Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как известно, у человека ведущей является вторая сигнальная система




Способности, задатки и индивидуальные различия людей

Структура способностей

Структура способностей

По мнению И.П. Павлова, человек принадлежит к одному из трех типов личности:

§ «художественному»;

§ «мыслительному»;

§ «среднему».

Эта типология основана на относительном доминировании первой или второй сигнальной систем. Относительная сила первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует «художественный тип», второй – «мыслительный». Равновесие обеих систем дает «средний» тип. «Художественному» типу свойственны яркость образов, живая впечатлительность, эмоциональность (это художники, скульпторы, музыканты, актеры). «Мыслительный» тип умеет оперировать абстрактным материалом, понятиями, математическими знаниями.

Формирование способностей зависит от культурного уровня общества. Разделение труда обусловливает специализацию способностей.

Потенциальные способности – не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным, реализованным способностям, относятся не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.

В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания еще не являются определяющим.

Например: музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна – в 4. талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее (у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка – в 10 лет).

Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит ≈1400 г. Мозг выдающихся людей несколько больше средней величины.

Например: масса мозга И.С.Тургенева – 2012 г., мозга Д.Байрона – 1800 г.

Самый большой и тяжелый мозг оказался у умственно отсталого человека.

Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галя, напучившем название ФРЕНОЛОГИЯ ( от греч. – «ум» и «учение»). Френологи попытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке, живописи, «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако данная теория была опровергнута, так как череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга.

Нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называются задатками.

Т.е. задатки – это не способности, а только предпосылки к развитию способностей. На базе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Не все врожденные задатки обязательно превращаются в способности.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.

Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Слово «талант» впервые встречается в «Новом завете», где имела значение мера серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю».

Талант – это высокий уровень развития специальных способностей.

Талант – индивидуальные способности в одной или нескольких отраслях деятельности.

Пробуждение таланта общественно обусловлено.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости ценностью для общества тех задач, которые решает человек.

 

 

Общая структура способностей

Условия развития

Общие способноститакие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Врожденные задатки (возможности)

Развитые способности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.