Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и особенности проективных методов исследования




Проверка или рестандартизация тестовых норм.

Проверка устойчивости к перетестированию

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИИ МЕТОДИК

Создание оригинальной методики или адаптация зарубежной ме­тодики не могут сводиться только к проверке (или перепроверке) от­дельных психометрических свойств - репрезентативности, надежно­сти, валидности, достоверности - в произвольной последовательнос­ти. В одних случаях целесообразно начинать с одного этапа работы, в других - с другого.

Все многообразие ситуаций, пытаются свести к 2-3 типовым ситуациям.

1. Ситуация применения. Тест кем-то разработан (возможно, в других социокультурных условиях), известны тестовые нормы, полу­ченные на представителях данной языковой культуры.

2. Ситуация адаптации. Тест кем-то разработан – проверены на­дежность и валидность, но отсутствуют тестовые нормы. Задача адаптации сводится, таким образом, к построению тестовых норм.

3. Ситуация конструирования. Надо придумать измерительную процедуру, проверить ее надежности валидность, построить тестовые нормы.

Необходимые этапы эмпирико-статистической рабо­ты при адаптации многомерного переводного тест-опросника.

1. Анализ внутренней валидности, внутренней согласованности пунктов, из которых состоит тест-опросник..

3. Анализ корреляций с релевантным внешним критерием. Этот этап адаптации необходим, если тест разрабатывался из­начально как критериально-ориентированный, т. е. отбор пунктов производился на основании их корреляций с каким-то критерием валидности.

5. Специфичный этап для многомерных тестов - проверка вос­производимости структуры отношений между шкалами.

Особые задачи ставит перед психологом ситуация «внутрикультурного переноса» теста на новую популяцию, отличающуюся от вы­борки стандартизации половозрастными или профессионально-куль­турными особенностями. В этом случае необходимо:

1. Проверить валидность методики в том случае, если методи­ка чувствительна по своему содержанию к профессиональной или региональной специфике

Основоположником проективных методик считается К. Юнг, создавший в начале прошлого века тест словесных ассоциаций. Ему принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия актуализировать скрытые значимые переживания и мотивы поведения человека – комплексы личности. Он показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике.

Собственно появление проективной диагностики связано с опубликованием в Швейцарии в 1921 г. книги Германа Роршаха «Психодиагностика». Создание оригинального метода, став­шего одним из самых известных в мировой психологии, было обусловлено биографией ученого. В свое время он отказался от профессии художника, но все-таки серьезно ин­тересовался историей искусств. Ему было известно, что итальянский художник Леонардо да Винчи тренировал свое воображение путем длитель­ного наблюдения игры света и тени при закате солнца, влажных подтеков на потолке и т.п.

Что касается собственно метода проекции, то первая проективная техника, т.е. та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции – психологической теории проекции, появилась в 1935 году, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (Могgаn С., Мurrey Н., 1935). Особенности стимульного материала и условий тестирования. Приоритет в использовании термина «проекция» принадлежитЛоуренсу Фрэнку, который первым сформулировал основные принципы проективной психологии. Наиболее существенной чертой проективных методик Фрэнк считал неопределенность (слабоструктурированность) стимульного материала. Именно такой материал позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. В ходе проективной процедуры испытуемый должен был эти неоднозначные стимулы конструировать, раз­вивать, дополнять, интерпретировать. Каждое эмоциональное проявление индивида, его ощущения, чувства, мысли, выска­зывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.