Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиски легендарной Шамбалы




История загадочной страны, в которую могли проникнуть только "те, чьи помыслы безупречно чисты", и тайна ее местонахождения до сих пор будоражит воображение и манит исследователей. Упоминание о Шамбале, святой земле высочайшей мудрости и блаженного счастья, можно встретить в научных трудах востоковедов и в дневниках путешественников по азиатским просторам, в теософских трудах и в древних буддийских книгах Тибета. О Шамбале спорят мистики, много пишут последователи Н.К.Рериха, говорят известные религиозные деятели.

В очерке «Шамбала Сияющая» в поэтической форме изложены основные сведения о Шамбале известные Н.К.Рериху:

«Когда Вы читаете много книг о Шамбале, частично переведенных на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Если ты знаешь, что Шамбала находится здесь, на земле, если ты знаешь, что все может быть достигнуто здесь, на земле, тогда и вознаграждение придет здесь, на этой самой земле и в этом воплощении».

Большинство ведущих ученых-востоковедов в настоящее время склонны отождествить Шамбалу с внутренней страной Шаншуна – Олмо Лунгринг в Тибете, располагавшейся в древности вблизи священных горы Кайлас и озера Манасаровар. Другой версии придерживаются последователи теософского движения: существует множество повторяющихся свидетельств в различных письменных источниках о местонахождении Шамбалы в пустыне Гоби. Однако по-прежнему остаются неизвестными первоисточники, которые побудили авторитетных ученых и писателей XIX-XX вв. обоснованно утверждать, что в пустыне Гоби в незапамятные времена располагался духовный центр человечества, именуемый разными авторами Белым Островом, Шамбалой или Агарти.

Среди известных людей, разделяющих это утверждение, такие имена, как: основательница теософского общества Е.П.Блаватская, теософы Р.Штайнер и А.Безант, писатель Ф.Оссендовский, путешественники Н.К.Рерих, махатма Кут-Хуми, американский ясновидящий Эдгар Кейси, германские ученые Эскард и К.Хаусхофер (общество Туле). Вопрос о первоисточниках, на знание которых опирались эти авторы, остается неразрешимой загадкой для современных исследователей.

Третье распространенное утверждение: Шамбала недоступна в физическом мире, ее местонахождение в тонком мире непрерывно меняется и зависит от духовных запросов человека. Для тех, кто желает добра – это райское место, для тех кто стремится к власти – это средоточие темных сил. Гималайские йоги и тибетские учителя Бон, хорошо знакомые с географией и Традицией Тибета, единодушно заявляют, что никакой земной Шамбалы больше нет.

Древние мудрецы говорили, что поиски чистой земли и сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека. Еще известно, что Шамбала доступна для посещения, это не запретная страна, но попасть в нее могут лишь те, кого позвали. Она может восприниматься и современными людьми, готовыми для восприятия. Этому способствует уединение в пустынной местности, которое с древних времен является необходимой частью мистического обучения.

Как пробудить Знающих, чтобы получить ответы? И где эти контактные зоны сейчас – в Тибете, в Гоби, на горах или в пустыне? Отвечают:

«Путь Шамбалы укажет Вам дорогу, когда начнете искать, двери откроются».

Еще ламы говорят:

«Мы не считаем, возможным дискутировать на темы наших убеждений. Если вы хотите, чтобы Шамбала была, мы это подтвердим. Если хотите, чтобы ее не было, мы подтвердим это также. Ваши убеждения – это ваши убеждения, мы согласимся с ними в любой трактовке. Но если вы изучаете нашу историю, обучаетесь в нашем учебном заведении, будьте любезны, принимать то, что говорим мы. Либо прекратите процесс обучения в нашей школе».

Наиболее удачное определение Шамбалы, на мой взгляд, приводится в книге А.И.Клизовского «Основы миропонимания новой эпохи»:

«Шамбала – самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность».

Следующая цитата взята из энциклопедии мистических терминов:

«Шамбала – мифическая страна, впервые описанная в "Калачакра-тантре"; находится севернее реки Сита в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. Шамбалой управляют цари-жрецы; она является центром мистического учения Калачакры и, возможно, тайным центром всего мира. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала – своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества».

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV дает следующее определение:

«Шамбала – место, расположенное где-то на этой планете, она также – место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира».

Как утверждает Третий Панчен-лама в своем «Наставлении к Шамбхале»:

«Легендарная страна Шамбхала является в действительности тремя совершенно разными вещами: йогическим символом состояния достижения Калачакры, чистой землей и реальным физическим местом».

Археолог и видный востоковед А.Стейн:

«В представлении тибетцев Шамбала – прибежище богов и vidyadhara – некого разряда суперлюдей, наделенных особыми знаниями, и более всего в магии. Эта идея, по-видимому, послужила причиной появления оккультной традиции и популярного представления европейцев о Тибете как о месте обитания бессмертных мудрецов, хранящих главные тайны мира».

Интересно привести перечень эпитетов, которыми в различных письменных источниках награждается Шамбала: это и "Страна бессмертных", "Царство магов", "Страна Великих Мастеров", "Потаенный центр мира", "Оазис космической культуры", "Наследие исчезнувшей цивилизации", "Шарнир времени", "Страна Великого Белого Братства", "Обитель света – затерянный рай на земле", "Мир гармонии и совершенства, где все человеческие мечты становятся явью", "Запрещенная территория в центре Гоби", "Хорошо организованная община мудрецов в сердце Азии".

Автор современной книги о Тибете А.Д.Цендина формулирует легенду о Шамбале следующими словами:

«Космология буддизма изображает мир следующим образом. В огромном внешнем океане стоит гора Сумеру. Вокруг нее расположены четыре больших материка и восемь маленьких. На южном материке есть озеро Мапам, из него течет река Джамбу. По ее имени материк назван Джамбудвипа. На Джамбудвипе есть пять священных стран, где живут буддисты: в центре – Ваджрасана, на востоке – Утай, на юге – Потала, на западе – Уддияна, а на севере – Шамбала. Шамбала – страна счастья и благоденствия. Столица Шамбалы, Калапа, построена из драгоценностей. Еды и вещей там изобилие. Не бывает голода, всего растет вдоволь. Ее обитатели красивы, никогда не болеют и живут до ста лет. Они исполнены силы и ума, а также обладают различными магическими знаниями. После ухода Будды в нирвану там будут править семь царей учения и 25 царей Благородных. При последнем из 25 царей – Риггдандагве (примерно 2377 г. по европейскому исчеслению) начнется большая война между буддистами и мусульманами. Ее назовут шамбальской войной. Сначала будут сильнее мусульмане. Но в конце концов победят буддисты, и все люди обратятся в учение Будды. Наступит полное счастье. Даже обители рая будут мечтать родиться в Шамбале».

Археологи до сих пор не нашли никаких материальных доказательств существования Шамбалы в прошлом, поэтому найти месторасположение и идентифицировать мистическую страну до сих пор не удается. Шамбала (тиб. SHAM-BHA-LA, Шамбхала) в переводе с санскрита означает "Источник счастья". Известные тибетологи считают, что под Шамбхалой подразумевается какая-то реальная страна к северу или северо-западу от Индии. Среди этих ученых такие авторитетные имена, как Ю.Н.Рерих (Шамбала, это – Шаншунг-ги-юл, т.е. страна Гуче в Западном Тибете), итальянский профессор тибетолог Дж. Туччи (Шамбала расположена близ реки Сита). По версии Дж.Туччи – это река Тарим на севере пустыни Такла-Макан, в Китайском Туркестане, по версии Б.Кузнецова – р. Сита, это река Брахмапутра, по версии американца Эдвина Бернбаума автора книги «Путь к Шамбале» под рекой Сита может подразумеваться Амударья или Сырдарья. А.Стейн (Шамбала – это страна Олмо Лунгринг, вблизи горы Кайласа, в Западном Тибете (Шаншун).

Старший брат Далай-ламы XIV Д.Норбу также полагает, что Шамбалой в древности была страна Шаншун. Н.К.Рерих в очерке «Шамбала сияющая» сообщает о "Том Месте, которое находится к северу от Кайласа", по его мнению, там находится Шамбала. Шестой Панчен-лама говорит: "К северу от Индии лежит легендарная земля Шамбхала, с драгоценным камнем – городом Калапой – в центре".

У хотонов (мусульман-туркенстанцев), проживающих на северо-западе Монголии в Кобдском округе по поверью душа покойного отправлялась в радостную область Шамбхалу, лежащую на дальнем западе. Во многих свидетельствах о местоположении Шамбалы подчеркивается географическая близость Тибета и местоположение Шамбалы севернее Индии и западнее Монголии. В перечне соседних мест силы в буддийских тантрических текстах рядом с Шамбалой часто упоминается страна богов – Уддияна, священные гималайские вершины Шамбу и гора Кайласа, т.е. область совпадающая с территорией современного Тибета или близкая к ней.

В исторических тибетских летописях есть упоминания о стране Шамбала. Информация о расположении Шамбалы севернее Индии подтверждается многочисленными историческими документами. Из них явствует, что "дорога туда неимоверно трудна и занимает около четырех месяцев пути" от среднего течения Ганга.

Первое известие о Шамбале в Европе появилось в 1627 г. из писем иезуитских миссионеров Стефана Каселла и Джона Кабраль. Во время своего посещения Бутана они узнали о существовании страны Шамбала, расположенной где-то на севере, и которая граничит с другой, называемой SOG-PO (Татария). "Здесь существует страна, – пишет Стефан Каселл, – очень известная в этих краях, которая зовется Шамбала, границы которой еще называются SOG-PO, но о вере ее населения король не смог сообщить никакиких сведений. Я думаю, что она может быть частью Катая, так как он очень большой, а пограничная страна SOG-PO может являться королевством татар, которое полностью входит в пределы Катая".

Во втором письме в 1628 г. Стефан Каселл уточняет: "Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария" /т.е. Россия/. Это письмо послужило основанием для обоснования гипотезы среди некоторых ученых, что эта северная Шамбала могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза на территории среднеазиатских республик.

В 1827-1830 гг. венгерский тибетолог Чома де Кереш изучал в тибетских монастырях буддийские сочинения, на основании которых пришел к выводу, что в легенде о Шамбале нашел отражение факт существования в первые века нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII веке. В небольшой статье, опубликованной им в 1833 г. в журнале Азиатского общества Бенгалии Чома де Кереш указывает относительно точные ее координаты – между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита или Яксарт (Сыр-Дарья).

В тибетских исторических сочинениях и в обширной литературе по системе Калачакра постоянно встречается упоминание о царстве Шамбхала, в которое учение Калачакры было перенесено из Индии вскоре после его первого изложения. В текстах дословно об этом говорится, что "для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой".

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV пишет об этом событии:

«Царь Сучандра был родом из Шамбхалы, местонахождение которой, проф. Дж. Туччи определяет в традиционных местах близ реки Сита (Тарим) т.е. в Восточном Туркестане. Прослушав тантру, царь вернулся в Шамбхалу, написал обширное изложение ее, и провозгласил учение Калачакра как государственную религию».

В царстве Шамбала Калачакра была провозглашена государственной религией, длительное время бережно сохранялась и развивалась, и затем уже оттуда распространилось в Индию и в Тибет.

Из тибетских исторических хроник известен перечень двадцати пяти Кулик-императоров Шамбалы, охватывающий период с 878 г. до н.э. по 1727 г. Имена из списка не удается отождествить с известными по истории древними правителями. Правильность вычисленного времени правления императоров Шамбалы подвергается сомнению, так как согласно списку, каждый из двадцати пяти императоров правил ровно по 100 лет.

Существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как LAM-YIG, лам-иг (описание дороги). Один из таких путеводителей обнаружен в Танджуре, другой в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно-исследовательского института и датируется XIII в. Наиболее известным описанием царства Шамбала является "Шамбхала Лам-иг" в сочинении Третьего Панчен-ламы Лобсанга Палдена, переведенного в 1915 г. на немецкий язык проф. А.Грюнведелем.

В своих работах Ю.Н.Рерих подчеркивает, что Шамбала реально существовала:

«Вообще, поиск дороги в Шамбхалу и духовное общение с ее владыкой были всегда предметом особого почитания и рвения в среде тибетских аскетов и святых. Множество устных преданий и легенд накопилось в течение столетий вокруг этой проблемы, скрывая за собой ее истинное значение».

Ю.Н.Рерих неоднократно в своих работах возвращался к проблеме Шамбалы. Подробное описание тибетских источников по этому вопросу приводится в работе Ю.Н.Рериха «К изучению Калачакры». На тибетском языке насчитывается несколько тысяч текстов по Калачакре, большинство из которых до сих пор не переведено на европейские языки.

В переводе на русский язык известны только разрозненные сюжеты о таинственной Шамбале. Основными свидетельствами значимости Шамбалы являются только три факта:

1. В Шамбале имелись комментарии и наставления на Калачакру-тантра.

2. Из Шамбалы появится грядущий Мессия.

3. В Шамбале люди с чистым сердцем и положительной кармой могут родиться снова в счастье и просветлении.

Представление о Шамбале как чистой земли в наибольшей степени повлияло на популярность среди тибетцев мифа, в котором Шамбала рассматривается как сказочная и чудесная земля. Историки нашли удачное сравнение: Шамбала – подобие страны, описание которой мы находим в «Городе Солнца» Кампанеллы, где добродетель и мудрость создали идеальное общество.

Анализ доступных сведений на русском языке по проблеме Шамбалы позволяет прийти к выводу, что миф о Шамбале содержит, как и большинство мифов мира, много уровней, каждый из которых свойственен только определенному времени. Характеристики "блаженной земли" стали приписываться Шамбале после XV в., причем в них прослеживается отчетливая аналогия с известными сюжетами в индоарийских мифах о горе Меру и Белом Острове. Возможно, именно отсутствие достоверных первоисточников, многочисленные пересказы одних и тех же фактов, их "домысливание" и стало причиной неправильного истолкования мифа о Шамбале, в результате чего "земная" Шамбала приобрела черты "мистической".

Ж.Хилтон в бестселлере «Потерянные горизонты» (1933 г.) придумал идеализированную страну Шангри-Ла и разместил её в центре Азии. По мотивам романа был снят фильм, получивший огромную популярность. Зрители поверили в реальность Шангри-Ла и ошибочно отождествили с мифом о Шамбале.

В 2003 г. опубликован новый роман популярного на западе писателя Дж.Редфилда «Тайна Шамбалы», написанный в форме вымышленных диалогов автора с ламами, роман убеждает читателей в особой духовной роли Шамбалы в развитии человечества.

О таинственной Шамбале упоминают большинство современных путешественников по Центральной Азии. Однако странно, что десятки экспедиций, побывавших в Центральной Азии до знаменитой центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха, не отразили в своих отчетах каких-либо сведений о существовании легенды о Шамбале. В дневниках П.К.Козлова, Г.Н.Потанина и др., путешествовавших раньше Н.К.Рериха по Центральной Азии, вообще нет упоминаний о Шамбале. Н.Пржевальский упоминает о Шамбале только один раз, описывая свое путешествие по Монголии и стране тангутов, причем это описание похоже больше на анекдот, в котором монгол соглашается, что Шамбала – это современная Великобритания.

Количество напечатанных пересказов о Шамбале так велико, что фантазии писателей переплелись с историческими фактами и воспринимаются как подлинная история. Что же на самом деле говорится в первоисточниках, тибетских рукописях XV-XX веков?

В современных публикациях об "оазисе света – Шамбале", для убедительности доводов об исключительных свойствах этого места, часто ссылаются на непереведенные тибетские тексты, описывающие дорогу в Шамбалу. Название Шамбала, пишут в таких публикациях, многократно упоминается в буддийских книгах Тибета: «Канжур» и «Танжур», «Белая Ведюрья», «Голубые Анналы» ("Синяя летопись"), «Дорога Шамбалы», «Сфера Шамбалы», но при этом не уточняется, в какой связи сообщается в этих книгах о Шамбале. Из-за отсутствия переводов на русский язык было невозможно проверить выводы авторов.

Наиболее часто такие ссылки делали на «Синюю летопись» (1478 г.) – наиболее известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гой-лоцава Шоннупэлом (1392-1481). «Синяя летопись» известна как основной источник сведений для всех позднейших исторических компиляций по истории буддизма в Тибете.

В 2001 г. издательством "Евразия" был издан полный перевод этой рукописи на русский язык. Из анализа текста стало очевидно, что Шамбала – это небольшое гималайское княжество на севере Индии, в которое свободно в те времена добирались с купеческими караванами буддийские паломники, единственным его отличием от окружающих княжеств являлось наличие полных комментариев на отдельные сутры Калачакры-тантры. Для изучения этих отдельных сутр монахи проделывали длинный путь через гималайские горы в княжество Шамбалу. Из текста явствует, что княжество Шамбала не было самым важным духовным буддийским центром, на первом месте по значимости стоит страна богов – Уддияна, которая располагалась в долине реки Сват на западе Тибета. О духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в Уддияне.

В «Синей летописи» много упоминаний о реальном гималайском княжестве Шамбала, вот только некоторые из них:

«В северной Шамбале имеется много тантр и комментариев к ним, изложенных самим Буддой. Отправляйся на их поиски и изучи их!»

Махасидуха Ургьенка в 1258 г. «собирался отправиться в Шамбалу и там устранить свои сомнения в связи с некоторыми трудными моментами в Калачакре» (стр. 369). Однако ему порекомендовали отправиться в Уддияну – Страну Богов, так она именовалась в тибетских источниках. Путь в нее пролегал через Каче (Кашмир).

«Севернее Мадхьядеши, в Шамбале есть много тантр с комментариями и наставлениями, преподанных и проповеданных Буддой. Калачакрапрада присоединился к купеческому каравану и отправился туда из Мадхьядеши» (стр. 398).

«В царстве Шамбала Калачакра-тантра имеется с комментариями, но в индийском Арьядеше Калачакру сначала получили из Шамбалы от проявления бодхисаваттвы в индийце-монахе по имени Соньомпа Великий» (стр. 400).

«Бодон Ринпоче Ринчен Цамо получил изложение Калачакры в 1294 г. В 51 год отправился в Шамбалу» (стр. 411).

Это, достаточно важные исторические свидетельства реального существования гималайского княжества Шамбала в древности.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» также упоминается "деревня Шамбхала, прекрасная обитель браминов", где согласно пророчеству появится дважды рожденный по имени Калика.

Сложность перевода на европейский язык тибетских священных книг, смысл которых остается не понятным в европейских терминах перевода, как считает, например, Александра Давид-Неэль, прожившая в Тибете 14 лет, привела к неправильному истолкованию некоторых религиозных доктрин. О неправильном истолковании древних текстов предостерегает французский мыслитель Рене Генон, по мнению которого "оккультисты, теософы не столько занимались исследованием эзотерической традиции, сколько выдумывали её сами, исходя из весьма отрывочных и сомнительных сведений, полученных к тому же, далеко не из первых рук". В их среде практиковался способ "домысливания недостающей информации".

Наиболее достоверными источниками информации о Шамбале остаются древние тибетские тексты. Историк Л.Гумилев подтверждает, что "легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение в тяжелый для Тибета ХV век". Однако ему так и не удалось найти тибетских текстов о Шамбале, чтобы определить ее местонахождение, поэтому его версии остались без доказательств: "Сирия по-персидски называется Шам, а слово "боло" означает "вверх", "поверхность". Следовательно, Шамбала переводится как "господство Сирии", что и соответствует действительности".

Распространению сведений о Шамбале в Европе способствовали публикации отчетов центрально-азиатской экспедиции 1925-1932 гг. под руководством Н.К.Рериха и его очерки «Сердце Азии», «Шамбала сияющая», «Шамбала». О целях и задачах свой экспедиции Н.К.Рерих в 1926 г. писал:

«Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имеем в виду ознакомиться с памятниками древностей Центральной Азии, наблюдать состояние религий, обычаев, и отличить следы великого переселения народов. Эта последняя задача была издревле близка мне».

Научное и культурное наследие знаменитой центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха по своей значимости и обилию собранных материалов остается непревзойденной до сих пор. Опубликовано колоссальное количество книг о знаменитой экспедиции, жизни и творчестве великого русского мыслителя, художника и путешественника Н.К.Рериха, его экспедиционных дневников, писем, философских и поэтических эссе о Востоке, научных трудов его сына Юрия Рериха о Центральной Азии.

В дневниковых записях Н.К.Рерих часто упоминает о Шамбале. В последнее время в печати появилась новая версия о целях экспедиции Н.К.Рериха, обоснованно ставящая под сомнение подлинность сообщений о Шамбале от Н.К.Рериха.

Обстоятельный анализ документов по этой теме выполнен в работе В.А.Росова «Н.Рерих. Вестник Звенигорода». Согласно выводам автора, основанных на подлинных документах, одной из основных задач центрально-азиатской экспедиции было достижение Лхасы и провозглашение Н.К.Рериха новым Мессией. У буддийских верующих было распространенно предсказание о появлении с севера грядущего Мессии, рожденного в западном теле белого человека. Здесь очень кстати пришлась легенда о Шамбале, мифической чистой земли буддистов, расположенной где-то к северу от Тибета. Н.К.Рерих способствует распространению легенды, что он как раз и является этим Мессией, перевоплощением 5-го Далай-ламы. Он сам творит легенду, приближая сроки Шамбалы. Он распространяет туманные намеки о "Великом плане", в котором сошлись и тибетские пророчества о приходе Мессии из Шамбалы и его личные интересы по созданию монголо-сибирского буддистского государства.

В проекте Н.К.Рериха была даже определена будущая столица в живописной Уймонской долине у подножия горы Белухи с названием Звенигород. Предполагалось получить здесь концессию на разработку месторождений. Н.К.Рерих называл свою миссию в Тибет: "Посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока". Его тайной целью было объединить буддийские народы Азии именем будущего мессии Матрейи, и создать новое буддистко-коммунистическое государство в Центральной Азии в противодействии британской экспансии на Востоке.

В донесениях британской разведки тех лет, содержится сообщение, что Н.К.Рерих готовится объявить себя живым Буддой-Майтрейей, который по поверьям буддистов, должен явиться из северной Шамбалы. Это стало одной из главных причин запрета на посещение Лхасы экспедицией Н.К.Рериха. Простояв около 7 месяцев на подступах к Лхасе, и так и не получив разрешения от тибетских властей на встречу с Далай-ламой, экспедиция Н.К.Рериха была вынуждена вернуться в Индию.

Борьба за имперское влияние в Тибете и на Памире между Россией и Англией велась с 1860 г. В исторической записке 1893 г. П.Бадмаева Алексадру III содержался проект присоединения к России Монголии и Тибета. В своей записке он приводит легенду о "белом царе", появление которого предсказывалось из северной страны, из России. По убеждению буддистов белый царь был перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ – покровительницы буддийской веры.

В своих экспедиционных дневниках Н.К.Рерих пишет о важности понятия Шамбалы для народов Азии:

«Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии: Шамбала – самое священное слово Азии».

В очерке «Сердце Азии»:

«На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».

В очерке «Шамбала сияющая»:

«Лама: Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы.

Рери х:...Мы знаем реальность этого не сказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира.

Рерих: Лама, как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов.

Лама: Так же как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы не позванными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова.
Чьей-то неизвестной рукой начертаны рисунки на камнях и высечены письмена Калачакры на скалах. Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшего пути.

..."Калагийя, Калагийя, Калагийя! Приди в Шамбалу!"

После этого наш разговор сделался еще более прекрасным и сокровенным. В нем появилась та нота, которая возвышает все человеческие устремления. Мы говорили о горе Кайлас, об отшельниках, которые до сих пор живут в пещерах этой чудесной горы, наполняя пространство своими пробуждающими зовами справедливости. Потом мы говорили о Том Месте, которое находится к северу от Кайласа...»

Вот еще несколько фрагментов из книги Н. Рериха «Шамбала»:

«Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы. Некоторые из предположений относят это место на крайний север, говоря, что северное сияние есть лучи этой невидимой Шамбалы. Отнесение Шамбалы на север легко понятное... В Тибете Шамбала называется Чанг-Шамбала, то есть Северная Шамбала. Этот эпитет вполне объясним. Манифестация учения произошла в Индии, откуда все по ту сторону Гималаев, очевидно, является северным. На север от Бенареса, находится деревня Шамбала, связанная с легендой о Майтрейе. Таким образом, еще раз становится ясным, почему за гималайская Шамбала называется Северной Шамбалой. Некоторые указания, затемненные символами, указывали местонахождение Шамбалы на Памире, в Туркестане и в Центральной Гоби... Относительность указаний и многие недоразумения о географическом положении Шамбалы имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных».

Н.К.Рерих, основываясь на сведениях полученных от лам, говорил о реальности Шамбалы, затерянной где-то в Гималайских горах, на севере от Кайласа. В его дневниках, чаще, чем у других исследователей Центральной Азии, упоминается о Шамбале в поэтической форме: " о Том месте севернее Кайласа... подробно нельзя говорить о таких местах высокого знания ".

В дневниковых записях «Алтай-Гимала»:

«В длинной беседе лама указывает, что все может быть достигнуто лишь через Шамбалу. Для тех, кому Шамбала представляется легендарным вымыслом, это указание – суеверный миф. Но есть и другие, вооруженные более практическими знаниями о Шамбале...

Легендарная гора Меру, по Махабхарате, и такая же легендарная высота Шамбала в буддийских учениях – обе лежали на севере и служили высотами посвящений. И всюду подробно нельзя говорить о таких местах высокого знания».

Однако, если внимательно вчитаться в работы Н.К.Рериха, нетрудно заметить, что ничего конкретного о Шамбале, кроме поэтических слов художника и туманных легенд без ссылок на их источники в этих знаменитых очерках нет.

Еще более неопределенны сведения о Шамбале в «Агне-йоге» – учении Живой Этики, переданной через Рерихов:

«Шамбала – необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота в духовный мир открыты в Обитель гор....Конечно, не будем говорить о точном времени возникновения Нашего места. Катаклизмы сложили удачные условия, и при Наших знаниях можно охранить Центр от непрошенных гостей....Географ может успокоиться, Мы занимаем на Земле определенное место....Люди могут улыбаться, предполагая, что посланные экспедиции рано или поздно проникнут во все ущелья. Но не забудем, что для преображения местности сила мысли отведет любой караван».

До публикаций Н.К.Рериха о Шамбале в конце XIX в. кратко упоминала в своих трудах Е.П.Блаватская, основательница Теософского общества, которая дала следующее определение в «Теософском словаре»:

«Шамбала – исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает ее в Гималаях».

Однако в «Тайной доктрине» Е.П.Блаватская определяет местоположение Шамбалы в другом месте – в Гоби и называет ее "ныне "баснословная" Шамбала в пустыне Гоби".

В дневниках доктора К.Н.Рябинина, участника экспедиции Н.К.Рериха, также неоднократно упоминается Шамбала:

«Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11.000 футов».

В 1914 г. было издано на немецком языке в переводе профессора А.Грюнведеля описание «Дорога Шамбалы», написанное Таши-Ламой Третьим в XVIII в., одним из наиболее почитаемых руководителей духовной и политической жизни Тибета. Этот труд известен на русском языке только в пересказах. Судя по описанию, царство Шамбала расположено в труднодоступном горном районе, укрытом со всех сторон мощными массивами со снежными вершинами. Книга содержит много ценных сведений по древней географии и ждет будущего тщательного исследования.

Трудность изучения этого текста заключается в отсутствии русского перевода, и отождествлении древних географических названий современным. Все приводимые в книге сведения о древних странах и народах остаются до сих пор непонятными как для восточного, так и для европейского читателя. Трактат содержит большое количество названий тибетских монастырей без какой-либо системы, что дало основание исследователям текста высказать предположение, что на самом деле речь идет об очередности посещений тибетских монастырей и, следовательно, пути духовного усвоения тайного буддийского знания, а не об описании реальной дороги в Шамбалу.

Из интервью Далай-ламы XIV в Бодхгайе в 1981-1985 гг.:

«...И хотя никто не знает, где находится Шамбала, это место, по-видимому, все же существует. Несмотря на то, что обычные люди не могут его видеть или каким-то образом с ним общаться, через некоторое время мы, возможно, узнаем, как этого достичь. Согласно священным текстам, царство Шамбалы в конечном итоге само установит контакт с нашим миром.

Впоследствии, когда Шамбала войдет в контакт с земным сообществом, это может дать положительный результат. Однако я и сам не совсем ясно понимаю этот момент. Это всего лишь мое личное мнение».

В качестве иллюстрации, как рождаются мифы о Шамбале, можно привести пример использования ещё нерасшифрованной карты из тибето-шаншунского словаря, якобы составленной свыше двух тысяч лет назад, и впервые опубликованной в Индии тибетскими эмигрантами в 1967 г., получившей известность как карта Шамбалы. Неизвестно, с чьей подачи нерасшифрованная карта стала называться картой Шамбалы и фигурировать, как важное доказательство реальности существования Шамбалы.

Расшифровка древней карты потребовала длительных усилий. О сложности такой работы свидетельствует тщательный анализ древней географической карты. Тибетская географическая карта совершенно не походит на современные карты, на ней в необычной для нас проекции отражено представление древних картографов об окружающем мире. На карте изображен квадрат, в который вписаны многочисленные прямоугольники с древнетибетскими надписями внутри.

После расшифровки надписей и отождествления их с местами, хорошо известными из древней истории и географии, историком Б.Кузнецовым была высказана гипотеза, что это карта Передней Азии в первой половине VI в. до н.э. Ключом к раскрытию карты, по мнению Б.Кузнецова, является столица древнего Ирана, которая помещена в самом центре карты и называется Пасаргадам.

Восточная граница карты указывает Пустыню Страданий (Такла-Макан), западная – Страну демонов, крадущих людей (Египет). На карте обозначены египетские пирамиды: "храмы серые, очень блестящие". В списке стран и городов расшифрованной карты нет названия Шамбала. "Символ мистической страны Шамбала расположен где-то в потустороннем мире", делает заключение автор.

К возможным вариантам расшифровки этой карты мы еще вернемся. Гипотеза Б.Кузнецова о тождественности страны Олмо /Шамбалы/ современному Ирану не была принята европейскими тибетологами, ни самими тибетскими историками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.