Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4 образование в эпоху раннего Средневековья

1. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МИРЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

3. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ, ЦЕХОВЫЕ, ГИЛЬДЕЙСКИЕ, ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИНСТИТУТОВ.

 

*** *** ***

В 476г. нашей эры пала Западная Римская империя, вместе с этим событием закончилась история древнего мира и античности. Следующий этап истории получил название СРЕДНИЕ ВЕКА. Начальная грань периода определена – середина V века. Конечная грань трактуется по-разному. Существует три точки зрения:

1. Советские историки – 1640 – 1660гг.

2. 15 век – падение Восточной Римской империи, окончание Столетней войны /1453/ Великие географические открытия.

3. Конец 18 века – до В.Ф. Бур. рев, - 1789-1794.

Так как в советской и русской историографии господствующей точкой зрения является первая, то воспользуемся ею.

Итак, история средних веков длилась с середины V века до середины XVII века. Сам период делится на три этапа:

1. Конец 5 – середина 11 ранее средневековье.

2. 11-15 века – период высшего развития феодализма.

3. 16-17 века – период разложения феодальных отношений.

Для каждого периода было свойственны свои особые черты развития, но в целом можно выделить основные особенности социально-экономической, политической жизни средних веков.

1. Установление феодального строя. Новых производственных отношений – феодальных. Для них было характерно:

А) Господство крупной земельной собственности; сочетание крупных земельных владений с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей – крестьян, которым феодалы раздавали большую часть своих владений.

Б) Крестьяне в отличии от рабов являлись держателями земли вплоть до наследственного пользования, являлись собственниками орудий труда и рабочего скота.

В) Наличие наряду с экономическим принуждением внеэкономическое – наделение феодалов политической властью. Формы и степень внеэкономического принуждения были самые различные: личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьян.

Эти характерные черты новых производственных отношений порождали специфические черты социальной структуры, политической, правовой и идеологической надстройкой.

2. К числу их относился и условный характер феодальной земельной собственности и разделения права на землю между несколькими феодалами и возникновением «феод».

4. Иерархия вассально-ленных связей.

5. Эксплуатация крестьян в рамках феодальной вотчины, позднее государство с помощью системы государственных налогов. Феодальная земельная рента – часть прибавочного продукта, зависимых крестьян, присваемая землевладельцем. Она выступает как экономическая форма права феодалов на землю и выплачивается в трех формах: отработочная (барщина), продуктовая (оброк), денежная (деньги) на разных стадиях феодализма господствовала та или иная форма ренты.

6. Основным признаком феодального строя было наличие 2 классов – феодалов и зависимых крестьян.

7. Социально-экономический строй и классовая структура определили характер и функции политической и идеологической надстройки. Государство, право, официальная религия стояла на страже интересов феодалов и были враждебны народу. Государство в разные периоды имело разную форму: крупные, непрочные государственные образования, мелкие пол. образования номинально объединенных под властью слабого короля, сословная монархия, абсолютная монархия.

8. Большую роль в укреплении господства играла римско-католическая и православная церковь. Христианское вероучение в руках церкви превратилось в идеологию господствующего класса. Она оказывала монопольное влияние на духовную жизнь общества, его культуру и образование. Безусловно, христианство сыграло решающую роль в складывании общеевропейской цивилизации, но и подавляла народную культуру, преследовала инакомыслящих.

Таким образом к особенностям феодализма можно причислить наличие крупных земельных владений, особые формы держания земли, и наличие 2 классов и влияние церкви на все стороны развития общества, в том числе на культуру и образование.

Как же протекали демографические процессы в V – XV веках?

Общая структура населения и их динамика определяется как естественно-биологическими и общественными факторами. Демографические процессы прошли через ряд спадов и подъемов: На это влияла знаменитая триада: голод, война, болезни. Люди погибали от болезней, войн, недоедания. Так от бубенной чумы умерло от ¼ до половины населения в 1348-1349 гг. Завоевания норманами Англии, крестовых походов – 1/3, от голода несколько меньше, но а каждые 3-6 ч. лет были в западной Европе голодный год.

Средняя продолжительность жизни женщин – 35, мужчин – 40-45 лет. Треть детей не доживали до 12-15 лет – возраст совершеннолетия. До 50-только 1/4. До 1/2 мужчин не вступало в браки. В середине века сформировалась малая семья, что наложило свой отпечаток на образование.

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание), период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно дотируется концом 5 – сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа истории развития человечества. В С. в. консолидировались и расширились культурные области Европы и других регионов мира, получили развитие христианства и другие мировые религии, сложились жизнеспособные нации и их языки, были созданы классические произведения мировой литературы и искусства, заложены фундаментально принципы формирования человеческой индивидуальности, образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие учащегося, но и взращивание его как нравственной личности.

Характер и формы образования и воспитания определялись господствующим значениям христианской религии и Церкви культурной жизни общества. В средневековье религия была для человека своеобразным энциклопедическим компендиумом, с помощью которого можно было составить определенную картину мира, обрести знания о месте человека в нем. В моральной сфере религиозной установке регулировали проведение и образ жизни людей, их взаимоотношения, способствовали выражению социальных и личных эмоций, создавая ощущение человеческой общности.

 

 

В Западной Европе 5—7 вв. исчезли школы, устроенные по римскому образцу. Началась систематизация античного духовного наследия и приспособление его к требованиям христианской церкви. Создавались обобщающие компендиумы, ставшие классическими учебниками сред­невековья: «О браке Филологии и Мер­курия» Марциана Капеллы, трактаты Боэцияпо арифметике, музыке, геометрии и астрономии (последние два не сохранились), «Наставления в науках божественных и человеческих» «Кассиодора», «Начала, или Этимологии» Исидора Севильского и др. Постепенно образование и воспитание монополизировались церковью. Получил развитие новый тип школы — христианский. Латинская письменность и книжное дело сыграли важнейшую роль в преемственности античных и средневековых культур в Западной Европе. Латинский язык во взаимодействии с герм. и кельт. наречиями стал основой развития большинства языков народов Западной Европы.

В 6—8 вв. редкие школы были сосредо­точены преим. в монастырях, где находи­лись скриптории для переписки религиозной литературы и сохранившихся сочинений античных авторов, собирались б-ки. Центры монастырской культуры располагались в Ирландии и на континенте: Виварий, Монтекассино (терр. совр. Италии); Тур, Корби, Клюни (Франции); Фульда, Рейхенау (Германии); Санкт-Галлен (Швейцарии); Глэнстонбери, Кентербери (Анг­лии). Центры позднеантич. образованности долгое время (до 6—7 вв.) сохранялись в Византии.

В конце 8 — 1-й пол. 9 вв., в период культурного подъёма в империи Каролингов, объединившей почти всю Зап. Европу, впервые была предпринята попытка осу­ществить идею образования не только для клириков, но и для мирян («Каролингское возрождение»). Указами КарлаВеликого (768—814) предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счёту. Центром образования стала придворная школа в Ахене, которой руководил Алкуин. Во 2-й пол. 9 в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях. Многие школы, в том числе школа в Ахене, перестали функционировать.

В период средневековья сформирова­лись своеобразные образовательные институты разных уровней: монастырские школы,

кафедральные, или соборные, школы и специально для элементарного обучения - приходские школы. С 14 в. большое значение приобрели школы при поми­нальных часовнях, по существу народные, в которых дети обучались началам грамоты. С ростом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов воз­никли гильдейские и др. городские шко­лы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, организовывались частные школы. Центрами ремесл. Образования с 12 в. были цехи.

В 12—13 вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жало­ванье. Обучение у наибольших знаменитых и авторитетных преподавателей того или иного предмета сделалось целью странствий бродячих школяров (вагантов, или голиардов) — выходцев из городской или рыцарской среды, низшего клира (см. также Странствующие учителя). В среде бродячих школяров возникала яркая и самобытная лат, поэзия.

Обучение в школах велось на латинском язы­ке, с 14 в. появились учебные заведения с пре­подаванием на разговорных языках. В средневековье не существовало жёсткого деления на возрастные этапы обучения, не учитывались специфика детского воспри­ятия и психологии. После освоения уча­щимися основных норм христианской нравственности, чтения по Псалтыри и письма излагался традициями ср.-век. куррикулум — семь сво­бодных искусств (septem artes liberales), унаследованный от римской школы и систе­матизированный Марцианом Капеллой, Боэцием и Кассиодором. Он подразде­лялся на низшую ступень — тривиум (грамматика, риторика, диалектика или логика) и повышенную — квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астро­номия). Знание семи свободных искусств считалось необходимым для правильного понимания Священного Писания; они вошли во все энциклопедии и до 15—16 вв. оставались основой ср.-век. образо­ванности. Изучение свободных искусств подводило к восприятию высшей мудрости — теологии и философии. В процессе обучения толковались не только Священ­ное Писание и сочинения отцов церкви, но и произведения некоторых античных авторов: Аристотеля, Платона, Виргилия, Овидия, Горация, Цицерона, Саллюстия и др.

Преподавание латинской грамматики и рито­рики подчинялось задаче использования античных риторических приёмов при составле­нии проповедей, классическая теория стихо­сложения должна была стать основой создания церковных ритмов, предназначенных для богослужения. Античное учение о добродетелях применялось при разработке христианской этики. Система грамматического и риторического образования оказывалась оди­наково приемлемой как для проповеднических и миссионерской деятельности, так и для управления государством и вотчиной, исполнения поручений полит, и дипломатического характера, отправления судопроиз­водства.

Христианство, определявшее сознание общества, было религией Писания, книжным учением. В целом для средне­вековья, когда основная часть населения оста­валась неграмотной, характерно, тем не менее, почтительное, часто сакральное отношение к слову, книге. Ср.-век. зна­ние имело комментаторский характер и опиралось на авторитетные классические сочинения, поэтому в процессе обучения ведущую роль играло развитие памяти. Схоластика подняла авторитет образо­вания и учителя.

Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора евро­пейцев, знакомство с мусульманской культурой послужили стимулами разви­тия школьного дела и системы образования. Соборные школы в крупнейших интел­лектуальных центрах Европы преврати­лись во «всеобщие школы», а затем в университеты (к 15 в. в Европе их на­считывалось около 60). Университеты получили право присуждения учёных степеней и выдачи разрешения на преподавание, что ранее было привилегией архиепископа или епископа. Расширился спрос на кни­гу. Если до 12 в. книги были сосредото­чены главным образом в монастырских библиотеках, то в 12—14 вв. появились многочисленные библиотеки при университетах, королевских и княжеских дво­рах, в домах крупных землевладель­цев и состоятельных граждан. Инте­ресу к образованию способствовало распространение книгопечатания (кон. 15 в.).

Педагогическая мысль средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов церкви, рас­сматривавших мир как школу Христа, в которой история и жизнь каждого человека обретает смысл постольку, поскольку они являются объектами воспитания, обращающего их к единой цели — позна­нию Бога. «Педагогика» понимание взаимоот­ношений Бога и человека наиб, ярко представлено в патристике у Климента Александрийского, Оригена, Иеронима, Августина. По Августину, всё знание своей основой имеет Библию, в которой отразилась вечная и универсальная исти­на, открывающаяся верующему че­рез слово, язык. Августин оказал оп­ределяющее влияние на ср.-век. педа­гогику, определил содержание христианского образования, допускающего усвоение некоторых достижений античного знания под руководством духовных наставников. Он указал на направляющую роль божественной благодати и свободы выбора в движении человека к высшей истине. При определении образовательного минимума христианского интеллектуала Авгу­стин в сочинении «О христианском учении» ставил «словесные» науки и историю на первое место как особенно важ­ные для понимания Священного Писа­ния, затем шли математика и естественной дисциплины. В образовательном процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету. Кассиодор, Исидор Севильский указывали на необходимость изучения наряду со Священным Писанием античных авторов и считали образова­ние необходимым не только для монахов и клириков, но и для мирян. «Нищете мирских знаний» папа Григорий I (6 в.) противопоставил «просвещённую не­учёность» святых подвижников. Оба эти направления были представлены в педа­гогике раннего средневековья, отличав­шейся религиозной экзальтацией, суровостью и аскетизмом. Устав бенедиктинских мона­стырей, в противовес представлениям античности, подчёркивал воспитательное зна­чение физического труда.

 

Решающее значение в жизни средневекового общества играла церковь. В начале 5 века началась христианизация Европы. И к 10 веку большинство европейских народов исповедовало христианство (948 г.). Не смотря на то, что в 1054г. произошло разделение христианства на римско-католическую и православную церкви, своей монополии они не покоряли. Так, церковная организация р-к церкви охватывала практически все население Западной Европы, которое делилось на 400 диоцезов, управляемых епископами и архиепископами, подчиненных папе. Духовенство отличалось от простых людей: они подчинялись своему церковному начальнику, имели право толковать Священное писание, знали латинский язык, на котором велись службы. Вся монополия на культуру и образование была в руках церкви, вплоть до образования университетов и городской культуры. Все места в местной администрации по проблемам культуры и образования занимали священнослужители. Ручная перепись документов, книг, игры, зрелища, праздники – все это было под влиянием церкви.

Поэтому и мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим, т.е. религиозным. Христианство являлось идеологическим стержнем культуры и всей духовной жизни. Теология или религиозная философия стала высшей формой идеологии, предназначенной для элиты, для огромной массы простых людей идеология выступала в виде практической религии. Сплав идеологии и уровней бытового уровня религиозного сознания создавал единый идеолого-психологический комплекс охватывающий все классы и слои общества.

Средневековая философия тяготела к универсализму. Она формируется на базе латинской христианской мысли 2 – 8 веков. Специфика с/в сознания диктовала то, что даже самый радикальный ученый не мог отрицать примамат духа над материей, бога над миром. В 11 веке богослов Петр Дамиани заявил, что разум ничтожен перед верой, философия – служанка богословия. 11 век – время рождения схоластики как широкого интеллектуального движения. Название это произошло от схоле-латинского слова. В прямом смысле означает школьная философия. Схоластика – философия, вырастающая из теологии и неразрывно связанная с ним, но не тождественная. Сущность ее осмысления догм христианства с рационалистических позиций и при помощи логики. Центральное место в схоластики заняла проблема универсалий, т. е. общих понятий – материя, сознание, первичность бог и т.д. В трактовке универсалий появилось 3 течения: РЕАЛИЗМ, НОМЕНАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ.

РЕАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО УНИВЕРСАЛИ СУЩЕСТВУЮТ ВЕЧНО СОЕДИНЯЯСЬ С МАТЕРИЕЙ ОНИ РЕАЛИЗУЮТСЯ В КОНКРЕТНЫХ ВЕЩАХ.

НОМИНАЛИСТЫ СЧИТАЛИ, ЧТО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЗВЛЕКАЮТСЯ РАЗУМОМ ИЗ ЕДИНИЧНЫХ ВЕЩЕЙ НОМИНАЛИСТЫ ПОЛАГАЛИ, ЧТО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЕСТЬ НЕЧТО СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ВЕЩАХ. ПЬЕР АБЕЛЯР, БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ являлись выдающимися схоластами того времени. Большую популярность имели работы Аристотеля. Церковь не могла сопротивляться его учению, поэтому ассимилировала его благодаря интерпретациям Альберта Великого, Фомы Аквитанского. Постепенно схоластика вырождалась, погружаясь формально – логические рассуждения, игру слов и терминов.

Теология, схоластика имели громадное определяющее влияние на систему образования. Так схоластика привела к заучиванию готовых определений, зачастую изложенных в схоластической ответно-вопросной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – XVI вв.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зрелая готика | Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.