Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность монархии. Баронесса Маргарет Тэтчер




Баронесса Маргарет Тэтчер

ЧТО ТАКОЕ МОНАРХИЯ

ПРОТОКОЛ ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

По мотокроссу

ОТКРЫТЫЙ ЧЕМПИОНАТ Г.ЧЕБОКСАРЫ

«Русская зима 2015»

г. Чебоксары класс «Любительский» 17 января 2015г

№№ п\п Стартовый номер Фамилия, Имя участника Город Результат 1-го заезда Результат 2-го заезда Результат соревнования, очки (баллы) Место
    Васильев Вячеслав Кировская область        
    Захаренко Михаил Г. Чебоксары        
    Опарин Олег Г. Казань        
    Захарченко Андрей Г. Казань        
    Филимонов Дмитрий Г. Киров        
    Белогубов Евгений Г. Ульяновск        
    Борисов Сергей Кировская область        
    Александров Роман Г. Чебоксары        
    Гулин Сергей Кировская область        
    Юсупов Ленар Г. Йошкар-Ола        
    Яцук Роман Г. Йошкар-Ола        
    Кабанов Дмитрий Г. Ульяновск        
    Кошевич Сергей Г. Чебоксары        
    Андреев Николай Г. Мариинский Посад        
    Калентичев Павел Г. Чебоксары        
    Хураськин Дмитрий Г. Чебоксары        
    Измайлов Константин Г. Чебоксары   - - -

 

 

 

Кто утверждает, что политик

может править страной

лучше наследственного монарха,

должен лучше познакомиться с политиками.

 

 

Уважаемые Дамы и Господа!

 

Когда-то выдающийся французский историк и государственный деятель Франсуа Гизо сказал: «Быть республиканцем в 20 лет – свидетельство бессердечности. Быть республиканцем в 30 лет – свидетельство безумия». Тема нашего сегодняшнего разговора – монархия, как форма правления.

Мы постараемся с вами рассмотреть сегодня её сущность; внешние или формальные признаки; отличительные особенности: то есть преимущества и недостатки; историю и современность.

Почему это нужно: потому что Земля вертится, и сменяются века и поколения, старые ошибки перестают казаться «прогрессивными новаторствами», и часто мы смотрим в прошлое, чтобы увидеть там не только былые славу и величие, но и разглядеть верный путь к счастливому будущему.

Итак, начнем!

 

 

Когда обыкновенно разговор ведётся о монархии, обращается внимание на происхождение этого слова, но не обращается внимания на происхождение этой формы правления. Согласитесь, это неверно. Например, по-гречески «симпозиум» – это «попойка», но ведь никто не будет обвинять ученых мужей в таком недостойном поведении на сих мероприятиях.

Монархия в дословном переводе с греческого означает власть одного, и веками, с Аристотеля до приблизительно XVII века от Р.Х., её сравнивали с демократией (властью народа) и аристократией (властью лучших). Хотя сразу же хотелось бы отметить, что в чистом виде эти формы встречаются крайне редко – почти никогда. Обыкновенно имеет место сочетание различных принципов, один из которых является главенствующим. Именно главенство одного из принципов в общественной жизни и называется формой правления, о которых и пойдет далее речь.

Автор наиболее полного Толкового словаря русского языка Владимир Даль определял монархию, как «правленье, где верховная власть в руках одного лица». Однако и диктатура (например, Сталина) есть власть единоличная, но, согласитесь, диктатура и монархия – не одно и то же. Хотя, вне всякого сомнения, при монархии Верховная власть действительно сосредоточивается в руках одного лица! Более того, это необходимое и обязательное условие монархической власти.

Поэтому, чтобы вполне понять сущность монархии, сравним строй разных государств в их становлении с древности до сегодняшнего дня.

Египет – пример обожествления человека. Фараон считался сыном бога Осириса и братом бога Гора, «богом на земле». Люди падали перед ним ниц, его приказания не оспаривались и ничем не сдерживались. Такая власть была абсолютна, всесильна и всеобъемлюща. Египтяне очень бережно относились к своему царствующему роду, как к роду земных богов. За историю Древнего Египта от Менеса до Клеопатры сменилось 32 династии. Смена династий сопровождалась тяжелыми социальными кризисами в египетских государстве и обществе: нашествие гиксосов, захват страны сначала персами, потом эллинами и, наконец, римлянами. Царица Клеопатра, последняя из Династии Птолемеев, вела свою родословную от древних династий, связывая свое правление с отделенными от нее тысячелетием правлениями великих Тутмоса III и Рамсеса II. Царская династия – кровь государства, связь небес и земли, которой нужно потому беспрекословно подчиняться. Фараон – божественный Осирис, царица – богиня-мать Изида. Такой подход к определению единоличной власти получил развитие в Древнем Риме после Цезаря. Гай Юлий Цезарь был влюблен в Клеопатру и много времени проводил в Александрии, потому египетская идеология и была взята им за основу при реформировании идеократической составляющей римской государственной модели. Принципат и доминат, пришедшие в Риме на смену республике, обожествляли правителя, называвшегося в честь великого Гая цезарем. Отсюда и название единоличной обожествляемой власти – цезаризм.

Такая модель была характерна для государств как древности, так и более позднего времени на Западе и на Ближнем Востоке: древние Вавилон и Персия, Рим от Августа до Диоклетиана, средневековая Европа. Цезаризм породил абсолютизм, сущность которого очень точно выразил Король-солнце Людовик XIV: L’etatc’estmoi – Государство – это я.

В Китае, наоборот, издревле обожествлялась не личность правителя, а сама власть. Если в Египте фараон был неприкосновенен, священен: ни на него самого, ни на его наследников нельзя было поднять не только руки, но даже глаз, – то история Китая – это история переворотов. Принцип власти не имел значения, имело значение только то, что прав тот, у кого власть есть. Власть священна, ей нужно подчиняться, если ты не можешь её оспорить. Величайший памятник архитектуры Древнего Востока – Великая Китайская стена – был построен по приказу богдыхана Цинь Ши-Хуанди, захватившего власть во время переворота. Его династия не удержалась и двух поколений, стена стоит до сих пор. Китайские династии сменяли одна другую: Цинь, Хань, Тан, Чжоу, Юань, Мин, Цин. С Синьхайской революцией в Поднебесной ничего не изменилось: на смену диктатуре националистов, утвержденной харизмой Сунь Ятсена, пришла диктатура коммунистов, поддерживаемая образом Мао Цзэдуна. И даже на «демократическом» Тайване Чан Кайши безраздельно правил 30 лет – вплоть до своей смерти. Не важно, какова сущность власти, важно, что власть священна. Так основана модель восточного самовластия.

Однако, если для европейца из типичной католической страны монархия и представляется в форме абсолютизма, если для араба монархическая власть и сводится к самовластию местного шейха, то вряд ли такой монархическая власть была у нас. Откуда пришла монархическая идея в Россию? Взглянем с вами в глубь веков.

Древняя Иудея 3200 лет назад. Моисей выводит евреев из Египта, и на горе Синай ему явился Бог, Который дал законы, в частности – Десять заповедей. Среди законов были и законы государственные. Так, Бог пообещал евреям дать Царя. Но до тех пор избранным народом правили судьи – те, кому от Бога было дано разрешать по справедливости споры людей. Но с течением времени такой власти становилось недостаточно. Потому примерно 3000 лет назад по велению Бога пророк Самуил возвестил еврейскому народу о помазании Царя. Первым Царём стал Саул. Как гласит Библия, Царь был дан для того, чтобы вести народ по заповедям Божиим, для чего Царю давался меч – карать злых и поощрять добрых. Царь должен владычествовать в страхе Божием, чтобы быть праведным. Власть иудейского Царя – это власть помазанника Божиего. Он не бог, он лишь первый из его земных слуг. Потому и говорит Иисус Христос в ответ на каверзный вопрос фарисея: воздавайте кесарево кесарю и Божие Богу.

Недостатки еврейского государства, отступление евреев от Бога, выразившееся в распятии Христа, привели к тому, что Господь возвысил кесаря, то есть правителя Рима. Через кровь христианских мучеников были искуплены грехи римских оргий, и Константину Великому было дано видение: на небе появился образ Креста и слова «Этим победишь!». Нанеся кресты на шлемы своих воинов, Константин победил язычника Максенция и стал правителем Рима. Православие в 325 году стало государственной религией Рима.

Византийская Империя укрепила понятие о самодержавной власти – власти монарха промыслом Божиим. Монарх не держит ответа ни перед народом, ни перед историей, он отвечает лишь перед Богом и собственной совестью. Это принцип самодержавия – наиболее чистой и законченной формы монархической власти.

Власть самодержавного монарха перестаёт быть самодостаточной, как у египетского фараона, или самоценной, как у правителя Китая. Она превращается в служение, в долг, в подвиг, совершаемый Царственной династией во благо Отечества.

Из Византии самодержавная монархия перешла в Россию. Первым самодержавие постарался утвердить Владимирский Князь Андрей Боголюбский, за что был убит боярами. Окончательно самодержавие утвердил Царь Иоанн Васильевич Грозный. Он не только фактически утвердил его, но и сформулировал основные постулаты самодержавной власти в своей переписке. Грозный указывает, что его власть дана Богом и держится только на строгом исполнении им своего долга перед Ним. Единственная цель и единственная задача его правления – исполнение этого долга. Царская власть едина и неограниченна ничем, кроме своего принципа – принципа служения Богу и Отечеству. Отсюда и народная поговорка «Царь-батюшка»: Бог – небесный Отец каждого христианина, а Царь – земной помазанник, то есть избранник Бога. Батюшками в русском народе принято называть священников: как священник молитвой, так и Царь мечом ведет доверенный ему народ к Богу. Царь Иоанн Грозный указывал, что право на неповиновение власти Царя начинается только там, где он ограничивает свободу веры, но в земных вопросах Царь не ограничен.

Отсюда мы можем вывести тот принцип, который и составляет основу монархической власти, который только укреплялся в России от Иоанна Грозного и до февраля 1917 года.

Монархия – это власть, основанная на нравственном идеале. Нравственной не может быть ни толпа, ни качественное преимущество: нравственной может быть только личность. Потому власть нравственного идеала, которому учат религия и мораль, и выражается в монархии. Монархия – это идея нравственной, верной Богу власти, также как демократия – это власть количественной силы (власть большинства), а аристократия – качественного преимущества (власть элиты). Демократии мы вынуждены подчиняться из-за физического принуждения. Аристократии мы подчиняемся, покоряясь её богатству и умственному преимуществу. Единоличной власти одного человека мы подчиняемся лишь веря ей, а это возможно лишь при нашем нравственном к такому правителю (монарху) предрасположению. Нравственность должна руководить нами и составлять сущность власти, которой мы подчиняемся.

При этом, конечно, монарх должен соответствовать определенным качествам, которые выделил русский исследователь Лев Тихомиров:

1) самообладание;

2) умеренность;

3) долг;

4) справедливость;

5) законность.

Итак, монархия – это идея, идея нравственная, то есть идея гармонии и справедливости, честности и порядочности, доверия и уважения людей друг к другу. Монархия основывается на лучших качествах человеческой совести и стремится к тому, чтобы максимально способствовать самореализации человека, не как единицы электората, а как высокодуховной и самодостаточной личности.

Нельзя забывать и о людях – подданных монарха. Что заставляет сознание человека делать выбор в пользу монархии?

Русский правовед первой половины прошлого века Иван Ильин писал, рассуждая на тему о главных качествах монархического сознания, что оно определяется одной ключевой ценностью: честью. Всякий движим уважением к чужим достижениям и стремлением к своим собственным: «Человек требует от себя всех основных духовных качеств и постепенно приобретает облик рыцарственности. Верность этому облику и составляет его честь. Блюсти свою честь он повинен перед Лицом Божиим, перед лицом своего Государя, перед своим народом и перед самим собою. При этом существенным является не то, что другие думают о нём или говорят о нём, но то, что он есть и чем он остается на самом деле. Вот основные формулы чести: «быть, а не казаться»; «служить, а не прислуживаться»; «честь, а не почести»; «в правоте моя победа». И все это мыслится не как внутреннее самочувствие и внутреннее делание, но как закон внутренней жизни, вносимый во внешний мир, в государственное строительство и в политику.

Это заставляет нас установить и признать, что начало духовного достоинства и чести есть основа не республиканского, а монархического строя».

Отсюда произрастает уверенность монархиста в том, что каждый человек уникален, обладает своими, неприсущими другим в такой же комбинации и такой же степени качествами. Отсюда уважение к рангу, ведь люди неравны не только материально (по росту или по размеру кошелька), но и духовно, по своему интеллекту, качествам: «Люди от природы и в духе – не равны друг другу, и уравнять их никогда не удастся. Этому противостоит известный республиканский предрассудок, согласно которому люди родятся равными и от природы равноценными и равноправными существами. Напротив, монархическое правосознание склоняется к признанию того, что люди и перед лицом Божиим и от природы разнокачественны, разноценны и потому, естественно, должны быть не равны в своих правах».

Монархист не согласится с тем, чтобы государством управляла кухарка, он предпочтет, чтобы это делал человек, обученный и воспитанный. Монархист полагает, что если даже зубы мы доверяем специалисту – стоматологу, а не голосованию среди соседей, то и государство должно быть предоставлено в управление профессионалу – с детства воспитанному для служения монарху, а не избранному честолюбцу. Такая позиция основывается именно на нравственном отношении к государству, которое понимается не как способ к обогащению, а как служение и исполнение долга перед Отчизной. Отсюда монархическое доверие к государству в противовес республиканской боязни, когда народ, опасаясь государственного произвола, стремится ограничить его некими частными институтами.

Это было бы пустословием, если бы ни подтверждалось фактами. Забегая вперед, расскажу один из наиболее ярких. После февральского переворота 1917 года спасшиеся Романовы эмигрировали. С 1938 по 1992 годы Российский Императорский Дом в эмиграции возглавлял Великий Князь Владимир Кириллович, который жил в Мадриде, где и приключилась интересная история. Однажды на улицу, где жила семья Романовых, переехал сын одного южноамериканского диктатора. Его дом был усеян золотом, сам он купался в роскоши. Когда же он узнал, что в паре домов от него скромно живут Наследники Российского Престола, прямые потомки тех, кто 300 лет правил Россией, он был в шоке. Он не мог понять, чем занимались Романовы, если за 300 лет не создали таких счетов в банках Швейцарии, как его отец за 5 лет управления маленьким государством на крае света.

После этого отвлечения вернемся к делу.

Разобравшись с сущностью монархии, как власти нравственной, а оттого основанной на вере, долге, справедливости, чести и доверии, постараемся сформулировать, что такое монархия, как форма правления.

Часто можно встретить такое определение: «Монархия – государство, главой которого является монарх». Вообще, такая дефиниция – вздор, нарушающий законы логики: определение неизвестного через неизвестное. С тем же успехом можно утверждать, что утюг – это предмет, которым утюжат. К сожалению, такое определение довольно широко практикуется.

Многие определяют монархию как власть наследственную. Такое определение не совсем верно. С 1957 по 1988 годы власть на Гаити передавалась по наследству в семействе Дювалье, но Гаити не был монархией. В США неоднократно случалось, что президентом был сперва отец, а потом сын, что не дает оснований причислить США к разряду монархий.

Определять монархию только через пожизненность правителя также не получится: венецианский дож избирался пожизненно, но средневековая Венеция все-таки была республикою.

Сущность монархии состоит в том, что власть монарха непроизводна – он не зависит ни от кого на земле, получая власть от Бога. Это и должно быть положено в качестве родового признака в определение: «Монархия – это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат её нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.