КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Албанцы
Сербы. наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Красиво украшенные пояса. Кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского костюма являлась рубаха богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук – обязательный элемент, в некоторых районах – два фартука спереди и сзади (как в сев. Болгарии), пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Головные уборы – платки, шапочки, фесы с платками. Опанки – кожаная обувь типа мокасин, различаются по областям формой плетения и фасоном (на иллюстрации – с загнутыми носами).
У женщин и мужчин (для тех, кто ведет смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство). рубаха до сер. икр, поверх - распашная одежда типа пальто – «джуба», которая затем превратилась в куртку с рукавами. Покрой «джубы» имеет множество вариантов. Подол рубахи превратился в отдельную юбочку - "фустанелла" (юбочка). В Южной Албании короткую куртку набрасывают на плечи, а узкие ложные рукава завязывают узлом на спине. Этот костюм известен также и грекам – его носят сейчас королевские гвардейцы. Есть и другая разновидность – гетры превратились в очень плотно облегающие штаны (тирчи), укрепляемые поясом ниже талии. Фустанелла укоротилась. Носили жилет или короткую куртку. На севере (у скотоводов) женский комплекс одежды - "джублет": колоколообразная юбка, корсаж, рукава и наплечники, одеваемые отдельно. Места соединений украшены бахромой. Цвет черно-белый (естественные цвета шерсти). Аналогичный мужской костюм не сохранился. Некоторые исследователи считают, что этот костюм унаследован от Крито-Микенской культуры.
Влияния и с востока и с запада. Под турецким влиянием мусульманки носили шаровары (очень широкие). Выходя из дома мусульманки Тираны, Эльбасана закрывали голову и всю фигуру белым покрывалом, в Шкодре – черным. Мужчины носили фески. Западное влияние: в Шкодре и других бывших венецианских владениях (под влиянием венецианской моды) носили до нач. ХХ в. черные шальвары (brandaveket) – мужские до колен, женские до щиколоток.
Обувь (мужская и женская) – «опинги» - (см. сербы) из одного куска кожи, украшали помпоном.
Пища.
Хлеб. Болгары – пресный и кислый из пшеничной, ржаной и кукурузной муки. У сербов чаще из кукурузной муки (кроме Воеводины), пшеничный – праздничный. В сер. 20 в. кукурузный хлеб мало распространен. У албанцев в основном кукурузный, пшеничный – только в городах. Подквашивали старым тестом, реже хмелем (вошел в употребление недавно). До начала 19 в. хлеб пекли в горячем пепле очага или же в глиняной сковороде под железной крышкой – Так в у западных болгар, у сербов, македонцев, албанцев. С 19 в. появилась глинобитная хлебная печь (до того редко) – она сходна с другими народами Балкан и помещается во дворе.
Болгары - Пироги слоеные с овощами. Известен «баница» или «млин» – пирог из слоеного теста с прослойкой брынзы, обильно политый маслом или салом.
Каши. Болгары – «качамак» или мамалыга – густая каша из кукурузной муки – также называют мамалыга (сербы) – кипятят воду, заваривают в ней кукурузную муку и добавляют масло, сыр, сметану, «трахана» - пшеничная каша. У сербов – «цицвара» – пшеничная каша с маком (?), яйцами, куриным мясом. Мясо – У болгар – свинина, баранина, говядина (по понижающему). Тушат и варят, на вертеле. Добавляют много перца. Солят и сушат мясо, сохраняют вареным в овечьем желудке (създърма), готовят домашние колбасы. Сухофрукты (чернослив). У мусульман – плов с бараниной. Напитки. У болгар популярно молоко – чаще в кислом виде (овечье, козье, коровье, буйволовое); айрян – жидкость, остающаяся после сбивания масла из кислого молока. У албанцев кофе с сахаром – напиток, используемый в обрядах, его подавали уважаемым гостям. Алкогольные напитки: Болгария - боза – хмельной напиток из просяной муки (известен многим тюркским народам); «ракия» – виноградная и сливовая водка. В мусульманской традиции ели за низким круглым столиком – софра (высота 20-30 см., ширина 0,6-1,5 м.), усевшись на полу (точнее – на ковер) и скрестив ноги по-турецки. После еды софру ставят на бок и прислоняют к стене.
У православных народов Югославии зимний цикл начинается с 24 ноября - св. Мрат (соответствует 11 ноября у католиков).[1] К Дмитриеву дню (26 октября / 8 ноября) скот спускался с высококорных пастбищ на зимние. Должны были завершить посев озимых. Начинали запасать дрова на зиму. Проводили расчет с чабанами, нанимали на следующие 6 месяцев (до св. Георгия) батраков. Дмитриев день – предпочтительное время для свадеб.
4 дек. (21 ноября – ст.ст.) - Введенье (введение) (пресвятой богородицы) запрещалось прикасаться к острым предметам, чтобы волки зимой не задрали скот. Характерен для православных – сербов и черногорцев.
У южных славян повсеместно отмечали св.Андрея (30 ноября у католиков и 13 дек. у православных Югославии). Хорваты Далмации именно с этим днем связывали начало зимы. Сербы и черногорцы не ходили в лес, не выполняли никаких работ, считая, что это защитит скот от нападения диких животных. В ряде районов Сербии отмечали как медвежий праздник (по поверью св.Андрей ездит на медведе). В ряде мест Болгарии называют Мечкин день. В этот день нельзя произносить слово медведь - заменяли "она" или "тета". Хозяйки готовили ужин для медведя - варили початки кукурузы и сухие груши, которые ставили у дома. У румын – 30 ноября – день св. Андрея – начало зимы. В этот день выходят стригои и стригойки – это духи умерших грешников (мужчин и женщин), и в то же время – живые в человеческом образе (их отличием от людей был хвост). В обычной жизни это были обычные люди, но в ночь на святого Андрея они выходили на битву, где живые стригои бились с мертвыми до первых петухов. По поверью в эту ночь мертвые стригои ищут живых, чтобы драться. Если не найдут, то ловят неосторожных, которые не успели скрыться в доме, и высасывают у них кровь. От стригоев помогает чеснок – его ели или натирались им (иногда все тело).
Св. Варвара (4 – 17 декабря) – у народов Югославии. У румын Варвару называли невестой Христа, другие – невестой солнца, звезда, охраняющая луну – покровительница женщин. В Югославии делали обрядовое кушание из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т.д. Называли варица у сербов, вара у хорватов. Воду для приготовления надо было брать из разных источников (девяти или трех), туда опускали различные сухие травы или цветы (например, васильки). В отдельных областях на следующий день приходили к источнику и, поздоровавшись с водой, приносили ей жертву, бросая варицу со словами: «Мы тебе варицы, а ты нам водички, козлят, ягнят … и всякого счастья». Затем брали воду и кропили дом, скот и т.п. Саму варицу ели холодной на второй или чаще третий день (т.е. на св. Николая). В Словении и Хорватии к св. Варваре приурочены обычаи колядования, обряды с полазником. Также в Болгарии. Если первый приходил мужчина, его угощали. Он садился у огня – у кур родятся цыплята-петухи. Если женщина – родятся куры. По домам ходили девушки и пели песни о здоровье и плодородии. Тоже варили «варвару». Югославия. Различные приметы. Если в полночь испугать кур, то они будут хорошо нестись (словенцы Прекмурья). Широко поверье о волшебной скамеечке, при помощи которой на рождество можно распознать ведьм. В некоторых областях как раз в день св. Варвары надо было принести 7 сортов дерева из леса.
Св. Николай (6 дек., 19 дек.). У сербов и черногорцев считался покровителем семьи. Связан с культом предков. В 1877г. 36% семей Белграда отмечалди в этот день семейную славу. В церкви освящали ритуальный калач, дарили подарки детям. Происходило шествие ряженых. День св. Николая иногда отмечали и мусульмане (особенно те, кто связан с морем). 26 дек. день пяти мучеников (св.Люция у католиков) - специальные богослужения за здравие глаз. Пекли ритуальный хлеб. В Хорватии, Словении св. Люция как св. Николай разносит подарки. В этот день поверья, связанные с аграрным культом. Если незаметно схватить во дворе у соседа какой-либо деревянный предмет и положить в гнездо, то куры будут хорошо нестись. Гостей не принимают - в этот день они приносят несчастья. У болгар св. Николай – семейный праздник. У румын Николая считали управителем солнца, он следил, чтобы солнце не сожгло землю и своевременно бы ее освещало (эти же функции имел св. Федор, который на девяти лошадях гонялся за солнцем и направлял его по нужному пути). Говорили, что св. Николай остановил всемирный потоп и спас плот Ноя – поэтому покровитель Ноя.
13 (26) декабря – у католиков день св. Луции, у православных день пяти мучеников. У католиков в храмах богослужение за здоровье глаз. Пекли специальный пресный хлеб. В ряде мест Хорватии ходит Луция со спутницей – женщины или переодетые мужчины – в белых или черных длинных одеждах с вилами и кочергой в руках. Дарят подарки хорошим детям и бранят шалунов. – Таким образом функции св. Николая. О свечах не упоминается.
У некоторых народов обряды рождественского цикла начинаются до наступления рождества. У сербов и черногорцев колядование начинается еще в день св.Игната 2 янв. 5 янв. - в Туцин дан в некоторых областях режут скот, но чаще это происходит накануне рождества после полуночи. В Болгарии - обряды с полазником начинаются со св. Игната. Он должен сесть около очага и разворошить горячие угли принесенной с собой зеленой веткой (сливовой или грушевой). Это мужчина (мог быть и член семьи) или животное. В Юго-Западной Болгарии зажигали обрядовый огонь – полено «коладник» – огонь поддерживался до богоявления. Формировались группы «коледаров». На рождество пекут ритуальный хлеб - "чесница".
Ясли. Известны у католиков. Албанцы – макет яслей сооружали горожане-католики. Словенцы и хорваты в святой угол ставили яслица (Betlehem), а сам угол украшали бумажными ветками и звездами, зелеными веточками и т.д.
Рождественское полено. Обряд сжигания полена - «бадняка». Известен с XIIIв. Сохранялся в Сербии, Черногории, Македонии. Иногда - не одно, а по количеству мужчин в доме. Бадняк в дом приносил хозяин, его обсыпали зерном и поливали вином, украшали ветками сосны, лавра и т.п. Должен гореть всю ночь. При внесении бадняка или по его зажжении по полу разбрасывали солому (лежала 3 дня).
Колядование: в Хорватии в одежде пастухов, носили с собой яслица. У албанских христиан дети перед рассветом в рождество ходили по домам, стучали палкой в двери и пели песни о рождении Иисуса и о деве Марии. Им дарили – календры – круглый пирог в виде кольца, мелкие монеты, жареные каштаны. У албанцев в некоторых местностях семейные обходы полей. В Мирдите – с горящими головнями. В восточной Болгарии нет ряженых в числе колядующих: просто празднично одеты. В первый день рождества не принято ходить в гости. Желанный гость - полазник - обычно его роль исполнял мужчина, мальчик, часто - домашнее животное, которое водили вокруг стола. Считалось, что это дает счастье. В полазники много лет могли выбирать одного и того же человека много лет подряд.
Новый год. В Новый год жгли свечи и бадьяк. В Болгарии происходит "сурвакание" - обход домов с поздравлениями. Дети ходят с кизиловыми ветками по домам и ударяют ими хозяев.
Крещение или Богоявление - 6 (19) января; у католиков - день трех королей: в колядовании участвовали три короля. У католиков постились три дня перед праздником (или один день – накануне) – девушки верили, что это поможет им увидеть во сне суженого. В ряде мест на стол ставили кашу и три ложки - на всю ночь. У православных - обряды с водой - окунались в проруби. Приносили воду в дом и происходило ее ритуальное выпивание: например, по три глотка, стоя на топоре. Воду брали до восхода солнца из источника. В Болгарии бросают крест в реку. Кто первый вылавливал крест получал подарок. Больные купались в том месте, где бросали крест.
У болгар к зимнему циклу относятся: 20 янв. (ст.ст.-7) Иванов день - главное обрядовое кушанье. Купали молодых мужей и именинников – «для здоровья». Молодух обливали водой. 21 янв. (8) Бабин день - посвящен бабе-повитухе (чисто женский праздник). В него входят 3 ритуала: купание бабой малых детей, угощение ее в доме женщин, у которых она принимала роды, купание самой бабы молодухами, имеющими детей. Бабу возили на предке телеги по селу до реки или колодца, где обливали водой. 31 янв. (18) Атанасов день считали завершающим зимний цикл. Пекли обрядовые хлеба, резали черную курицу в жертву чуме. Поверье – в этот день рождается чума.
15 фев. - православное Сретение. У болгар - 1 февр. Трифон дан - подрезание виноградной лозы, избирали царя винограда (лучший виноградарь в селе) везли его на передке телеги, группы мужчин с царем во главе обходили дома, где их угощали вином. Для Западной Болгарии характерно празднование первых трех дней февраля. По народным верованиям, в эти дни бесятся волки, поэтому называют «волчьи праздники». Нельзя произносить имя волка. Такие же волчьи праздник в начале рождественского поста.
Югославия - начало весны - разное – 15 февр. у части сербов, 19 марта - св.Иосиф (часть хорватов и словенцев), благовещение - 25марта (часть сербов). Мясоед, фашанке - сербы, черногорцы, мисници - македонцы, фашенк - словенцы, фашник - хорваты. Маскарадные процессии. В Словении - коренты или куренты. Участвовали мальчики и юноши, которые подскакивая, вертясь и звеня колокольчиками, движутся по деревне и заходят в дома. Одеты в овчины мехом наружу. В руках у них палка. Главный элемент костюма – шапка-маска. Верх делался из меха с перьями и коровьими рогами или двумя палочками. Нижняя часть – собственно маска – из кожи (глаза, рот и длинный красный язык). Такая маска, как и колокольчики, переходила от отца к сыну. В Хорватии и Словении была кукла «Карнавал». Часто ряженые изображали свадьбу и свадебный поезд. Сербы, черногорцы, македонцы в последний день масленицы мирились друг с другом. Жгли костры, факелы; собирали и сжигали мусор. После масленичного ужина, когда вся семья находилась за столом, подвешивали над столом на бечевке вареное яйцо и раскачивали его по кругу. Каждый (либо только дети) стремился прикоснуться к нему губами или зубами – для хорошего урожая и поголовья скота. В Словении – плясали и прыгали – чтобы репа росла.
Восточная Болгария (особенно в пределах исторической Фракии) - шествия кукеров – а) обход села – ритуальные действия, желают благополучия и плодородия, собирают подарки. Сбор на площади. Гонялись за людьми, стараясь осыпать их золой. Изображали сцены умыкания «молодухи», «ребенка». Совершали символическое убийство главного кукера, которого воскрешала кукерская молодуха. Обход села и сбор подарков – пшеница, масло, мясо. Во многих местах Фракии главный кукер дотрагивался деревянным фаллосом до бездетных женщин. После завершения шествия кукеры купались в реке. б) ритуальная пахота и посев на сельской площади. Это вторая часть праздника. Главное лицо – «царь», которого кукеры привозили на передке телеги. Борозду проводили деревянным ралом главный кукер и несколько других. Посев – дело «царя». Когда замахивался, чтобы бросить семена, кукеры высоко подпрыгивали и звонили бубенцами. «Царь» произносил магические формулы. В конце сева кукеры нападали на «царя» и «убивали» его или же три раза валили его на землю. Затем царь воскресал и начиналось бурное веселье среди кукеров и зрителей. Одни считают древнегреческим обычаем, другие - фракийским. В основе – фракийский культ бога Диониса – олицетворения сил природы и связанных с ним представлений о плодородии земли. Представление об умирающей и воскресающей природе характерно для культа Диониса. У православных пост в понедельник, у католиков в среду. Сербы в первый день ели вареную крапиву, убирали дом. Ритуальные действия с огнем или пеплом. Сербы и черногорцы жгли мусор, обходили дом с зажженной тряпкой. Католики благословляли пепел в церкви. Священник чертил крест на лбу у прихожан.
Пост. Неделя – У болгар - Тодорова или черная. В понедельник во Фракии качали собак на веревке. Иногда гоняли собак по селу с привязанной к хвосту тыквочкой, наполненной золой, или жестянкой. Это охранит собак от болезней. Первая суббота поста – Тодорова суббота – сербы, черногорцы, македонцы. Согласно легенде (статья о болгарах) св. Тодор считается покровителем скота. Это праздник скота. Соревновались в ловкости. Пекли ритуальные калачи, варили кукурузу. Раздача ритуальных хлебов «на здоровье» коням и другому скоту. Также день защиты от змей. Змея олицетворяла всю нечистую силу. Магические действия: возле дома жгли мусор, окуривали скот дымом тлеющего навоза, бросали камни от порога дома, стучали в металлические предметы.
1 (14) марта – летник, летна, змиjин ден – у православных и мусульман Титограда еще в 1930- х гг. дымом горящего навоза окуривали комнаты дома, чтобы не было змей и вредных насекомых. В Болгарии – «мартина неделя». Повсюду в этот день делали «мартеницы» – ссученные из двух ниток шнурочки (красные, реже красно-белые). Это делала старшая женщина в доме. Затем прыгала через костер и повязывала мартеницы домочадцам, скоту и на фруктовые деревья.
22 марта (4 Апреля) – 40 мучеников – православные и македонские мусульмане, болгары. Пекли 40 маленьких калачей разной формы с изображением веток кизила, ткацкого челнока. В Сербии зажигали большие общедеревенские костры.
Благовещение – православные и мусульмане Югославии - 25 марта (7 апреля нового стиля). По церковному календарю посвящен деве Марии, по народному – борьбе со змеями. Для защиты от змей шли к реке или источнику умываться. Благовещение, у католиков – день св. Анунциаты (из статьи об албанцах).
Пасха В Лазареву Субботу (перед Вербным воскресеньем) у православных Югославии, Болгарии – процессии девочек – лазарицы. Шли в лес за ветками вербы и кизила. Югославия - в четверг, пятницу, субботу красили яйца. Ели такие яйца вплоть до Троицы. Если в семье траур – красили в черный цвет. Расписывали яйца геометрическим и растительным орнаментом. Великая пятница – строгий пост. В среду, четверг, пятницу – ритуальное хлестание ветками – православные и католики. Великая суббота – освящали пищу. Обрядоая еда – крашеные яйца, хлеба (болгары). Пасху праздновали раньше 2-3 дня. После службы – веселье. Остатки пасхапльной трапезы – крошки, яичную скорлупу – хранили как лекарство для людей и скота. Высыпали в поле и саду. В первый или второй день женщины шли на могилы близких и приносили еду (красные или черные яйца). Пасха у албанцев – торжественный праздник. Церемонии – с полудня субботы православных освящала кулич, которым разговлялись утром в воскресенье, вернувшись с богослужения. Вареные яйца, крашеные в красный цвет.
23 или 24 апреля ст.ст. – Югославия (Болгария – 23 апреля) - Бурьев дан – юрьев день. Делили год на зиму и лето. Первый выгон скота. Скот при этом били ветками вербы или кизила. В предшествующую пятницу («белани пятак») или перед юрьевым днем молодежь и пожилые люди (иногда только женщины) со смехом и шутками шли в леса и горы за растениями. Собранными травами украшали скот, строения. В Юрьев день плели венки, в которые вплетали дольки чеснока. Делали крестики из веток растений. Выполняли только работы, связанные со скотом. У православных и мусульман – ритуальное заклание ягненка. Часто колол глава семьи. Жаркое из ягненка могли освящать в церкви. До юрьева дня в воде живет дьявол и купаться нельзя. Среди православных и мусульман – обычаи с водой (толкали в воду, обрызгивали водой). Католики жгли костры.
1 мая - Филипп и Яков (затем перенесен на 11 мая) – католики; у православных – св. Евремей – 14 мая н.ст. Украшали зеленью дома и улицы. В Словении и Хорватии устанавливали деревья. Православные – изгнание змей. Не выполняли никаких ручных работ, ничего не тащили волоком. Надо производить шум – больше шума, меньше змей.
Болгары – 21 мая ст. ст. (3 июня) – день Константина и Елены – только в Юго-Восточной Болгарии между горами Странджа и Черным морем - обычай «нестинарства» – бегание босиком по углям. Считается, что связан с азиатским огнепоклонством. Вероятно, принесено на Балканы сирийцами и армянами-манихеями, переселенными из малоазийских владений Византиии. От них обычай переняли греки, а от тех – болгары.
Вознесение – у болгар «спасовден» или «свети спас». Между вознесением и Троицей в Болгарии – русальская неделя. Ходили ряженые – «русальцы» или «калушары» (рум. термин). В Югославии в спасовдан – многочисленные магические действия – заклание ягненка как в юрьев день. У православных и мусульман в канун ходят с факелами. Для всей Югославии – шествия с крестом в вознесение. Троицу также называют русалие. Предполагают, что был языческий праздник с таким названием. Девочки обходят село на Троицу. Обряды поминовения.
В Румынии на Троицу украшали постройки зелеными ветками липы.
Известен праздник Русалии («русица») – у албанцев через 25 дней после Пасхи, у румын – понедельник после Троицы (длятся три дня вплоть до среды). Название производное от латинского rosalia. В русальные дни в Румынии ходили так называемые кэлушарии – это пережиток мужских союзов. Собиралась кампания из нечетного числа мужчин. Они выбирали вожака, готовили одежду и знамя. В XVIII в. кэлушарии выходили в женских платьях с венками из полыни и других растений, говорили женскими голосами, закрывали лица белым платком. Это необходимо как оберег от нападений русалий. У румын русалии – это безобразные старухи летающие по воздуху и славян – прекрасные вилы. В течении праздника занимались изгнанием злой силы. Также исцеляли больных – их клали на ковер, а кэлушарии танцевали вокруг или перепрыгивали через больного. Иногда встречались две команды кэлушариев из разных сел, тогда начинался бой (иногда были убийства). Побежденная команда переходила в подчинение победителю на 9 лет (сами команды составлялись на 9 лет, участники должны были обязательно присутствовать на ритуальных действах). Известны танцы кэлушариев. Праздник завершался общим собранием. Матери давали кэлушариям подержать своих детей, чтобы те стали такими же сильными и смелыми.
Обряд похорон Колояна (или Сколояна, более позднее наименование – Герман – часто приурочен ко дню св. Германа 12/25 мая) у славянских народов и румын. Но там хоронили куклу с мужским именем, предрекают ее воскрешение, и обряд нацелен на то, чтобы добиться плодородия путем вызывания дождя. Румынский вариант: хоронили мужскую фигуру «отца солнца» и женскую «мать дождя». Обряды вызывания дождя занимали важное место в летних праздниках. В Болгарии – повсеместно обычай «пеперуда» (он же «додола»). Известен у румын, сербов, греков. Главная исполнительница – девочка, увешанная зеленью. Она танцует с подскоками (как бы порхая) – отсюда название (в переводе «пеперуда» – «бабочка»). Ее обливают водой. Девочка босая, одета в рваную одежду. На роль выбирают не достигшую половой зрелости, предпочтительно сироту (к сиротам бог более милостив), в некоторых местах – первого или последнего ребенка в семье (по поверьям более благополучного). Пеперуду сопровождают девочки (в более архаическом варианте девушки). Они поют обрядовую песню о бабочке, летящей на небо к богу и молящей о дожде, который принес бы обильный урожай. У православных при вызывании дождя мог присутствовать и священник: в Югославии процессия во главе со священником с хоругвями и иконами ходила по селу и его владениям.
24 июня (7 июля) – св. Иоанн – такой большой праздник, что запрещались даже работы по коллективной взаимопомощи. Обряды с огнем – особенно у католиков (у румын не упомянуты). В других областях реже, или могли зажигать факела. Процессии типа колядующих. Ритуальное умывание людей и скота. Собирали цветы и травы, плели венки и вешали на заборы, окна, двери (венок – символ солнца). У Болгар – «Енев ден» не везде, иногда вовсе не считается праздником. Сохранились купания, гадания. Разжигание костров окончательно исчезло в ХХ в. Сбор трав. Наряжали маленькую девочку (еневая буля), шла процессия – посещали поля и овечьи кошары, гадания – вынимала различные предметы для каждого из участников. Обычно в юго-восточной Болгарии. В других местах аналогичные гадания устраивались на новый год или георгиев день, нередко с упрощенным или видоизмененным ритуалом. Для понимания смысла енева дня – вопрос о связи этого праздника с русальными праздниками у восточных славян (Рыбаков).
Между Пасхой и Петровым постом у сербов, черногорцев часто имел место один или несколько общедеревенских праздников (заветина, литаниjа). Во время праздников происходили богомолье, крестный ход по полям, коллективная трапеза. Особое место в этих праздниках уделялось обычаям, связанным с культами растений. Главные события развертывались у священного дерева (дуб, груша и др.– запис, само дрво), на коре которого был вырезан крест, либо у места, где когда-то росло это дерево, либо у каменного столба. Верили, что это дерево является защитником села. С таких деревьев не ели плодов (их давали только больным), проходя мимо мужчины снимали шапку, а женщины кланялись. Обычно у дерева собирались богомольцы, затем процессия со священником обходила отсюда владения села. Запис поливали вином или маслом, к стволу (ветвям –???) привязывали цветы, фрукты. Еще в XIX в. в некоторых районах Сербии у дерева происходило заклание ритуального животного, кровь которого стекала под дерево (либо ею кропили дерево и крест). Далее каждый участник (или семья) получал по куску мяса и калача – т.е. братчина. Некоторые элементы сельских праздников сохранились до наших дней. Сейчас это сельское торжество, на которое собирается много гостей.
Петров день – 29 июня (12 июля). У православных Югославии обряды схожи с Ивановым днем – плели венки, жгли костры; вода распространена мало. У р. Яблоницы известно ритуальное жертвоприношение – вола, затем телку, затем овцу. Для защиты от злых сил вешали на забор черепа животных.
20 июля (2 августа) – св. Илья – громовой бог, в том числе известен и мусульманам. Прослеживается сходство с общеславянским Перуном. Особенно у православных. Запреты на работы (это спасет скот). Ритуальные кушания – блюда с медом, кукуруза. В Болгарии резали быка или барана, общая трапеза. Мусульмане кололи ягненка. У православных Югославии, если ильин день не падал на постные дни, режут старых петухов (петухи старше одного года). Поверье: если не зарезать, то петухи будут клеваться, проклянут хозяина, накличут в дом смерть. Известны обычаи жечь костры (в т.ч. католики некоторых областей)
1 (14 августа) – Макавеев день – день братьев Макавеев – начало поста. Считалось, что лето поворачивает к зиме. В этот день нельзя купаться. У православных Югославии (особенно македонцев) Маккавеи (Маринки) длятся 10 или 12 дней (праздновали только первый). Считалось, что в этот период нельзя работать (иногда запрещались только женские работы – особенно стирка, мытье детей и т.п.). В Таково (Сербия) эти запреты существовали еще в 1950-е гг. В некоторых областях (например, в Сербии) границей между летом и зимой считали Преображение (6/19 августа). Был известен запрет купаться в эти дни. В церкви благословляли первые грозди винограда, их ели и угощали присутствующих. Было поверье, если уснешь в этот день, будешь сонливым весь год.
Жатвенные обычаи. На работы шли нарядно одетыми, пели песни. Для молодежи жатва была периодом общения. Устраивали соревнования в скорости работы. В период жатвы могли быть и определенные блюда (например, в Истрии из курятины и индюшатины). В Югославии первый сжатый сноп поднимали высоко вверх и просили о хорошем урожае в будущем году (этот сноп мог сжинать глава семьи – мужчина). В некоторых областях Сербии из снопа плели венок. Были поверья, если в начале жатвы заткнуть за пояс три колоса (Косово) или опоясаться стеблем (Босния), то спина при работе не заболит. Завершение жатвы – тоже обычаи. Убрать последний сноп – честь для жнеца, ее удостаивались обычно самые ловкие. Этому снопу приписывали особую силу. Иногда его колосья не срезали серпом, а выдергивали руками. Вокруг водили хоровод, очерчивали серпом круг (может быть связано с солярными культами). В некоторых областях последний сноп называли «млада» – невеста. Стебли и колосья этого снопа, иногда сплетенные в виде треугольника, напоминающего бороду, или просто в виде венка, хранили в доме (у двери, в красном углу, под стрехой) или в амбаре. И в ХХ в. во многих районах Югославии оставляли несжатыми последние колосья. Их перевязывали и украшали, иногда даже монетами.
Между 15 – 8 сентября у католиков и 28 августа – 21 сентября (дни успения и рождества богородицы) – особый период – междудневице. Представление, что в этот период человек мог стать сильным и здоровым. Готовили семена – будет больший урожай; заготовка строительного леса – лучше будут дома. Сербы и черногорцы – браки заключенные в этот период не будут счастливы. Поверья о змеях, которые очень опасны в этот период. Хорваты и словенцы считали, что змеи забираются на деревья, а потому – запрет лазить на них.
У православных – 11 сентября – день Иована Главосека – в этот день запрещалось есть и пить все красного цвета, многие постились в первой половине дня.
В сентябре известны различные даты, связанные с сельскохозяйственным циклом. Таково 14 сентября – день св. Симеона (сербы, черногорцы, македонцы) – праздник сева озимых. В Македонии считали этот день началом земледельческого года. Пахарям на ниву приносили пирог с капустой, который съедали после засева небольшого участка, крошки от пирога закапывали на поле для урожая.
27 сентября (н. ст.) – День воздвижения креста – крстовдан. В хозяйстве начинали уборку кукурузы и слив. В Черногории и Боснии вынимали из ульев соты, каждый в семье ел мед. Запреты – надо поститься. Собирали васильки, освящали их в церкви и хранили весь год – как лекарство. Для защиты скота от болезней его мазали дегтем, изображая крест.
29 сент. (12 октября) – Михайлов день – Обычаи, связанные с культом предков и семейно-родовым культом. Посещали кладбища. Михайлов день считался началом осени (например, в Словении). С этого дня и вплоть до Юрьева дня скот пускали пастись на пашню.
1 ноября – у католиков день всех святых. Расплачивались с пастухами. Следующий день связан с культом мертвых. В Словении и Хорватии процессии, нередко вместе со священниками, шли на кладбище, где благословляли заранее убранные могилы, ставили на них зажженные свечи. В эти дни огонь – свечи или лампы – горел и в домах. Ставили еду для покойных. У православных подобные обычаи – к субботе перед днем св. Дмитрия (8 ноября н.ст.). Ходили на кладбище, благословляли могилы, ставили на них свечи. Оставляли еду - в Сербии и Черногории обязательно пекли небольшие хлебца – была разная форма – одна для мужчин, другая для женщин. Сам Дмитров день становился праздником, который разделяет год на две половины – летнюю и зимнюю. Поэтому у православных – выплата долгов, наем пастухов. Нельзя произносить слово мышь. В некоторых местах Сербии следующий за днем св. Дмитрия – день св. Нестора специально посвящен борьбе с мышами, а также со змеями. Было поверье, что мыши уничтожат все сделанное в этот день, поэтому не шили одежду и не вытаскивали ее из сундуков, не брали зерно из амбаров.
[1] В Албании про новый стиль говорят: «считаем по-французски».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |