Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип тренерского моделирования




Принцип интеллектуализации

Принципы тренинга

1. Сквозные принципы.

□ Интеллектуализации.

□ Всеобщей включенности (омнибуса).

□ Тренерского моделирования.

□ Штудирования.

□ Психологического тренажера.

□ Индивидуального зачета.

2. Динамические принципы.

□ От заданных тренером проблем — к «живым» проблемам друг друга.

□ От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип интеллектуализации состоит в том, что любое взаимодействие трактуется как интеллектуальная задача, и если дело доходит до противостояния, то оно преобразуется в интеллектуальное противостояние. Варвара или манипулятора нужно преодолеть интеллектуально, но при этом так, чтобы это способствовало общей интеллектуализации ситуации и ее участников. Интеллектуализация — главный способ внедрения цивилизованности.

Принцип всеобщей включенности (омнибуса)

Принцип всеобщей включенности (омнибуса) предполагает, что во всех упражнениях у каждого участника своя роль. Этот принцип я использую фактически во всех тренингах (см., например Мотивационный тренинг, 2000). В любой процедуре все являются активными деятелями. Такая организация процедур часто требует, чтобы участники готовили какое-то задание в подгруппах, а затем представляли результат в общем кругу.

Например, каждая подгруппа может готовить свой сценарий воздействия на какого-либо участника другой подгруппы, а затем реализовать свой сценарий в кругу. Другой вариант — подгруппа готовит инсценировку, а затем демонстрирует ее всем. В первом случае результат воздействия лишь прогнозируется авторами сценария. Они смогут достичь задуманного результата, только если разработанный ими сценарий по-настоящему эффективен и если они эффективно его реализовали. В случае инсценировок результат демонстрируется самими авторами. Таким образом, при реализации сценариев воздействия подгруппы сталкиваются с большей неопределенностью исхода. Сце-


Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию

нарии воздействия требуют интерактивности, в то время как инсценировки требуют лишь актерской игры. Однако инсценировки также очень полезны, поскольку помогают найти новые творческие решения проблемных ситуаций и иногда даже приводят к инсайту.

Принцип тренерского моделирования состоит в том, что тренер сам демонстрирует те реакции, которые он считает правильными и которым пытается научить. Прежде всего, моделирование должно проявляться во всех его реакциях на высказывания и проявления участников. Внимательные участники это постепенно заметят. Правда, они гораздо быстрее заметят расхождение между тем, чему он учит, и тем, что делает сам, если такое расхождение будет допущено. Возможно, логопед может научить других говорить правильно, даже если он произносит «улица Горького» как «улица кое-кого». Однако, по моему убеждению, тренер должен хотя бы на среднем, а лучше — на хорошем уровне владеть теми навыками, которые он пытается сформировать у других, и это должно проявляться с самой первой минуты тренинга.

Моделирование может применяться и как специально спланированное упражнение. Например, тренер может предложить участникам: «Нападите на меня, и я покажу, как можно использовать технику «английского профессора». Раньше я неохотно шла на моделирование реакций. Мне казалось, методически правильным будет любыми способами избегать моделирования. Когда я сама училась тренингу, моделировать считалось неэффективным: предполагалось, что участники должны сами найти подходящие реакции, а не копировать их. Используя моделирование, я не так уж революционна. Например, в Оксфордской школе тренинга социальных умений (Oxford School Social Skills Training) моделирование является одной из пяти фаз работы. При этом используются видеоклипы, проигрывание ситуаций более опытными участниками группы и самим ведущим (Spence S., Sheperd G., 1983).

Моделирование требует определенной отваги и, возможно, опыта, хотя у многих тренеров отваги много как раз тогда, когда мало опыта. Моделирование, несомненно, также является вариантом модели ракушки, о котором речь ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.