Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие способностей. общие теоретические учебные коммуникативные




Природные Социальные

Способности

 

 

 

общие теоретические учебные коммуникативные

специальные практические творческие предметно-деятельностные

 

Все эти виды способностей —прижизненные образования, их развитие идет поэтапно в процессе деятельности и общении, в процессе индивидуальной жизни, среда и воспитание их активно формирует.

Судить о формировании способностей можно по совокупности следующих показателей:

1. по быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельностью

2. по качественному уровню его достижений

3. по сильной, действенной и устойчивой склонности (направленности, стремлении) человека к занятиям этой деятельностью.

 

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

На первом уровне обнаруживается высокая способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью, осуществлять ее по образцу.

На втором уровне —человек создает новое, оригинальное.

Кроме того, установлено, что не отдельные способности непосредственно определяют возможность успешного выполнения деятельности, а лишь их своеобразное сочетание. Отдельные способности не просто существуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (По В. Штерну)

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной деятельности и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Талант —высокая ступень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Деятельность талантливого человека характеризуется очень высокой продуктивностью, новизной, оригинальностью используемых знаний, технологий, приемов.

Гениальность— высокий уровень развития способностей, высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

Творчество гениального человека имеет для общества положительное историческое значение. Отличие гения от таланта не только в степени одаренности, а больше в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

«Делать легко то, что для других трудно—это талант, делать то, что для таланта невозможно—это гений» А.Амиель.

Т. Эдисону приписывают фразу: Изобретение—это 99% пота и 1% вдохновения.

Т.е., наличие способностей, их своеобразное сочетание—это только потенциал, а чтобы личность самореализовалась, необходимы определенные условия.

Условия развития способностей:

· раннее физическое и психическое развитие

· учет сензитивности: 2-5 лет—развитие речи, 2-5—музыкальные способности, 5-7 —навыки чтения, 3-5—ролевая игра, 7-11—двигательные навыки, 10-12—творческие способности, 12-15—математические.

· оптимальные внешние условия (музыкант живет в семье музыканта, социальные возможности)

· разумная организация развивающей среды (методика обучения, познавательные интересы, создание ситуации успеха)

· учет индивидуальных особенностей и интересов личности (составление плана развития, индивидуализация и дифференциация обучения)

· развитие волевой сферы (требовательность к себе, настойчивость, вера в свои силы и т.п.)

· организация деятельности: вызывать положительные эмоции, удовольствие; развитие устойчивых глубоких интересов к данному виду деятельности; творческая, опора на ЗБР, разнообразные формы организации

· ранняя диагностика способностей (Примеры ранней одаренности: В.А. Моцарт—в 3 года,

Ф.Й Гайдн—в 4 года, Я. Мельденсон—в 5 лет, С.Прокофьев—в 8, Б.Микеланджело—в13.

· выяснение причин застоя, а не списывать в неспособные (переутомление, потеря интереса, пробелы в знаниях)

· поощрение

 

Жизнь показывает, что не стоит спешить с вынесением приговора: способен—неспособен.

Пятилетний Альберт Эйнштейн почти не умел говорить, плохо усваивал в школе грамоту, был тугодумом. Профессор физики прямо заявил: «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет». Но Альберт был очень трудолюбив и когда к нему пришла мировая слава, говорил: «У меня нет никакого таланта, а только страстное любопытство».

Американский изобретатель Т.А.Эдисон в школьные годы был признан неспособным, ограниченным, всегда числился в числе последних в классе. Мать забрала его из школы, приохотила к чтению, и он самостоятельно изучил то, что его интересовало. Выдающимися изобретениями Эдисона (генератор электрического тока, аккумулятор, электростанция, кинескоп и мн.др.) гордилась Америка.

Художнику В.Сурикову было в свое время отказано в обучении в Академии художеств по причине отсутствия способностей, Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два».

Таким образом, отсутствие раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявится и в более старшем возрасте. При этом следует помнить и о путях формирования способностей. Это учебная деятельность, где есть возможность работать по программе для одаренных, создание классов, школ для таких детей. Это и организация внешкольной и внеклассной деятельности (кружки, секции). Это организация семейного воспитания. И самое главное—это самовоспитание, формирование самооценки и составление программы самовоспитания.

Психология В.Крутецкий с.206-218.

Психология И.Дубровина с.248-266

Конспект лекций с.82-98.

Опоры по общей психологии с.68-69.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.