КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфические показатели (характеристики) психического развития
Методическое обеспечение психодиагностики детей Методики возрастного соответствия – это адаптированные средства диагностики, выявляющие специфическое для каждого возрастного периода условно-нормативное содержание психического развития ребенка.
Методики дифференцируются по диагностической направленности и возрастному принципу.
Диагностическая направленность методики определяется по базовому (специфическому) показателю.
Сформированность социально-бытовой ориентировки: · уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях, занятиях родителей и т.п.; · знание ребенка о настоящем: возраст, адрес или место проживания, имя, отчество родителей, воспитателей и т.п. Внимание: · объем внимания; · возможность сосредоточения; · переключение и распределение внимания по ряду признаков в заданиях игрового и учебного характера; · связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, в том числе время суток; · возможность работать в условиях посторонних шумов и помех; · наличие колебаний внимания и характер его изучения на фоне утомления, возбуждения и негативизма ребенка; · сформированность произвольных форм внимания, произвольной регуляции собственной активности и др. Память: · объем кратковременной – образной, слуховой памяти; · скорость запоминания; · полнота отсроченного воспроизведения; · наличие привнесенных или видоизмененных стимулов в непосредственном и отсроченном воспроизведении; · возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов; · сопоставление объема материала, запоминаемого, опосредованного и неопосредственно; · уровень развития произвольной памяти; · соотношение произвольного и непроизвольного, смыслового и механического запоминания; · соответствие объема запоминаемого материала нормативным возрастным показателей; · наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы); · способность к удержанию последовательность ряда стимулов; · особенности зрительной, тактильной, двигательной и др. видов памяти). Сенсорное развитие: · сформированность представлений об относительной величине, цвете и форме предметов (овладение сенсорными эталонами); · сформированность перцептивных действий; · развитие пространственных, сериационных отношений; · объединение элементов в целостный образ; · особенности восприятия отдельных деталей целостной картины; · специфика зрительного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных предметов. Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях: · знание ребенком схемы собственного тела; · представление о взаиморасположении объектов в пространстве; · правильность показа по инструкции взрослого или самостоятельного употребления предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения; · сформированность представлений о временных соотношениях; · возможность вербальной актуализации последовательного автоматизированных рядов (времена года, месяцы года и т. п.). Мышление: · ориентировка в предметных действиях; · способы ориентировки; · развитие модельных действий (моделирование); · анализ образца (схемы); · овладение зрительным синтезом (образное кодирование); · развитие зрительных ориентировочных действий; · развитие мыслительных операций; · установление причинно-следственных связей; · способность рассуждать, прогнозировать; · креативность мышления, самостоятельность, активность, абстрактность, критичность, оригинальность и др. характеристики мышления; · возможность опосредования; · знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование); · понимание переносного смысла и эмоционального подтекста пословиц и метафор, рассказов со скрытым смыслом и т. п.; · анализ различий выполнения заданий вербального и невербального характера; изменение динамики мыслительной деятельности, инертность – ригидность процесса мышления и т. п.; · обучаемость, объем и тип необходимой помощи. Речь. При оценке речевых параметров психолог должен отметить, не присваивая себе прав на логопедическое обследование: · речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная); · качество звукопроизношения; · объем активного и пассивного словаря и разницу между ними; · степень развернутости речевого высказывания; · развитие связного рассказывания; · наличие аграмматизмов; · наличие в речи «детских» слов (бибика и т. п.); · наличие и специфика словотворчества; · сформированность диалогической речи в режиме «вопрос – ответ»; · степень развернутости ответов; · трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов; · эмоциональность высказывания, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказываний. Воображение: · развитие воссоздающего и творческого воображения; · степень развернутости и содержания; · реализм, фантастичность, схематизм, конструктивность, беглость, гибкость, оригинальность; · приемы создания образов воображения; · общая вялость или общая активность, бесцветность или жизнерадостность, минорный или можерный тон творчества. Образная и вербальная креативность: · беглость; · гибкость; · оригинальность. Сформированность произвольной регуляции: · произвольная регуляция двигательной активности; · сформированность произвольной моторики рук; · произвольность высших психических функций: анализируется возможность целенаправленной организации собственной деятельности в определенном «русле» (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т. п.) или произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения или прекращения собственной деятельности; · сформированность произвольной регуляции эмоций: наличие или отсутствие импульсивности, степени выраженности аффективных реакций, умение сдерживать и анализировать свои эмоции, переживания и поведение. Особенности эмоциональной сферы: · развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; · глубина и устойчивость чувств; · преобладающее настроение; · степень эмоциональной возбудимости; · быстрота протекания и смены эмоций; · внешняя выраженность эмоциональных переживаний; · эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах; · умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их; · наличие аффективных реакций, их выраженность и адекватность, в том числе в конфликтных и фрустрирующих ситуациях; · эмпатийность; · наличие страхов, опасений, агрессивности, состояние эмоционального напряжения; · волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость и др. Направленность личности: · интересы ребенка, их общая направленность: на игру, общение, на материальные удовольствия, эгоистические тенденции; активность, постоянство, глубина, разносторонность интересов; · наличие стойких познавательных интересов; · ценностные ориентации; · для детей старшего дошкольного возраста определяется сформированность мотивации к школьному обучению;
Самооценка и уровень притязаний: · соотношение самооценки и уровня притязаний; · возможность адекватной оценки своих результатов, критичность; · особенности полоролевой идентификации. Способности: · общие и специальные способности; · наиболее выделяющиеся способности: музыкальные, технические, организаторские и др.
Характер: черты характера, проявляющиеся в отношении к себе: самолюбие, скромность, застенчивость, гордость и др.; в отношении к детям, взрослым: доброта, общительность; в отношении к вещам: аккуратность и неряшливость и др. Темперамент: · проявление некоторых особенностей типа ВНД: сила, уравновешенность, подвижность; · определение ведущего типа темперамента; · выявление некоторых свойств темперамента: сензитивность, активность, импульсивность, экстра – интровертированность и др. Общение и межличностные отношения: · внутрисемейные, в группе, разновозрастные и т. д.; · характер привязанности к матери и др. родственникам; · эмоциональное восприятие себя и других членов семьи; · поведение ребенка среди сверстников, статус в группе; · коммуникативные предпочтения; · особенности сформированности коммуникативных навыков; · мотивы, средства общения; · отношение к воспитателям, другим взрослым; · выявление тенденции к лидерству или конформность; · адекватность стиля общения личностным особенностям.
Крупная и мелкая моторика: · овладение координацией движений; · общая двигательная активность; · разработанность пальцевой и кистевой техники; · наличие ведущей руки (позиции).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |