Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства




Важнейшей вехой на пути становления древнерусской цивилизации явилось принятие христианства в форме православия. Актом принятия православия явилось крещение киевлян на Днепре князем Владимиром в 988 году. Однако оно имеет длительную историю: распространение христианство на Руси началось задолго до крещения и продолжалось еще в течение полутора веков.

Православные источники связывают проникновение православия на Русь с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в 1 веке нашей эры. Как они утверждают, после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Андрей направился проповедовать его учение в Византию, а затем "и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева и далее до Великого Новгорода". Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея, нет, однако есть свидетельства о том, что бабка князя Владимира княгиня Ольга была христианкой. Христианами были и некоторые видные дружинники князя Владимира.

В чем же причина крещения Руси и почему князь Владимир выбрал православие? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к личности князя Владимира, а также к социально-политическим и духовным процессам Киевской Руси X века. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует потребностям государства. В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу - попытался свести всех славянских богов в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако эта попытка не удалась: Перуну противостояли другие языческие боги, которым поклонялись другие племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен. Исторический опыт показывал, что это единство обеспечивают мировые религии - христианство, ислам.

Православная версия принятия христианства говорит о том, что этому событию предшествовала процедура "выбора вер" (известная многим), однако не это сыграло главную роль в принятии православия.

Решающую роль в обращении к религиозному опыту Византии явились традиционные культурные, политические, экономические связи с ней Киевской Руси. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение по отношению к императору, что соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие христианства открывало дорогу для брака князя Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной. Дружественные отношения с Византией расширяли культурное и торгово-экономические связи с Византией, и вместе с тем помогали обезопасить Русь от набегов кочевников с юго-востока, которых Византия использовала в борьбе с Русью.

Большое значение имело и то, что православие (в отличие от католицизма) не связывало себя языковыми канонами. В этот период православие стало утверждаться в Болгарии, а под ее влиянием - и на Руси.

Процесс принятия христианства не был мирным, временами и местами применялось насилие. Видимо, это было неизбежно, так как шла смена духовных и нравственных основ жизни - от семейных отношений до общественных установлений. Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Большинство же западных соседей приняло христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси за 100-150 лет. Это исторически короткий срок для такого кардинального перелома.

Принятие христианства создало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад, оказал большое влияние на все стороны жизни народа. П.Сорокин отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой… воплощение положений христианской религии". Церковь способствовала развитию культуры на Руси - письменности, архитектуры, иконописи и т.п.

Крещение Руси создавало условия и для вхождения ее в христианский мир. Принятие новой религии помогало установить прочные торговые, культурные связи со многими христианскими странами.

Принятие христианства в восточном варианте повлекло за собой не только позитивные последствия. Обратимся к истории. Христианство возникло как единая вселенская церковь. Главным ее центром с I века считался Рим. В IV веке в результате распада Римской империи появилась Византия, которая также претендовала на роль центра христианства. Постепенно к VIII веку оформилось два направления в этой религии: западное - во главе с Папой римским, восточное - во главе с константинопольским Патриархом. Западное христианство менялось, восточное же провозгласило неизменность христианских идеалов. Окончательный разрыв (схизма) между православием и католичеством произошел в XI веке.

В православии по сравнению с католицизмом менее выражена идея прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформулирован на основе Евангелий (Новый Завет). Идеал православия - не прогресс, а преображение естества, движение не вперед, а вверх, к Богу, тогда как католицизм, опиравшийся и на Ветхий Завет с заложенной в нем идеей движения вперед, получал в религии импульс для мирского прогресса.

По мере того, как Европа ускоряла темп развития, ориентация православия на иное понимание жизненных целей сказывалось заметно. Русская религиозная традиция ориентировала человека на духовное преображение, на самосовершенствование, не давая стимула для общественного прогресса.

Духовное присоединение к Византии означало также отторжение от греко-римского наследия. Конечно, влияние эллинизма сказывалось через византийскую культуру, но это было опосредованное воздействие, в первозданном варианте усвоить античное наследство России не удалось, таким образом, у нее не было того первоначального капитала, полученного европейской культурой от античного мира.

С принятием христианство язычество не утратило в русских землях своей перспективы, оно органично слилось с христианством. Христианские праздники совместились с языческими.

Основную ячейку общественного устройства составляла община - замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную. Она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Внутренняя жизнь общины основывалась на принципах прямой демократии (выборность, коллективное принятие решений). Государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). В состав вече входило все взрослое мужское население. Шумным одобрением или возражением оно принимало все важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждало законы и т.д.

Важнейшей особенностью киевской Руси, возникшей в связи с опасностью со стороны кочевников, стало всеобщее вооружение народа. В городах действовали «сотни», «тысячи» во главе с предводителями ополчения тысяцкими. Именно ополчение зачастую решало исход сражений. Постепенно, к XI веку народное войско теряет свое значение, его роль сохраняется лишь в северо-западных землях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.