Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зодчество – см. архитектура

Закомара – в средневековой русской архитектуре полукруглое завершение верхней части стены церковного здания. Разновидность закомар в московской архитектуре – кокошник.

Упражнения развивающие внимание

1. "Игры индейцев" для развития объема внимания: - двум или несколькимсоревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов,после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислитьи подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусникдобился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40предметов.

2. «Что изменилось?» В этой игре должны принимать участие несколько игроков.

Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.

После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (pacстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.).

 

 

 

-Звонница – в русской архитектуре сооружение при храме – стена с проемами для подвешивания колоколов, находящаяся отдельно или вкомпанованная в здание. В отличие от колокольни не обладает подчеркнутой вертикальной устремленностью. Особенно характерны звонницы для псковско-новгородской архитектурной школы.

-Извод – в иконописной традиции особо почитаемые, любимые, чудотворные иконы повторялись иконописцами.

-Изограф( гр.isos–подобный,одинаковый;grapho – пишу ) – так на Руси называли иконописца.

-Икона (гр.eikon – изображение, образ) – живописное изображение библейских героев, сюжетов, христианских святых. Предмет поклонения в христианстве.

. -Иконоборчество – религиозно-политическое движение в Византии 8-9 веков, отрицавшее поклонение иконам, видя в этом возвращение к языческим обрядам.

-Иконография – система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовка сюжета. В иконописи на основе религиозных представлений сложился иконографический канон, отрицавший своеволия в изображении.

-Иконостас – своего рода стена, алтарная преграда в православном храме с установленными в определенном порядке иконами. В современном понимании иконостас сложился к концу 14- 15 веков.

-Инаугурация – торжественное вступление в должность главы государства

- Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоение существующих привычек, норм поведения свойственных данной культуре.

-Интерьер – внутреннее пространство здания; помещение, комната в здании

- Канон – строгое, неизменное правило.

-Классно-урочная система – один из принципов системы воспитания и образования, когда обучение проводится по программе, определяющей поэтапное освоение знаний с чередованием работы и отдыха в строго определенных временных рамках. Предполагает объединение обучающихся в классы по возрасту и уровню подготовки.

-Книжная миниатюра – вид живописного искусства. Выполненная от руки иллюстрация в рукописной книге, а также элементы декоративного оформления (инициал, заставка)

 

-Ковчег – в иконописи небольшое углубление на доске предназначенной для иконы. В ранних иконах именно в ковчеге помещалось изображение, а обрамляли икону поля.

-Кокошник - разновидность закомар характерных длямосковской архитектуры.

-Композиция –важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, целостность и завершенность.

-Конха (гр.konche – раковина) – вогнутая поверхность в перекрытии крестово-купольного храма.

-Крестово-купольный тип храма – тип православной храмовой постройки. Возник в Византии в 5-6 веках. В плане представляет собой квадрат с четырьмя опорными столбами, на которые опирается купол. Полуциркульные перпендикулярные своды в плане образуют крест.

-Латиняне – так в России 16-17 веков называли сторонников католического Запада, в том числе и сторонников западных традиций в школьном деле.

-Левкас – в иконописи специальный состав, которым покрывалась доска, служивший основой для дальнейшей живописной работы.

-Летописание, хроники – характерный жанр средневековой литературы, фиксирующий цепь событий.

-Личное письмо – завершающий и самый ответственный этап творения иконы. Обычно выполнялся мастерами-изографами. Прописывались лики, кисти рук, стопы ног.

-Лопатки – узкий, плоский, немного выдающийся из стены вертикальный выступ, декорирующий стену по всей её высоте

-Мандорла – в христианской живописи символ божественного света. Обозначение в иконописи священного пространства, сияния вокруг фигур Христа и Богоматери

-Мафорий – плащ греческой женщины

- Мозаика – вид монументальной живописи. В мозаике изображение составляется из простейших цветовых элементов (натуральный камень, стекло, керамика, дерево и т.д.).В древнерусском искусстве прекрасные образцы мозаики создавались в византийской традиции из смальты. Сохранилось роскошное мозаичное убранство собора Св. Софии Киевской.

- Монументальная живопись – живопись больших форм. Часто непосредственно связана с архитектурой, украшая стены, потолки. Видами монументальной живописи являются фрески и мозаики.

-Московская архитектурная школа - сложилась в послемонгольское время, когда Москва становится не только центром объединения русских земель, но и правопреемницей Византии. Впитала все достижения русских региональных школ, с вниманием относилась к опыту иностранных строителей, приезжавших в Москву.

-Неф – проходы между колоннами в храме. Бывают продольные (ведущие к алтарю) и поперечные нефы.

-Новгородско-псковская архитектурная школа – одна из региональных архитектурных школ, сложившаяся в домонгольский период. В условиях феодальных республик в этих землях строили небольшие уличные храмы, сдержанные в декоративном убранстве. Проявляли особое мастерство в строительстве оборонительных сооружений. Характерным типом построек стали звонницы.

-Обратная перспектива – условная система приемов построения трехмерного пространства. Параллельные, уходящие к горизонту линии, которые в линейной перспективе изображаются сходящимися, в обратной перспективе – расходящимися. Так в иконописи, например, создаётся мир символических образов, которые пребывают в Божественном мире, а зритель воспринимает икону как своеобразное распахнутое в этот Священный мир окно.

-Одигитрия – один из типов иконографического изображения Богоматери.

-Оклад, басма – декоративное покрытие иконы специальным футляром. С одной стороны оклад имеет практическое значение – он бережет живопись, с другой – сам оклад становится ценным произведением искусства, приобретающим сакральный характер.

- Оранта - один из древнейших иконографических типов изображения Богоматери.

-Палитра – перечень красок, которыми пользуется художник

-Панагия - один из типов иконографического изображения Богоматери.

-Пантократор - один из типов иконографического изображения Христа.

-Перспективный портал – вход оформленный системой арок, уменьшающихся в перспективе и производящий впечатление «втягивания» внутрь здания.

-Пилястра – выступающий из стены четырехугольный столб, который используют для членения фасадов.

-Плинфа – византийский кирпич. Использовался и в киевской архитектуре.

-Подклет – в русской архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, имеющий обычно служебно-хозяйственное назначение.

-Позакомарное покрытие – волнообразное покрытие крыши храма по линии закомар.

-Портал – художественно оформленный главный вход в здание.

-Праздничные иконы – иконы, написанные на сюжеты христианских праздников.

-Профессиональная школа – школа, дающая профессиональные навыки. Профессиональная школа не всегда базируе-

тся на принципах всестороннего образования.

- Сакральность - святость, тайный религиозный смысл.

-Светская архитектура - гражданская, не религиозная. Строительство зданий общественного назначения, жилищное строительство.

- Синкретизм - (гр. Synkretismos –соединение) – в характеристике ранних культур синкретизм означает неразрывную связь всех форм творчества человека при доминировании мифологического, религиозного мышления.

-Система образования – системный подход к получению знаний и воспитанию. Предполагает поступательное, ступенчатое овладение знаниями и навыками от начальной до высшей школы. Альтернативный выбор учебных заведений при согласованности учебных программ, обеспечение учебно-воспитательного процесса материально-научной базой, подготовку и формирование корпуса педагогов, становление и развитие педагогики и элементов психологии как фундаментальных наук для становления школьного дела.

-Смальта – кусочки стекла, из которых делали мозаику в Византии. Такая технология мозаик была распространена и в Киевской Руси.

-Спас Нерукотворный - один из типов иконографического изображения Христа.

- Станковая живопись – произведение, которое можно сделать условно «на станке», на каком-либо приспособлении. Такие произведения относительно самостоятельны, у них отсутствует неразрывная связь с другим видом искусства, например, с архитектурой. К станковой живописи можно отнести иконы, картины.

-Стиль – устойчивая совокупность художественных принципов, проявляющаяся в определенную историческую эпоху.

-Столпообразный храм – тип храмовой постройки, разработанный в московской архитектурной школе в 16 веке. Художественный образ такого храма напоминает столп, например, храм-колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

-Строенная аспида – алтарная часть христианского храма, выполненная из трёх полукружий в отличие от обычной апсиды, которая представляет собой полукруглую пристройку к храму с восточной стороны. В образе строенной апсиды на Руси видели символ триединого Бога.

- Темпера – разновидность краски, связующим звеном которой является эмульсия, часто на яйце. Темпера – непрозрачная краска. Получила особое признание в иконописи

-Университет (лат.universitas – совокупность) – высшее учебное заведение, имеющее разные факультеты, на которых представлена совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые европейские университеты возникают в расцвете средневековья, как правило, при крупных монастырях. Средневековую русскую культуру называют «культурой без университетов».

-Фортификационное сооружение – оборонительное, защитное сооружение

- Фреска (ит. Fresco – свежий, сырой) – живопись водяными красками по сырой, иногда и по сухой, штукатурке. Вид монументальной живописи. Известна с эпохи Древнего мира, Из видов монументальной живописи на Руси фреска была особенно популярна.

-Хоры – верхняя (на втором ярусе) открытая галерея. балкон внутри церкви или зала.

-Храм-памятник – характерное для средневековой Руси сооружение. Так как скульптура не признавалась православием, то в честь каких-либо памятных событий на Руси ставили не монументы а храмы. Часто такие храмы выглядели очень эффектно, но внутри были тесны и неудобны, так как ставились прежде всего ради ознаменования памяти.

-Царские врата – главный вход в алтарь в православном храме. Располагаются по центральной оси иконостаса.

-Шатровый храм - тип храмовой постройки, разработанный в московской архитектурной школе в 16 веке. Художественный образ такого храма напоминает шатёр. По древней традиции «шатром осеняли» памятные места, поэтому первый шатровый храм в селе Коломенское был построен как храм-памятник в честь рождения наследника престола. Этот тип храмовой постройки стал очень популярен в 16-17 веках.

-Эстетика – наука о красоте

- Этика – наука о достойном поведении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы воспитания внимания | Прибыв по указанию дежурного ПЦО на объект, ГЗ обнаружила, что сигнальная лампа мигает прерывистым светом. Действия старшего полицейского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.