Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания преподавателям по обучению дисциплине

«Литература с основами литературоведения»

Существенно возросшие требования к выпускникам вузов, к уровню их профессиональной подготовленности и духовно-нравственного развития закреплены в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Актуальными требованием к выпускнику вуза является повышение уровня филологической культуры, глубокое понимание им тенденций и закономерностей историко-литературного процесса, в том числе современного, способность применить методологическое знание к анализу истории и теории мировой литературы.

Целью курса «Литература с основами литературоведения» является углубление и расширение знаний студентов о наиболее известных образцах художественной литературы как составной части европейского художественного процесса.

Цель курса: систематизировать, углубить и расширить знания студентов об основных закономерностях литературного процесса в аспекте мировой культуры; совершенствовать умения, связанные с анализом специфики литературного творчества и структуры литературного произведения как системного единства составляющих его элементов.

Задачи курса:

§ показать многообразие мировой литературы как феномена культуры; раскрыть основные закономерности развития литературного процесса;

§ углубить представление студентов об основных литературоведческих терминах и понятиях, литературоведческих школах;

§ совершенствовать умения анализировать: литературные произведения; научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений в их историко-литературном контексте с использованием теоретико-литературных знаний;

§ усовершенствовать профессиональные умения студентов, связанные с повышением уровня читательской культуры; научить будущих педагогов обрабатывать и использовать информацию, необходимую для постижения художественного своеобразия произведений литературы (справочная литература, литературно- критические статьи, масс-медиа, ресурсы Интернета);

§ стимулировать развитие литературно-творческих способностей студентов, стремление расширить нравственный и эстетический кругозор, совершенствовать своё педагогическое образование.

В программе выделены следующие разделы[1]: 1) Русская литература (Древнерусская литература, Русская литература XVIII века, Своеобразие русской прозы ХIХ века. Расцвет русского романа, Многообразие проблематики и художественных исканий в мировой и русской литературе начала XX века, Русская литература XX века, Русская литература периода «оттепели». «Деревенская проза», Драматургия второй половины XX века, Русская литература начала XXI века); 2) Зарубежная литература (Античная литература, Зарубежная литература эпохи Средневековья и Возрождения, Зарубежная литература XVII - XVIII веков, Западноевропейский романтизм и реализм первой половины ХIХ века, Модернизм в западноевропейской литературе ХХ века); 3) Литература народов России.

При изучении данного курса следует обратить внимание на то, что в процессе анализа специфики литературного творчества и структуры художественного произведения систематизируются, углубляются и расширяются знания студентов об основных закономерностях литературного процесса в аспекте мировой культуры. Содержание дисциплины основано на достижениях современной теоретической и практической мысли, настаивающей на специфической форме духовной деятельности человека.

В программе преимущественное внимание уделяется анализу художественного произведения, литературному творчеству писателей, а также эпохе изучаемого произведения, ее своеобразию. Преподаватель должен показать многообразие мировой литературы как феномена культуры, раскрыть основные закономерности развития литературного процесса, углубить представление студентов об основных литературоведческих терминах и понятиях.

Основы литературоведения знакомят студентов с важнейшими теоретико-литературными понятиями, связанными с общими свойствами художественной литературы, особенностями отдельных литературных произведений, закономерностями литературного развития. Система ввода кратких теоретических сведений литературоведческого характера проводится параллельно с изучением художественных произведений, основных литературных направлений различного времени, при этом основной акцент делается на анализ литературы, а теория литературы не выделяется в качестве самостоятельного раздела. Такое построение учебной программы курса, на наш взгляд, является целесообразным, т.к. за короткий период времени студенты должны получить большое количество информации при условии обязательного предварительного знакомства с текстами художественных произведений, чтение которых занимает большое количество времени.

Изучение данного курса совершенствует умения анализировать литературные произведения, научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений в их историко-литературном контексте с использованием теоретико-литературных знаний.

В процессе такой работы студенты развивают литературно-творческие способности, расширяют кругозор, приобщаются к научно-исследовательской работе. К окончанию курса студент должен иметь представление о закономерностях развития литературного процесса, об основных литературных направлениях (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), об основных этапах развития русской и зарубежной литератур, о творчестве наиболее известных русских и зарубежных писателей. Он должен владеть минимумом литературоведческой терминологии.

Усиление гуманизации и гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема учебных дисциплин требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения, использования эффективных приемов и способов педагогической деятельности. Следует учесть, что современная литература развивается и меняется чрезвычайно быстро, чему в большой мере способствует развитие информационных технологий в общем и Интернета в частности. Благодаря техническим средствам и доступу пользователей из разных стран к информации, обмен сведениями происходит быстрее, ускоряя и все остальные процессы.

По курсу " Литература с основами литературоведения" студенты должны знать:

§ основные понятия теории литературы;

§ особенности литературы как искусства слова;

§ закономерности и этапы развития русской литературы;

§ основные черты литературных направлений и течений, признаки жанров и их трансформацию в различные периоды истории русской литературы;

§ творчество выдающихся мастеров русской литературы;

Студенты должны уметь:

§ анализировать эпические, лирические и драматические произведения в единстве содержания и художественной формы;

§ характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, особенности его стиля; принадлежность к литературному направлению;

§ пользоваться библиографической и справочной литературой;

Студенты должны владеть навыками:

§ литературоведческого анализа художественных текстов с использованием соответствующей методологии и методики.

 

Уровень подготовленности студентов позволят определить тестовые задания.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная учебная литература:

Кусков, В. В. История древнерусской литературы [Текст]: учебник для бакалавров / В. В. Кусков. - 9-е изд.; испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 335, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 322-324.

Зарубежная литература ХVIII века [Текст]: хрестоматия: учебное пособие для вузов в 2 томах. Том 1,Том 2 / составители Б. И. Пуришева, Б. И. Колесников, Я. Н. Засурский; под редакцией Б. И. Пуришева. - 2-е изд.; испр. и доп. - Москва: Альянс, 2014. - 416 с. - (Бакалавриат, магистратура). - Репринтное воспроизведение издания 1988 г.

Фортунатов, Н. М.История русской литературы XIX века [Текст]: учебник для бакалавров / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. - Изд. 2-е. - Москва: Юрайт, 2013. - 670, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 658-663.

б) дополнительная учебная литература:

Гаспаров, М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях: Учебное пособие для вузов. - [3-е изд.]. - М.: Университет, 2004. - 311с. - Книга удостоена Государственной премии России.

Инджиев, А.А. Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов [Текст]. - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 222с. - (Словари). - Литература:с.221-222.

Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века [Текст]: практикум:учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2006. - 223с. - (Высшее профессиональное образование).

Истрин, В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (ХII - ХIII вв.): учебное пособие для вузов / Под ред.О.В.Никитина. - М.: Академия, 2003. - 381с. - (Высшее образование. Классическая учебная книга). - Литература:с.369-378.

Лосев, А.Ф. Античная литература: учебник для высшей школы / Под ред.А.А.Тахо-Годи. - 7-е изд.,стер. - М.: ЧеРо;Омега-Л, 2005. - 542с. - Литература:с.494-519.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. http://lib.rus.ec/b/22174 Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы: литературоведение, коммуникативную сторону литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование), поэтику (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп), закономерности развития литературы.

2. http://www.gumfak.ru/teoriya_liter.shtml - учебные материалы по теории литературы в электронном виде.

3. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-2351.htm - литературная энциклопедия.

4. http://philologos.narod.ru/biblio.htm - учебная и научная литература по проблемам теории литературы.

5. http://old-ru.ru/, http://old-russian.narod.ru/ - древнерусская литература 6. http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2322 - русская литература XVIII, библиографический указатель. 7. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-026.htm - учебное пособие «История русской литературы XIX в., В И. Кулешов. 8. http://readrus.ru/glrryuep.html - русская ЛИТЕРАТУРА 19 века. 9. http://www.ffl.msu.ru/students/courses/russian-literature-20 - История русской литературы XX в.

 


[1] Программа построена с учетом хронологической последовательности, что дает возможность студентам получить комплексное представление об историко-литературном процессе, истории развития литературы, основных литературных направлениях различного времени.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обучающие игры | Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.