Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция германских государств и княжеской власти




Как уже отмечалось, законодательство 20—30-х гг. XIII в. возвыси­ло статус отдельных княжеств до уровня самостоятельных по­литических образований. От классической феодальной раз­дробленности процесс распада на территориальные княжества отличался тем, что в условиях Германии происходило дробле­ние государства не на вотчины, сеньории с их вассально-иерархической зависимостью и иммунитетами, а на обособлен­ные территориальные образования с полной политической властью князей. Княжества оформились в независимые государственные единицы с собственным аппаратом власти и управления (княжеский двор, совет, чиновники и т. п.). Под­чинение князей императору выражалось лишь в незначитель­ных вассально-ленных связях, а обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в при­дворный суд. (совет) и выставлению в случае войны определен­ного контингента воинов.

Именно отдельные «княжеские» государства развиваются в Германии по образцу централизованных западноевропейских монархий. В них происходит рационализация и бюрократиза­ция системы управления и правосудия, создаются профессио­нальные правительственные и судебные учреждения. Эти госу­дарства нередко делились на графства, которыми управляли чи­новники, назначаемые князем (герцогом); многими городами также управляли назначенные князем должностные лица. В крупных княжествах были учреждены канцелярии с нотари­усами, призванными разрабатывать проекты нормативных ак­тов и регистрировать сделки. Позднее крупные территории бы­ли разделены на десятки административных единиц, каждая из которых управлялась одним административным и одним судеб­ным чиновником, а те, в свою очередь, опирались на назначае­мых ими чиновников и судей более мелких округов. Существо­вала также разветвленная система налогообложения подданных княжеств.

Высшая судебная власть, переданная князьям на их терри­ториях, стала важнейшим, наиболее эффективным инструмент том укрепления их самостоятельности, экономической и поли­тической власти в целом. Кроме того, слияние духовной и свитской власти в руках «князей церкви» обеспечивало идеоло­гическое обоснование их растущих прерогатив и, с другой сто­роны, способствовало особой роли церкви на территории им­перии.

В условиях слабости центральной власти в Германии полу­чила значительное развитие и политическая автономия отдель­ных корпораций: городов, их союзов, религиозных объединений. Особыми политическими правами пользовались объединение северогерманских городов — Ганза (XIV—XVI вв.), Союз рейнских городов (1254 г.), Швабский союз (XVI в.), во­енно-религиозный Тевтонский орден (XII—XVI вв.).

Наибольшим объемом прав обладали в империи так называемые имперские и вольные города. Имперские города — не­посредственные вассалы императора — получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Их обязанности по отношению к императору своди­лись к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любек, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.) имели постоянное представительство в рейх­стаге. Что касается больных городов Германии, к которым от­носились наиболее старые епископские города (Майнц, Кёльн, Трир, Вормс и т. д.), то они получили привилегии как от гер­манского императора, так и от управляющих ими духовных князей. Являясь центрами епархии и церковно-светского управления княжеством, они были освобождены от налога и поставки войска. В XII—XV вв. эти города пользовались само­управлением, в них избирались бургомистры и члены городско­го совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гра­жданские дела. Духовные князья сохраняли юридический кон­троль над этими городами посредством назначения главных чиновников города бургграфа и префекта, руководивших осуществлением правосудия.

Имперские и вольные города Германии нередко объединялись в союзы, которые проводили свою собственную политику, не всегда совпадающую с интересами как центральной, так и княжеской власти.

В XIV в. отдельные княжества-государства трансформируют­ся в сословно-представительные монархии, отличающиеся из­вестным многообразием форм. В большинстве государств сфор­мировалось три замкнутые курии — духовенства, рыцарей и го­рожан. Собрания этих земских чинов; внутри княжеств назывались ландтагами. По своей структуре они больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользова­лись решающим голосом при обсуждении региональных госу­дарственных дел. Правда, их согласие обязательно испрашива­юсь при решении финансовых вопросов, а в некоторых герман­ских государствах местные представительства контролировали внешнюю политику, формировали постоянные комитеты для рассмотрения государственных дел, распределяли налоги, на­тачали высших чиновников. Однако эти полномочия лишь до­полняли, но практически не ограничивали власть местных государей, придавая всем решениям территориальных властителей легитимный характер. При этом князья всегда могли получить нужное решение по налогам при помощи двух сословий, сво­бодных от их уплаты, но принимавших участие в расходовании полученных средств, — духовенства и рыцарства.

В XVI—XVIII вв., после религиозных войн, когда количест­во самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300), утверждается так на­зываемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизо­ванных абсолютных монархий Запада тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децен­трализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами импе­рии были Пруссия и Австрия, между которыми уже началось соперничество за политическое верховенство в империи.

Бранденбургско-Прусское государство было создано в нача­ле XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена. Окончатель­ное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрст Фридрих III добился титула короля Пруссии1 в качестве предварительного условия за свое участие в войне за испанское наследство.

Высшим органом государственного управления Пруссии был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доме­нов. Особое значение приобрела директория военных дел, ко­торая ведала организацией и вооружением созданной в 1655 г. постоянной армии, одной из самых больших в Европе.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милита­ризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значительная часть полномочий Тайного совета переходит к генеральному военно­му комиссариату. Происходит слияние всех директорий в еди­ный военно-финансовый орган во главе с королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, подпадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются широкими военно-полицейскими полномочиями. Ликвидируется городское само­управление. Городские советы заменяются коллегиями магист­ратов, назначаемых королем. На весь государственный аппарат распространяются воинские звания, военная субординация и дисциплина.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой цен­трализованного государства. Она была многонациональной страной, где господствовало католическое вероисповедание. С XV в. ее короли становятся германскими императорами, и Австрия считается их домениальным, владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая с начала XVIII в. стала постоянным учреждением. Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 г. с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем. В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сословные собрания (сеймы). В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При эрцгерцогине Марии Терезии (1740—1780 гг.) важнейшие полномочия сосредоточиваются в руках королевских чиновников, выборные органы становятся под контроль правительства.

Во второй половине XVIII в, в Пруссии и Австрии проводи­лась политика так называемого просвещенного абсолютизма. Бы­ли предприняты определенные буржуазные преобразования, которые объяснялись как, результат содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика яв­лялась одним из способов приспособить общество и государст­во к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворян­ства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.