Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кадриль




ВАЛЬС.

 

Вяземский: Дорогая Зинаида Александровна! Я получил вашу записку. (читает) «Уважаемый князь, приходите ко мне непременно… Если мотылек Пушкин уловим, приведите его ко мне…»

Зинаида Волконская: Петр Андреевич, он же здесь.

Пушкин: "Борис Годунов".

Кремлевские палаты. 1598 год, 20 февраля. Князья Шуйский и Воротынский.

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за кем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ.

Как думаешь, чем кончится тревога?

З. В.: Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно. До сих пор кровь приходит в движение при одном воспоминании.

В.: Мы услышали простую, ясную, внятную и вместе с тем, пиитическую увлекательную речь.

Дама: Первые явления мы выслушали тихо и спокойно или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. Что было со мною, я и рассказать не могу…

(Пушкин заканчивает чтение)

Пушкин: Что ж вы молчите? Кричите: Да здравствует царь Димитрий Иванович!.. Народ безмолвствует.

(Пауза. Молчание. Аплодисменты. Все уходят).

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

 

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный Спаситель -

 

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

 

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

 

 

¾ В декабре 1828 г. на балу у танцмейстера Йогеля Пушкин встретил свою будущую жену Наталью Гончарову.

¾ Ей тогда было 16 лет.

¾ В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот вечер поражала всех классической, царственной красотой.

¾ Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства и вот наконец 18 февраля 1831 года свадьба состоялась.

¾ Перебирая ворох мемуаров и писем того времени, мы все время обнаруживаем поэта в светской толчее.

¾ то танцует на балу у Екатерины Алексеевны Долгорукой,

¾ то снова на балу у Анастасии Михайловны Щербининой,

¾ то он сам делает бал в своей арбатской квартире.

¾ Когда-то он любил свет

¾ Во дни веселий и желаний я был от балов без ума…

¾ Но это время давно прошло.

¾ Теперь он предпочитает тишину своего кабинета или долгие разговоры с приятелями, с теми, которые его понимают.

¾ A приходится "кружиться в свете",

¾ Потому что успехи Натальи Николаевны в обществе непрерывно шли в гору.

¾ Очень скоро уже не Пушкин стал освещать балы своей славой, а она - первейшая, всех собою восхищавшая.

¾ "Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове", куда принято было приглашать только лиц с придворными званиями.

¾ Именно поэтому в 1834 году Пушкину было пожаловано звание камер-юнкера,

¾ Царь сразу достигал двух целей: сделал для себя возможными частые встречи с Натальей Николаевной, и глубоко унизил Пушкина.

¾ Он был признанный поэт и равных себе на поприще литературы не имел.

¾ И вот теперь его равняли с юнцами, у которых за душой, кроме происхождения не было ничего.

¾ Над ним посмеивались почти в открытую.

¾ Пушкин был в бешенстве,

¾ А Наталья Николавна — в восхищении, что ей открылся доступ в Аничков дворец.

¾ Жизнь в "лучшем обществе" становится помехой для творческого труда.

¾ Именно сейчас, время, проведенное в Михайловской ссылке, поэт стал воспринимать как годы истинного счастья.

¾ В то же время порвать придворную цепь не удается.

 

(Недалеко от колоннады сидит Пушкина, а рядом с ней – Николай I)

 

П.: Ваше величество, Вы утомлены?

Н.: Никто не знает и никогда не поймёт, какое тяжкое бремя я обречён нести…

П.: Не огорчайте нас всех такими печальными словами.

Н.: Вы искренни? О да. Разве могут такие ясные глаза лгать? Ваши слова я ценю…. Но одно всегда страшит меня, стоит мне взглянуть на вас…

П.: Что же это?

Н.: Ваша красота. О, как она опасна! Берегите себя, берегите! Это дружеский совет, поверьте мне.

П.: Ваше участие, Ваше величество, для меня большая честь.

Н.: Я не знаю почему, но каждый раз, как я выезжаю, какая-то неведомая сила влечёт меня к вашему дому, и я невольно поворачиваю голову и жду, что хоть на мгновенье мелькнёт в окне лицо…

 

(Николай начинает целовать руку Пушкиной, из гостиной выходит камер-юнкер, подходит к Николаю I)

Камер-юнкер: Ваше императорское величество, её императорское величество приказала мне доложить, что она отбывает с великой княжной Марией через десять минут.

(Пушкина встаёт, приседает, выходит в гостиную, скрывается.)

 

Н.: Когда я разговариваю, меня нельзя перебивать. Болван!

(Николай I встаёт и уходит. В зимний сад, сбоку, пробирается вторая устремляется в чащу.)

Дама 1: Осторожнее, место занято.

Дама 2: Ба! Княгиня! Да вы, как видно, отшельница?

1: Вы тоже. Ну что же, присаживайтесь. Что-что, а шампанское хорошее.

2: Бал-то каков? Любите, княгиня, балы?

1: Обожаю. Сколько сволочи увидишь! (Пьют)

 

¾ Пушкин последних лет всё более убеждался в том, что окружающий его Петербург глубоко ему враждебен.

Песня «Шинели секундантов на снегу» (2 куплет)

 

¾ Но враждебность должна быть направлена на противника, противника живого, имеющего лицо, а не безликую анонимную серую силу.

¾ Между тем именно безликость и анонимность были основными чертами николаевского общества

¾ Пушкин чувствовал себя под постоянным надзором

¾ Письма, даже семейные – читались

¾ Надзор этот был мучителен, но он не имел лица

¾ Анонимны были придирки цензуры

¾ Безлика и неуловима светская сплетня

Песня «Шинели секундантов на снегу» (3 куплет)

 

¾ Наконец враг показал лицо

¾ Это был молодой двадцатидвухлетний красавец Жорж Дантес

¾ Дантес увлёкся Натальей Николавной и вскоре уже не скрывал своих чувств.

¾ Это стало новым толчком для сплетен и кривотолков в обществе

 

Песня «Шинели секундантов на снегу» (1 куплет)

Нессельроде: Честь имею поздравить моего подчинённого с камер-юнкерством

Пушкин: О, благодарю вас, ваше превосходительство, до сих пор все надо мной смеялись – вы первый, кто меня поздравил.

Нессельроде: С вашими способностями, Пушкин, до камергерского ключа совсем не далеко, а пока попробуйте мороженого по моему рецепту

Сплетники:

- Похож, мартышка

- Уж лучше бы ты его к себе приписал

- В моей канцелярии служить он отказался

- Этих рифмоплётов нельзя допускать до приличного общества

- Шуты гороховые!

- Господа, Пушкин, конечно, шалопай, но если его речи и перо направить в нужное русло, то выгодно может быть не только государству, но и …

- Это исключено!!! А пока этот шалопай имеет наивреднейшее влияние на государя-императора. И камер-юнкера он получил путём ловких интриг

- А нужно ли ему интриговать, имея красавицу жену? Государь от неё в восхищении.

 

Дантес (во время танца, Наталье): Я вас люблю, я вас обожаю

Н.: Как ужасно, что я могу говорить вам о любви только во время танца!

Д.: Я не могу жить без вас

Н.: Благодарю за танец

Пушкин: Ну и что тебе сказал этот Дантес?

Наталья: Как я устала…Что он безумно влюблён…

Пушкин: …Я принесу тебе мороженое а-ля Нессельроде. Дай Бог нам с тобой не отравиться.

Сплетники:

- Молодой француз ухаживал за одной красивой русской дамой. Муж ничего не подозревал.

- Господа, господа!

- Начался сезон охоты, а рога уже слышны!

(подбегает к Пушкину из-за спины и ставит рога. Пушкин оборачивается – тот закрывается маской. Все смеются).

 

¾ В свете значимость бала была необыкновенно велика.

¾ Даже сам факт присутствия на балу означал принадлежность к высшему обществу.

¾ Каждый бал был своеобразным "светским парадом", который демонстрировал тонкости дворянской культуры, особый тип поведения, имеющий свои особенности, связанные с придворным смыслом и столичным блеском.

¾ Бал являлся областью непринуждённого общения, светского отдыха, местом, где звания и чины уступали общественному признанию.

¾ Где камер-юнкер, ловко сочиняющий эпиграммы и способный уловить настроение общества, мог почувствовать себя наравне с императором.

¾ Для Пушкина, человека общественного, зависящего от оценки современников, бал - это место, где можно было представить публике свои произведения, увидеть впечатление от прочитанного.

¾ Но одновременно с творчеством поэт выставлял на суд и самого себя.

¾ Как бы Пушкин ни относился к балам, они играли огромную роль в судьбе поэта и всего общества, являясь отражением эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.