КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народная Музыка
НОТЫ. В начале XI в. итальянский монах Гвидо Аретинский (около 992 - около 1050) произвёл переворот в системе записи церковной музыки. Он изобрел нотный стан – горизонтальные линейки, ноты и их слоговые названия, которые известны сейчас во всем мире - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного в честь апостола Иоанна - покровителя церковного пения. Позднее закрытый слог Ut заменили на открытый слог Do. Появилось название ещё для одного звука - Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne - "Святой Иоанн"). Нововедение Гвидо казалось средневековым чудом. Оно прославило его на весь мир. И до сих пор музыканты пользуются его системой записи звуков на линейках.
Представителями народной музыкальной культуры средневековья были бродячие музыканты - жонглеры, шпильманы и менестрели. Нередко они устраивались на службу к сеньорам. Эти средневековые «культуртрегеры» выступали в нескольких ролях сразу: и как музыканты, и как танцоры, и как мастера пантомимы, и как акробаты; и как актеры, разыгрывашшие короткие сценки. Такие актёры участвовали в театрализованных действах, которые разворачивались на улицах и площадях, - в мистериях, карнавальных и шутовских представлениях и др. Отношение Церкви к ним было довольно настороженным. Дошедшие до нас образцы песен и танцев странствующих актёров и музыкантов просты по форме, наполнены яркими, праздничными интонациями, несут в себе огромный заряд бурной, чувственной энергии. Многие из бродячих музыкантов и актеров в прошлом состояли учениками монастырских школ и университетов при монастырях. Обучение в Университете в те времена было длительным. Студент (школяр) ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание "бакалавр свободных искусств". После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание "бакалавра теологии". Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием "Сентенций" - свода теологического знания (Священного Предания). После этого (в 30 лет) он становился "полным бакалавром". Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии. Обучение было платным, и далеко не каждый из студентов мог позволить себе столь длительный курс обучения. Денег всегда не хватало. Многие бросали обучение и вливались в веселое племя странствующих музыкантов, зарабатывая себе на жизнь участием в празднествах и представлениях. Эти студенты – недоучки сочиняли свои песни на латыни и сами себя называли также по-латински " вагантами " (vagantes -"бродячие люди"). Их беспечно веселые песни прославляли любовь и земные радости, высмеивали продажность и фарисейство официальной церкви. «В кабаке возьми меня, смерть, а не на ложе! Быть к вину поблизости мне всего дороже. Будет петь и ангелам веселее тоже: Над великим пьяницей смилостивись, Боже!» Из латинских застольных песен вагантов сложились впоследствии многочисленные студенческие песни, в том числе знаменитый студенческий гимн "Gaudeamus igitur" ("Давайте же радоваться, пока мы молоды!").
К концу 13 столетия часть жонглеров оседает в городах и поступает на службу к магистрату, становясь городскими трубачами и гудошниками. Они имели регулярное цеховое устройство. Это устройство не только гарантировало им общественное положение, но и устанавливало известный стаж и уровень художественной подготовки для вступления в сословие музыкантов. Всякий музыкант, решивший посвятить себя этой профессии, должен был пройти известный курс обучения, который продолжался один год для тех, кто желал играть в деревнях, и два года для тех, кто хотел сделаться городским музыкантом. Ежегодно, в определенный день, устраивался так называемый “судный день гудошников”, на котором разбирались спорные дела между музыкантами. В состав суда входили сам король гудошников, четыре мастера и двенадцать присяжных. Ежегодные курсы “повышения квалификации” трубадуры проходили во время Великого поста, когда они не были заняты своим профессиональным трудом. Они устраивали состязания на звание мастеров пения - мейстерзингеров. Последнее такое публичное состязание состоялось в немецком городе Нюрнберге в 1770 году, году, когда в другом немецком городе Бонне родился будущий великий композитор Людвиг ван Бетховен.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. В эпоху Средневековья в Европе распространились два типа деревянных духовых инструментов: крумгорн (от нем. Krummhorn - "кривой рог") и шалмей (от греч. "каламос" - "тростник"). По сравнению с другими духовыми инструментами Средневековья на крумгорнах, самых мягких по звучанию, исполняли лирическую музыку. У шалмея звук резкий и звонкий, и даже низкие по регистру разновидности инструмента кажутся современному слушателю громкими и пронзительными. Большой популярностью пользовались различные по регистру продольные флейты. Продольными они называются потому, что в отличие от современных поперечных флейт исполнитель держит их вертикально, а не горизонтально. Во флейтах трости не используют, поэтому звучат они тише, чем другие духовые, но их тембр удивительно нежен и богат оттенками. Струнные смычковые инструменты Средневековья - ребек и фидель. Они имеют от двух до пяти струн, но у фиделя более округлый корпус, отдалённо напоминающий грушу, а у ребека (близкого по тембру) форма более продолговатая. Кроме смычковых в струнной группе были и щипковые - арфа и цитра. Средневековая арфа по форме похожа на современную, но гораздо меньше по размерам.
Цитра немного напоминает гусли, но устроена более сложно. Струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плоского треугольного ящика с натянутыми на нем струнами, которые приводятся в действие щипком или специальными наперстками. На одной стороне деревянного корпуса (по форме прямоугольный ящик) делали небольшой круглый выступ. Гриф - деревянная пластина для натягивания струн - разделён специальными металлическими выступами - ладами. Благодаря им исполнитель точно попадает пальцем на нужную ноту. У цитры от тридцати до сорока струн, из них четыре-пять металлические, остальные - жильные. Для игры на металлических струнах используют напёрсток (надевается на палец), а жильные защипывают пальцами.
Очень популярный в менестрельской среде орган-портатив - маленькая, переносная разновидность большого органа. Музыканты держали его на весу с помощью ремня, играя правой рукой и управляясь с мехом левой. Ровное, светлое и яркое звучание органа-портатива сделало его незаменимым в светских танцах и играх. Такое же положение было у волынки - инструмента одновременно деревенского и придворного. Любителей волынки причисляли к когорте дураков, а теолог 13 века Бертольд Регенсбургский называл ненавистных ему менестрелей "волынкой дьявола". Но ансамбли волынок могли сопровождать и королевские процессии, и свадебные пиры феодалов. Вездесущи были флейты, лютни, тамбурины, бубны, бесконечное множество их разновидностей. Появлялись они в разных контекстах и самых невероятных сочетаниях. Все же чаще музыканты объединялись, учитывая громкость их инструментов. Что за музыку они исполняли? Конечно, не ту, которую играют по нотам. Репертуар менестрелей, который они знали и передавали изустно, был огромен и интернационален.
Средневековый танец оставался ещё во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением. В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. Селяне могли подражать придворному танцу, а рыцари любили иной раз присоединиться к сельскому хороводу.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |