КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феодальное государство в период территориальной раздробленности
Сословная структура. В XIII—XIV вв. Германия окончательно распадается на множество герцогств, графств, марок и других владений, экономически и политически разобщенных регионов. Одновременно завершается оформление сословной структуры, важной особенностью которой было отсутствие консолидации в единые социально-правовые группы в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Император Фридрих I Барбаросса к концу XII в. практически «создал» имперское сословие князей, пытаясь через вассальную пирамиду обеспечить стабильность и мир в германских землях. Однако решающую роль в юридическом оформлении политической власти князей на местах сыграли мероприятия Фридриха II. В поисках поддержки в борьбе с папством он еще более расширил права духовных и светских феодалов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал полноту их территориальной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты, неприкосновенность церковного имущества. Аналогичные привилегии получили по «Закону в пользу сеньоров» 1232 г. и светские вассалы императора. В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, специальный эдикт о городских коммунах 1232 г. запрещал обучение крестьян без согласия феодального сеньора. Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. «Саксонское зерцало» называет семь военных щитов, в том числе король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т. п. В связи с дальнейшим расширением и усилением политической роли сословия князей среди них окончательно выделилась немногочисленная группа светских и духовных магнатов, которые и раньше оказывали решающее влияние на выборы королей, — так называемые курфюрсты (князья-избиратели). Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезло среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другая перешла в ряды низшего дворянства. В свою очередь низшее дворянство — основная масса рыцарства — в связи с появлением огнестрельного оружия постепенно утратило былое значение и значительная часть его разорилась. Особое место в Германии занимало духовенство, которое в целом было многочисленнее, богаче и могущественнее, чем в других западноевропейских странах. Среди князей-избирателей три первых голоса на выборах императора подавали духовные лица (архиепископы) Важную роль стали играть имперские и вольные города. Бургомистры и члены городских советов, избиравшиеся из городского патрициата, представляли эти города в рейхстаге. В Германии XIV в. выделились три района с различным положением крестьянского населения. В Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена денежной рентой. Наконец, на колонизированных восточных землях крестьяне получили значительные земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи. Однако со второй половины XIV в. здесь усиливается тягловое бремя, происходит захват общинных земель, что, как и в других странах (например, в Англии), было связано с поиском феодалами дополнительных доходов в условиях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевладения, которая явилась предшественником прусского юнкерского поместья. Огромное влияние на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие империи оказали Реформация, крестьянская война 1524—1526 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. Реформация разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Тридцатилетняя война — феодальная реакция на Реформацию и выступления крестьянства — привела к сильному ослаблению городов и нарождающейся буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхушки. Все это способствовало закреплению германской раздробленности. Изменения в государственном строе и политическое развитие империи. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов. После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами верховной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру — наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями. «Саксонское зерцало» отразило результаты «папской революции» изложением доктрины «двух мечей» (властей), в соответствии с которой «духовный меч» отныне полностью принадлежал папе, а «светский меч» — императору. При этом провозглашалось, что духовная и светская власть должны взаимодействовать и помогать друг другу. Так, церковь, имея верховную юрисдикцию над императором в вопросах вероучения, семейного права и церковной собственности, должна быта осуществлять свою волю посредством императорской власти. Светская власть императора также не считалась неоспоримой, поскольку, согласно «Саксонскому зерцалу», империя основана на праве», а верховенство права распространяется вплоть до права сопротивляться беззаконным решениям своего короля и своего судьи, а также помогать в этом своему родственнику или господину. «Зерцало» допускало и лишение короля жизни по правомерному приговору с предварительным лишением «королевства» (т. е. отстранением от власти). К моменту появления «Саксонского зерцала» избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая в ходе выборов перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии. После избрания коллегией и посвящения епископами кандидат в императоры получал королевский титул, а после посвящения папой — императорский титул. В «Саксонском зерцале» были впервые поименованы и расположены по рангу три духовных и три светских курфюрста, которые составляли коллегию выборщиков германского короля. Император формально продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязанностями королевской власти поддерживать мир и осуществлять правосудие. Как подчеркивало «Саксонское зерцало», «король — всеобщий судья повсеместно». Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Об имеющихся ранее V римских пап прерогативах «утверждать» кандидата в императоры «Золотая булла» не упоминала. Коллегия имела право суда над императором. «Золотая булла» признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой присвоенные ранее регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты (горная и монетная регалии). Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях, вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам заключать союзы против курфюрстов. Курфюрсты получили также новую привилегию — не платить при инвеституре лена полагающегося императору взноса. Курфюршества не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами. Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название «избирательных капитулярий» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в. «Золотая булла» предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Однако это положение в тот момент осталось нереализованным, и только с окончательным оформлением рейхстага коллегия курфюрстов стала заседать достаточно регулярно. С конца XV в. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстагом (букв. «имперский день») стал именоваться общеимперский съезд, который в XIV—XV вв. в виде гофтагов в расширенном составе созывался императором достаточно регулярно. Его формирование как особого представительного собрания, сходного со средневековыми парламентами в других странах Европы, ускорилось в связи с активизацией роли имперских и вольных городов. Он практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили, земли вассалов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип «принудительного пожалования леном»). Попытки Фридриха Барбароссу посредством издания специального закона возобновить императорские права (регалии) на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земельный налоги долгосрочных результатов не принесли. Императорская власть не смогла создать систему центральных имперских учреждений и «вырастить» королевскую бюрократию, сколько-нибудь сравнимую с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Франции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, постоянно действующего центрального суда, обособленного от королевской курии (придворного совета). После гибели династии Гогенштауфенов в борьбе с папами в Германии с 1254 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям разных династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами. Сложившиеся между императором и верхушкой князей политико-правовые взаимоотношения были юридически санкционированы «Золотой буллой» 1356 т., изданной при германском императоре и чешском короле Карле IV. «Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов; архиепископов Майнцского, Кельнского и Трирского, маркграфа Бранденбургского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского, а также вновь, добавленного в этот перечень короля Богемии (Чехии). Князья-избиратели либо их доверенное лица большинством голосов производили избрание императора, в случае его смерти или смещения. «Золотая булла» детально регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежат архиепископу Майнцскому. Как отмечается в новейших исследованиях, структура рейхстага окончательно оформилась на протяжении XV в. В этот период сложились все три его курии (коллегии). На Вормсском съезде 1495 г. были утверждены регламент деятельности рейхстага и его официальное наименование. Организационно рейхстаг стал представлять собой деятельность трех курий (коллегий): 1) курфюрстов; 2) князей, графов и иных крупных феодалов; 3) представителей имперских и вольных городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от классического представительства трех сословий во Франции. Прежде всего, в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной курии и заседало в первой или во второй коллегии, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Коллегии заседали порознь, вместе собирались иногда только курии курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал как орган не сословного, а скорее территориально-политического представительства: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена, хотя постепенно приобретала определенные рамки. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Считалось, что без согласия рейхстага нельзя объявлять войну, устанавливать новые налоги, проводить важнейшие военно-организационные мероприятия, решать судебно-политические вопросы, связанные с отдельными территориями империи. Решения рейхстага имели, как правило, рекомендательный характер и при необходимости вводились в действие специальным постановлением императора. Однако и в этом качестве они воспринимались скорее как общеимперские рекомендации и исполнялись только тогда, когда это было выгодно князьям или другим политическим силам. Так, не представленные в рейхстаге города нередко отказывались платить налоги, введенные без их участия. Вормсский рейхстаг предпринял и ряд других попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Был провозглашен «вечный земский мир» (запрещение частных войн), учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных княжеств, отделенный от королевской курии и имевший постоянное место заседаний. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — «общеимперский пфенниг». Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Постоянного войска не было, а военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям. С XV в. основой имперской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага произвольная вербовка солдат в имперскую армию без согласия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности. Попытки введения общеимперского налога на содержание армии императора и создания военных округов для формирования имперского войска были заблокированы князьями. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводило к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |