Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство основных видов продукции машиностроения




Состав и роль в экономике страны. Особенности развития и размещения металлургии. Факторы формирования, структура и размещение машиностроения и металлообработки. География отдельных отраслей. Проблемы и перспективы развития.

ЛЕКЦИЯ 10

МЕТАЛЛУРГО-МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Металлурго-машиностроительный комплекс является ведущим, базовым комплексом белорусской промышленности, определяющим ее специализацию в международном разделении труда. В его состав входят черная и цветная металлургия, многоотраслевое развитое машиностроение, металлообработка, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации с экспериментальными производствами. В промышленности страны комплекс занимает первое место как по объему выпускаемой продукции (28,4 %), так и по численности занятых (38,4%) и стоимости основных производственных фондов (33,3%). На его долю в последние годы приходится от 33 до 39% белорусского экспорта товаров.

Основная функция комплекса — производство экспортной продукции, а также обеспечение всех отраслей экономики страны металлом, машинами и оборудованием, инструментом, ремонтом техники, а населения – сложной бытовой техникой, приборами, металлоизделиями.

Металлурго-машиностроительный комплекс Беларуси в силу исторических причин и конкретных экономико-географических условий имеет ряд специфических особенностей. Первая особенность заключается в том, что его основу составляет развитое многоотраслевое машиностроение, которое производит 87% продукции всего комплекса. Оно сформировалось в составе СССР, было рассчитано на материальные ресурсы и удовлетворение потребностей всей огромной страны. Существовало даже устоявшееся определение, что Беларусь – это сборочный цех СССР. Поэтому сегодня машиностроение Беларуси, являясь экспортно-ориентированной отраслью промышленности, в то же время не совсем соответствует структуре и масштабам экономики собственной страны. Вторая особенность комплекса в том, что металлургия в Беларуси, не имеющей местных сырьевых и энергетических ресурсов, формировалась как комплексирующая отрасль и прежде всего – в составе машиностроительных предприятий (чугуно- и сталелитейные цехи и производства). Специализированные предприятия металлургии построены с учетом образования на территории страны большого количества металлоотходов и металлолома, а также потребностей как машиностроения, так и других отраслей экономики в конструкционных материалах.

Металлургия в Беларуси, хотя и занимает подчиненное положение по отношению к машиностроению, за годы суверенного развития страны стала экспортно-ориентированной отраслью благодаря прорыву на западные рынки продукции Белорусского металлургического завода (БМЗ).

БМЗ – основное предприятие черной металлургии республики, выплавляющее 92% стали и производящее весь прокат и металлический корд. Завод построен в г. Жлобине в 1982-1984 гг. зарубежными фирмами по последнему в те годы слову техники, чтобы использовать местные ресурсы металлолома и сократить встречные поставки в республику металла. В 1990-х гг. идет непрерывный процесс его модернизации и технического перевооружения. Современная годовая мощность завода – более 1 млн т стали, около 800 тыс.т сортового и конструкционного проката, 70 тыс.т металлокорда и проволоки различного назначения. Основным сырьем является металлолом, поступающий с заводов объединения «Белвтормет» (около 40%) и из соседних стран СНГ. Основная специализация БМЗ на международном рынке – поставка металлокорда производителям автомобильных шин. По качеству металлокорда БМЗ – лучший в СНГ и входит в пятерку лучших в мире (имеет международный сертификат качества ИСО 9002). Благодаря высокому качеству на экспорт идет 85-90% производимой продукции. Прокат и металлокорд экспортируются почти в 80 стран мира, в т.ч. в Австрию, Германию, Францию, Швецию, Венгрию, США и другие страны вне СНГ (около 65%).

Всего в Беларуси 50 предприятий и производств черной металлургии и 23 – цветной, в т.ч. на самостоятельном балансе состоят 17 предприятий черной и 6 – цветной металлургии. Кроме БМЗ, сравнительно крупными заводами черной металлургии являются: Могилевский металлургический завод, специализирующийся на производстве чугунных и стальных труб; Речицкий метизный завод, выпускающий разнообразные гайки, болты, шурупы, проволоку, гвозди (70% продукции идет на экспорт); Молодечненский завод порошковой металлургии, изготавливающий методом прессования металлические изделия специального и машиностроительного назначения. Остальные предприятия черной металлургии – это заводы по переработке металлолома объединения «Белвтормет», расположенные главным образом в областных центрах, сосредотачивающих металлоотходы и лом и имеющих благоприятное транспортное положение. Самый крупный из них – в п. Гатово под Минском. Есть также несколько небольших предприятий по производству металлических изделий производственного назначения.

В цехах ряда крупных машиностроительных заводов производится чугунное литье и выплавляется сталь из привозного сырья (с металлургических заводов России, Украины, Казахстана). Чугунное литье производится также на специализированном заводе «Центролит» в Гомеле и в цехах многих заводов.

Предприятия цветной металлургии (в Минске, Молодечно, Сморгони) изготавливают в небольших объемах твердые сплавы, тугоплавкие и жаропрочные металлы, а также вторичные цветные металлы.

При наличии охарактеризованной собственной передельной металлургии, которая производит в год (2001 г.) 1612 тыс.т стали, 1475 тыс.т готового проката, 231 тыс. т чугунного литья, 43 тыс.т стальных труб, Беларусь ежегодно ввозит около 2 млн т черных металлов. Поэтому в последние годы настойчиво обсуждается вопрос о возможности создания собственной металлургии полного цикла на местном железорудном сырье (Околовского месторождения в Столбцовском районе и Новоселковского – в Кореличском). Затраты на создание современного горнорудного предприятия мощностью до 1 млн т железорудного концентрата оцениваются в 1,5-2 млрд долл. США, что пока непосильно для экономики страны. Кроме того, неизбежная структурная перестройка сложившегося промышленного комплекса в направлении увеличения удельного веса наукоемких и малометаллоемких отраслей, а также усиление интеграции с Россией, обладающей развитой металлургией, требует более тщательного анализа целесообразности организации добычи и переработки местного железорудного сырья.

Машиностроение и металлообработка – ядро рассматриваемого комплекса и всей промышленности страны – представлены тремя группами предприятий: а) собственно машиностроение (86% продукции отрасли), б) промышленность металлоконструкций и изделий, в) ремонт машин и оборудования. Всего к машиностроению и металлообработке (2001 г.) относятся 6360 предприятий и производств, в т.ч. к машиностроению – 1285, к производству металлоконструкций и металлоизделий – 611, к ремонтным – 4427 предприятий и производств. Из них на самостоятельном балансе состоят 673 предприятия.

Современное машиностроение Беларуси – это 348 предприятий (на самостоятельном балансе) 20 подотраслей, взаимосвязанных производственной кооперацией между собой и с предприятиями за пределами страны при изготовлении конечной продукции. Ведущими отраслями белорусского машиностроения являются: автомобильная промышленность (удельный вес в общем объеме продукции машиностроения около 29 %), тракторное и сельскохозяйственное машиностроение (около 23 %) и наукоемкие отрасли – приборостроение, радиоэлектронная и средств связи – около 28 % продукции машиностроения. Развиты также станкостроение и инструментальная, электротехническая, подшипниковая, строительно-дорожная отрасли, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, бытовых приборов.

Основными факторами формирования мощного разветвленного машиностроительного комплекса в Беларуси за годы советской власти явились:

· выгодное экономико-географическое положение республики на кратчайших путях в Западную Европу, в непосредственной близости к странам СЭВ и Варшавского договора, к металлургической базе Украины и Центральной России к научно-исследовательским центрам страны;

· развитая транспортная инфраструктура – густая сеть железных и автомобильных дорог;

· высокая обеспеченность республики трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами при наличии сети профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений, проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских организаций.

Именно эти факторы определяли высокие темпы развития и прогрессивные изменения в отраслевой структуре машиностроения Беларуси, начиная с послевоенных 1940-х гг. и до конца 1980-х гг. На территории страны на средства союзных министерств строились крупнейшие предприятия автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительные, инструментальные, электротехнические заводы, которые обрастали многочисленными смежниками и филиалами. Быстро росло количество современнейших предприятий приборостроения, радиотехнической и электронной промышленности. В результате в конце 1980-х гг., занимая менее 1 % территории и имея около 3,6 % населения СССР, Беларусь производила около 20% тракторов, более 10% металлорежущих станков, около 25% машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, более 20% мотоциклов, около 10% радиоприемных устройств, более 10% телевизоров, около 15% часов, более 25% фотоаппаратов, более 10% холодильников и морозильников от их общесоюзного производства.

Машиностроительные предприятия размещались во всех областях республики, но самым крупным центром машиностроения стал г.Минск, концентрирующий в настоящее время около 50% всей машиностроительной продукции, производимой в стране. Крупными центрами машиностроения стали также Гомель, Витебск, Могилев, Брест, Гродно, Бобруйск, Борисов, Барановичи, Орша, Жодино, Молодечно — города, имеющие выгодное транспортное положение для осуществления разветвленных производственных связей, квалифицированные кадры и соответствующие научно-исследовательские организации, средние специальные и высшие учебные заведения или близость к ним. Филиалы предприятий по производству отдельных деталей и узлов размещались в небольших городах в целях использования трудовых ресурсов и выгодного экономико-географического положения последних.

В 1990-х гг. после распада СССР белорусское машиностроение столкнулось с проблемами разрыва производственных связей и с невостребованностью его продукции из-за неплатежеспособности прежних потребителей — новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. К 1995 г. удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства страны существенно снизился — до 23,3 % против 34,2 % в 1990 г. Мощности по производству грузовых автомобилей и тракторов использовались лишь на 28 %, металлорежущих станков — на 40 %, телевизоров — на 18 % и т.д. Особенно пострадали предприятия, выпускавшие продукцию для военно-промышленного комплекса (ВПК).

С 1996 г., благодаря разработанным программам и предпринятым мерам как на государственном уровне, так и на самих предприятиях начался этап восстановления, реструктуризации и совершенствования производственного потенциала белорусского машиностроения. Рост объемов производства сопровождался прогрессивными структурными внутриотраслевыми сдвигами за счет преимущественного развития наукоемких и высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей. Разрабатывались и осваивались принципиально новые, пользующиеся спросом на внутреннем и внешних рынках изделия, увеличилась доля сертифицированной продукции. Углублялась производственная специализация и интеграция с предприятиями России, в том числе в рамках совместных белорусско-российских межгосударственных программ, а также путем создания так называемых финансово-промышленных групп (ФПГ), объединяющих производственные, материальные и финансовые ресурсы взаимосвязанных структур государств-участников.

В итоге десятилетних трансформационных процессов машиностроение Беларуси, несмотря на сокращение объемов производства многих видов продукции, сохранило свою ведущую роль в промышленном комплексе страны (в 2001 г. удельный вес машиностроения и металлообработки по объему продукции составил 24,8 %) и свою прежнюю специализацию в международном разделении труда на квалифицированном и точном машиностроении — автомобилестроении, производстве тракторов, сельхозтехники, станков, холодильников, выпуске электротехнической, приборостроительной и радиоэлектронной продукции (см. табл. 5).

Автомобильная промышленность в республике представлена 38 предприятиями на самостоятельном балансе. Среди них самыми крупными являются: Минский автомобильный завод (МАЗ), выпускающий среднетоннажные автомобили, магистральные автопоезда семейства МАЗ, автобусы, прицепы и полуприцепы, лесовозы; Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) в г. Жодино, специализирующийся (единственный в СНГ) на производстве карьерных автосамосвалов большой грузоподъемности (32-40, 45-55, 120-130, 200-220 т); Минский завод колесных тягачей (седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси), входящий в состав ФПГ “Оборонные системы”; Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), выпускающий строительно-дорожные автомобили, колесные бульдозеры, аэродромные тягачи, шахтные самосвалы. Около 80 % производимых в Беларуси автомобилей экспортируются более чем в 80 стран мира.

Таблица 5

         
Грузовые автомобили, тыс.шт.   12,9 14,7 16,5
Автобусы, шт.        
Троллейбусы, шт. -      
Тракторы, тыс. шт. 100,7 28,0 22,5 22,7
Кормоуборочные комбайны, тыс.шт. 9,5 1,1 0,3 0,6
Металлорежущие станки, тыс.шт. 15,5 4,7 5,4 5,7
Электродвигатели, тыс.шт.        
Персональные ЭВМ, тыс. шт. - 12,9 15,0 16,7
Часы, млн шт. 13,4 6,6 5,6 5,2
Телевизоры, тыс.шт.        
Радиоприемные устройства, тыс. шт.        
Холодильники и морозильники, тыс.шт.        
Стиральные машины, тыс.шт. 33,1 36,9 88,1 81,0
Швейные машины, тыс.шт. 4,6 18,5 7,9 3,8
Велосипеды, тыс.шт.        

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002 С. 358.

Создана разветвленная сеть предприятий-смежников, производящих детали, узлы, комплектующие изделия. Они размещены в Минске (рессорный завод), Гродно (заводы “Кардан”, автоагрегатов), Борисове (“Автогидроусилитель”), Барановичах (автомобильных агрегатов), Осиповичах, Дзержинске и других городах.

К автомобильной промышленности относится и крупнейший Минский мотовелосипедный завод.

Осуществление модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли (в первую очередь МАЗа, БелАЗа, МоАЗа) должно обеспечить к 2005 г. рост выпуска грузовых автомобилей и увеличение их экспорта на 26 %. Осваивается производство автомобилей и автобусов, адаптированных к требованиям стандартов ЕВРО-2 и ЕВРО-3, большегрузных карьерных самосвалов новой компоновки, высокоэффективной дорожно-строительной техники.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение объединяет 58 предприятий и производств. Прежде всего, это ПО “Минский тракторный завод” (“МТЗ”), включающее кроме, головного тракторного завода в Минске, ряд предприятий-смежников: Сморгонский агрегатный завод, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Минский завод специнструмента и технологической оснастки, Витебский завод запчастей. Поставщиком двигателей для МТЗ является ПО “Минский моторный завод”.

ПО “МТЗ” — крупнейший в мире производитель широкой номенклатуры тракторов класса 1,4-2,0. Несмотря на снижение в 1990-х гг. объемов производства, доминирует на постсоветском пространстве (выпускает 48% тракторов от производимых в СНГ). На его долю приходится 8-10% мирового рынка тракторов в своем классе. Вывозит продукцию в 100 стран мира, более чем в 60 странах имеет 13 собственных и смешанных АО, 140 дилерских центров в СНГ и 30 фирм-агентов в других странах.

Крупнейшим и старейшим предприятием сельхозмашиностроения (построено в 1930г.) является ПО “Гомсельмаш”, которое раньше специализировалось в основном на производстве кормоуборочных комбайнов, а в конце 1990-х гг. здесь начали выпускать отечественные зерноуборочные роторные комбайны (КЗР). Крупными производителями сельхозмашин являются также “Бобруйскагромаш”, выпускающий машины для внесения жидких удобрений, пресс-подборщики, косилки и др., и “Лидсельмаш”, специализирующийся на производстве машин для механизации сельхозработ.

Для более полного удовлетворения потребностей АПК страны в сельскохозяйственной технике и увеличения ее экспорта в другие страны требуется совершенствование управления предприятиями отрасли и обновление их производственных фондов.

Станкостроение и инструментальная промышленность начала развиваться в стране в годы довоенных пятилеток (в 1940 г. в Минске, Витебске и Гомеле уже действовало 5 станкостроительных заводов) и особенно быстро — в послевоенные годы, став отраслью специализации республики. В настоящее время на станкостроение и инструментальную промышленность приходится 2,8% продукции машиностроения и металообработки. В стране действуют 32 предприятия, специализирующиеся на производстве металлорежущих станков, автоматических линий для машиностроения, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металло- и деревообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, гидроаппаратуры.

Основными центрами станкостроения являются Минск, Гомель, Витебск. В Минске расположено 4 крупных предприятия: Минский завод автоматических линий им. П.М.Машерова, Минский завод Октябрьской революции, станкозавод им. С.М.Кирова, инструментальный завод. Каждый из них имел общесоюзную специализацию, поставляя свою продукцию по всему СССР и за границу. В настоящее время объемы производства уменьшились, а номенклатура продукции расширилась — заводы работают по заказам потребителей. В Гомеле также 4 завода отрасли: завод станочных узлов, Гомельский станкозавод им. С.М.Кирова, Гомельское ПО “Гидроавтоматика”, завод “Центролит”. В Витебске — 3 завода: станкостроительные “Вистан” и им. Коминтерна, арендное предприятие “ВиЗАС”. Крупные станкостроительные предприятия работают также в Орше (завод “Красный борец”), Барановичах (автоматических линий), Пинске (завод кузнечно-прессовых автоматических линий), Молодечно.

Сокращение объемов производства на действующих машиностроительных заводах и резкое уменьшение строительства новых заводов привели к существенному спаду в станкостроении. Однако станкостроительный потенциал страны сохранен (в Беларуси в 2000 г. выпущено 34% всех металлорежущих станков СНГ) и есть надежда, что с активизацией инвестиционной деятельности в стране и на всем постсоветском пространстве он будет восстановлен. Однако для этого потребуется обновление оборудования и технологий на самих станкостроительных предприятиях. Здесь должен быть сформирован задел для создания технологического оборудования для наукоемких производств. Программой отрасли до 2015 г. предусматривается разработка и освоение около 400 моделей нового оборудования широкого спектра применения, а в 2001-2005 гг. прирост объемов производства отрасли должен составить 23-25 %.

Электротехническая промышленность, производящая 5,3% продукции машиностроения и металлообработки, представлена предприятиями по выпуску электродвигателей, трансформаторов, электроаппаратуры для промышленных и бытовых нужд, кабельной продукции. Это Минский электротехнический завод им. Козлова (трансформаторы), Могилевский и Лунинецкий заводы по производству электродвигателей, Лидский завод электроизделий (энергоэкономичные светильники), Брестский электроламповый завод, кабельные заводы (в Гомеле, Мозыре, Щучине) и др. Перспективы электротехнической промышленности связаны с производством новых видов энергоэкономичных конкурентоспособных изделий.

Особое место в современном и перспективном машиностроении Беларуси занимают предприятия наукоемкого комплекса — приборостроения, радиотехнической, электронной, средств связи, оптико-механической подотраслей. Они производят, как уже отмечалось, около 28% продукции машиностроения и металлообработки. На предприятиях наукоемкого комплекса выпускаются программно-технические средства, универсальные ЭВМ общего пользования, мобильные автоматизированные системы управления, высокоточные оптические приборы, системы и средства связи, интегральные микросхемы и дискретные приборы разных типономиналов, телекоммуникационная техника и др. продукция.

Именно в этих отраслях наиболее высоким был удельный вес продукции для ВПК, наиболее развиты научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения и кооперация с предприятиями в других регионах СССР. Поэтому в настоящее время многие наукоемкие производства страны входят в межгосударственные ФПГ и работают в рамках совместных российско-белорусских целевых научно-технических программ. Так, например, в этой сфере созданы такие межгосударственные ФПГ как “Электронные технологии”, “Точность”, “Интернавигация”, “Оборонные системы” и др.

Крупнейшими предприятиями наукоемкого комплекса страны являются: Минское НПО “Интеграл”, БелОМО, Государственный научно-промышленный концерн точного машиностроения “Планар”, которые совместно с российскими партнерами разрабатывают оптико-механическое и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, при этом БелОМО им. Вавилова производит высокоточные оптико-механические и оптико-электронные приборы и системы, “Интеграл” – микросхемы (около 70% экспортируется в страны вне СНГ) и дискретные приборы, электронную продукцию народного потребления (часы и др.); Минское ПО вычислительной техники, которое выпускает программно-технические средства, универсальные ЭВМ семейства “Минск”, АТС; Минское ПО “Горизонт” и Витебское ПО “Витязь”, выпускающие современные конкурентоспособные телевизоры; Минский приборостроительный завод (“Белвар”), контролирующий 60% рынка СНГ по производству радиоизмерительных приборов; Минский часовой завод “Луч”. Крупные наукоемкие приборостроительные и радиоэлектронные предприятия работают также в Витебске, Гомеле, Бресте, Гродно и филиалы — в ряде средних и малых городов страны.

Реконструкция и техническое перевооружение более чем 50 предприятий наукоемких отраслей и создание новых производств в этой сфере являются приоритетным направлением в развитии машиностроения страны. Им постоянно оказывается государственная поддержка в целях обеспечения эффективного использования имеющегося научно-технического потенциала и стимулирования внедрения в производство новых и высоких технологий.

Важными отраслями машиностроительного комплекса Беларуси являются строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, бытовых приборов, санитарно-технического и газового оборудования. В совокупности эти отрасли выпускают более 13% продукции машиностроения и металлообработки. В качестве крупнейших предприятий здесь можно назвать: ОАО “Амкадор”, объединяющее заводы по производству строительно-дорожной техники; Могилевские заводы “Стромавтолиния” и лифтостроительный; завод “Белкоммунмаш”, успешно освоивший производство троллейбусов и трамваев; Мозырский завод мелиоративных машин; Кохановский завод экскаваторов.

Оборудование для легкой и пищевой промышленности, для общепита и торговли, а также бытовые приборы производят многие машиностроительные предприятия страны. Из специализированных следует отметить ПО “Промшвеймаш” в Орше, ПО “Белорусторгмаш” в Барановичах, НПП “Техномаш” в Бресте, завод торгового машиностроения в Гродно, “Продмаш” в Минске. Наиболее крупные предприятия по производству бытовых приборов — это известные АО “Атлант” и “Белвар” в Минске, АО “Брестгазоаппарат” и электромеханический завод в Бресте, Гомельский завод “Электроаппаратура”, Минский завод “Термопласт”.

Определенное развитие в Беларуси получили и другие отрасли машиностроения: подшипниковая (Минск и Гомель), судостроение и судоремонт (Речица, Пинск, Бобруйск, Гомель и др.).

В промышленности металлоконструкций и металлоизделий (4,2% продукции машиностроения и металлообработки) преобладает выпуск разнообразной номенклатуры металлоизделий производственного назначения, производятся также металлоконструкции для строительства, легкие металлоконструкции. Здесь самым крупным предприятием является Молодечненский завод металлоконструкций, выпускающий строительные металлоконструкции, блок-модули для газодобывающих предприятий, металлические емкости, башни для сотовой связи и др.

Ремонт машин и оборудования — это 9,8% всей продукции машиностроения и металлообработки, чрезвычайно разветвленная территориально сеть ремонтных предприятий, особенно — по ремонту легковых и грузовых автомобилей, тракторов и другой сельхозтехники.

Завершая рассмотрение металлурго-машиностроительного комплекса, следует подчеркнуть, что в перспективе его роль как экспортно-ориентированного комплекса экономики страны будет усиливаться, также как и роль в обеспечении перехода Беларуси от индустриального общества к информационно-интеллектуальному.

Литература

1. Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. // Белорусский экономический журнал. 1998. №2. С. 4-25.

2. Нацыянальны атлас Беларуci. Мн., 2002. С. 186, 189-190.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. С.16-17, 32-33, 82, 84-87.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002. Мн., 2002. С.351-352, 356-359.

5. Указ Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь №313 “Аб мерах дзяржаўнай падтрымкi арганiзацый радыёэлектроннай i iншых былых абаронных галiн прамысловасцi” // “Звязда”, 16.06.2001 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.