КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация монархической власти
Мы рассмотрели сущность монархической власти, ее содержание, вывели определение. Можно сравнить с телевизором: мы поняли, что без кинескопа телевизор показывать не будет, но не разобрались, что же позволяет нам увидеть изображение – не поняли строения предмета исследования, то есть организации власти в монархии. Организация республиканской власти основана на ее делении. В древности – это власть римских консулов. Консулов было двое, они избирались на один год, причем правили не совместно, а попеременно: по очереди по одному дню. Ярким примером того, к чему приводит такая организация, стала битва при Каннах, когда Ганнибал разбил римлян после того, как Гай Варрон, дождавшись своего дня, бросил неподготовленное римское войско на разгром иберийской коннице карфагенцев. В Новое время появилась теоретическая основа для такого деления – теория разделения властей, первоначально сформулированная Локком, а потом доработанная Монтескьё. Власть делилась между правительством, парламентом и судом, независимыми друг от друга, но, тем не менее, взаимосвязанными и составляющими единое государственное тело. Этот принцип заложен во многих конституциях, в том числе России и наших ближайших соседей: Польши, Украины, Белоруссии, Литвы и др. Разработчики этой системы полагали, что в борьбе должно рождаться равновесие, однако они не учли, что государство как раз и появилось, потому что не было единства и согласия воль: шла постоянная борьба. В этой войне всех против всех и появилась государственная власть. Её воля была поставлена в качестве арбитра выше всех остальных мнений и позиций. В этом единстве и заключается смысл и значение государственной власти. Монархическая власть этим и отличается от власти республиканской. Власть монарха даётся Богом, а потому она едина и нераздельна. Как гласили Основные государственные законы Российской Империи: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». Власть монарха верховна и едина. Она не ограничивается ни в качестве, ни в глубине проникновения. Всякий вопрос может быть предметом личного рассмотрения монарха, но не всякий становится вопросом его рассмотрения. Это качество Лев Тихомиров назвал царской прерогативой – правом монарха разрешить всякий вопрос по справедливости, минуя законы, данные управительной власти. В этом заключается верховность самодержавия. Монарх существует для того, чтобы народ помнил, что есть гарант спокойствия, стабильности, веры и справедливости. Однако царская прерогатива имеет преимущественно символичное значение, нежели практическое, ибо сложно представить, чтобы один человек физически мог бы разрешить значимую часть споров и конфликтов, возникающих в обществе. Организация монархической власти представляет собою вертикальный, а не как у республиканской власти – горизонтальный – разрез. Эта организация двухъярусна: собственно монарх, как представитель Верховной власти, располагается на верхнем ярусе, а ярусом ниже находится правительство – власть управительная. Управляет правительство, Император лишь направляет и координирует его работу, разрешает споры – царствует. Император – стратег, председатель правительства – тактик. Монарх при этом выполняет множество функций. Так, современный немецкий исследователь Рене Хойсслер выделяет 18 основных функций монарха: 1. Олицетворение главных принципов государства; 2. Интеграционная функция – символ общественного единства и стабильности; 3. Король – это стабильный ориентир в обществе; 4. Король – хранитель общих ценностей; 5. Король – надпартийный гарант политического авторитета; 6. Король и Королева – отец и мать нации; 7. Король как «пастух» и охранник общественных интересов; 8. Король – национальный «омбудсмен»; 9. Король-посредник (например, при забастовках); 10. Функция общественного примера: Король – моральный авторитет и олицетворение верности: Король – военный вождь; 11. Король как объект поклонения; 12. Король – совесть нации; 13. Король – хранитель национальных традиций и обычаев; 14. Король – охранитель «золотой середины»; 15. Функция идентификации: Король и его семья как пример и идеал; 16. Король как символ или «замена» Бога – монархия как «светская религия»; 17. Король как “avenue of communication with the realm of sacred values” (англ. «дорога общения с Царством вечных ценностей»); 18. Король и его семья – олицетворение общественного величия и идеала. Из сказанного можно заключить, что монарх играет две главные социальные роли в политической жизни общества: роль символа и роль арбитра. Монарх – это образец для подражания, поэтому народы позволяют монархам править собою и судить их. Это возможно именно потому, что монархическая власть воспринимается как священная и нравственная. Вы можете спросить, почему не равноценна монаршей президентская власть в республиканском государстве, ведь президент выступает гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина, представляет страну, обеспечивает, по конституции, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. На первый взгляд так может показаться, но лишь на первый взгляд. Дело в том, что президент – избранный на четыре года служащий, люди избирают его, он один из нас, назначен нами. Заметьте, Царь – слуга Богу, президент – слуга нам. Царь оттого стоит бессознательно выше нас, президент воспринимается как обязанный нам чем-то. Очевидно, что отсюда и следуют наше добровольное, основанное на вере, подчинение Царю и вынужденное, основанное на силе, подчинение президенту. Мы не подчиняемся президенту из-за монархического принципа нравственности, но из-за того же принципа количественной силы большинства, что и парламенту, а потому и не может президент исполнять роль нравственного арбитра и морального примера для общества: сторонникам он нравится, противникам не нравится – на этом всё. Не нужно забывать о том, что в монархиях есть место и народному мнению, однако именно мнению. Как подчеркивает русская народная мудрость: Бог Царю даёт силу власти, а народу – силу мнения. На протяжении веков существования и планомерного развития самодержавия в России существовали такие народные представительства как вече в домонгольский период, Земские Соборы в Московском Царстве, Уложенная комиссия при Екатерине Великой, комитеты при Николае I, наконец, Государственная Дума и Государственный Совет при Николае II. При этом основным принципом формирования таких органов был принцип представительства – выборные представляли своих выборщиков, свои сословия, гильдии, союзы. Это позволяло услышать не абстрактные голословные утверждения политикана, а услышать голос реального специалиста, приехавшего с мест. Таким путем обеспечивалась непрерывная связь между царствующим монархом и управляемым народом.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |