Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о способностях




ПЛАН

ТЕМА 7. Способности.

1. Общее представление о способностях.

2. Структура способностей.

3. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

4. Развитие способностей.

 

Ключевые понятия темы: способности, структура способностей, общие способности, задатки, одаренность, талант, гениальность, навык.

 

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Способности – это прижизненные образования; их развитие идет в процессе индивидуальной жизни под влиянием среды и воспитания. Очень долгое время способности связывали с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа (например, это отражено на «френологической» карте Ф. Галля).

Способности человека опираются на знания, умения и навыки, на те системы нервных связей, которые формируются и развиваются в процессе их приобретения. Но способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам.

Способности – это своеобразные свойства человека, его интеллекта, которые проявляются в учебной, трудовой, научной и иной деятельности, и являются необходимым условием ее успеха.

Б.М. Теплов выделил 3 основных признака понятия «способность»:

Ø «во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого»;

Ø «во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей»;

Ø «в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека».

А.В. Петровский отмечает, что способности – это лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий.

Например, если у ребенка проявились математические способности, то это не является гарантией того, что он станет великим математиком. Без соответствующих условий эти способности заглохнут, так и развившись. Показательным примером является жизнь Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником.

Н.В. Гоголь – гениальный писатель – был признан в свое время человеком посредственных способностей.

Молодой художник Суриков не был зачислен в Академию искусств, так как у него оказались посредственные художественные способности. За 3 месяца он сумел овладеть техникой рисунка, и был принят в данную Академию.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности и которые определяют отличие в овладении необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Существует своеобразная формула способностей (по Б.М. Теплову)

 

СПОСОБНОСТИ === продуктивность / «цена»

Следовательно, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он имеет способности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.