КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При проведении диагностического обследования необходима оценка следующих показателей (Н.Я.Семаго, М.М.Сема
Готовность к школе Ребенок в различных видах деятельности: · для детей дошкольного возраста важным показателем развития в целом являются особенности игровой деятельности: характер игры, уровень ее произвольности, возможность принятия и удержания роли, раскрытие содержания роли; выстраивание цепочки игровых действий (сюжета), игровая коммуникация, замещение, игровые предпочтения и т.п.; · конструктивная деятельность: сформированность представлений об относительном размере фигуры, ее форме, пространственных соотношений частей объекта; возможность анализа пространственных отношений, их вербализации; возможность ориентации в пространственных отношениях; возможность конструирования аналогичных образцу объектов; сформированность системы анализа частей сложных фигур, восприятие целостности объекта; · развитие графической деятельности, рисунок: рисунок оценивается с позиции сформированность графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка; характер выполнения рисунка, его целостность, пропорциональность деталей и т. п.; особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур их взаиморасположение, наличие зачеркиваний, стираний и т.п. (Анализируются характер творческих работ ребенка, выполненных на занятиях, в том числе по рисованию, лепке и т. п.; их соотнесенность к средним возрастным нормативам); · отношение к трудовой деятельности; бытовой труд.
го, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева) 1. Внешний вид ребенка: состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, соответствие антропометрических характеристик паспортному возрасту и др. 2. Особенности контакта ребенка: важно оценить не столько возможность и скорость установления контакта с ребенком, необходимого для последующей работы, сколько качественную сторону процесса (является ли контакт стабильным или неустойчивым, по каким причинам): · легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность; · в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности); · контакт устанавливается легко, но носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный); · в контакт вступает не сразу, с большим трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный; · в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм. 3. Эмоциональные реакции ребенка на факт обследования: фиксируются на протяжении всего обследования. Предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию обследования. Позволяет в совокупности с др. данными сделать более точные выводы о состоянии эмоциональной сферы ребенка и психическом состоянии в целом: · заинтересованность; · настороженность, волнение; · стеснительность; · возбуждение; · безразличие; · неадекватная веселость, фамильярность; · чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм. 4. Мотивация: принятие ситуации обследования, задания; форма, в которой происходит «принятие» задания; изменение мотивации в процессе работы, влияние этих изменений на деятельность и др. 5. Понимание цели задания, инструкции, характер инструкции: · внимательно слушает, понимает цель, устную инструкцию, сохраняет до конца задания, если не понимает, то просит повторить; · инструкция принимается, ребенок труднее входит в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы; · инструкция теряется, самоконтроль в отношении части инструкции; · принимается общая цель задания, элементы инструкции, ребенок не сохраняет до конца задания даже самые простые правила; · невнимателен, не фиксирует внимание на инструкции, недослушивает ее до конца, инструкция в процессе деятельности теряется; · не понимает устную инструкцию и необходимо наглядное разъяснение того, что следует сделать или выполнение задания самим экспериментатором. 6. Наличие и стойкость интереса к заданию: с одной стороны оценивает косвенно познавательную активность, любознательность, с др., характер мотивировки на принятие задания (внешний, внутренний): · интерес выраженный, стойкий · выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности · выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости · выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач либо замечаний · поверхностный интерес в начале задания, компенсируемый положительной оценкой экспериментатора · поверхностный, слабый, ничем не компенсируемый интерес. 7. Характер деятельности: целенаправленность и активность: · сосредоточен, активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью; · активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью; · недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией; · очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением. 8. Темп и динамика деятельности: · умеренный темп, равномерный на протяжении всего выполнения задания; · медлительность, но равномерность на протяжении всего выполнения задания; · умеренный либо высокий темп сменяется медлительностью или наоборот; · импульсивность, расторможенность, поспешность; · крайняя медлительность, заторможенность. 9. Работоспособность: · работоспособность сохраняется до конца задания; · работоспособность умеренная (наблюдается истощение деятельности примерно с середины или к концу задания); · мерцательный характер работоспособности; · работоспособность низкая (наблюдается истощение уже с начала выполнения задания). 10. Стратегии деятельности: · чаотическая (без учета результативности выполнения собственных попыток, проб); · пробы и ошибки, т.е. достаточно целенаправленные действия (может и ошибочные), но с частичным учетом проведенных проб и полученных ошибок; · целенаправленное выполнение задания (проба-примеривание в действенном плане); · целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (с предварительным зрительным соотнесением); 11. Обучаемость - используемые психологом виды помощи (добавлено по С.Я. Рубинштейн): · простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово (это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному); · одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «правильно», «хорошо», «дальше», «молодей, стараешься, давай дальше», «постарайся сделать, у тебя получится»; · обычно бывает необходима на начальном этапе работы, либо в случае неуверенности ребенка. · вопросы о том, почему малыш совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли); · наводящие вопросы или критические возражения; · подсказка, совет действовать тем или иным способом; · организующая помощь («не торопись», «посмотри внимательно», «подумай»); · введение дополнительной наглядности (продемонстрировать способ действия без объяснения алгоритма его выполнения, «а теперь продолжи сам»); · разъясняющая помощь (уточнение порядка действий при выполнении заданий, повторение инструкции в более медленном темпе, расстановка акцентов); · демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить; · полная развернутая помощь (обучение) с дальнейшим переносом на аналогичный материал. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. В любом случае, в начале необходимо использовать более легкие виды помощи и лишь затем перейти к демонстрации и обучению. 12. Критичность оценки результатов своей работы (способность дать оценку своей работы, понимание успехов и неудач, безразличие к оценке окружающих и т.п.); 13. Состояние моторики (координированность движений, моторная ловкость, состояние мелкой моторики и др.); 14. Уровень речевого развития (активный словарь, сформированность фразовой речи и др.); 15. Общая результативность выполнения предъявляемых заданий и ее соответствие возрастным нормам.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |