КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий основных терминов и понятий
АКСИОЛОГИЯ (от греч. - ценность и... логия) - учение о ценностях. АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - специфическая социально-коммуникативная общность. Под аудиторными аспектами массово-коммуникационной деятельности в широком смысле понимаются те из них, которые обусловлены внутренними характеристиками различных групп аудитории СМИ, формирующихся чаще всего как по объективным, так и по субъективным критериям. К числу этих критериев можно отнести, например, такие, как усвоение и присвоение общих качеств, чувств, потребностей, интересов, жизненных целей, а также особенности личности субъектов, входящих в данную группу, систему их диспозиций и т.д. Причем сущность таких групп определяют прежде всего механизмы самосознания: из числа относительно устойчивых - нормы, традиции, стереотипы, ценностные ориентации и установки, потребности, «опредмеченные» в продукции СМИ в форме «примеров из жизни» и систематически транслируемые; из числа подвижных — общественное мнение. АФФИЛИАЦИЯ (от англ, to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Данный процесс могут динамизировать аудиторные эффекты масс-медиа. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. В известных пределах близость других или массово-коммуникационное сопереживание приводят к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование же, напротив, вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию. БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ) - помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. БИЛЬДИЗАЦИЯ (от нем. Bild - рисунок, картина) - наглядность, яркость и ясность в подаче материала. Бильдизация - общемировой процесс в печатных и электронных СМИ, дошедший до России. Газету можно не только читать - ее можно рассматривать. Серые, неясные безликие снимки не могут больше иллюстрировать материалы - они не интересны. Зато читателя можно заинтересовать всякого рода таблицами, графиками, схемами - графическим изображением сути материала. Картинка должна не просто иллюстрировать -необходима дополнительная смысловая нагрузка, самодостаточность «картинки». ВДОХНОВЕНИЕ. В журналистике - психологическое состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи журналистского произведения. При всей своей кажущейся самопроизвольности вдохновение является, как правило, результатом предварительного напряженного труда. ВНУШЕНИЕ (или суггестия) (от лат. suggestio) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания. Характеризуется также отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. ВНУШАЕМОСТЬ. В психологии журналистики - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и в определенной мере подчиниться внушающему воздействию средств массовой информации. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, слабость логического мышления, и ряд других. ВОСПРИЯТИЕ - целостное прямое или опосредованное масс-медиа отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. ТЕНДЕР. В психологии - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина». Тендерные роли в журналистике - набор ожидаемых образцов массово-коммуникационного поведения коммуникаторов (мужчин и женщин). ГЛОКАЛИЗАЦИЯ (от сращения англ, global и local) - глобальные проблемы страны и мира, поданные в местном измерении. Читателя беспокоит, как проблемы мирового масштаба отразятся на его жизни. Причем все «полезные» материалы обязательно снабжаются разнообразными советами. Утилитарность подобного рода публикаций помогает журналистам быть в диалоге с читателями не только «советчиками», но еще и «простыми людьми», которые также попадают в различного рода житейские ситуации. ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Проявляется в том числе и как аудиторный фактор - при восприятии массовой информации. ДЕСТРУКТИВНЫЙ - неэффективный, неплодотворный, разрушающий сложившуюся структуру. ДИАЛОГ (от греч. dialogos) - попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. В психологии журналистики - это не только вопросно-ответная форма мышления, как диалог подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры, а если брать более узкое значение -способ реализации функций журналистики. Именно в диалоге с аудиторией происходит выбор наилучшего варианта, наиболее оригинальной формы выражения смысловой позиции, взглядов, чувств, установок коммуникатора. В демократическом обществе одной из характеристик диалогизма как принципа взаимоотношений СМИ и аудитории является избирательность. Индивидуум пытается найти свои газеты, журналы, каналы электронных СМИ, своих индивидуальных коммуникаторов, какие-то отдельные произведения, как ему кажется, адресованные только ему. Таким образом, диалогичность является необходимым атрибутом, собственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. В коммуникативистике - образование многоотраслевых коммуникативных комплексов, а также вложение средств в различные сферы информационной индустрии. ДИСКУРС - сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресанта), необходимые для понимания текста. ЖУРНАЛИСТИКА - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и периодическому распространению с помощью технических средств актуальной социальной информации. ЗАРАЖЕНИЕ - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (коммуникатора) другому или в целом аудиторной группе СМИ, помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию. При наличии обратной связи 3., как способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций, может обладать различной степенью произвольности. В журналистской практике для 3., как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игрореализация в массово-коммуникационной деятельности имеет ряд специфических особенностей. ИМИДЖ (от англ. - изображение, отражение, копия, подобие, образ). В психологии журналистики - стереотипизированный образ реального факта, события, явления, лица, конкретного коммуникатора, существующий в массовом сознании. Он формируется спонтанно, под воздействием масс-медиа, а также с помощью профессиональной деятельности специалистов-психологов (имиджмейкеров). В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами характера, индивидуальными особенностями и данными, одеждой и т. п. При формировании имиджа человека реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими или аудиторией СМИ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ. В психологии журналистики - использование возможностей техники и новейших технологий для организации диалога человека (коммуникатора) с другим человеком (реципиентом), в результате чего на запросы друг друга они могут немедленно реагировать. ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ - научная дисциплина, отслеживающая влияние новейших технологий сбора, обработки, передачи, хранения и использования информации, а также различных продуктов информационного творчества на социумы и отдельного человека. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ. В психологии - конформизм, возникающий вследствие принятия суждений других людей о реальности. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ-состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба и организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. ИНФОРМАЦИЯ. В обыденном понимании - сведения, сообщения. В современной психологии журналистики можно выделить следующие основные значения понятия «информация»: передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы); сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений. ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - содержательный аспект социальной коммуникации: знания, сообщения, сведения о социальной и ряде других форм движения материи, включенные в коммуникативный, межличностный процесс (которые воспринимаются, изменяя уровень знаний людей, а также преобразуются и используются в различных сферах деятельности). Огромную роль в образовании социальной информации играют формы ее воплощения: орудия труда и другие предметы «второй природы»; социальная информация, запечатленная в документальной (книги, журналы, газеты, аудио-видеоматериалы, СД-ромы, архивы и т.д.), художественно-образной (произведения литературы и искусства, с определенной оговоркой - журналистское творчество) и устной форме. ИНФОТЕЙМЕНТ(1шЪ1а1теп1-от сращения английских слов Information и entertainment) — информируя - развлекай. Сухая подача информации не интересна читателю. Иногда нужно находить разные грани вопроса, не столько важные, сколько занимательные. КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ - способ, которым передается сообщение (лицом к лицу, письменно, через теле-радиоэфир, с помощью Интернета или каким-либо другим образом). КОММУНИКАТИВИСТИКА - новая сфера обществознания, пристально изучающая гуманитарные функции информационных средств связи на разных этапах цивилизации. КОММУНИКАТИВНАЯ ТРИАДА - устойчивая система коммуникативных взаимосвязей между тремя коммуникантами (участниками коммуникации). КОММУНИКАТОР. В психологии журналистики - безличный (группа лиц, СМИ в целом) или индивидуальный (отдельное лицо, творческая личность) инициатор коммуникативных/информационных связей. КОММУНИКАЦИЯ. Под коммуникацией принято понимать процесс, в ходе которого коммуникатор информирует коммуникантов (индивидов или аудиторию в целом, если использовались технические средства) о событиях, принятых где-то управленческих решениях, обменивается с реципиентом различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Материальным носителем социальной информации является слышимое или видимое слово. Именно этот универсальный сигнал позволяет облечь логическое содержание человеческой социальной информации в материальную форму, благодаря которой она может формироваться, развиваться, восприниматься, храниться и передаваться. Может использоваться людьми в разнообразной деятельности, в том числе и деятельности массово-коммуникационной. КОНФЛИКТ - воспринимаемая несовместимость действий или целей. КОНФОРМИЗМ - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. КРЕАТИВНЫЙ - способный творить. ЛАТЕНТНЫЙ - скрытое, внешне незаметное развитие какого-либо процесса, явления. ЛИЧНОСТЬ - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде. МАНИПУЛЯЦИЯ В СМИ - вид целенаправленного или ситуативно обусловленного психологического воздействия при посредстве масс-медиа, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей аудитории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению определенных действий. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - целостный процесс, включающий наряду с информацией (содержательным аспектом) также языково-символические формы выражения, технические каналы и современные, постоянно модернизирующиеся средства выявления, обработки, хранения и распространения информации. МОДЕЛЬ КОММУНИКАТОРА. Понятие модели в целом определяется как описание изучаемого объекта языком символов и терминов, отражающих его содержательные и прогностические характеристики. Особенность моделей массово-коммуникационной деятельности как специфического образа, отражающего реальные объекты практики, состоит в их формализованности и оперативной функциональности, что делает данные модели гибким и эффективным методом познания, ибо сегодня, как никогда, актуализирована проблема прогнозирования тенденций развития средств массовой коммуникации. ОПЕРАТИВНЫЕ ФОРМЫ СВЯЗИ С АУДИТОРИЕЙ СМИ - технически и творчески осуществленные, планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доверительных отношений и взаимопонимания между журналистом (коммуникатором) и конкретным представителем аудитории, группой или всей аудиторией; а также способствующие формированию его имиджа и, в конечном итоге - реализации коммуникативной функции СМИ в обществе. ПОДРАЖАНИЕ - следование какому-либо примеру, образцу. Один из наиболее эффективных социально-психологических механизмов массово-коммуникационной деятельности. Иногда проявляется в качестве элемента научения. ПОЛЕМИКА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - конфронтация, противостояние двух или более участников спора. Спора, в ходе которого каждая из сторон старается не только доказать с помощью логично выстроенной системы аргументации истинность своей точки зрения на ту или иную проблему и необоснованность взглядов противника, но и одержать над ним психологическую победу, а в конечном итоге - привлечь на свою сторону в споре широкие слои аудитории СМИ, сформировать соответствующим образом общественное мнение. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Основой возникновения и становления профессиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и профессиональной культуры. Можно выделить три группы определений этого понятия: 1) профессия как род трудовой деятельности, служащий основным источником доходов; 2) профессия как совокупность знаний и трудовых навыков, принадлежащих конкретному человеку; 3) профессия как совокупность людей, занятых тем или иным видом труда. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности во благо всего общества, а не отдельных его групп. В ее структуре можно выделить две органически взаимодополняющих друг друга стороны: праксеологическую и ментальную. Праксеологическая сторона характеризует способ взаимодействия субъекта профессиональной культуры с орудиями, средствами и предметами труда, а также степень его готовности к осуществлению конкретного вида деятельности. В ее составе выделяются такие элементы, как профессиональные знания, навыки и умения. Ментальная сторона выступает интегральной характеристикой состояния коллективного и индивидуального сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности. ПСИХИКА - инструмент познания человеком явлений, закономерностей и механизмов в субъективном отражении объективной действительности. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА. В рамках теории и практики журналистики, психологии журналистики - область психологических исследований творческой деятельности коммуникаторов различного типа. К специфической проблематике психологии творчества относится: изучение социально-психологических особенностей личности, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант); роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения; влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив редакции СМИ; факторов, способных динамизировать, стимулировать и, напротив, ограничивать творческую активность. РОЛЬ. В психологии журналистики - набор норм, определяющих как должны вести себя коммуникаторы в данной социальной или профессиональной позиции. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях системного образования и воспитания. Важнейшую роль в социализации на всех этапах жизни человека, начиная с самых ранних, играют средства массовой коммуникации. СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЖУРНАЛИСТИКЕ позволяет сформулировать стратегическую цель моделирования массово-коммуникационной деятельности как практическую разработку и реализацию четырех концепций развития взаимодействия индивида (производителя и потребителя продукции СМИ) и средств массовой коммуникации: 1. Создавать только такую продукцию, которая насущна, социально необходима аудитории средств массовой коммуникации. 2. Внутри самих средств массовой информации создать максимально возможные условия для истинно творческой самореализации как отдельных индивидов, так и коллектива, аудитории в целом. 3. Социально-психологическая концепция позволяет индивидуальным коммуникаторам освоить аппарат прагматически обусловленных технологий эффективного взаимодействия с аудиторией. А также повысить готовность к решению проблемных ситуаций в профессиональной, внутриличностной и межличностной сферах. 4. И, наконец, четвертая концепция — когнитивно-гуманистическая. Она предполагает постановку профессионально-этических проблем, преодоление стереотипов, развитие целостного, синергетического образа мышления. А по большому счету предполагает создание в среде журналистов, менеджеров сферы средств массовой коммуникации социокультурного слоя людей, стремящихся к творческому самоутверждению, а не к саморепрезентации. СОЦИОЖУРНАЛИСТИКА - способ углубления качества публицистичности продукции масс-медиа, расширения в связи с этим диапазона творческой деятельности коммуникаторов, а ее методы можно систематизировать как разновидность социальных исследований. Социожурналистика нередко использует методы, инструментарий, приемы организации и проведения социологических, социопсихологических, социоинженерных исследований. Таким образом, появляется возможность исследовать одновременно проблемы, связанные как с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, так и с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармена. СТЕРЕОТИП - упрощенное, схематичное представление (мнение) о действительности или части действительности. СУГГЕСТИЯ - внушение, воздействие на воображение, подсознание. ТВОРЧЕСТВО - в общеметодологическом плане: деятельность по созданию качественно новых, никогда ранее не бывавших продуктов. Индивидуальный процесс открытия и преобразования духовного и материального мира составляет содержание процесса становления личности. Творчество как «одухотворенное действие», сущностная характеристика человека поднимает личность на качественно новый уровень. Следовательно, творчество можно определить как форму самодеятельности и саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил по меркам свободы; как приобщения к высшим смыслам бытия. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество в целом и журналистское творчество в частности, имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаются произведения, отличающиеся новизной, оригинальностью, уникальностью. Все это определяет важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого. Профессиональное мышление во многом обуславливается сегодня технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности и выступает в качестве организующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого. В одном ряду с профессиональным самосознанием журналистов стоит профессиональное мировоззрение как специфический срез общего мировоззрения и элемент профессиональной культуры. Объектом отражения профессионального мировоззрения выступает не только общая или специальная, но и социальная картина мира. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - принятие «чужой» инаковости. Она есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действия другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и последний морально не был бы согласен с ними. УБЕЖДЕНИЕ. В журналистике - способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам развития речи и формальной логики, обосновывающих выдвигаемые субъектом информационной деятельности тезисы. Успешное убеждение в журналистике ведет к принятию и последующему включению отдельным индивидом или аудиторной группой новых сведений в сложившуюся систему взглядов и к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно - на основании представленных фактов и сведений, так и вслед за коммуникатором, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования возможностей разнообразных жанров, приемов, способов аргументации, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в публицистике как виде массово-коммуникационной деятельности. УСТАНОВКА - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Большую роль в формировании установок отдельной личности и аудиторных групп играют в целом СМИ и индивидуальные коммуникаторы. ФИНИШИНГ (от английского finishing - процесс доведения до конца, до совершенства, окончательная отделка продукта). В аспекте психологии журналистики - доведение темы до ее логического завершения. Любой материал, имеющий продолжение, способный вызвать отклики читателей не должен ограничиваться единственной публикацией должен иметь продолжение. Подразумевается перманентный диалог с читателем - и на уровне информирования, и на уровне обсуждения с ним той или иной проблемы. ФОКУСИРОВАННАЯ ПОЛЕМИКА представляет собой чаще всего дискуссию, в ходе которой аудитория СМИ получает не только определенный объем информации концептуального характера, но и информацию о ее ожиданиях, преломленных через индивидуальный опыт конкретных людей, относительно проблемы, предложенной для полемики. ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт). В психологии журналистики - один из основных (наряду с наблюдением) методов системного познания современной практики вообще, ее психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта - отдельного потребителя продукции СМИ или аудиторной группы. ЭМОЦИИ (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Эмоции в журналистике служат одним из главных механизмов психической регуляции массово-коммуникационного поведения аудитории СМИ. ЭМПАТИЯ - самозабвенное (иногда внешне беспричинное) переживание чувств другого; попытка поставить себя на его место. Особая форма - эмпатия по отношению к индивидуальному коммуникатору (журналисту конкретного СМИ). ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых текстов. В психологии журналистики термин используется для описания как коммуникаторов различного типа, так и отдельных коммуникантов и аудитории СМИ в целом.
При составлении словаря использованы следующие источники: Д. Майерс. Социальная психология. — СПб., 1999; В. Ф. Олешко. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. — Ек., 2000; В. Ф. Олешко. Журналистика как творчество. — М., 2005; Р. Харрис. Психология массовых коммуникаций. — М.-СПб.,2001; Ф. И. Шаркав. Основы теории коммуникации. — М., 2002; Краткий психологический словарь Института психологии Академии педагогических наук; Интернет-ресурсы, Б. Н. Лозовский. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург, 2004.
Контакты с автором: Vladimir.Oleshko@usu.ru
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |