Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пасторела




Встретил пастушку вчера я, / Здесь, у ограды блуждая.

Бойкая, хоть и простая, / Мне повстречалась девица.

 

Шубка на ней меховая, / И кацавейка цветная,

Чепчик – от ветра прикрыться. / К ней обратился тогда я:

 

Милочка! Буря какая! /Вьюга взметается злая!

- Дон!– отвечала девица, /Право, здорова всегда я,

Сроду простуды не зная. /Вьюга пускай себе злится!

 

- Милочка! Лишь за цветами / Шёл я, но вдруг будто в раме

Вижу вас между кустами. / Как хороши вы, девица!

Скучно одной тут часами, /Да и не справитесь сами –

Стадо у вас разбежится!

 

- Дон! Не одними словами,/ Надо служить и делами

Донне, восславленной вами. / Право, - сказала девица,-

Столько забот со стадами! / С вами пустыми речами

Тешиться мне не годиться.

 

- Милочка, честное слово, /Не от виллана простого,

А от сеньора младого / Мать родила вас, девица!

Сердце любить вас готово,/ Око всё снова и снова

Смотрит – и не наглядится.

 

- Дон! Нет селенья такого, / Где б не трудились сурово

Ради куска трудового. / Право, - сказала девица,-

Всякий день, кроме седьмого – / Дня воскресенья святого,

Должен и рыцарь трудиться.

 

- Милочка, феи успели / Вас одарить с колыбели,-

Но непонятно ужели / Вам, дорогая девица,

Как бы вы похорошели, / Если б собой вы велели

Рядышком мне приютиться!

 

- Дон! Те хвалы, что вы пели, / Слушала я еле-еле, -

Так они мне надоели! / Право,- сказала девица,-

Что бы вы там ни хотели, / Видно судьба пустомеле

В замок ни с чем воротиться!

 

- Милочка, самой пугливой, / Даже и самой строптивой,

Можно привыкнуть на диво / К ласкам любовным, девица;

Судя по речи игривой, / Мы бы любовью счастливой

С вами могли насладиться.

 

- Дон! Говорите вы льстиво, / Как я мила и красива,

Что же, я буду правдива; / Право,- сказала девица,-

Честь берегу я стыдливо, / Чтоб из-за радости лживой

Вечным стыдом не покрыться.

 

- Милочка! Божье творенье / Ищет везде наслажденья,

И рождены, без сомненья, / Мы друг для друга, девица!

Вас призываю под сень я,- / Дайте же без промедленья

Сладкому делу свершиться!

 

- Дон, лишь дурак от рожденья / Лёгкой любви развлеченья

Ищет у всех в нетерпенье. / Ровню пусть любит девица.

Исстари общее мненье: / Если душа в запустенье,

В ней лишь безумство плодиться.

 

- Милочка! Вы загляденье! / Полно же без сожаленья

Так над любовью глумиться. / - Дон! Нам велит Провиденье:

Глупым – ловить наслажденье, / Мудрым – к блаженству стремиться!

 

 

Искусство трубадуров и труверов распространялось по всей Европе и породило множество подражателей. Немецкие трубадуры назывались миннезингерами. Они появились позже французских почти на сто лет. Тексты своих песен они сочиняли на старогерманском наречии

Любимым инструментом светской музыки была ЛЮТНЯ, завезенная с Востока рыцарями-крестоносцами из крестовых походов.

Конечно, в творчестве трубадуров было много условного, формального, однако на их песнях молодое поколение тогдашней Европы училось искусству любви. Поэзия трубадуров способствовала распространению нового типа обращения с женщиной. Впервые в Европе отождествив благо и красоту с женщиной и с женским началом, впервые изобразив любовь как высокое томление по идеалу, трубадуры создали модель любовного переживания, которая остается доминирующей в европейской лирике вплоть до настоящего времени. Трубадуры создали и новый образ автора – человека, служащего только Красоте.

После трубадуров вся европейская поэзия стала рифмованной и строфичной. Это означало, что в каждой поэтической строке были строго определенное количество ударных и безударных слогов, окончания стихов перекликались между собой (рифмовались), а сами поэтические строки объединялись в строфы - поэтические периоды.

Песни на такой упорядоченный строфический текст назывались куплетными.

Иногда трубадуры использовали поэтический прием, когда каждая строфа текста заканчивалась одной и той же строчкой, содержащей основной смысл стихотворения. Эта строчка называлась рефрен - поэтический припев.

В XIV в. в идеологии рыцарства начинает увеличиваться разрыв между мечтой, идеалом и действительностью. Рыцарская этика с ее принципами верности долгу, сюзерену, даме переживает глубокий кризис. В новых условиях сама «куртуазность» становится анахронизмом.

Просуществовав немногим более двухсот лет, искусство трубадуров в силу ряда политических причин быстро сошло на нет. В ХIV веке были попытки его возродить, для чего даже учредили специальные цветочные игры - состязания трубадуров, где в качестве награды присуждались цветы из золота и серебра. Состязания просуществовали до ХV века, но возродить искусство трубадуров не смогли.

=====================================================================

 

А теперь немножко о некоторых конкретных трубадурах с картинками и стихами.
Жофре Рюдель (ок. 1113 — 1170 гг.) — провансальский трубадур.
Рюдель был знатным человеком — князем Блаи, участвовал во втором крестовом походе. С именем этого поэта связана одна из самых популярных легенд о возвышенной любви.

В жизнеописании трубадура рассказывается, что Рюдель полюбил графиню Годьерну Триполитанскую за красоту, добродетель и благородство, о которых слышал от паломников, и сложил в её честь много прекрасных стихов.
Чтобы увидеть графиню, он отправился в крестовый поход, но во время морского путешествия заболел. Он все-таки дошел до своей возлюбленной, но сразу же умер на ее руках. Она приказала похоронить его с почестями в соборе триполитанского ордена тамплиеров, а сама в тот же день постриглась в монахини.
В его кансонах повествуется о безнадёжной любви поэта к далёкой прекрасной женщине — о «любви издалека». Жофре Рюдель умирает на руках Годьерны Триполитанской

Я еду за море,
Любовию ведомый,
Любви я странник,
Пилигрим любви.
Я буду петь о ней
До той поры, покуда
Меня любовь узрит
.А после —я умру...

Эта легенда очень красивая и была очень популярна в европейской литературе XIX—XX вв.

 

Бернард де Вентадорн (ок. 1150—1180 гг.) — провансальский лирический поэт XII века.
В творчестве Бернарда де Вентадорна куртуазная лирика нашла наиболее полное выражение. Он считал, что только настоящая любовь рождает поэтическое вдохновение:
Коль не от сердца песнь идёт,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споёт,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны —
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд.

Бернарт де Вентадорн. Рисунок из рукописи XIII века
Страница нотированной рукописи его стихотворений

 

Среди трубадуров были и сами женщины – трубадурочки. Например, Азалаис де Поркайрагуэс писала стихи во второй половине XII века и посвящала их любимому.


Беатриса де Диа – графиня. Первая (хронологически) из известных 17 трубадурок. Сочиняла в лёгком стиле. Благодаря её жизнеописанию известно, что, будучи замужем, она была влюблена в другого трубадура, которому она посвятила множество своих песен.

 


***
Я выбрала одного достойного и благородного,
Через которого улучшается и облагораживается честь,
Щедрого, ловкого и проницательного,
В котором есть остроумие и мудрость.
Я молю его, чтобы он мне верил,
И пусть никто не заставит его поверить,
Что я изменю ему -
Если только он не изменит мне.
***
Мне надо петь здесь о чем я не хотела бы (петь):
Потому что мне надо жаловаться на моего друга.
Я его люблю больше, чем что-либо еще.
Но для него ничего не стоят ни мое милосердие,
ни вежливость, ни моя красота, ни достоинство, ни мой ум.
Я так обманута и предана, как должна была бы быть,
если бы была отвратительной.



Несчастная любовь – тоже тема, как и ревность, и смерть.
К числу известных историй, порожденных этой блистательной эпохой, относится и знаменитый сюжет о "съеденном сердце".

Прекрасный и доблестный рыцарь Гильем де Кабестань полюбил жену своего сеньора. Узнав о такой любви, сеньор преисполнился ревностью и запер неверную жену в замке. Затем, пригласив к себе Гильема, увел его далеко в лес и там убил. Сеньор Раймон вырезал сердце несчастного влюбленного, отдал его повару, а приготовленное кушанье приказал подать за обедом жене, ни о чем не подозревавшей. Когда Раймон спросил ее, понравилось ли ей угощение, дама ответила утвердительно. Тогда муж объявил ей правду и в доказательство показал голову убитого трубадура. Дама ответила, коль скоро муж угостил ее таким прекрасным блюдом, то иного она не отведает вовек, и бросилась с высокого балкона вниз.
Услышав о чудовищном злодеянии, король Арагонский, чьим вассалом был сеньор Раймон, пошел на него войной и отнял у него все имущество, а самого Раймона заключил в тюрьму. Тела обоих возлюбленных он приказал с подобающими почестями похоронить у церковного входа в одной могиле, а всем дамам и рыцарям повелел ежегодно собираться в этом месте и отмечать годовщину их смерти.
Эта история переработана Боккаччо в "Декамероне" и с тех пор пользуется огромной известностью в мировой литературе. Из современных ее обработок достаточно вспомнить фильм Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и любовник".

 

Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов, от которых главным образом до нас дошли лишь фрагменты. Роман был восстановлен французским ученым Ж. Бедье в начале XX в. Сюжет восходит к ирландским сказаниям. Рыцарь Тристан попадает в Ирландию в поисках невесты для своего родственника – короля Марка. В дочери короля Изольде Златовласой он узнает предназначенную Марку невесту. На корабле Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток, приготовленный матерью Изольды и предназначенный для Изольды и ее мужа. Между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Верный своему долгу, Тристан уезжает в Бретань и там женится. В конце романа смертельно раненый герой просит о встрече с любимой, которая одна может его излечить. Он ждет корабль с белым парусом – корабль Изольды. Однако ревнивая жена сообщает Тристану, что плывет корабль с черным парусом. Тристан умирает. Прибывшая к нему Изольда умирает от отчаяния.

Легенда о Тристане и Изольде пользовалась большой популярностью в средневековой Европе. Ее многочисленные литературные обработки дополняли сюжет разного рода поэтическими подробностями, не меняя главный смысл легенды: любовь сильнее смерти.

 

===========================================================

 

Неудачные крестовые походы, установление инквизиции, образование монашеских орденов неблагоприятно отразилось на положении трубадуров. Законом инквизиции запрещалось даже напевать песни трубадуров. Но их наследие сохранилось. До нас дошли более 2,5 тысяч их песен.

Лирика трубадуров на долгое время была оставлена без внимания и лишь в начале XIX века романтики (Гейне, Гёте, Уланд, Кардуччи) заинтересовались средневековой литературой и в том числе провансальской поэзией. Через переводы романтиков В. А. Жуковского средневековая лирика вошла в русский литературный обиход.

 

 

Мать Тристана, королева Элиабель, умерла сразу после рождения сына. Перед смертью она дала сыну имя: "Сын мой, сильно мне хотелось тебя увидеть! И вот вижу прекраснейшее создание, когда-либо выношенное женщиной; но мало мне радости от твоей красоты, ибо я умираю от тех мук, что пришлось мне ради тебя испытать. Я пришла сюда, сокрушаясь от печали, печальны были мои роды, в печали я родила тебя, и ради тебя печально мне умирать. И раз ты появился на свет от печали, печальным будет твое имя: в знак печали я нарекаю тебя Тристаном" (по-латински «tristis» — «печальный»).

Отец Тристана, король Мелиадук, овдовев, женился на дочери Нантского короля Хоэля, женщине прекрасной, но коварной. Мачеха невзлюбила Тристана. Едва Тристану исполнилось 7 лет, как его отец умер. Воспитатель Тристана Гувернал бежал с мальчиком от ненависти мачехи в Галлию, ко двору короля Фарамона. Когда Тристан подрос, он отправился на службу к своему дяде Марку, королю Корнуэльса, на котором лежала ежегодная дань ирландскому королю, установленная 200 лет назад, в сто девушек, сто юношей, достигших пятнадцати лет, и сто чистокровных лошадей. Морхульт, брат ирландской королевы, прибыл в Корнуэльс с войском требовать эту дань. Чтобы избавить королевство от дани, Тристан вызвался биться с Морхультом и победил его, но был ранен отравленным копьем Морхульта.

Никто не мог вылечить Тристана и он попросил посадить его в лодку и отправить в море: "если Господу будет угодно, чтобы я утонул, великим утешением покажется мне смерть, ибо давно уже изнемог я от страданий. А если мне удастся выздороветь, я вернусь в Корнуэльс". "Две недели блуждал Тристан по морю, пока не прибило его ладью к берегам Ирландии, неподалеку от замка Хесседот. Там обитал ирландский король и его жена, сестра Морхульта. И дочь их, Изольда, жила вместе с ними. "И была эта Изольда прекрасней всех женщин на свете, и не сыскалось бы в те времена никого, кто превзошел бы ее в искусстве врачевания, ибо ведомы ей были все травы и их свойства. И минуло ей в ту пору четырнадцать лет" (Тристану в то время было 15 лет). Изольда вылечила Тристана, не зная, что он - убийца её дяди.

В Ирландии поселился змей, опустошавший страну и король объявил, что тому, кто сумеет одолеть змея, отдаст он все, что тот ни попросит, половину своего королевства и дочь свою Изольду, если тот пожелает ее взять. Тристан убил змея, но был отравлен его ядом и Изольда снова исцелила Тристана. Тем временем открылось, что Тристан и есть убийца Морхульта. Тристан был изгнан из Ирландии и вернулся к королю Марку. Придворные Марка стали опасаться, что после смерти Марка трон перейдет к Тристану и убедили Марка жениться, чтобы на свет появился наследник престола. Король Марк, помня слова Тристана о красоте Изольды, решил свататься к ней. Ирландский король согласился примириться с королем Марком и выдать за него свою дочь Изольду.

Мать Изольды дала воспитателю Тристана Гуверналу и своей служанке Бранжьене любовный напиток, чтобы они дали его королю Марку и Изольде в первую брачную ночь. Во время плавания Тристан и Изольда играли в шахматы и им захотелось пить. Гувернал и Бранжьена по ошибке дали Тристану и Изольде любовный напиток. Охваченные безумной страстью, Тристан и Изольда полюбили друг друга на всю жизнь и отдались друг другу прямо на корабле.

 

 

Марку передали адресованную ему предсмертную записку Тристана, в которой он раскрыл, что полюбил Изольду не по своей воле, а под действием любовного напитка. Марк опечалился и залился слезами:
- Горе мне! Отчего не узнал я об этом раньше? Тогда скрыл бы я ото всех, что Тристан любит Изольду, и не стал бы преследовать их. А теперь потерял я племянника своего и свою жену!


Тристан и Изольда были похоронены недалеко друг от друга. "Из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Окрестные жители проведали о том и сообщили королю Марку. Трижды приказывал король срезать этот куст, но всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.