КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы 2 страница
Средневековье являлось закономерным этапом мирового исторического развития, итоги которого были очень важны для будущего. В Средние века сложилась европейская общность, появились сословное представительство и суд присяжных, начался процесс урбанизации в Европе, возникли многие современные языки, нации и государства, заложены важнейшие формы образования — школы и университеты, создана богатая и многообразная культура. На исходе этого этапа Европа стала лидером всемирно-исторического процесса. Корни многих современных явлений, конфликтов нужно искать в Средневековье. Наконец, истоки духовности современной европейской цивилизации восходят к христианству, ибо эта цивилизация является историческим продолжением христианского мира Средневековья. Периодизация западноевропейского Средневековья. Хронологические рамки Средневековья условны, вокруг них ведутся научные споры. Большинство ученых считают, что начало Средневековья связано с падением Западной Римской империи в конце V в., положившим начало коренному перевороту в мировой и европейской истории. Еще более дискуссионен вопрос о конце Средневековья. Сейчас наиболее распространенным является мнение, что завершающим столетием Средневековья является XV в., когда произошли знаковые события падение Константинополя и Византии (1453), открытие Америки (1492), завершение Реконкисты (1492) и др. Однако главное — к рубежу XVI вв. феодальное общество исчерпало резервы своего развития. Средневековье условно делится на три периода: раннее, развитое (зрелое) и позднее. I. Раннее Средневековье: конец V — середина XI в. Становление (генезис) феодализма как общественной системы. Складывание феодальной социальной структуры. Развитие государства от варварских королевств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. В культуре — упадок первых («темных») веков сменяется постепенным подъемом (Каролингское возрождение). Церковь играет важнейшую роль в становлении феодального мира, в создании средневековых форм хранения и передачи культуры, распространении образования. II. Развитое, или зрелое, Средневековье: середина XI—XIII в. Период расцвета феодальных отношений. Торжество вассально-ленной системы. Феодальная раздробленность. Обострение борьбы между папством и светской властью за главенство. Возникновение особой формы феодального государства с сословным представительством. Первые попытки выйти за пределы Европы, Крестовые походы. Доминирование церкви во всех сферах жизни общества. Подъем культуры, расцвет романского и готического искусства, создание университетов. III. Позднее Средневековье: XIV—XV вв. Начало процесса разложения феодальных отношений. Первоначальное складывание рынка. Рост городов, формирование нового сословия — бюргеров. Создание централизованных государств. Общеевропейские конфликты. Столетняя война. Крупные антифеодальные восстания. Нарастание антицерковных настроений. Раннее Возрождение. Каждый период Средневековья был связан с миграциями народов в Европе и за ее пределами. VI— VII вв. — завершающий этап Великого переселения народов.
Феодализм. Понятие «феодализм» происходит от слова «феод». Так в средневековой Франции называлось наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств, специально оговоренных, в пользу того, кто наделяет феодом (сеньора). Тот, кто получал феод (лен), назывался вассалом. Поэтому феодальную систему еще называют сеньориально-вассальной. Особенность феода как земельной собственности была обусловлена тем, что юридически собственником земли являлся не только его непосредственный владелец, но и тот, кто ему этот феод давал, т. е. сеньор. В свою очередь, над этим сеньором мог быть еще один сеньор, который также юридически считался собственником феода. Таким образом, складывалась феодальная иерархическая структура вассально-ленных связей, в которой каждый феодал был связан с другими представителями господствующего сословия сложными юридически-, личными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил особую клятву верности сеньору. Таким образом, он имел по отношению к сеньору не только поземельные, юридические, военные, но и личностные, этические обязательства, которые человек благородного происхождения не мог нарушать. На этой основе формируется особая система правил поведения — кодекс поведения рыцаря. Всякие властные отношения, которые не имели естественного основания в кровном родстве, брачном союзе... покоились на священном акте — клятве, на клятвенном обещании, закрепленном ритуальным жестом — положением руки на священный предмет, на Святое Писание, на крест, на ковчег, а также произнесением ритуальной формулы — «Да поможет мне Бог». Таким образом, ткалось полотно политических отношений, целиком находившееся в сфере сакрального. И те, кто это полотно разрывали, и те, кто отказывались быть вплетенными в основу его, навлекали на себя гнев небесный. Развитие феодализма было связано с оформлением иммунитета — частной судебной власти сеньора. В своих владениях он являлся верховным судьей, право это закреплялось за ним либо обычаем, либо королевским законодательством. Главным социальным и хозяйственным институтом феодального общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земли, отданной в держание крестьянам. Крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавляя ее административно и судебно, но взаимодействуя с ней как с хозяйственной организацией, регулируя крестьянские поземельные отношения. Структура средневекового общества. Средневековые люди представляли устройство своего общества трехчастным. Основание его — трудящиеся, работающие, над ними — воюющие и молящиеся. Господствующие сословия — воюющие и молящиеся, т. е. светские и духовные феодалы различного ранга. Военное сословие еще называют рыцарским (в широком смысле). Однако оно тоже было неоднородным, включало крупных феодальных сеньоров и воинов — владельцев мелких феодов (собственно рыцарей), а подчас и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества. Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в руках у церковников сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, монастыри превратились в крупных феодальных собственников. Они обрели широкие иммунитетные права. С конца раннего Средневековья в центре феодов воздвигались укрепленные замки, резиденции сеньоров, в том числе и церковных, они превращались в неприступные крепости. Крестьянское население не было однородным по своему происхождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. Однако степень крестьянской зависимости в Западной Европе никогда не достигала того уровня, который впоследствии существовал при крепостном праве в России. В XII — XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, до тех пор входивших в домен. Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих веков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни. К разряду трудящихся присоединились и ремесленники. Важным признаком феодального сообщества являлась его корпоративность. Рыцарские корпорации, сеньориально-вассальные союзы, братства и ордена, ремесленные цехи, городские коммуны и союзы городов, купеческие гильдии и сельские общины, университеты с их системой землячеств, секты и т. п. составляли пеструю социальную картину. Человек искал у корпорации защиту, в ней он обретал свой социальный статус и мог отстоять себя как индивида. Наиболее общеобязательной и всеохватывающей была принадлежность к церкви. Христианство и церковь. В Средние века религия играла определяющую роль в обществе как на Западе, так и на Востоке. Христианство окончательно оформилось как мировая религия в феодальном обществе. Христианство санкционировало феодальное устройство, было религиозно-политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором средневекового общества, формировало его ментальность. стало основой духовной жизни и культурной общности европейского мира. Каждый момент жизни средневекового человека определялся религиозным миросозерцанием и чувством. Религия давала ему ощущение принадлежности к единому миру, который по определению мог быть только христианским. Правда, в реальности единого христианского мира не получилось. В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую и православную, соответственно и христианский мир был разделен на западный и восточный. Между ними пролегла невидимая граница, преодолеть которую до сих пор полностью не удалось. На рубеже VI—VII вв. папой римским Григорием I Великим были сформулированы притязания на превосходство духовной власти над светской, церкви над государством. Началось многовековое противостояние папства и светских государей Европы. Церковь лелеяла замысел создания теократической монархии, которая возвышалась бы над всеми светскими государствами. XI—XII вв. развернулась борьба между папами римскими и германскими императорами, между папским престолом и английским королем. В результате светские монархи были вынуждены просить покаяние. С помощью сложной системы наказаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых мирян. Церковное отлучение не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы общественных связей. Еще более тяжелым наказанием был интердикт — отлучение целой территории или страны, в которых жизнь практически останавливалась. Подданные освобождались от повиновения отлученному монарху. Известны следующие случаи наложения интердикта:
Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в организации Крестовых походов на Восток и Крестовых походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Средневековья. Идея защиты христианского мира от неверных стала также знаменем Реконкисты в Испании. Под эгидой католической церкви осуществлялась захватническая политика немецких феодалов в славянских землях и Прибалтике. За счет крестоносных сборов со всех стран Западной Европы доходы папской курии достигли огромных размеров. Проводником папской политики, ее опорой, помимо духовенства, пребывавшего в миру, было монашество. Существовали объединения монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру, — монашеские ордена. Во время Крестовых походов сформировались ордена особого типа — военно-монашеские, духовно-рыцарские. В XIII в. появились нищенствующие ордена — францисканский и доминиканский. Они были созданы под влиянием народной религиозности, которая апеллировала к «госпоже Святой Бедности», осуждала коррумпированность церкви. Ереси развитого Средневековья носили ярко выраженный социальный характер. Их можно разделить на два типа: те, что были порождены возрастающим протестом горожан против феодальных порядков, так называемые бюргерские ереси, и крестьянско-плебейские, отражавшие настроения наиболее угнетенных, беднейших слоев феодального общества — городского плебса, малоимущего крестьянства. Начало XIV в. принесло ослабление позиций папства в борьбе со светскими государями. Французский король даже перенес папский престол в город Авиньон, где он пребывал около 70 лет. Широкое движение за реформу католической церкви развернулось в XIV в. в Англии, в XV в. в Чехии. Эти движения предвосхитили Реформацию. К концу Средневековья папство перестало быть «вершиной» христианского мира на Западе. Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказались папство и римско-католическая церковь, стала так называемая «великая схизма», т. е. раскол (1378—1417). В XV в. была предпринята попытка преодолеть противоречия между римско-католической и православной церквами. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1445) была заключена уния — договор о создании союза церквей под главенством папы римского, но с сохранением своих обрядов и форм богослужения. Однако вскоре греческая и русская церкви отвергли унию как противоречащую церковным традициям православия и национальным интересам. 6. Средневековое государство. Политическая организация феодального общества не оставалась неизменной. Первыми государствами западноевропейского Средневековья были варварские королевства, образовавшиеся в V—VI вв. на территории Западной Римской империи, — Вестготское, Франкское, Остготское, Бургундское, Лангобардское и др. Варварские королевства очень быстро прекратили свое существование, оставив о себе память в средневековом эпосе. Самым удачливым оказалось Франкское королевство, которое переросло в сильное самостоятельное государство. Средневековье с момента своего возникновения было «зачаровано» образом Римской империи. Первая попытка христианского объединения мира Европы, предпринятая Карлом Великим, свершилась под лозунгом «восстановления империи». Карл, король франков, был коронован императорским венцом в Риме в 800 г. Тем самым было положено начало империи Каролингов. По его стопам пошли и германские императоры, назвавшие свое государство Священной Римской империей. X—XII вв. — время государственного полицентризма в Западной Европе; крупные феодальные владения превратились фактически в самостоятельные государственные образования, лишь номинально зависевшие от центральной власти. Короли начали борьбу с этой феодальной вольницей, но у них далеко не всегда хватало сил обрести полноту власти. Они были вынуждены вступать в диалог с общественными силами. В результате возникли государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства, — это кортесы в Кастилии (1137), парламент в Англии (1265), Генеральные штаты во Франции (1302). К концу Средневековья сложились централизованные государства с Укрепившейся властью монарха, предвосхитившие появление в раннее Новое время абсолютной монархии. Международные отношения и дипломатия. В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами отличались крайней неустойчивостью и спонтанностью. Верховным арбитром в этих отношениях была Византия, к которой короли обращались для решения важнейших для них вопросов. Вместе с тем Византии приходилось лавировать между враждующими сторонами, вести хитроумные дипломатические маневры, сталкивая их друг с другом. Узловым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами, ставшее прологом противостояния христианского и мусульманского миров. Элементом средневековой дипломатии были встречи государей для решения важнейших международных проблем. В Европе, где шли непрекращающиеся войны между феодалами и государственными образованиями, велись бесконечные переговоры о возможных условиях установления мирных отношений между воюющими сторонами, но они не приводили к желаемым результатам. С раннего Средневековья важнейшим субъектом международных отношений в Европе стало папство. В тот период папы активно использовали церковные миссии, направленные на распространение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов с папством ознаменовал новый этап в международных отношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объединительные процессы в Европе. Особое место в средневековых международных отношениях занимает экспансия скандинавов на континент. В результате образовались новые государства, появились норманнские династии. Норманны, завоевавшие северо-запад Франции и основавшие там Нормандское герцогство, в XI в. завоевали Англию. Это привело к тому, что завязался опаснейший узел англо-французских противоречий, который развяжется только после Столетней войны XIV—XV вв. Из этой войны Франция и Англия вышли не поверхностно объединенными конгломератами феодальных владений, а национальными государствами. Огромное значение для развития международных отношений зрелого Средневековья имели Крестовые походы. В конце XI в. началась экспансия западноевропейского рыцарства на Восток. Результатом стало возникновение государств крестоносцев в Палестине и Сирии, правда просуществовавших недолго. Крестоносцы в конце концов потерпели там поражение. В начале XIII в. крайнего напряжения достигли отношения между Западом и Византией. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и образовали на территории Византии Латинскую империю. Изменилась международная ситуация в Средиземноморье, где набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя. Разные государства и политические силы стремились взять под контроль Средиземноморье и морские торговые пути. На сложнейшие хитросплетения международной политики накладывались теократические устремления папства, к ним прибавилось и желание некоторых крупных феодальных монархов возглавить процесс создания христианской европейской политической общности, делались попытки выработать правовые основы международных отношений, росло понимание общеевропейского характера. На исходе Средневековья появились более или менее устойчивые формы дипломатического общения, например посольства с продолжительным пребыванием в чужой стране; были определены формы дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения все больше приобретали межгосударственный характер. Возникали как центры ремесла и торговли, но очень быстро становились административными и культурными центрами. Раньше всего с VTII в. возрождение и возникновение новых городов происходило в Италии и на юге Франции, там, где еще живы были римские традиции. В X__XI вв. стали подниматься феодальные города в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. Размеры западноевропейских городов были невелики. Даже в позднем Средневековье большими считались города с населением в 20 - 30 тыс. человек. Лишь несколько крупнейших городов, в том числе Париж, Флоренция, Венеция, имели население около 100 тыс. человек. Основным населением городов были ремесленники, торговцы, строители, содержатели постоялых дворов, слуги и т. п. Наиболее богатой и представительной частью горожан являлись купцы. В развитом и позднем Средневековье ремесленники были объединены в цехи, а торговцы — в гильдии. В крупных городах, служивших политико-административными центрами, размещались представители королевской и сеньориальной администрации, жили феодалы со своими слугами и военными отрядами. Города были и центрами религиозной жизни. Здесь строились соборы. Заметную часть населения составляло духовенство. С развитием школ и университетов в городах появилось много школяров и студентов, а также тех, кого можно отнести к нарождающемуся слою средневековых интеллектуалов. Население городов постоянно пополнялось, прежде всего, за счет бежавших от зависимости крестьян. Не случайно в те времена бытовала поговорка: «Воздух города делает свободным». Человек, проживший в городе год и один день, утрачивал статус зависимого и уже не подлежал юрисдикции своего сеньора. Города обычно были обнесены мощными стенами. Горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение. Улицы в городах были очень узкими. Водопровода и канализации не было, нечистоты выбрасывались прямо на улицу. Многие города возникали на земле феодалов, которые стремились подчинить себе город, извлекая из него побольше доходов. Сопротивление горожан феодалам привело к появлению коммунального движения (так называлась борьба городов против сеньоров). В разных странах коммунальное движение имело различные формы. В ходе этой борьбы города получали привилегии и вольности, создавали городское самоуправление. В государствах с сильной королевской властью многие города, освободившись от власти феодальных сеньоров, переходили под контроль королевских чиновников, однако они имели определенные муниципальные свободы. В период развитого Средневековья в городах стало складываться третье сословие — бюргерство. Внутри его существовала имущественная и социальная дифференциация — высшее положение занимали состоятельные торговцы, мастера цехов, горожане-землевладельцы. Из них формировались органы городского самоуправления. Большинство составляли рядовые труженики, городское плебейство. В позднем Средневековье города и сословие горожан заняли ведущее положение в развитии ремесленного производства и торговли. В городах наиболее интенсивно шло развитие товарно-денежных отношений, складывались новые формы функционирования финансов и кредита. Горожане стали наиболее инициативным слоем общества, стремившимся внести изменения в производство, управление, быт, проникнуть в отдаленные уголки континента и за его пределы. Средневековая культура. Средневековую культуру Западной Европы питают три истока: античное наследие, христианство и культура варварских народов. Усвоение античного наследия имело большое значение для всей Европы, а не только для ее средиземноморских областей. Все периоды культурного подъема в средневековой Европе, так или иначе, связаны с ростом интереса к нему. Цементирующим началом культуры является мировоззрение. В средневековой Европе оно было христианским. Церковь монополизирует развитие образования, философии, всех областей знания. Главным вопросом средневекового мышления стал вопрос взаимоотношения веры и разума. Религия для средневекового человека была основой его знаний о мире и самом себе. Христианство определило относительное единство культуры западноевропейского Средневековья при большом разнообразии ее внешних форм. В средневековой культуре можно выделить несколько уровней: официальную, «ученую» культуру, преимущественно связанную с церковью, включавшую теологию, философию, литературу, предназначенную для интеллектуальной элиты, светскую, рыцарскую, городскую и народную культуру. Рост городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего арабской, послужили стимулом развития системы образования. Кафедральные школы в центрах Европы превратились во всеобщие школы, а затем в университеты. Университеты — это сообщества преподавателей и студентов. В конце XII—XIII в. университеты появились в Болонье, Монпелье, Салерно, Париже, Оксфорде. К XV в. в Европе их насчитывалось уже около 60. Университет обладал юридической, административной, материальной автономией, которая даровалась ему специальными документами государя или папы. Университет подразделялся на специальные объединения — факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был факультет свободных искусств, высшими были юридический, медицинский, богословский. Студенты объединялись в землячества и нации. Средневековые университеты стали центрами развития схоластики (школьной философии) — высшего синтеза интеллектуальных исканий Средневековья. В схоластике была осуществлена попытка примирить разум и веру, создать целостное осмысление бытия мира и человека в их отношении к высшему разуму. В ней тщательным образом была разработана философская терминология, раскрыты логические аспекты мышления и познания, без чего продвижение к науке Ренессанса было бы невозможно. Рыцарство создало свою блестящую культуру, в которой нашли отражение светские устремления. В XII в. появились рыцарский роман, прекрасная поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. О подвигах рыцаря и его любви должен был знать «весь христианский мир». Отсюда блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, этикету. Особой пышностью отличались рыцарские турниры. В архитектуре Средневековье — время соборов, представленных двумя стилями: более ранним — романским и более поздним — готическим. Средневековые храмы были устремлены к небу, но их основания прочно покоились на земле. Собор был «каменной Библией» для людей Средневековья. Здесь они узнавали об истории и устройстве мира не только по церковным проповедям, но и по скульптурным изображениям. Фасады собора представляли собой библейские повествования, развернутые в камне. Храм представал не только как воплощение божественной вселенной, но и как каменная книга народной фантазии, в которой были изображены диковинные растения, необычные животные, редкостные узоры. Ведь создателями храмов были простые, неграмотные (если не считать архитекторов и руководителей строительства), но одаренные художественным талантом люди. Они были безымянными мастерами, честно и вдохновенно делавшими свое дело, любившими шершавость камня, тяжесть металла, яркость витражного стекла. Именно их руками созданы шедевры средневековой архитектуры, искусства, ремесла. Из Средневековья пришло к нам и само слово «шедевр». Так называлась вещь, которую должен был сделать и представить на строгий суд подмастерье-ремесленник, чтобы получить звание мастера. То, что он делал, должно было быть безупречным. Поэтому позже шедеврами стали называть самые совершенные произведения искусства. В недрах средневекового общества, в крестьянской среде и, особенно, в городах развивалась демократическая народная культура, далекая от официальной религиозной. В ней сохранялись многие пережитки язычества, древних верований и культов. Из поколения в поколение передавались предания и сказки древних времен, песни и танцы, традиции быта, поведения, суеверия. Картина мира западноевропейского Средневековья основывалась на признании того, что земное существование связано с временным пребыванием души в теле. Высший мир — это мир небесный, где царит Божья справедливость, которая не может быть достигнута на земле. Такая двойственность определяла ментальность средневекового человека, вызывала метания от земного к небесному, от уничижения к надежде, от упоения мгновением жизни к страху перед смертью и Страшным судом, от светлой жалости к жестокости. Крестьянин рассматривал землю как свое продолжение. Не случайно в средневековых источниках земля описывается через человека — числом шагов или временем труда, вложенного в ее обработку. Средневековье имело свой взгляд на такие важные составляющие человеческого и общественного бытия, как время и пространство, власть, право, труд, бедность и богатство, жизнь и смерть. Восприятие человеческих возрастов, например, тоже было иным, чем у нас. Средневековое общество было молодым, продолжительность жизни — недолгой. Человек, перешагнувший рубеж сорокалетия, считался стариком. Не было особого отношения и к детству. Детей считали маленькими взрослыми, соответственно их и одевали как взрослых, и требовали с них так же. Даже младенца Христа иногда изображали как мужчину с бородой в пеленках, только маленького роста. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Юность мыслилась как пора цветения, игры, свободы поведения. С ней связывались представления о магической жизненной силе. Юношеский разгул был узаконен в средневековом обществе, которое в целом в своих моральных установках тяготело к трезвости, целомудрию, устойчивости. Вступление же во взрослую жизнь требовало от молодежи отказа от подобных вольностей, энергия молодости переориентировалась в традиционное русло общепринятой морали. Тот, кто не делал этого, становился изгоем. В позднем Средневековье расцвела городская культура с ее жизнеутверждающим светским духом. Родилась новая литература с ярко выраженной антицерковной направленностью. В городском сатирическом эпосе, насмешливых баснях появляются новые герои — неунывающие, плутоватые, смышленые, всегда находящие выход из любой ситуации благодаря собственному уму и способностям. Зародилось европейское городское театральное искусство. Представления разыгрывались на площадях, в них участвовали не только актеры, но и горожане. Эти представления были выражением карнавально-смеховой народной культуры Средневековья. Кризис XIV — XV вв. XIV—XV века — время грандиозных потрясений в жизни средневекового общества, уже осознавшего свое единство как христианского мира, но исчерпавшего внутренние резервы развития. Внутри этого мира шел передел государственных границ, точнее, становление новых границ государств, стремившихся обрести устойчивость своих территорий, политическую и социальную целостность, сильную центральную власть и государственный суверенитет. Выяснение отношений между государствами выливалось в постоянные военные конфликты. Самым длительным и напряженным из них была Столетняя война (1337—1453). Она началась как феодальное выяснение династических притязаний между французской и английской коронами, а превратилась в войну нового типа, ставшую на заключительном этапе межгосударственной. Важнейшим итогом Столетней войны было оформление Англии и Франции как национальных государств, осознание народами этих стран себя как национальных единств, т. е. их самоидентификация. В ходе этой бесконечной войны Европа пережила беспрецедентный демографический кризис. Военные потери, хотя и были очень большими, не могли идти в сравнение с теми человеческими жертвами, которые принесла Черная смерть — эпидемия чумы, свирепствовавшая в 1347—1353 гг. и унесшая более половины населения Западной Европы. Опустели целые области, некому было обрабатывать землю, сократилась запашка. К страшной болезни добавился голод.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 6352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |