В самом деле, думал я, обмундирование выдано для повседневной службы и использовать его на работе вместо спецодежды нельзя. Я надеялся убедить командира бата- реи, поэтому и задержал подготовку орудий к стрельбе. Телефонист передал на наблюдательный пункт мою прось- бу уменьшить количество выгружаемых на позициях ящи- ков и ограничиться десятью.
— Ну и что же? — спросил командир батареи. Я не получил ответа с НП.
— Старший начальник исходит только из своих собст- венных соображений при рассмотрении просьб подчиненных и вправе отвергнуть либо оставить их без внимания, вам это известно?
Да.
— Здесь только часть боевого комплекта... Где осталь- ные снаряды?
В тягачах.
— На каком основании?
Обмундирование скоро придет в негодность, считаю, что...
— Отвечайте на вопрос! Я ждал решения...
— Вы отменили приказание старшего. Так следует классифицировать самоуправство старшего на батарее! А в части того, что относится к вещевому имуществу, вы обя- заны придерживаться общих требований воинского поряд- ка. Устав призывает бережно обращаться с одеждой, но нельзя возводить бережливость в самоцель... Обмундиро- вание выдано для обеспечения службы, мероприятий, кото- рые проводятся командиром подразделения. Так что, това-
рищ лейтенант, вам нужно учиться и учиться... Если возни- кают сомнения, откройте устав. Там есть ответы на все случаи жизни. »Проводив командира батареи, я занялся осмотром 2-го орудия. Прицельные приспособления и уровни вполне исправны. А подъемный механизм? Маховик работал с на- грузкой, на рукоятках ощущались рывки. В чем причина? Щ— Идите сюда...— воскликнул Гаранин. Я нашел коман- дира 2-го огневого взвода на корточках под люлькой.— Поднимите орудийный ствол выше горизонта.
IВ проеме орудийного щита видны оба сектора. Вал 'подъемного механизма покрыт густым слоем смазки, сме- шанной с пылью. По мере повышения температуры воздуха [смазка плавилась, изменяя зазор между зубьями вала и [секторов, и ствол орудия сам по себе медленно сползал вниз, изменяя положение вертикального уровня.
; Явное нарушение правил эксплуатации материальной части со стороны командира орудия и замкового — лица,, ответственного за содержание всех механизмов, находящих- ся за орудийным щитом. Командир орудия следит за ра- ботой орудийных номеров и в парке, перед сцепкой, обязан лично тщательнейшим образом проверить состояние ору- дий и только тогда поднять флажки — сигнал о том, что орудие и тягач готовы к движению.
Гаранин продолжал занятия, а я решил переговорить с
.сержантом Дорошенко. Его орудие неподготовлено к стрель-
,бе. На секторах не удалена смазка. Что же, ему недостало
времени для приведения материальной части в походное
положение?
.— Никак нет. Замковый доложил, что секторы очище- ны,— ответил Дорошенко,— я хотел проверить... И что же?
— Другие начали докладывать о готовности, и я... под- нял флажки.
Сержант Дорошенко перед выходом из парка ввел меня в заблуждение. Он сознает последствия?
— Так точно... моя ошибка...
Он проверял наводку во время «стрельбы»?
— Так точно! Подъемный механизм?
— Ствол дергался... не посмотрел я... Почему?
— Не поспеваешь... одна команда за другой...
Он — сержант, обязан сам соблюдать принятый на ОП ритм и управлять орудийным расчетом.
1'21
— Так точно... Не мог... бегал к орудию и обратно на свое место... всего не заметишь...
Полуденное солнце светит в глаза сержанту, он мигает рыжими ресницами, с трудом подыскивая выражения. По виску струится пот. Меня раздражали суждения команда* ра 2-го орудия. «Не мог, не заметил». Гражданские люди, заинтересованные в оплате труда, работают в меру возмож- ности. Военный человек связан присягой и соизмеряет свои усилия только с требованиями устава. Он обязан успевать повсюду в рамках своих обязанностей, невзирая на обстоя- тельства. Разве сержант не учился службе в полковой школе?
— Так точно... Я не заметил грязи... Бегаешь туда- сюда- Незадолго до обеда в парк приехал лейтенант Величко.
— И что же вы ответили сержанту Дорошенко? — спросил командир батареи.— Он не понимает простейших начал службы. Внушать командиру орудия истины полко- вой школы... поздно. Разжаловать!
Но участь командира 2-го орудия занимала не только лейтенанта Величко и меня. Интересовался этим и млад- ший лейтенант Гаранин.
— Не торопитесь с рапортом,— сказал он,— сержант Дорошенко — неплохой командир...
Я не могу тянуть, лейтенант Величко приказал.
— Старший на батарее вправе иметь свое мнение о под- чиненных и отстаивать его, если нужно...
Командир 2-го орудия допускает грубые ошибки: пы- тался подводить некую базу, обосновать бездеятельность ссылкой на причины, якобы независимые от людей.
— Парень простодушный и сказал то, что хитрый чело- век утаит,— настаивал Гаранин.
«А если Гаранин прав? — подумал я.— Лейтенант Ве- личко исходит из моих слов, и срок подачи рапорта не установлен».
— Кроме того, у нас не были выработаны определенные взгляды в толковании отдельных уставных положений,— продолжал Гаранин.— Перед выездом, например, положе- но удалять смазку. Полностью? Частично? Секторы второго °РУДИЯ очищены в нижней части, вы видели. Работа, зна- чит, в какой-то мере сделана...
Нет, «удаление смазки» толкуется буквально.
— А по-моему, нужно уточнение... Секторы зубчатки имеют длину почти полтора метра...— Гаранин сослался на приказ, изданный по дивизиону. Там перечислялись случаи
нарушения пограничного режима, вызванные противоречи- выми формулировками различных приказов и инструкций. Наряду с разъяснением уставных терминов командир диви- зиона требовал внимательно изучать штабные документы. Указывалось, в частности, что маяк-регулировщик, если он выставляется, должен стоять, сомкнув каблуки на пересече- . нии осевых линий дорог, а не на обочине или в каком-либо другом месте.
и Пришел посыльный. Начальник штаба дивизиона вы- зывал Гаранина и меня на зачеты по артиллерийской стрелковой подготовке — мероприятие, не отмеченное в рас- писании занятий.
I Так я и не представил рапорт. Вопрос о разжаловании [командира 2-го орудия отодвинулся, а затем разразилась [война и заставила всех нас — лейтенантов Величко, Гара- [нина, Позднякова, меня — учиться обращению с людьми в гновых условиях и учить их простыми методами, которые испокон веков применяются на поле боя.
* * *
Огневые взводы под командованием старшего сержанта [Проценко продолжали занятия на тему «погрузка боепри- пасов».- Разъяснения, сделанные командиром батареи, не 1 оставили сомнений: физическое состояние личного состава, 'огневых взводов — фактор боеспособности не менее важ- ный, чем моральный дух.
К зачетам по артстрелковой подготовке привлекается только строевой командный состав дивизиона: командиры батарей и взводов, штабные командиры. На зачеты коман- дир является в полной экипировке: планшет, топографи- ческая карта, приборы для подготовки данных, бинокль.
Зачеты проводились в артстрелковом классе — простор- ной комнате подвального этажа главного здания. Добрую треть общей площади занимали стеллажи, на нижнем ярусе был оборудован макет местности — рельеф, растительный покров, пути сообщения, дома, мельницы и т. д. На верх- нем — механизмы и масштабные рейки, с помощью кото- рых имитировались разрывы снарядов и все этапы в стрель- бе с закрытых позиций.
Я стрелял третьим. Руководил зачетами капитан Кор- зинин. Вначале "он изложил тактическую обстановку. По условиям задачи батарея поддерживала стрелковый баталь- он, обороняющий северную окраину населенного пункта Мстибово. Стреляющий, т. е. я, имея только двух телефо- нистов, занял НП в тот момент, когда пехота «противника»
начала разворачиваться в цепь, намереваясь атаковать обо- рону со стороны шоссейной дороги на Пруды. Итак, стрель- ба по движущейся пехоте. Подготовка данных — глазо- мерная. ч
Хронометрист включил секундомер. Я начал пристрел- ку. Первый снаряд, за ним второй, третий — все дали от- клонения. Механика имитации условий моей задачи не действовала, и руководитель стрельбы обозначал разрывы с помощью указки. После введения корректур снаряды ста- ли ложиться ближе, в цепях. Пехота залегла.
Капитан Корзинин подал команду «Стой!». Я отступил в сторону от буссоли. Записывающий и хронометрист на- чали перечислять ошибки и замечания: в конце пристрел- ки я принял сомнительный перелет за определенный плюс и на этом основании счел дальний предел вилки обеспечен- ным. Затем был зафиксирован перерасход времени при ра- счете корректур в ходе стрельбы на поражение.
Капитан Корзинин просмотрел мои записи, задал до- полнительные вопросы.
— Задача выполнена на «хорошо». Расскажите, как дела?
Оказалось, командир дивизиона знает о том, что я ездил на Перикле, о замечаниях, сделанных командиром батареи в течение двух последних дней.
— Строевой командир должен в совершенстве знать боевые уставы, правила стрельбы. Необходимо, чтобы зна- ния, полученные в училище, находили практическое отраже- ние в поведении командиров орудий, орудийных номеров, в содержании материальной части, боеприпасов, средств тяги, во всем, что делается на огневых позициях на всех ста- диях подготовки орудий и во время ведения огня. Командир третьей батареи, как несет службу лейтенант?..— командир дивизиона назвал мою фамилию.
Лейтенант Величко упомянул мои проступки и выразил мнение, что старший на батарее в ближайшее время займет на огневых позициях предусмотренное ему уставом место. Он, лейтенант Величко, заверяет командира дивизиона, что сделает для этого все необходимое.
— Слушайтесь советов командира батареи,— снова обра- тился ко мне капитан Корзинин.— Он добросовестный и способный командир.
назвал другую фамилию стреляющего. Запись очередной «стрельбы» поручалась Позднякову. Лейтенант Величко принял секундомер. Для меня зачеты на этом закончились.
«Лукреций не был центурионом...» -
F, Вслушиваясь в разговоры, я стал замечать своеобразие лексикона орудийных номеров. Немецкий самолет-развед- чик, перелетевший границу, к примеру, они не называли ни самолетом, ни разведчиком. Имя ему — «он». Выдержи- валась пауза. «Он» сделал разворот, «он» снизился либо скрылся за горизонтом.
щ — Гляди... на его стороне какие тучи,— говорил на ко- '. новязи один дневальный другому. Оба— орудийные номера '3-й батареи.
I Я только вернулся с обеда. Один дневальный увел Пе- Ьикла. Я спросил другого, о чем шла беседа.
• — Жарко, а там дождь... Я загляделся и сказал — ...на его стороне...
I За Бугом темно-дымчатая тяжелая туча упругими бо- ками загромождала всю северо-западную часть неба. Дне- вальный говорит «на его стороне», на немецкой... Почему? Там польская земля, занятая немецкими войсками. Дне- вальный ведь знает о том, что произошло в позапрошлом рюду с Польшей?
Мой собеседник смутился.
— Там... немец,— уклончиво ответил он.
Дневальный представляет себе конфигурацию государ- ственной границы. Что же все-таки подразумевается под выражением «на его стороне»?
— Не знаю... так говорят... Кто именно?
— Все... Где?
— В курилке... на перерывах...
Доносятся отдельные раскаты грома. Ползут через гра- ницу тучи, сгущаются над Владимиром-Волынским. Вот- вот дождь начнется. Невесть откуда налетел ветер, и рас- сеялись в лазурной синеве на востоке тучи, не проронив ей капли. Снова зной. Перед вечером хлынул, наконец, ли- вень.
Орудийные номера, не успевающие в физической под- готовке, в свободное время занимались тренировкой под
руководством старшего сержанта Проценко, бросились шум- ной толпой в казарму.
В помещении дежурного по дивизиону, куда меня за- 1 гнал дождь, полно людей. Курят, толкуют о службе. На завтра назначена рекогносцировка государственной грани- цы. Вошел лейтенант Величко.
— Вы свободны? Командир дивизиона приказал пого- ворить с вами. Я сам ждал случая... пойдемте.
В стенах монастыря духота, явно ощутимая для вошед- шего с улицы. Лейтенант Величко с порога направился к окну, распахнул оконные створки.
— Освежить немного келью... Вы промокли... переоде- вайтесь. Есть во что?
Помимо обмундирования на плечах с собой я имел толь- ко комплект летнего белья. Его оказалось довольно. После замены белья мокрая гимнастерка не стесняла движений.
— Ближе к окну садитесь,— предложил лейтенант Ве- личко,— к отбою одежда подсохнет... Товарищ лейтенант, в бытность курсантом вам приходилось выполнять обязан- ности командира? Помните впечатление, когда вам объявля- ется выговор за недисциплинированность подчиненных вам лиц?
Да, я чувствовал себя приблизительно так, как человек, который не сдержал слово, уличенный при всех в низкой, предосудительной слабости.
— Вас возмущает то, что пустячный, на ваш взгляд, проступок... частный, так сказать, случай старший началь- ник трактовал в обобщенном виде. Хотелось протесто- вать...— лейтенант Величко лучше меня знал состояние командира, обязанного управлять поведением других.— На службе, как и в жизни, не так уж много общего с тем, что говорят в учебных классах. Считается, что подразделе- ние — это дружный и сплоченный общим стремлением кол- лектив, однородный по своему составу. Самоуправляемый. А в действительности?.. Возьмем хотя бы третью батарею. Сто с лишним человек — орудийные номера, разведчики, топографы, связисты... Люди самых различных специаль- ностей. Рядовой состав, младшие командиры, командиры взводов. Невнимательность, халатное отношение к обязан- ностям одного из этой разношерстной сотни оборачивается ошибкой, которая влечет за собой отклонение разрывов... вы представляете?
Так точно!
— Теоретически, конечно?..
Г Заданный в таком тоне вопрос ваставил меня встать. Я ответил, что до сих пор поступал, руководствуясь требо- ваниями устава. Если командир батареи имеет в виду слу- чай со снарядами, то здесь действительно частный случай, и нет, мне кажется, оснований трактовать его в обобщен- ном виде.
I Лейтенант Величко некоторое время разглядывал лист кс пометками, лежавший перед ним на столе.
р<— Садитесь. С ящиками вопрос ясен... Вы приняли с обидой замечания, сделанные на разборе занятий по боевой тревоге.
Г Но я не высказал этого никому.
i — Согласен... у вас есть выдержка.— Командир бата- реи не принял моей оговорки.— То, что вы хотели бы скрыть, проступает наружу в выражении лица.
• Я не имею обыкновения глядеть в зеркало в присутст- вии старших.
I — Товарищ лейтенант, меня не интересуют ваши при- вычки. Не забывайтесь! Устав запрещает военнослужащему выражать недовольство замечаниями начальников.
Г Выговор полагалось слушать стоя. Я вышел из-за стола.
г — Ну вот... так-то лучше,— командир батареи щипца- ми принялся снимать нагар со свечи.— Еще один вопрос... Вам, конечно, знакома атмосфера боевых стрельб? Присут- ствующие на НП лица, даже артиллеристы, поддаются иногда настроению момента и забывают нашу штатную структуру, многообразие людских характеров, численность и специализацию лиц, которые участвуют в обслуживании орудий, средств управления огнем и линий связи... Когда снаряд отклонился... обвинения падают на голову стреляю- щего. Почему? Давайте разберемся... Люди взвода управле- ния привыкли видеть в образе стреляющего черты необык- новенные... Он постиг секреты подготовки данных... По сло- ву стреляющего рвались снаряды. А старшие начальники? Они считают, что командир батареи наделен достаточно ши- рокими полномочиями. Он обучает личный состав на огне- вых позициях и наблюдательном пункте... Всех вместе и каждого в отдельности. На этом-то основании всякую ошиб- ку того или иного из подчиненных командир батареи дол- жен принимать как свою собственную... Резонно... нельзя ставить военнослужащему в укор неумелое обращение, ска- жем, с противогазом, если он не усвоил правил предвари- тельно. Вы понимаете? — командир батареи вопросительно поглядел на меня.
Да, необходимо подготовить...
— Ну а если военнослужащий обучен, но пренебрегает установленными правилами, если причиной ошибки явились нерадивость к делу, лень?
В уставах определены меры, которые применяются в подобных случаях...
— Верно... командир должен упредить нарушения. Но яюдские характеры проступают зачастую неожиданно. Ко- гда перед вами сто человек... предусмотреть всякую случай- ность трудно. Вот, предположим, наводчик, замковый или топограф... Одним словом, виновник найден. Но снаряд-то уже... вышел из ствола, и его нельзя вернуть обратно. Что же, произвести повторный выстрел?.. Нет, ошибку исправ- лять поздно... момент упущен... Сделанная по чьей-то оплош- ности, она ложится пятном на репутацию стреляющего. Дорожащий честью командир должен протестовать. Воз- мутительно!.. Кто-то, уклоняясь от своих обязанностей, компрометирует другого. Что же получается? С одной сто- роны — долг, стремление к порядку, с другой... пренебреже- ние службой, безразличие по отношению к коллективу, ин- дивидуализм, черты натуры, не способной — по немощи ли физической или нравственной либо по недостатку опыта — нести службу наравне с теми, кому дорога честь воина...
— Лейтенант Величко имеет в виду старшего на ба- тарее?
— Да... разумеется. Скажите, кто наделил вас правом отменять приказания старшего?
Я ответил, что осознаю опрометчивость сегодняшнего своего поступка.
— Товарищ лейтенант, покаяние, даже искреннее, не изменяет сущности того, что произошло... Рядовой, к при- меру тот же ящичный, ввел в заблуждение, может быть, одного-двух орудийных номеров. Вы командир, ваш просту- пок влияет на личный состав огневых взводов... Не хоте- лось возвращаться к вопросу, который оставлен на вашу совесть, но ведь порядок подчиненности одинаков повсюду и для всех. Вы и в училище отменяли приказания?
— Нет.
— Почему же здесь, в линейном подразделении, вы по- зволяете себе вольности?
— Я ждал разрешения с НП, а затем, поглощенный стрельбой, упустил из виду...
— Служба... занятие серьезное... очень серьезное... «Ждал»... и что же? Командир должен взвесить всякое свое решение.
Лейтенант Величко заявил, что он, командир батареи,
обязан направлять подчиненных, когда они несведущи в тех или иных вопросах, но он не намерен учить старшего на батарее азам. Рядовой состав батареи истолковал мой .проступок так, будто он — лейтенант Величко — небрежно формулирует свои требования и, следовательно, должен взять долю вины подчиненного на себя.
% — Это... посягательство на воинское достоинство коман- дира... Вы понимаете?
J Минуту назад я считал, что с разгрузкой снарядов по- кончено, но лейтенант Величко рассудил иначе.
• — Невыполнение уставных норм, безответственное отно- шение к службе со стороны одного командира компромети- рует другого... Вот причина, которая заставляет старшего го- ворить в повышенном тоне с младшим, а тот впадает в обиду....Случай ущемленного достоинства. Видите ли, на- чальник «оскорбил»... А почему «потерпевший» вспомина- ет свое достоинство задним числом, в прошедшем, так ска- зать, времени, почему он вынудил старшего взять на себя заботу о деле воинского коллектива? Почему он, преступая границу дозволенного уставом, толкает других на тот же путь, навязывает свои методы поведения старшему началь- нику?
• Лейтенант Величко относился явно критически к поня- тиям, которые в представлениях вчерашнего курсанта ка- зались непререкаемыми. Я гордился тем, что привык, не размышляя, выполнять требования службы, знаю наизусть многие статьи уставов и ожидал, что точно так же посту- пают все люди. В моем понимании шинель должна пре- ображать человека, сообщая ему качества, которые не прак- тикуются в гражданской жизни. Тот факт, что граждан- ский человек облачался в форменную одежду, уже сам по себе наделял его силой воина, способного переносить «...все тяготы и лишения...». Командир, мне казалось, ничем особенно не отличался от гражданского руководителя, раз- ве что не имел права пренебрегать требованиями, которые сам же предъявлял другим. Обязанность командира сводит- ся к роли распорядителя, отдающего приказания. По его слову подчиненные немедленно приходят в движение и вы- полняют всякий свое «... точно и в срок...». Конечно, воин несет службу бескорыстно, побуждаемый сознанием долга и в отличие от рабочего не преследует взаимную выгоду, материальную заинтересованность, но я не придавал этому значения. Знал также, что воинская среда неоднородна, встречаются сплошь и рядом люди малопонятливые или не- понятливые. Наряду с этим есть и те, кто не особенно
5 8-103
желал или совсем не желал утруждать себя воинской дис- циплиной. Словом, практическая сторона командирских обя- занностей рисовалась мне в виде схемы, изобретенной вое- начальниками высших категорий, которые не знакомы с во- инской службой. Мне просто не приходило в голову, что командовать означало буквально приводить в действие ору- дийный расчет, взвод, батарею, в общем, нести тяготы не- измеримо большие, чем несли подчиненные.
Воинскую дисциплину в училище мы принимали как | символ веры. Моральный облик будущего командира выра- жал его способность подчиняться, соблюдать нормы уста- вов. Внешний вид, умение вести себя, как подобало воину, ценились наравне со знаниями ведущих предметов. Такое отношение к службе диктовалось логикой курсантской мыс- ли. Над повышением уровня воинской дисциплины курсан- та трудился штат командиров, политработников, преподава- телей училища, трудился целеустремленно и без устали, но ни одна кафедра не занималась проблемой совести, изуче- нием начал воинской этики — фактора, доминирующего в области морали.
Лейтенант Величко полагал, что уставные нормы, даже если они соблюдаются в точности, часто не обеспечивали единства взглядов среди должностных лиц, ибо дисципли- на — понятие двоякое. Чьи интересы в каждом конкретном случае преследовал военнослужащий — общественные или личные? Призывая к повиновению, командир обращается преимущественно к чисто человеческому свойству лично- сти — совести подчиненных. Требования службы подлежат выполнению — это понятно всем, но не все наделены со- вестью — чертой натуры, заставляющей порядочного чело- века стыдиться низких поступков, таких, которые класси- фицируются как ненаказуемые, но в сущности своей явля- ются таковыми. В то же время лейтенант Величко считал, чте, изменяя методику требований, нельзя добиться соблю- дения уставных норм, если воинский коллектив, каждый орудийный номер в отдельности не заинтересован лично в дисциплине и не находит в работе побуждающих к пови- новению начал. Дисциплина, приверженность к уставному порядку, по его мнению, возбуждает сознание воинско- го достоинства личности, если ей дороги общественные идеалы.
— Скажите, почему старательный воин не распростра- няется о своем достоинстве? И почему ленивые люди твер- дят об зтом? Добросовестная служба не нуждается в пуб- личных признаниях, ее видит всякий... Праздный человек,
гоНст, безразличный к другим, всегда занят одной мыслью: как обмануть окружающих, скрыть свое безделье. Самый верный способ... фраза... Вот он и ссылается на достоинст- во. Но это ложь... ущемленное достоинство есть всего лишь повод, притянутый за уши, чтобы отвести в сторону обви- нения... Во-первых, начальник позволяет себе грубости, по- винен сам в злоупотреблении предоставленными ему права- ми и, следовательно, нарушает закон дисциплины. Во-вто- рых, с обиженного у нас меньше спроса... Видите, как легко переложить ответственность с больной головы на здоровую?..
- Позабыв правила субординации, я спросил:
— Неужели нельзя вывести хитреца на чистую воду? Лейтенант Величко помолчал:
Р — Вы не понимаете... Разумеется, можно, но жизнь не- прерывно течет, не останавливается перед клеветой... течет дальше... пока длится разбирательство, если, конечно, оно вызовет интерес, правый должен носить ярлык виновного... предубеждение пускает корни... попробуйте спорить с мол- вой, доказывайте... а негодяй окружен все это время сочув- ствием... И потом... неловко ведь тем, кто порицал, признать собственную оплошность, и они нередко мирятся с подло- стью, делают вид, что ничего не произошло. Вас скомпроме- тировали? Пустяки. Руководство лично против вас ничего не имеет. Наказать клеветника? А за что? Он ведь тоже че- ловек... ошибся и т. п.
I Командир батареи говорил, как по телефону, выдержи- вая паузы, будто его слова передавались на огневые пози- ции. Некоторые его суждения представлялись малопонят- ными и необоснованными, но возражать я не решался.
— Что же означает, по-вашему, воинское достоинст- во? — лейтенант Величко ждал ответа.
За время службы в училище я не раз слышал разгово- ры на эту тему среди курсантов. Причиной их чаще всего служила дисциплинарная практика младших командиров — строгость мер и тон обращения. Наш взводный арбитр, лей- тенант Патаман, с присущей ему решимостью легко прими- рял враждующие -стороны и, по своему обыкновению, исхо- дил из того, что устав обязывает всех беспрекословно блю- сти дисциплину, предписанную курсанту. Но ввиду того что повод к взысканию подавал подчиненный, вина ложилась на него. Лейтенант Патаман считал предосудительным по- ощрять чрезмерную амбицию лиц, неспособных вести себя подобающим для будущего командира-артиллериста обра- зом. Что же вкладывалось в понятие воинского достоинст-
Ь*
за? Продуманного ответа у меня не было. Лейтенант Велич- ко не стал дожидаться.
— Достоинство... есть не что иное, как печать, остав- ленная в сознании воина усилиями, которые принесены по чистой совести в доказательство солдатской верности при- сяге... и, поскольку служба не возмещена... в памяти живет и не стирается с течением времени... бередит душу... напо- минание о том, что нет иного пути, кроме того, которым шел воин. И нет иной меры его поступкам...— лейтенант Велич- ко умолк, глядя перед собой с выражением человека, охва- ченного сомнением — стоит ли открывать душу малознако- мому человеку.— Я участвовал в финской войне в должно- сти старшего на батарее... У меня за четырнадцать лет службы сложились твердые убеждения о долге и дисципли- не, о собственной личности и о других людях. Я не могу позволять себе поступки, противоречащие требованию во- инских уставов... а равно оставлять без внимания таковые со стороны лиц, за службу которых несу ответственность. Не могу, даже если бы хотел. Это было бы отступничество... шаг, равнозначный отказу от правил, которым я следовал как военнослужащий, во имя которых рисковал головой на фронте и служу нынче.— Лейтенанта Величко явно беспо- коит отсутствие опыта у его ближайшего помощника,— вся- кая сделка артиллерийского командира с нарушением дис- циплины доказывала, что он не понимает службу либо лишен волевых качеств, необходимых для выполнения обя- занностей старшего на батарее. Воин, не подготовленный, скажем, в строевом отношении, не способен обслуживать орудие. Снижается боеспособность всего орудийного расчета в целом. Вы понимаете почему?
— По-видимому, замедляется темп работы орудийных расчетов при ведении огня.
— Ну вот,— произнес удовлетворенно лейтенант Велич- ко, поднялся, прошел из угла в угол. Выцветшее хлопчато- бумажное обмундирование сидело на нем ладно, крест на крест ремни полевого снаряжения, почти не заметна по- мятость ткани, не то что у людей, далеких от службы. Им чуждо понятие симметрии — поясной ремень ослаблен, лям- ки на плечах — одна назад, другая сползает обратно. Вся одежда на нем наперекос, все невпопад, мешок, да и толь- ко. Ему все в тягость — и застегнутый воротник, и ремни, и оружие, и экипировка — случайный груз, назначенный кому-то другому, избавиться бы от всего этого поскорее.— Скверно то,— продолжал лейтенант Величко,— что вы слиш- ком молоды, но что делать? Нам тянуть вместе лямку, как
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление