КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод организованных стратегий
Метод экспертных оценок. Эвристические методы решения творческих задач Тема № 14. Метод дерева целей.
Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей цели на подцели. Их, в свою очередь, на более детальные составляющие – новые подцели, функции и т.д. При применении метода дерева целей необходимо учитывать требования: o конкретность формулировки целей; o сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению; o измеримость: формулировка цели должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени её достижения; o каждая цель высшего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня т.о., чтобы объединение понятий подцелей полностью характеризовало понятие исходной цели. При построении дерева необходимо, чтобы между понятиями цели и подцелей нельзя было включать промежуточные понятия. Исключение хотя бы одной подцели меняло понятие исходной цели. Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и устойчивой структуры целей, проблем, направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то времени почти бы не изменялась.
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на предположении о том, что неизвестная характеристика исследуемого объекта есть случайная величина как индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. Истинное значение характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов. Проблемы, решаемые этим методом, делятся на 2 класса: 1) те, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией. 2) те, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости гипотез недостаточно. Чаще экспертное оценивание применяется для решения задач 1-го класса. При обработке материалов коллективной экспертной оценки используются методы корреляции.
В основе метода лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи, принцип отстранения, то есть рассмотрение объекта, предмета, процесса каждый раз с неожиданно новой точки зрения. Эвристическими правилами метода организованных стратегий являются: 1) спонтанность, т.е. в процессе решения творческой задачи записываются все спонтанно возникающие идеи (стратегии); 2) наряду с использованием предлагаемых далее организованных стратегий, используются и проверяются спонтанно возникающие стратегии; 3) одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями. Стратегия функционально-целевого анализа 1. Для чего это нужно делать? – Анализ потребностей. 2. Что нужно делать? – Каковы цели решения задачи. 3. Почему это следует делать? – Анализ и синтез причин. 4. Где это следует сделать? – Уточнение места действия. 5. Когда это можно сделать? – Время действия. 6. С помощью чего? – Средство. 7. Как это сделать? – Метод. Стратегия преодоления барьера 1. Устраните препятствие. 2. Обойдите препятствие. 3. Разрешите препятствие. 4. Частично воздействуйте на препятствие. 5. Усильте препятствие. 6. Преодолейте препятствие по этапам. 7. Воздействуйте на препятствие с неожиданно-новой позиции. Стратегия использования информации 1. Используйте известную Вам информацию, применимую для решения данной задачи. 2. Соберите дополнительную информацию из смежных видов деятельности. 3. Используйте опыт других. 4. Преобразуйте информацию с учётом специфики задачи. 5. Избавьтесь от второстепенной задачи, если таковая имеется. 6. Проверьте достоверность, точность и надёжность информацию. 7. Используйте принципиально новую информацию. Стратегия поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной. Если в процессе решения задачи все стремились: 1. уменьшить что-то, то не лучше ли увеличить? 2. ускорить что-то, то не лучше ли замедлить? 3. расширить поле поиска, то не целесообразнее ли его сузить? 4. рассмотреть явление в статике, то не рассмотреть ли его в динамике? 5. проанализировать прошлое, то не лучше ли осмыслить, что произойдёт в будущем? 6. соединить элементы, то нет ли возможности оставить их разъединёнными? 7. решить задачу сразу, то не лучше ли решить её по частям? Стратегия оценочных суждений. 1. Оцените сложность и трудность исходной ситуации. 2. Уточните критерии, по которым будут оцениваться суждения. 3. Оцените результаты наиболее важных этапов работы. 4. Оцените степень риска. 5. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения. 6. Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи. 7. Сравните эталон – конечный результат – с наиболее оригинальным и оптимальным вариантом.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |