КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция германских государств и княжеской власти
Как уже отмечалось, законодательство 20—30-х гг. XIII в. возвысило статус отдельных княжеств до уровня самостоятельных политических образований. От классической феодальной раздробленности процесс распада на территориальные княжества отличался тем, что в условиях Германии происходило дробление государства не на вотчины, сеньории с их вассально-иерархической зависимостью и иммунитетами, а на обособленные территориальные образования с полной политической властью князей. Княжества оформились в независимые государственные единицы с собственным аппаратом власти и управления (княжеский двор, совет, чиновники и т. п.). Подчинение князей императору выражалось лишь в незначительных вассально-ленных связях, а обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в придворный суд. (совет) и выставлению в случае войны определенного контингента воинов. Именно отдельные «княжеские» государства развиваются в Германии по образцу централизованных западноевропейских монархий. В них происходит рационализация и бюрократизация системы управления и правосудия, создаются профессиональные правительственные и судебные учреждения. Эти государства нередко делились на графства, которыми управляли чиновники, назначаемые князем (герцогом); многими городами также управляли назначенные князем должностные лица. В крупных княжествах были учреждены канцелярии с нотариусами, призванными разрабатывать проекты нормативных актов и регистрировать сделки. Позднее крупные территории были разделены на десятки административных единиц, каждая из которых управлялась одним административным и одним судебным чиновником, а те, в свою очередь, опирались на назначаемых ими чиновников и судей более мелких округов. Существовала также разветвленная система налогообложения подданных княжеств.
Высшая судебная власть, переданная князьям на их территориях, стала важнейшим, наиболее эффективным инструмент том укрепления их самостоятельности, экономической и политической власти в целом. Кроме того, слияние духовной и свитской власти в руках «князей церкви» обеспечивало идеологическое обоснование их растущих прерогатив и, с другой стороны, способствовало особой роли церкви на территории империи. В условиях слабости центральной власти в Германии получила значительное развитие и политическая автономия отдельных корпораций: городов, их союзов, религиозных объединений. Особыми политическими правами пользовались объединение северогерманских городов — Ганза (XIV—XVI вв.), Союз рейнских городов (1254 г.), Швабский союз (XVI в.), военно-религиозный Тевтонский орден (XII—XVI вв.). Наибольшим объемом прав обладали в империи так называемые имперские и вольные города. Имперские города — непосредственные вассалы императора — получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любек, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге. Что касается больных городов Германии, к которым относились наиболее старые епископские города (Майнц, Кёльн, Трир, Вормс и т. д.), то они получили привилегии как от германского императора, так и от управляющих ими духовных князей. Являясь центрами епархии и церковно-светского управления княжеством, они были освобождены от налога и поставки войска. В XII—XV вв. эти города пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими городами посредством назначения главных чиновников города бургграфа и префекта, руководивших осуществлением правосудия.
Имперские и вольные города Германии нередко объединялись в союзы, которые проводили свою собственную политику, не всегда совпадающую с интересами как центральной, так и княжеской власти. В XIV в. отдельные княжества-государства трансформируются в сословно-представительные монархии, отличающиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутые курии — духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов; внутри княжеств назывались ландтагами. По своей структуре они больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении региональных государственных дел. Правда, их согласие обязательно испрашиваюсь при решении финансовых вопросов, а в некоторых германских государствах местные представительства контролировали внешнюю политику, формировали постоянные комитеты для рассмотрения государственных дел, распределяли налоги, натачали высших чиновников. Однако эти полномочия лишь дополняли, но практически не ограничивали власть местных государей, придавая всем решениям территориальных властителей легитимный характер. При этом князья всегда могли получить нужное решение по налогам при помощи двух сословий, свободных от их уплаты, но принимавших участие в расходовании полученных средств, — духовенства и рыцарства. В XVI—XVIII вв., после религиозных войн, когда количество самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300), утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже началось соперничество за политическое верховенство в империи.
Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрст Фридрих III добился титула короля Пруссии1 в качестве предварительного условия за свое участие в войне за испанское наследство. Высшим органом государственного управления Пруссии был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением созданной в 1655 г. постоянной армии, одной из самых больших в Европе. Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значительная часть полномочий Тайного совета переходит к генеральному военному комиссариату. Происходит слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, подпадают под жесткий контроль центральной власти и наделяются широкими военно-полицейскими полномочиями. Ликвидируется городское самоуправление. Городские советы заменяются коллегиями магистратов, назначаемых королем. На весь государственный аппарат распространяются воинские звания, военная субординация и дисциплина. Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной, где господствовало католическое вероисповедание. С XV в. ее короли становятся германскими императорами, и Австрия считается их домениальным, владением. Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая с начала XVIII в. стала постоянным учреждением. Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 г. с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.
Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем. В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сословные собрания (сеймы). В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При эрцгерцогине Марии Терезии (1740—1780 гг.) важнейшие полномочия сосредоточиваются в руках королевских чиновников, выборные органы становятся под контроль правительства. Во второй половине XVIII в, в Пруссии и Австрии проводилась политика так называемого просвещенного абсолютизма. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, которые объяснялись как, результат содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика являлась одним из способов приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворянства.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |