Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Юго-Восточной Европы




(Балканский полуостров)

 

Территория

Б.п. – от Балканских гор или Балкан (болг. Стара-Планина) – расположены на северо-востоке полуострова, главным образом в Болгарии. Отдельные горные массивы (в т.ч. Родопы, Северо-Албанские Альпы, горы Сербии и Македонии).

На Б.п. расположены Греция, Албания, Болгария, большая часть Югославии, частично Румыния и Турция.

Народы.

Славянская группа – болгары, македонцы, сербы, черногорцы, боснийцы, хорваты, словенцы (словенцы в культурном отношении сильно германизированы, это и наиболее промышленно развитый регион).

Романская группа – румыны, аромуны (влахи).

Албанская группа – албанцы (в Албании ок. 3 млн., в Косово и Македонии – ок. 2 млн.). Делятся на две этнические группы – геги (север), тоски (юг), имеющие свои диалекты. Самоназвание шкиптары (ед. ч. – шчип) – от «говорить понятно», в албанском языке название созвучно слову «орел». Потомки иллирийцев.

 

Религия.

Православные – сербы, черногорцы, македонцы, болгары, румыны, аромуны

Католики – хорваты, словенцы

Мусульмане (сунниты) – боснийцы. Мусульмане есть и в Болгарии, по данным «Народов мира» – 8% населения это потомки турок и отуреченных болгар. По современным данным – 2,3 % от населения, т.е. более 150 тыс. человек.

Болгарские мусульмане (помаки) проживают в южной части страны (южнее Пловдива) у границы с Грецией. Также называют себя болгары-мусульмане и ахряне (термин из Византийской эпохи, обозначавший мусульман).

Албанцы – мусульмане (сунниты и шииты), православные, католики.

Пропорции: 70% – мусульмане (из них – треть бекташиты; дисперсно расселенные по всей Албании, а также большинство албанцев Косово и Македонии), православные – 20% (юго-восток и юг Албании, Северная Греция), католики – 10 % (северная Албания, дисперсно расселены в Косово и Македонии).

Было распространено криптохристианство – т.е. скрытое, тайное христианство. В ислам переходили мужчины, женщины оставались христианками, дочери считались мусульманками. В некоторых хритианских районах и сейчас мужчины носят мусульманские имена. В местности Люма случается встретить семьи, где одни члены семьи считают себя христианами, а другие мусульманами.

 

Шииты относятся к особому суфийскому братству (тарикату) бекташийя. Бекташиты встречаются во всех районах проживания албанцев, их духовные центры сосредоточены на юге Албании. Основатель бекташизма - турецкий (персидское происхождение -?) мистику Хаджи Бекташи (Давуди-Бекташи; Разыйа Аллаху’ Анху: Да будет Аллах доволен им!), который жил в Анатолии во второй половине 13 в.

Особенности бекташизма и отличия от традиционного ислама: опора в вероучении не только на Коран, но и на писания других монотеистических религий, в первую очередь, иудейские (Тора, Псалмы, Евангелие, Коран); возможность принятия обета безбрачия, проживание в монастырях-текке, исповедь наставнику, трапеза с использованием вина и сыра. Объектом поклонения для бекташийя служит своеобразная "святая троица" – Аллах, Мохаммед, Али.

Авангард албанских национальных движений, в том числе и вооруженных, всегда составляли именно бекташи.

 

В Албанской традиции не проводится четких различий между религиями. На эту тему анекдот: Али хоронит отца. Изумленные соседи видят, что за погребальными носилками идет...поп. "В чем дело?" спрашивают они. "Да вот, имам сто лек запросил – отвечал скорбящий сын – а поп и за пятьдесят согласился".

В последние годы мюридами бекташийских шейхов-баба все больше становятся люди, формально принадлежащие к различным исповеданиям.

Сохраняются многочисленные пережитки языческих верований. Для иллиров гора Томори была подобна Олимпу древних греков, — местом жительства языческих богов. В средневековье, ища заступничества святых угодников, на вершине Томори построили свои часовни христиане, в семнадцатом столетии им на смену туда пришли мусульмане-бекташи. Во все времена народные поэты и музыканты посвящали Тамори свои стихи и песни, называя гору символом страдающей Отчизны.

С середины 1940-х гг. — со времени, когда власть в стране захватили коммунисты, — паломники все реже и реже взбирались по обрывистым склонам святой горы, а сама гора получила казенное название пик Партизан.

 

Албанцев-католиков называли мирдиты (от названия местности). Мирдиты (албанцы-католики, окрестности г. Орош южнее Шкодры) отличались крайним религиозным фанатизмом. Говорили, что для них не соблюсти пост – более страшное преступление, нежели убить человека. Следует отметить, что богобоязненность на Балканах могла выражаться и в том, что разбойники, ограбив священника, непременно убивали его, так как боялись отлучения от церкви (сведения о греках). У греков существовала вера, что у отлученного тело не разлагается в могиле. Поэтому через год после похорон выкапывали тело и смотрели, где душа в раю или в аду.

Из деятелей католической церкви мировую известность получила монахиня мать Тереза (Калькуттская).

 

В социалистической Албании принимались наиболее радикальные меры по борьбе с религией – были закрыты все культовые здания.

 

Земледелие.

Пшеница и кукуруза. Кукуруза широко используется для корма скоту (в Сербии откармливают свиней).

Рожь – в горах, ячмень повсюду (не боялся холодного лета, но требовал удобрений) – для фуража и для пива. Сеяли просо (известно еще фракийцам), овёс (особенно с началом применения лошадей в военном деле), бобовые, овощи (тыква, морковь, репа, капуста).

Рис появился в XIV в. из Ближнего Востока. Рисоводческие области – Пазарджик и Пловдив.

Садоводство: сливы, яблони, черешни, вишни, груши, персики, абрикосы. В Сербии сливу называют даже национальной культурой: из нее делают водку (ракия) и повидло, сушат.

Виноградарство.

Картофель большую роль – у слолвенцев (18 в.).

Табак – введен турками в 17 в. Болгария – первое место в Европе по производству табака.

Специфическая культура Болгарии – масличная роза, ввезена из Малой Азии в 17-18 вв. Производство розового масла из лепестков.

Хлопок – с 15 в., вытеснил лен и коноплю, хотя их еще выращивают (лен – северо-запад Болгарии, конопля – фракийская низменность). Льноводство в 20 в. особенно было развито у хорватов.

Подсолнечник – широко разводят после Первой мировой войны.

Сахарная свекла – с конца 19 в.

В славянских и балканских странах использовали рало (в Польше, Чехии - radlo,в Румынии, в Болгарии - 3 типа), которое в отличие от плуга не переворачивает землю, а только разрыхляет её. Рало легче плуга, не имеет колесного передка и отвала, лемех симметричный (иллюстрация – см. хорваты, «Народы мира» с. 432).

 

Серп на Балканах и гладкий и зазубренный (например, на юго-востоке Болгарии гладкий, в остальных ее районах – зазубренный, в Хорватии – оба типа).

Молотят обычно цепом. Могут быть варианты:

в Болгарии на западе мяли снопы при помощи передка телеги (кола - двухосная телега с отделяющимся передком),

на востоке Болгарии - " диканя " - несколько сбитых досок с загнутым краем, в нижнюю поверхность которых вставлены острые камни. Диканю волочили лошади или волы.

На западе Балканского полуострова распространен обмолот лошадьми или иным скотом (в том числе Албания, запад Болгарии).

 

Скотоводство.

Древнее происхождение имеет скотоводство в Румынии - термины ещё фракийского происхождения.

Практиковалось свободное выращивание скота: животные паслись без охраны (в том числе и свиньи). В полуотгонном скотоводстве часть односельчан объединяла скот в одну тырлу и нанимали чабанов, иногда скот пасли хозяева по очереди. Число голов в тырле доходило до тысячи. Скотоводство играет основную роль у некоторых групп населения Албании - у кельменди (родовая группа мальсоров). Овцеводство отгонного типа - с вертикальной перекочёвкой стад: на лето вверх, зимой в долины. Основной скот - козы и овцы.

В Сербии большую роль играло свиноводство. Свиней в прошлом (до распространения кукурузы) откармливали желудями (в частности, в дубовых лесах Шумадии).

 

Рыболовство.

На Адриатическом побережье (хорваты). Речное – на Дунае. Делают различные ловушки. Ловят белугу, сома, сазана.

 

Пчеловодство

Этим типом хозяйства славилась Словения. Мед шел на экспорт в различные страны Европы.

 

Поселения.

В Сербии – широко распространены хуторские поселения.

В период Османской империи в Сербии появились села-крепости: чифлики. Кучевые деревни преобладают. Уличные прежде всего в Воеводине. Крупные деревни делятся на кварталы или группы домов – махалы.

 

Жилище

Жилище относят к южноевропейскому типу – развивается из помещения с очагом, где первоначально держали и скот. это ядро при дальнейшем развитии так и осталось основным. Затем происходило отгораживание от основного ядра и присоединение к нему чистого помещения холодного или (севернее) отапливаемого печью. Наличествует внешняя галерея.

К этому типу относят и землянки, которые могли быть трех- и более камерными. Главное – теплое помещение. Землянки и полуземлянки из-за отсутствия леса строили в Румынии и Болгарии (Придунайская низменность).

Встречаются:

а) одноэтажные дома с сообщающимися помещениями.

б) паннонский (и моравский) дом - несообщающиеся помещения (отдельные выходы на галерею). (Паннонский –глинобитный, моравский – каркасный).

Средиземноморские подтипы:

в) двухэтажный дом с помещением для скота на первом этаже и сообщающимися помещениями на втором.

г) с несообщающимися помещениями на втором.

Возможно 2 варианта развития подтипов в) и г). 1 – Самостоятельно из двухэтажной постройки с однокамерной жилой частью путем ее деления или присоединения к ней подобной постройки. 2 – постройки подтипа а) и б) поднимаются на этаж (внизу остаются помещения для скота).

 

д) Дом с внутренним открытым двором (Греция, Испания, Италия). – Дополнительные помещения строятся не по прямой линии, а вокруг открытого двора, имеющего форму квадрата.

 

В горных районах Болгарии первоначально - срубные. С XIXв. - каркасные – так называемая паянтовая конструкция (паянты - балки, соединяющие по диагонали вертикальные столбы). Каркас заполняли плетнём, сырцовым кирпичом или мелким камнем. Крыша - четырёхскатная, столбовой конструкции. Характерная черта дома - навес над входом, который преобразуется в галерею, идущую вдоль длинной стены. Часто верхний этаж нависает над нижним, образуя эркер – родопский или ориентальный (турецко-ориентальный) дом. Этот вариант связан с мусульманским населением.

В Югославии срубные постройки не обмазывали глиной и не белили (кроме сев.-вост. Словении). Традиционное название "брвнара". Крыша до XIXв. - на сохах. Затем - стропильная. Преобладали двускатные, хотя были и четырёхскатные. Быстрая вырубка лесов привела к уничтожению этого типа. Срубные постройки остались в отдельных районах Северо-Западной Сербии, северо-восточной Хорватии и горах Боснии.

Поэтому появляются каркасные дома (в литературе этот тип называют моравским). В Воеводине, Баранье, сев.-вост. Хорватии - глинобитные дома (паннонские) с XVIIIв. В таких домах вход в комнату из галереи.

Вертикальное развитие: В горных районах издавна строят каменные дома высотой до четырёх этажей. Такие дома могли иметь два этажа: нижний для хозяйственных целей, верхний для жилья. Дома строились на высоком фундаменте, за исключением моравского типа.

В Югославии часто использовали горный рельеф при строительстве дома. Помещение могло иметь три стены, а четвертой быть скошенная часть горы или холма. (Типы … С.95).

 

Каменные постройки характерны для Албании.

Кула - дом-башня. В плане квадратная, затем вытянутая. На углах и над входом - бойницы. Вход на нижнем этаже. В северной Албании кулы - с XIXв., на юге - уже в XV-XVIвв. Турецкий указ 1908г. запрещал строить новые кулы и предписывал уничтожить старые. Подобные башни и в Югославии.

В средней Албании - дом средиземноморского типа: двухэтажный каменный (внизу хлев, вверху жилые помещения), крутые крыши из-за обильных снегопадов из драни. Для интерьера характерно обилие ковров, драпировок.

Мусульмане Боснии строили двухэтажные дома, разделенные на мужскую (селамук) и женскую (харемлук) половину, обносили их глухими заборами. Самые богатые строили в одном дворе два двухэтажных дома – мужской и женский.

 

Одежда.

Мусульманскую одежду – фески и шаровары – переняли и христиане. В Боснии христианки в городах закрывали лицо. Официально обычай ношения чадры и паранджи сохранялся в Югославии до 1950 г. В крестьянским семьях лица не закрывали -–это мешало работать. Болгары-мусульмане могли носить христианскую одежду. Женщины не обязательно носили фередже – черная верхняя одежда, закрывающая костюм. На голову они одевали белое с красной каймой покрывало, ниспадающее сзади до пят и оставлявшее открытым лицо.

В 1950-е гг. в Болгарии проводились мероприятия по запрещению ношения традиционного мусульманского костюма. В частности, женщинам запрещали носить шаровары (в традиционной одежде не пускали на работу, не отпускали товар в магазине и т.п.). В 1961 г. культурная революция закончилась.

 

Болгары – выделяется несколько типов костюма.

Женский – разделяют по видам одежды, носимой поверх рубахи.

А) двупрестилочный – состоит из 2 кусков шерстяной материи («престилка» - фартук) – опоясывали тело по талии спереди и сзади. Задняя престилка была короче и шире передней. Обычно – рубаха с треугольными вставками на плечах (тип рубахи с поликами). До Первой мировой носили на Дунайской равнине и северных склонах Балкан.

Б) сукманный тип – наиболее распространенный. Сукман – род глухого сарафана из синей или черной шерстяной материи. Чаще туникообразный, низ расширен клиньями. Полы украшены вышивкой и аппликацией. Носили от Балкан на север до Родоп и Странджи на юге.

В) саечный тип – от «са я» – распашная одежда с короткими и длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. Из черной, белой, зеленой, полосатой (красной с белым) материей.

Г) однопрестилочный тип – архаический тип одежды. Состоит из туникообразной рубахи и шерстяного куска материи, облегающего фигуру ниже талии. У помаков на Западе Родоп.

 

Различные головные уборы – двурогие, однорогие, в форме цилиндра; полотенцеобразные (по разному завязанные), после турецкого ига – платки.

Обувь – сыромятные опинки (цървули).

 

Мужской – А) Белая (белодрешковская) – Узкие суконные брюки, широкий ремень или прямые широкие штаны длиной чуть ниже колен. Рубаха туникообразная, вышитая. Куртка. Носят на западе Болгарии в кон. XIX – начале ХХ вв., ранее – повсеместно.

Б) Черная (чернодрешковская).

Обувь – сыромятные опинки (цървули).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.