КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовые педагогические способности
Развитие способностей Любые задатки, прежде чем стать способностями, должны развиться. В процессе развития способностей выделяется ряд этапов: 1) подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; 2) становление задатков небиологического плана; 3) собственно развитие способностей до соответствующего уровня. Первичный этап в развитии способностей относится к дошкольному детству (0-6 лет). У ребенка формируются общие способности, которые выступают как предпосылки (задатки) для последующего развития специальных способностей. Становление специальных способностей начинается к концу этого периода и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Выделяют основные требования к деятельности, развивающей способности человека: 1. Творческий характер деятельности. 2. Оптимальный уровень ее трудности для исполнения. 3. Должная мотивация и обеспечение положительного настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то такую зону Л.С. Выготский назвал зоной потенциального развития. Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость.
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн С.Л., 1999; см. аннотацию), Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей (Теплов Б.М., 1985). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967; см. аннотацию).
Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким (Крутецкий В.А., 1976. С. 294-299), который и дал им соответствующие общие определения (рис. 7).
На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис. 8), Л.Н. Лаврова - учителя истории (рис. 9).
От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей (http://www.elibrary.ru/books/teplov/3-1-6.htm; см. статью Аминова Н.А. "Модельные характеристики способностей и одаренности учителя").
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |