КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод многомерных матриц
Метод эвристических (или ключевых) вопросов. Эвристические методы решения творческих задач Тема № 12.
Основоположником метода является Сократ. Для него непринуждённая беседа на равных ученика и учителя была не только основой обучения, но и главным средством познания. С помощью вопросов собеседники находили истину. Применяют для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации; для систематизации уже имеющейся информации. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработки новых стратегий и тактик решения творческой задачи. Вопросы могут быть наводящими. Метод может применяться в виде монолога специалиста наедине с собой или в форме беседы коллег. При этом специалист отвечает на вопросы. Рассматривая стоящую перед ним задачу в связи с этими вопросами, он может получить вариант решения задачи. Метод эвристических вопросов основан на закономерностях и принципах: · проблемности и оптимальности (путём искусно поставленных вопросов проблемность снижается до оптимального уровня); · дробления информации (метод эвристических вопросов предусматривает разбиение задачи на подзадачи, виды и подвиды); · целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формулирует следующую цель деятельности на данном уровне решения подзадачи). Этот метод прост в применении, продуктивен для любых задач, развивает интуитивное мышление. Но он недостаточно способствует появлению действительно оригинальных идей. Метод не всегда обеспечивает абсолютный успех в решении творческих задач.
Его называют также методом морфологического анализа. Он нацелен на решение следующих задач: o имеющих сравнительно небольшое число уже известных их элементов; o нуждающихся в поиске ещё неизвестных новых элементов; o проблем больших чисел. Основная идея морфологических методов – систематически находить все возможные варианты решения проблемы или реализации системы путём комбинирования выделенных элементов или их признаков. Идеи морфологического образа мышления восходят к Аристотелю, Платону. Основные принципы морфологического анализа: o равный интерес ко всем объектам; o максимально точная формулировка поставленных целей; o ликвидация всех ограничений и оценок, до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области. Часто новое – это непрерывная (нестандартная) комбинация уже известных элементов (устройств, процессов, идей) или известного с неизвестным. Метод многомерных матриц позволяет избежать многих ошибок, целенаправленно и системно решая проблему, так как основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы. Достоинство метода в том, что он позволяет не только решить сложную творческую задачу, но и порождает новые оригинальные идеи. Недостатки и ограничения метода в том, что при решении задач средней трудности в матрице оказываются сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального не прост. Этот метод не даёт гарантии, что будут учтены все параметры исследуемой системы.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |