Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство важнейших товаров легкой промышленности




Структура комплекса и его значение для социально-экономического развития страны. Легкая промышленность как ядро комплекса, особенности ее развития и размещения. Проблемы и перспективы обеспечения населения потребительскими товарами.

КОМПЛЕКС ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 14

Комплекс по производству товаров народного потребления (ТНП) – это межотраслевой комплекс, объединяющий ряд отраслей и подотраслей промышленности по принципу функционального назначения их продукции и единству цели –наиболее полно удовлетворить потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами.

В состав комплекса (в широком понимании) включают легкую и пищевую промышленность, а также производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в ряде других отраслей промышленности (в машиностроении – сложной бытовой техники и металлоизделий, в химической – моющих и чистящих средств, пластмассовых изделий и пр., в деревообработке – мебели и других изделий, в стекольной и фарфорофаянсовой – разнообразной посуды, в прочих отраслях – художественных и ювелирных изделий, музыкальных инструментов и т.д.). Как обычно, в состав комплекса включают производство оборудования для отраслей, выпускающих ТНП, и научно-исследовательские организации соответствующего профиля.

Выделение производства ТНП в особый комплекс и отслеживание динамики его развития продиктованы высокой социально-экономической значимостью данного комплекса. Именно от степени удовлетворения спроса населения на потребительские товары непосредственно зависит комфортность, качество жизни населения. В то же время в современных сложных переходных условиях сбалансированность спроса на ТНП и предложения качественных отечественных ТНП является одним из важнейших средств снижения инфляции и выравнивания внешнеторгового баланса.

ТНП (потребительские товары) принято подразделять на три группы: продовольственные, алкогольные напитки и непродовольственные. При этом обычно в составе непродовольственных потребительских товаров особо выделяются товары легкой промышленности как ведущей отрасли всего комплекса. В 1990 г. стоимостная структура производства ТНП в Беларуси выглядела следующим образом: продовольственные товары – 26%, алкогольные напитки – 8,7%, непродовольственные товары –65,3%, из них товаров легкой промышленности – 30,4%. К 2001 г. за период кризиса переходного периода структура производства ТНП в республике существенно изменилась: доля продовольственных товаров и алкогольных напитков возросла (соответственно до 41,7% и 10,1%), а доля непродовольственных – снизилась до 48,2%, в том числе товаров легкой промышленности – до 17,8%. Таким образом, кризис наиболее сильно затронул именно ведущую отрасль комплекса – легкую промышленность. Особенно это заметно, если учесть, что в целом производство ТНП в 2001 г. уже на 18% превысило уровень 1990 г. Безусловно, в таком существенном снижении доли непродовольственных товаров и падении доли легкой промышленности в их производстве сыграли роль ценовой фактор и фактор приоритетности в удовлетворении потребностей (при резком общем снижении доходов населением в первую очередь удовлетворяются потребности в продовольствии). Но все же главная причина – неконкурентоспособность в рыночных условиях отечественных непродовольственных товаров по качеству и цене с импортными.

Учитывая, что пищевая промышленность, производящая продовольственные товары из сельхозсырья неразрывно связана с сельским хозяйством совместным обеспечением продовольственной безопасности страны, она традиционно будет рассматриваться в составе аграрно-промышленного комплекса. Производство ряда непродовольственных потребительских товаров уже в определенной мере рассматривалось при характеристике предыдущих межотраслевых комплексов. Поэтому в настоящей лекции основное внимание сосредоточено на анализе развития и размещения легкой промышленности, хотя и утратившей по объемам производства ведущую роль в производстве ТНП, но остающейся важной и перспективной отраслью специализации промышленности республики.

Легкая промышленность на протяжении длительного периода является традиционной отраслью специализации Беларуси в международном разделении труда благодаря благоприятному сочетанию факторов для ее развития: наличие постоянного спроса на продукцию вследствие высокой плотности населения в республике, соседних и близко расположенных странах; выгодное географическое положение на перекрестке трансъевропейских магистралей с развитой сетью путей сообщения; высокая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами; имеющиеся ресурсы местного сырья; национальные традиции, навыки населения в ткачестве, швейном, кожевенно-обувном и прочих ремеслах. В 2000 г. Беларусь произвела 10% всех тканей, произведенных в СНГ, 23% чулочно-носочных, 30% трикотажных изделий, 25% кожаной обуви. На экспорт отправлено более 24% всей продукции, произведенной в легкой промышленности.

В настоящее время (2001 г.) легкая промышленность в Беларуси представлена более чем 1400 предприятиями и производствами, в том числе 459 предприятий состоят на самостоятельном балансе. В отрасли вырабатывается 7,4% всей промышленной продукции (в 1990г. – 17,2%) и занято 156 тыс. чел. – 13,9% всех работающих в промышленности республики (в 1990 г. – 17,2%). При этом около 80% продукции легкой промышленности выпускается на 92-х наиболее крупных предприятиях, входящих в концерн «Беллегпром».

Современная легкая промышленность Беларуси имеет разветвленную, сложную внутриотраслевую структуру. В ней представлены как производства по первичной переработке сырья, поставляемого сельским хозяйством (лен, кожи, шерсть), так и многие подотрасли текстильной (производство льняных, хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых тканей, ковров, трикотажных изделий), швейной, кожевенно-обувной промышленности. Каждая из подотраслей имеет некоторые особенности в территориальной организации, но в основном предприятия легкой промышленности при размещении ориентируются на наличие трудовых ресурсов и потребителей продукции. Поэтому крупнейшие предприятия размещены в самых крупных городах, средние и малые – практически в каждом городском поселении. Исключением являются предприятия по первичной переработке льна, шерсти, кожсырья, имеющие четкое тяготение к источникам сырья. Они размещаются в местах производства соответствующей сельскохозяйственной продукции, формируя вокруг себя сырьевые зоны. Особенно это характерно для более чем 50 льнозаводов, размещенных по всей территории страны, но более всего – в Витебской области, где сконцентрированы основные посевы льна.

Ведущее место в легкой промышленности по объему выпускаемой продукции (около 50%) занимает текстильная промышленность. Самой перспективной ее подотраслью является производство льняных тканей. Перспективность льняной промышленности определяется уникальной местной сырьевой базой и высоким спросом на льняные ткани на мировом (особенно западноевропейском) рынке. Беларусь в настоящее время (2000г.) производит 6,4% льноволокна от всего мирового производства. В 1980-х гг. на ее долю приходилось 10% мирового производства льноволокна и 25% его производства в бывшем СССР. Около 60% льноволокна вывозилось за пределы республики.

В современных условиях, при снизившихся за годы экономического кризиса объемах производства льноволокна и льняных тканей (см. табл. 11) Беларусь остается лидером в СНГ по производству и экспорту льнотекстильной продукции. Оршанский льнокомбинат, построенный в годы довоенных пятилеток и неоднократно модернизировавшийся, является крупнейшим в СНГ и Европе льнотекстильным предприятием. Он выпускает около 700 видов льняных тканей (1,8 млн пог. м в месяц) и 75% продукции экспортирует в Бельгию, Францию, Голландию, Россию и другие страны мира.

К сожалению, в последние годы экономические условия переходного периода нарушили прежние связи льнокомбината с льнозаводами республики – поставщиками сырья. Льнозаводы отправляют значительную часть своей продукции на экспорт, а Оршанский льнокомбинат ввозит для переработки давальческое льноволокно из стран Запада. Поэтому в 2003 г. правительством республики принято решение о создании льняного холдинга, который объединит все льнозаводы, Оршанский льнокомбинат, Институт льна и экспортно-сортировочные базы. Это позволит создать единую технологическую цепочку от производства сырья до выпуска конечной продукции и ее реализации и тем самым повысить эффективность и конкурентоспособность льняной промышленности Беларуси. На это же нацелены: предусматриваемое переоборудование льнозаводов и радикальная перестройка Оршанского льнокомбината; расширяющаяся практика выращивания льна льнозаводами на арендуемых у сельхозпредприятий землях; политика восстановления сырьевых зон льнозаводов; намечаемое увеличение производства и улучшение качества льнопродукции в хозяйствах.

Таблица 11

  Годы
         
Ткани всех видов, млн м2 в том числе: хлопчатобумажные шерстяные льняные шелковые Трикотажные изделия, млн шт. Чулочно-носочные изделия, млн пар Жесткие кожтовары, млн дм2 Хромовые кожтовары, млн дм2 Обувь кожаная, млн пар Ковры и ковровые изделия, млн м2   46,8 20,7   13,0 4,2   15,4 8,7   13,8 8,0

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002. С.366.

Шерстяная промышленность в Беларуси создана после второй мировой войны, работала в основном (на 90%) на привозном сырье из других регионов СССР, была ориентирована на трудовые ресурсы республики и значительную часть продукции поставляла на союзный рынок. Были построены крупнейшие предприятия в Минске (камвольный и тонкосуконный комбинаты), Гродно (тонкосуконный комбинат), Бресте (суконная фабрика и ковровый комбинат), Витебске (ковровый комбинат), Слониме (камвольно-прядильная фабрика). По выпуску шерстяных тканей и ковров Беларусь занимала третье место в СССР. В современных условиях ввиду отсутствия собственной сырьевой базы производство чистошерстяных тканей и ковров резко сократилось (см. табл. 11). Поэтому предусматриваются меры по замещению импортной шерсти местным сырьем – намечено увеличить производство шерсти в сельском хозяйстве и освоить в химической промышленности производство новых видов текстильного сырья с высокими гигиеническими свойствами (шерстеподобное волокно и др.).

Хлопчатобумажная промышленность Беларуси представлена крупными Барановичским хлопчатобумажным и Гродненским прядильно-ниточным объединениями и рядом небольших прядильно-ткацких фабрик местной промышленности (в Витебске, Слуцке, Толочине, Дзержинске, Слониме, Речице, Кобрине). Так же, как и шерстяная, существенно снизила объемы производства (см. табл. 11) из-за стопроцентной зависимости от импортного сырья. И так же нуждается в серьезной реструктуризации.

Шелковая промышленность начала развиваться в Беларуси быстрыми темпами после создания собственной сырьевой базы –мощных предприятий по производству химических волокон и нитей. Действуют два крупных шелковых комбината – в Могилеве и Витебске, а также Кобринская прядильно-ткацкая фабрика и ряд небольших текстильных предприятий. Выпуск шелковых тканей в республике к началу 1990-х гг. достиг 10% от их общесоюзного выпуска. В настоящее время ввиду удорожания исходного химического сырья, износа оборудования, устаревших технологий объемы выпуска тканей сократились (табл.11). Поставлена задача модернизации отрасли, использования новых видов прогрессивных по потребительским качествам химических волокон и нитей, расширения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции.

Хорошо развитая в республике трикотажная промышленность представлена 15 крупными предприятиями, выпускающими верхний и бельевой, детский и спортивный трикотаж, разнообразные чулочно-носочные изделия. Самыми значительными из них являются Пинский комбинат верхнего трикотажа, чулочно-трикотажные фабрики в Витебске («КИМ») и Гомеле («8 марта»), Брестский чулочный комбинат, трикотажные фабрики в Минске, Бресте, Барановичах, Бобруйске, Солигорске, Жодино. Трикотажные и чулочно-носочные изделия белорусских предприятий всегда пользовались и пользуются большим спросом у населения республики и на всей территории бывшего Союза, но в настоящее время часто (из-за удорожания импортируемого сырья, недальновидной политики в развитии отрасли, низкого платежеспособного спроса населения) не выдерживают конкуренции с более дешевыми импортными товарами.

Швейная промышленность – одна из наиболее развитых отраслей легкой промышленности. Наряду с 22 крупными фабриками по массовому пошиву одежды, такими как «Элема» и «Миловица» в Минске, «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, «Веснянка» в Могилеве, «Элод» в Гродно, швейные фабрики в Орше, Полоцке, Барановичах, Бобруйске, Бресте и др., работает большое количество небольших фабрик, мастерских, цехов, ателье. Созданы СП, многие фабрики работают в производственно-технологической кооперации с зарубежными фирмами (на давальческих материалах), выполняя их заказы. Например, швейная фабрика «Элема» в 2002г. выпустила 380 тыс.ед. швейных изделий для реализации и 320 тыс.ед. – в рамках кооперации с зарубежными фирмами. Ряд фабрик приобрели новое оборудование, используют современные технологии и выпускают конкурентоспособную продукцию, однако ограничения в торговле со стороны западных стран и низкая покупательная способность собственного населения не позволяют полностью использовать имеющийся потенциал отрасли.

К числу развитых отраслей легкой промышленности в Беларуси относится кожевенно-обувная. Кожевенная промышленность сложилась на местном сырье. Перерабатывая шкуры крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз, овец, диких животных, поставляет свою продукцию обувным, кожгалантерейным, меховым и другим предприятиям. Самым новым, оснащенным современным оборудованием является кожзавод в п. Гатово под Минском. Крупные кожзаводы работают в Могилеве, Гродно, Бобруйске, Витебске. Объемы и качество кожевенной продукции во многом зависят от успехов в животноводстве, которое в республике еще не вышло из кризисного состояния.В Пинске размещен единственный в Беларуси завод искусственных кож, использующий в качестве сырья ткани и нетканые материалы, разнообразные синтетические смолы и поставляющей свою продукцию обувным и галантерейным предприятиям.

Обувная промышленность Беларуси развивается с начала XX века и к концу 1980-х гг. заняла видное место в Советском Союзе (около 7% союзного производства). Использует как отечественное, так и привозное сырье. Крупными центрами производства обуви являются Минск (ПО «Луч», на базе которого созданы СП «Ле гранд», «Чевляр», «Отико»), Витебск (обувные фабрики «Красный Октябрь», «Белвест», «Марко»), Гродно (ПО «Неман»), Гомель (ПО «Труд»), Лида, Барановичи, Бобруйск. Однако докризисные объемы производства обуви не восстановлены (табл.11). Для повышения эффективности обувной промышленности в 2001-2005гг. создаются импортозамещающие производства заготовок деталей обуви, а также должно быть освоено производство основного технологического оборудования для отрасли.

Крупные предприятия кожгалантерейной промышленности находятся в Минске – АО «Галантея» (большой ассортимент сумок, портфелей, ранцев, ремней, бумажников и др.) и в Гродно – кожгалантерейная фабрика «Акцент», специализирующаяся на производстве перчаток.

Фабрики по производству меховых изделий работают в Витебске и Бобруйске, в Жлобине – крупная фабрика по производству искусственного меха.

Несмотря на то, что легкая промышленность Беларуси в настоящее время находится в сложной экономической ситуации, она, как и другие отрасли, производящие ТНП, является перспективной для республики.

Перспективы развития комплекса по производству ТНП определяются рядом факторов. Во-первых, это отрасли, влияющие на качество жизни населения, и по мере выхода страны из кризиса емкость внутреннего рынка ТНП будет возрастать. Во-вторых, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и сложившимися квалифицированными кадрами для выпуска ТНП страна обеспечена. В третьих, есть в наличии многие виды сырья и материалов. Поэтому в Программе социально-экономического развития на 2001-2005 гг. и в Концепции НСУР-2020 ставится задача максимального обеспечения платежеспособного спроса населения высококачественными отечественными товарами. Для этого необходимо: увеличение объема производства, повышение качества и расширение ассортимента ТНП; повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства; реструктуризация отраслей с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей; структурная перестройка и перепрофилирование производства с учетом платежеспособного спроса внутреннего и внешнего рынка.

Учитывая ресурсные возможности и специализацию промышленности республики, целесообразно в машиностроении и металлообработке развивать производство наукоемких и трудоемких ТНП (телеаппаратуры новых поколений, современных компьютеров), организовать производство аудиомидисистем, а также стиральных автоматических и полуавтоматических машин, электросоковыжималок, электронасосов, электротепловентиляторов, электроплит, товаров хозяйственного назначения для жителей сельской местности. Планируется создание с зарубежными фирмами СП по производству техники культурно-бытового назначения.

Легкая промышленность должна обеспечить насыщение рынка модными товарами, расширить выпуск товаров для детей, молодежи, пожилых людей, для удовлетворения функциональных потребностей (трудовая деятельность, спорт, туризм, развлечения). В экспорте легкой промышленности должна преобладать готовая продукция – льняные ткани, ковры, швейные изделия, высококачественные шерстяные и шелковые ткани, трикотаж, обувь. Целесообразно сохранить производство из давальческого сырья.

В местной промышленности предусматривается освоение производства широкого ассортимента простейших товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, развитие производства и экспорт изделий из местного сырья (художественной керамики, изделий из льняных тканей, сувениров из соломки, лозы и др.), замочных изделий, мебели.

В результате за 2001-2005 гг. объем производства непродовольственных ТНП должен увеличиться на 46 - 52%, а их удельный вес в розничном товарообороте возрасти с 37 до 46%.

Литература

1. Нацыянальны атлас Беларусі. Мн., 2002. С. 187, 192.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002. Мн., 2002. С.365-367, 371, 372.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. С. 88, 93.

4. Юркевич Н. А. Проблемы повышения конкурентоспособности и структурной перестройки легкой промышленности // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. №7. С. 28 – 31.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.