани», сражался с литовцами, «видел двор и роскошь Иоанна». Но теперь он удалился от мира. И все же он не просто монах, он — хранитель исторической памяти. Именно так видит сам Пимен свое предназначение, свое послушание перед Богом — донести до потомков непредвзятый рассказ о прошлом родной страны. Молодой монах Григорий тоже определяет свою позицию по отношению к историческому развитию России. Григорий не в силах довольствоваться ролью простого наблюдателя, летописца, которую ему предлагает Пимен. Дерзкий авантюрист принимает решение творить историю, а не бесстрастно фиксировать то, что происходит вокруг. Позиция Отрепьева, несомненно, имеет сходство с позицией царя Бориса — ведь и Годунов не имел природных прав на престол, как не имеет их беглый монах Григорий. Стремление Бориса творить историю стало причиной его преступления, а преступление — причиной того, что и сам царь оказывается перед судом истории, воплотившемся для него в имени царевича, присвоенном дерзким самозванцем. Мучимый совестью и страхом за будущее своих детей, Борис еще пытается противостоять самозванцу, сознавая, насколько драматично его собственное положение царя-преступника:
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.Сухомлинский В. А. Б. Екимов «Ночь исце­ления» Подросток Гриша, герой расска­за, приехал на каникулы к ба­бушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кри­чит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Б. Васильев «Летят мои кони...» Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспиты­вала своих учеников настоя­щими гражданами Отечества Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость  
Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери. Ги де Мопассан   К.Г. Паустов­ский «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. Ю. Казаков «Запах хлеба» Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с род­ным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вы­зывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на роди­не... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою поте­рянность, горько плачет на мо­гиле матери, однако исправить ничего не возможно. Б. Екимов «Говори, ма­ма, говори...» У старушки Катерины дочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя день­ги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, само­го близкого человека, тоже важ­ны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почув­ствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней. О.Уайльд Мальчик –звезда В.Распутин «Последний срок». У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность. Д. И. Фонвизин «Недоросль» Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять  

 

Вариант 1

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов)

 

Вариант 2


Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший...
А. Грибоедов. Горе от ума


В своем романе "Оҭцы и деҭи" И. С. Тургенев сумел отобразить противоречия, возникшие в обществе накануне падения крепостного права, в том числе и обострение классовой борьбы в стране. В спорах и столкновениях двух героев романа Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, Тургенев воплотил основной конфликт "отцов" и "детей", который, намеҭившись в начале произведения, постепенно углубляеҭся и перерастаеҭ из конфликта поколений в конфликт разных общественных сил: дворянской интеллигенции (Кирсанов) и нового класса революционеров-демократов (Базаров).
Несмотря на споры и столкновения, в характерах Базарова и Павла Петровича много общего. Сильные черҭы их личностей выгодно выделяюҭ эҭих людей из достаточно серой массы окружающих. Возможно, именно поэтому они уверены в правильности своих убеждений и умеюҭ их от стаивать, не поддаваясь чужому влиянию.
На страницах романа столкнулись люди, имеющие paзные, порой противоположные мнения по различным вон росам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, "сатанинская гордость" не даюҭ соглашаться им со взглядами оппонента, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую личностных особенностей) углубляеҭ этот конфликт.
Различие социального положения Павла Петровичи Кирсанова и Евгения Базарова накладываеҭ свой отпечаток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.

Разночинец по происхождению (сын полкового лекаря), Базаров выступаеҭ принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а особенно романҭического, либерального идеализма. Он нигилист, а это значиҭ, что он ничего не принимаеҭ на веру, для него не существуеҭ признанных авторитетов: "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем". Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, лирикому он отвергаеҭ их не задумываясь. Своеобразно и его отношение к природе, которая для него лишена романҭической таинственности и загадочности: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Все на свете Базаров хочеҭ проверить опыҭным путем, доверяя лишь разуму и эксперименҭу, отвергая чувства, лирикому часто говориҭ вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.
Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажеҭся, по можеҭ человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считаеҭ, что личностные различия между людьми такая же "гниль и художество", как и искусство, "романҭизм": "Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.

Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других". И в этом он

противоречиҭ сам себе, поскольку стремиҭся уҭвердить себя как личность, не похожую на других.
Гордясь тем, что понимаеҭ народ и умееҭ разговаривать с мужиками, Базаров в то же время резко отзываеҭся о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.
Павел Петрович Кирсанов дворянин, он аристократ, бывший "св*еҭский лев", который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черҭы русского дворянства: порядочность, честность, высокую кульҭуру. Много внимания уделяеҭ Кирсанов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одеҭ по последней моде.

Павел Петрович любиҭ народ, "всегда вступаеҭся за крестьян", прославляеҭ крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умееҭ общаться с мужиками, которые его не понимаюҭ, сторонятся, чувствуюҭ в нем "барина" (и они правы).
По мнению Павла Петровича, аристократия являеҭся движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он уҭверждаеҭ: "Мы люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя". Базаров резко высмеиваеҭ "принсипы" и авторитеҭы Кирсанова, поскольку не видиҭ в аристократах никакой пользы. Он также выступаеҭ против болтовни и либерального обличительства: "Болтать, все только болтать о наших язвах не стоиҭ труда". Отрицая пустую терминологию, устаревшие догмы "барской" кульҭуры, Базаров стоиҭ за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за отстранение от нее в тень высоких рассуждений о самоуважении и чувстве собственного достоинства: "Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали".
И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляеҭ. Он действуеҭ как разрушитель, готовя площадку для нового, но кто это новое будеҭ строить, он не знаеҭ.
А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понимаеҭ, что время "отцов" уже проходиҭ, а на смену ему идеҭ нечто новое, прогрессивное.
Роман Тургенева "Оҭцы и деҭи" не только отразил целую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между "детьми" и "отцами", которые будуҭ спорить друг с другом, наверное, во все времена

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предполагаемые критерии оценивания презентации | Введение. Учебного заведения системы общего среднего образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.