Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция способностей Ф. Гальтона и В. Вундта




Френология

И так, на современном этапе способности стали трактоваться как индивидуально-психологические особенности, не сводимые к знаниям и умениям, но имеющие отношение к успешности выполнению деятельности и формирующиеся в ней. Понимание способности как наследственно обусловленной характеристики человека, не зависящей от условий окружающей среду, ушло в прошлое.

Учение, созданное Галлеем и доказывавшее связь между известными душевными функциями и психическими особенностями животных и человека, с одной стороны, и наружной формой их черепа с другой. Головной мозг есть исключительный орган всех духовных, психических функций животных и человека; он не представляет единого аппарата, но состоит из ряда отдельных нервных механизмов, заведующих отдельными душевными функциями и душевными влечениями. Френология - выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора мозга (-> мозг головной: кора) состоит из ряда центров, и в каждом локализовала определенная способность. При сильном развитии этой способности соответственный центр тоже очень развит, что отражается на конфигурации черепа, позволяя составить с помощью специальных измерений френологическую карту, отражающую: "шишки способностей" к музыке, поэзии, живописи; "бугры" честолюбия, скупости, храбрости и пр. По буграм и впадинам или впадинам, ощупываемым на черепе, можно судить о характере, способностях, влечениях животных и человека.

В работе Исследований человеческих способностей, изданной в 1883г., Ф. Гальтон впервые предложил термин евгеника для обозначения теории наследственности, здоровья человека и путей улучшения человеческого рода. Для классификации людей по их природным дарованиям Ф. Гальтон вводит различные степени их общей талантливости и специальных способностей (ниже или выше среднего уровня). Ф. Гальтон вычленяет в образовательном и воспитательном процессах необходимость метода, который возбуждает любознательность и самостоятельность творческого поиска. Трудами Ф. Гальтона начинается изучение одаренности, выполненное в концепции измерительного подхода. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, настолько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в тоже время одна и таже способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Гальтон предлагал поощрять браки между талантливыми людьми: "Раз мы не можем сомневаться в том, что передача таланта происходит как со стороны матери, так и отца, то насколько потомство было бы улучшено, если бы, предположим, выдающиеся женщины обычно выходили замуж за выдающихся мужчин, поколение за поколением". Главным аргументом в пользу наследственности таланта он считал наличие семей с высокой плотностью выдающихся людей.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.