КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необычный путь к ии
Ленат, уроженец Филадельфии, в юности проявил незаурядные математические способности; компьютерами он заинтересовался еще в старших классах школы по сугубо практическим соображениям. В свободное время он подрабатывал чисткой клеток в виварии на факультете психологии расположенного неподалеку Биверского колледжа. Эта работа давала юному Ленату доллар в час, и общество крыс, как он вспоминал позднее, его ничуть не беспокоило, но когда к ним прибавились гуси, стало ясно, что пора найти что-нибудь более приятное. Узнав, что один студент колледжа зарабатывает на программировании факультетского мини-компьютера 1,5 доллара в час, Ленат, позаимствовав описание компьютера, за один уик-энд освоил программирование и перехватил эту работу, попросив за свои услуги на 50 центов меньше. Эта новая работа за доллар в час не только вполне заменила чистку клеток, но и пробудила страсть, которая семь лет спустя привела аспиранта Лената в Станфордский университет, где он занялся изучением информатики. В 1975 г. Ленат составил для своей диссертации программу, обучавшуюся через открытия. Подобно «Бэкону», программа Лената лучше всего умела заново открывать известные законы, но не физические, а математические. Свою пионерскую систему Ленат назвал AM («Автоматический математик»). Чтобы программа AM могла работать в мире элементарных множеств и чисел, Ленат снабдил ее 115 определениями, описывающими понятия (например, равенство) и операции (допустим, пересечение множеств). Кроме того, программа содержала 250 правил «если-то», следуя которым проводила поиск более сложных понятий. Правила предназначались для выбора приоритетных направлений исследования. Например, машине можно было задать инструкцию следующего содержания: «Если какое-то действие принесло пользу в данной ситуации, то попытайся использовать его в похожих ситуациях». Вероятно, наиболее продуктивными эвристиками среди тех, которые Ленат заложил в AM, были 59 правил, помогавших программе оценить, достоин ли рассмотрения тот или иной вопрос. В число критериев входило наличие регулярностей и взаимосвязей в математических соотношениях. Например, при рассмотрении ранее сформированного понятия «делитель» AM нашел интересным тот факт, что для некоторых целых чисел имеется только два делителя — само это число и единица, т.е. пришел к понятию простых чисел. «Автоматический математик» оказался способным учеником. Всего за несколько часов работы он продвинулся от полного невежества в математике до повторного открытия примерно 200 наиболее важных понятий теории чисел. Программа самостоятельно дошла до понятия квадратов (чисел, которые представляют собой результат умножения некоторого числа на себя) и даже до гипотезы Гольдбаха, гласящей, что всякое четное число, большее двух, можно представить в виде суммы двух простых чисел. Подобно классической шашечной программе Артура Сэмюэля, «Автоматический математик» продемонстрировал определенную способность обучаться на собственном опыте. Он сохранял гипотезы, которые по оценкам внутренних эвристик представлялись наиболее интересными и оказались верными, отбрасывая остальные. Ветераны НИ сочли это весьма серьезным достижением, особенно для аспиранта, делающего первые шаги в новой области исследований, но сам Ленат не был удовлетворен. Прежде всего программа AM ограничивалась одной отраслью знаний — математикой; весьма маловероятно, чтобы программа могла открыть что-нибудь действительно новое там, где на протяжении многих столетий работали лучшие умы человечества. С точки зрения Лената, еще более существенным было то, что, хотя AM умел выделять понятия, он был лишен способности вырабатывать новые эмпирические правила на основании своих открытий. И действительно, чем дальше отходила программа от заданных эмпирических правил, расследуя не охваченные этими правилами ситуации, тем неувереннее становилась ее работа. AM мог, например, предположить, что число может быть одновременно и четным, и нечетным, чего никогда не допустили бы ни человек, ни правильно сформулированная эвристика. В 1976 г. Ленат начал преподавать в Университете Карнеги — Меллона, приступив одновременно к разработке более гибкой и более мощной версии программы AM. Новая программа — экспертная система со средствами самообучения — предназначалась для иных, нежели математика, областей знаний и получила название «Эвриско» — от греческого «Я открываю». Но чтобы программа «Эвриско» оправдала свое название, Ленату пришлось крепко потрудиться. И в Университете Карнеги —Меллона, и в Станфордском университете, куда он вернулся уже в качестве преподавателя, Ленат затратил много сил на то, чтобы понять сущность эвристик и заставить компьютер вырабатывать их. «Сначала были только разочарования, — вспоминал Ленат. — Первые пять лет не дали ничего хорошего». У ИСТОКОВ ТАИНСТВЕННОГО И вот, наконец, прорыв. Анализируя предысторию создания «Автоматического математика», Ленат понял, что математические успехи его старой программы так же, как и неудача с эвристиками, отчасти объясняются тем, он пользовался языком программирования Лисп. Математические операции — например определение, является ли число простым — можно записать на Лиспе всего в две или три строки, и возможности AM в основном базировались на эффективности выразительных средств этого языка по отношению к математическим понятиям. Но применительно к эвристикам Лисп совсем не таков: программирование на этом языке лишь одной эвристики часто требует нескольких страниц программных кодов. Любая попытка обработать столь сложные программы неизбежно приводила к тому, что «Автоматическому математику» приходилось рассматривать столь большое число возможностей и предлагать такое количество новых понятий, что подавляющая часть результатов оказывалась бесполезной. Чтобы справиться с этими затруднениями, Ленат разработал новый язык программирования под названием RLL — (Representation Language Language — язык представления языков). Этот язык позволял задавать эвристические правила) 6aw шшггшЛ форме, чем Ляся< Вместо two чтобы ^ерожаш тша «ееди-то» м базисные ооюпи, фрей- мк fc —причем модификаторам» определяющим основные признаки понятие. соответствовали слоты фреймов. Ншшйу! этот метой представления информации. Лепт вложил в Первоначально Ленат снабдил «Эвриско» ISO эвристиками, которые можно было применять в любой области исследований. Несколько из этих эвристик представляли собой та что Ленат назвал «метаправилами», — эвристики, предназначенные для образования новых эвристик. Вот один из примере»: «Если исполнение эвристического правила дается дорогой ценой, то сделать новое, более конкретное правило, которое, возможно, будет использоваться менее часто, но принесет столь же полезные результаты». Все остальные правила в «Эвриско», как и в предыдущей программе Лената, предназначались для переработки данных, помогая программе определять новые понятия и оценивать их значение. Так, Ленат создал новое правило, позволяющее экономить машинное время. Это правило применялось только в тех случаях, когда программа, сталкиваясь с двумя очень похожими понятиями, должна была решить, какое из них рассматривать первым. В такой ситуации выбиралось то из понятий, которое требовало меньше машинного времени или не вызывало необходимости обращаться к пользователю. «Эвриско» мог принимать такие решения, так как Ленат предусмотрел в программе учет числа вопросов к пользователю и среднего времени счета для каждой из эвристик. Для проверки «Эвриско» Ленат выбрал сравнительно малоразработанные области знаний, где был шанс открыть нечто действительно новое, а не просто повторять старые открытия. Кроме того, выбирались области, открывающие столь огромное число подлежащих рассмотрению возможностей, что человеческий разум не в состоянии справиться с ними. Обоим названным критериям вполне соответствовала разработка наиболее эффективных интегральных схем для компьютеров. Хотя в то время уже существовали СБИС (сверхбольшие интегральные схемы) с сотнями тысяч транзисторов и других элементов на одном тонком слое кремния, инженеры стремились вместить в схему еще больше элементов. Одна из идей обеспечения более высокой плотности заключалась в так называемом многослойном конструировании. Вместо размещения элемент» в одной плоскости, как это делалось обычно, предлагалось изготавливать схемы, состоящие из нескольких слоев. Человеку трудно наглядно представить сложную трехмерную электронную схему, а программа «Эвриско» легко обучилась находить пути в лабиринтах этих крошечных миров. Прежде всего, в программу закладывалась информация об основных компонентах схемы. Далее, чтобы найти оптимальное размещение, «Эвриско» пытался разместить эти компоненты в пространстве различными способами, проверяя пригодность каждого варианта. За первые же несколько часов работы программа предложила ряд новых вариантов размещения элементов в схеме, о которых инженеры и не помышляли. ДЕЛА И ЗАБАВЫ «ЭВРИСКО» «Эвриско» показал себя способным учеником; он успешно справлялся с самыми разнообразными задачами — от моделирования биологической эволюции до очистки поверхностей от химикатов. Но впервые он привлек к себе широкое внимание, решив одну, казалось бы, простую задачу, подобную той, которую Артур Сэмюэль поставил более трех десятилетий назад перед своей шашечной программой, — обучившись какой-либо игре, добиться в ней совершенства. Решено было принять участие в чемпионате США 1981 г. по игре «Трэвеллер Ти-си-эс», который должен был проводиться в отеле Дамфи в Сан-Матео (шт. Калифорния). «Трэвеллер Ти-си-эс» — фантастическая игра типа «космический бой», где каждый участник должен построить воображаемый космический флот и вступить в «сражение» с кораблями противника. Побеждает тот, кому удалось первым полностью уничтожить флот неприятеля. Ключ к победе был скрыт не столько в стратегии сражения, сколько в организации флота, поскольку результаты столкновений определялись бросанием игральных костей, а также использованием сложных правил и таблиц для расчета вероятности сохранения данного типа корабля. В пределах ограниченного бюджета — каждому игроку выделялся триллионный «кредит» в межгалактической валюте — участники могли варьировать количество своих кораблей, их размеры и такие характеристики, как вооружение, средства защиты, маневренность. За несколько месяцев до начала турнира Ленат, который никогда прежде не играл в «Трэвеллер», начал готовить «Эвриско» к первому выступлению. Он начинил программу сотней страниц правил игры, разъясняющих, во что обходятся те или иные характеристики кораблей и какие преимущества они дают. В дальнейшем, уходя с работы, он каждый вечер запускал «Эвриско» на своем компьютере «Ксерокс-1100», и машина всю ночь строила корабли и испытывала их в боях с воображаемыми противниками. При каждой потере корабля «Эвриско» анализировал се причины, извлекал надлежащие уроки и обобщая их в новых эвристиках. Затем программа возвращалась к «чертежной доске»-., заменяла прежнее вооружение корабля, например, на лазерные пушки и вновь испытывала флот в бою. ЧЕМПИОН И ЕГО ТРЕНЕР Каждое утро Ленат отбирал из идей, придуманных «Эвриско» за ночь, те, которые, по его мнению, были пригодны для дальнейшей разработки. Впоследствии Ленат описывал этот процесс как совместное творчество человека и машины, где примерно 60% труда приходилось на долю человека, остальные 40% — программы. «Было бы нечестно считать, — отмечал Ленат, — что все открытия делал я, потому что ни я, ни кто-либо другой к открытиям такого рода не способны. С другой стороны, нельзя сказать, что все сделал «Эвриско» — без меня у него ничего бы не вышло». В своей работе «Эвриско» продемонстрировал зачаточные способности к накоплению знаний, причем способом, который играет весьма существенную роль и в познании мира человеком, а именно: проводя аналогии и пробуя в новых ситуациях приемы, хорошо сработавшие в других случаях. Так, в предшествующей задаче конструирования трехмерных кристаллов для интегральных схем «Эвриско» обнаружил, что полезным свойством подобных кристаллов является симметрия, хотя и не понимал, почему это так. Запомнив это правило, программа в одном из первых экспериментов по созданию флотилии космических кораблей попыталась построить ее симметрично, сбалансировав такие факторы, как размеры кораблей и их типы. «Эвриско» мотивировал это ссылкой на свой опыт работы с интегральными схемами. Некоторые из наиболее результативных направлений работы были продиктованы эвристиками общего назначения, взятыми из первоначального набора, которые «Эвриско» использовал вне зависимости от характера рассматриваемых вопросов. Одно из таких правил, гласившее «Проверяй предельные случаи», оказалось просто бесценным. Применив это правило к игре, программа проверила его, модифицировала и создала новую эвристику, которая высоко оценивала «почти предельные» варианты. Позднее Ленат писал: «Во многом благодаря этому правилу флот «Эвриско» оказался весьма нетрадиционным. Он почти целиком состоял из мелких быстроходных ударных кораблей типа торпедных катеров и еще одного корабля, который благодаря своим микроскопическим размерам и скорости был практически неуязвим». Этот крошечный корабль, использование которого было продиктовано «почти предельной» стратегией, оказался главным козырем «Эвриско». Его роль состояла не в нападении, не в защите, а просто в том, чтобы выжить во всех сражениях и тем самым гарантировать, как минимум, ничью. Прежде чем Ленат с «Эвриско» появились на состязаниях в Саи-Матео, почти 2000 часов машинного времени было затрачено на подготовку. Соперники посмеивались над невиданной флотилией из 96 кораблей. Другие армады были гораздо более традиционными: как правило, они включали раз в пять меньше кораблей, «разумно» сбалансированных по типам и размерам. Но как только их «адмиралы» столкнулись с флотом «Эвриско», они оценили логику его «почти предельной» стратегии. Поняв, что крошечный корабль уцелеет почти в любой стычке, многие из них сдались без единого выстрела. «Эвриско» легко выиграл состязание и получил свою награду — нашивки космического адмирала, и право присвоить имя любой плюете за пределами Солнечной системы. На следующий год организаторы состязания внесли изменения в правила игры, стремясь исключить возможность победы «Эвриско» за счет стратегии микроскопического корабля. Ничуть не смутившись, Ленат предсказал новую победу: «Новыми правилами они лишь усложнили игру. В результате лазеек, которые мог бы найти «Эвриско», стало еще больше». «Эвриско» оправдал доверие Лената. Найдя достаточно слабых мест в правилах, он победил и в чемпионате 1982 г., чем вынудил организаторов чемпионата принять меры, чтобы не допустить «Эвриско» на следующие состязания: ведь если бы программа выиграла еще раз, пришлось бы отменить чемпионаты. Пав жертвой собственной доблести, «Эвриско» прекратил участие в соревнованиях. Ленат и его программа привлекли внимание и за пределами узкого круга игроков в «Трэвеллер» Сообщения об этих соревнованиях попались на глаза представителям Пентагона, наведя их на мысль начать разработку систем управления реальным боем, построенных по принципу «Эвриско». В будущем подобные программы смогут значительно расширить возможности руководителей при поиске новых решений военных и политических проблем. Более важно то, что работа Лената заинтриговала администрацию исследовательского консорциума МКК («Майкроэлектроникс энд компьютер текнолоджи корпорейшн»), основанного в 1982 г; в Остине (шт. Техас). Не устояв перед напором представителей этой организации, Ленат начал работать в ней нал новым грандиозным проектом по созданию компьютерной системы, способной прочесть и понять однотомною энциклопедию.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |