Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексы ОРУ с использованием гимнастических скамеек




Для проведения упражнений необходимо использовать устой­чивые скамейки. В зале они могут размещаться в различных ва­риантах. Например, вдоль зала в два ряда по 2-3 скамейки в ряд, параллельно одна другой поперек зала, крестом, звездой, прямоугольником. Иногда при выполнении упражнений требу­ется фиксированное положение ног. В этом случае скамейки ставятся параллельно одна другой на необходимом расстоянии, чтобы учащиеся могли в положении сидя зацепиться за проти­воположную скамейку ногами, а в положении лежа на бедрах — пятками.

При перемене расположения скамеек занятия становятся ожив­леннее, учащиеся приучаются к организованности, у них выраба­тывается чувство ответственности за совместные действия.

Расставляют скамейки быстро, по конкретному указанию учителя, например, по команде «Четверо с правого и четверо с левого флангов, принести и поставить скамейки (указываются места), бегом — МАРШ!». Каждую скамейку берут за концы и приносят двое занимающихся. Убирают скамейки другие уча­щиеся. На каждой скамейке могут выполнять упражнения 4-8 человек. При выполнении упражнений, вызывающих сдвига­ние скамейки с места, учащиеся размещаются в шахматном по­рядке с обеих сторон скамейки.


Комплекс для учащихся I класса

1. И. п. — стойка ноги врозь, скамейка между ног. 1-2 — ду­гами наружу руки вверх — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2. И. п. — о. с, руки на пояс, скамейка впереди. 1-2 — присед, руки на край скамейки — выдох; 3-4 — встать, и. п. — вдох.

3. И. п. — о. с, руки за голову, скамейка впереди. 1 — на­клон, ладони на скамейку; 2-3 — сгибая руки, пружинящие на­клоны; 4 — и. п.

4. И. п. — сед продольно, держась руками за дальний край скамейки. 1-2 — сгибая ноги, стараться пятками коснуться пе­реднего края скамейки; 3-4 — и. п.

5. И. п. — сед поперек, ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3-4 — то же, поворот налево.

6. И. п. — левая нога на скамейке, руки на пояс. 1-7
прыжки на правой; 8 — прыжком сменить положение ног; 9-
16
— то же на левой ноге.

Комплекс для учащихся II класса

1. И. п. — правая нога на скамейке в положении выпада. 1-2 — дугами вперед руки за голову, прогнуться, локти отвести назад — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

2. И. п. — о. с, скамейка впереди, руки на пояс. 1 — поста­вить на скамейку правую согнутую ногу; 2 — разгибая правую, толчком левой встать на скамейку; 3 — шагом правой назад со­гнуть левую на скамейку; 4 — поставить левую в и. п.; 5-8 — то же, начиная с левой ноги.

3. И. п. — стоя на скамейке продольно, руки на пояс. 1-3 — опуская руки вниз, пружинящие наклоны; 4 — и. п.

4. И. п. — сед продольно хватом за дальний край скамейки. 1-2 — поднять прямые ноги в положение сед углом; 3-4 — мед­ленно опустить в и. п.

5. И. п. — сед ноги врозь поперек, руки в стороны. 1 — пово­рот туловища направо, руки за голову; 2 — и. п.; 3-4 — то же, поворот налево.

6. И. п. — стойка ноги врозь у конца скамейки. Прыжки на двух ногах вдоль скамейки, закончив прыжки, двигаться шагом в и. п.

Комплекс для учащихся III класса

1. И. п. — сед ноги врозь поперек. 1-2 — дугами наружу ру­ки вверх, прогнуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.


2. И. п. — о. с, скамейка впереди. 1 — присед на носках, ру­ки на скамейку; 2 — разгибая ноги, упор стоя согнувшись; 3 — присед на носках, руки на скамейке; 4 — и. п.

3. И. п. — сед продольно, руки за голову. 1-3 — пружинящие наклоны к прямым ногам, руки вперед; 4 — и. п.

4. И. п. — упор присев, руки на скамейке продольно. 1 — толчком ног упор лежа; 2 — толчком ног упор присев.

5. И. п. — упор сидя на скамейке продольно. 1-2 — упор ле­жа сзади; 3-4 — и. п.

6. И. п. — сед ноги врозь поперек, руки на пояс. 1 — поворот туловища направо, руки к плечам; 2 — и. п.; 3-4 — то же с по­воротом туловища налево.

7. И. п. — правую на скамейку, руки на пояс. 1-7 — прыж­ки на левой, опираясь правой о скамейку; 8 — прыжком сме­нить положение ног; 9-16 — то же на правой.

Комплекс для учащихся средних классов

1. И. п. — стоя лицом к скамейке на расстоянии шага, руки к плечам. 1-2 — поставить левую прямую ногу на скамейку на но­сок, руки вверх — вдох; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же с правой ноги.

2. И. п. — стоя левым боком к скамейке, руки на пояс. 1 — поставить левую согнутую ногу на скамейку, ближе к дальнему краю; 2 — толчком правой встать на скамейку, руки вверх; 3 — шагом левой в сторону, встать на нее, правая, согнутая, на ска­мейке; 4 — приставить правую, руки на пояс; 5-8 — то же в другую сторону.

3. И. п. — сед ноги врозь поперек, руки вверх. 1 — наклон к левой ноге; 2 — и. п.; 3-4 — то же к правой ноге.

4. И. п. — сед ноги врозь поперек, зацепиться носками за края, руки на пояс. 1-2 — наклон назад (на соседа, сидящего сзади); 3-4 — сесть в и. п.

5. И. п. — сидя на полу, спиной к скамейке, согнутые руки на переднем крае скамейки. 1-2 — разгибая руки, упор лежа сза­ди; 3-4 — и. п.

 

6. И. п. — сидя на скамейке продольно хватом за дальний край. На каждый счет встречные движения прямыми ногами вперед, назад (»ножницы»).

7. И. п. — упор присев, руки на скамейке, ноги на полу. 1 — упор лежа; 2 — и. п.

8. И. п. — сидя продольно, ноги врозь, руки за голову. 1-2 — наклон вперед с поворотом налево, коснуться правым локтем левой ноги; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же с поворотом направо.


9. И. п. — стойка на скамейке в затылок друг другу. 1 — прыжок в стойку ноги врозь на полу, руки в стороны; 2 — прыжок в и. п.

Комплекс для учащихся старших классов (юноши)

1. И. п. — стоя лицом к скамейке, левую, согнутую, на ска­мейку, руки вперед. 1 — встать левой на скамейку, мах правой назад, руки вверх; 2 — приставить правую, дугами вперед руки назад; 3 — махом левой назад прогнуться, дугами вперед руки вверх; 4 — шагом левой назад, и. п., правая, согнутая, на ска­мейке; 5-8 — повторить с правой ноги.

2. И. п. — скамейка слева, левая согнута на скамейке. 1 — махом правой в сторону встать на скамейку, руки вверх, хлопок в ладони; 2 — приставляя правую, присед на скамейке, руки в стороны; 3 — встать, мах левой в сторону, руки вверх, хлопок в ладони; 4 — шагом влево, и. п., правая согнута на скамейке; 5—8 — то же в другую сторону.

3. И. п. — стойка ноги врозь поперек, скамейка между ног. 1 — наклон вперед, взяться руками за края скамейки; 2 -— от­толкнувшись ногами, упор присев на скамейке; 3 — соскок в упор стоя согнувшись, ноги врозь; 4 — и. п.

4. И. п. — упор сидя сзади лицом к скамейке, ноги на ска­мейке. 1 — упор лежа сзади; 2 — поворот налево в упор лежа боком; 3 — упор лежа сзади; 4 — и. п.; 5-8 — то же с поворо­том направо.

5. И. п. — сед продольно хватом за дальний край. 1 — сед уг­лом; 2 — согнуть ноги к груди; 3 — сед углом; 4 — и. п.

6. И. п. — упор стоя согнувшись, руки на скамейке, ноги на полу. 1 — упор лежа; 2 — согнуть руки; 3 — разогнуть; 4 — и. п.

7. И. п. — лежа спиной на полу, головой к скамейке, прямы­ми руками взяться за скамейку за дальний край снизу. 1-2 — поднять скамейку вперед и опустить на живот; 3-4 — опустить в и. п.

8. И. п. — скамейка справа, стойка ноги врозь, наклон впра­во, взявшись левой рукой за дальний, правой за ближний край скамейки. 1-2 — поднять скамейку вверх; 3-4 — поставить слева; 5—8 — то же в другую сторону.

9. И. п. — стоя лицом к скамейке, руки на пояс. 1 — прыжок через скамейку; 2-4 — три прыжка на месте с поворотом нале­во кругом; 5-8 — то же с поворотом направо кругом.


 


Комплексы упражнений на гимнастической стенке

Комплекс для учащихся средних классов

1. И. п. — стоя спиной к стенке, руки хватом за рейку за го­ловой. 1-2 — разгибая руки, прогнуться; 3-4 — и. п.

2. И. п. — стоя на третьей рейке, хват руками на уровне гру­ди. 1-2 — разгибая руки и сгибая левую ногу, коснуться пра­вой ногой пола; 3-4 — отталкиваясь правой ногой и сгибая ру­ки, и. п.

3. И. п. — стоя на полшага от стенки, хват согнутыми рука­ми на высоте плеч. 1-2 — разогнуть руки, спина прямая; 3-4 — и. п.; 5-6 — вис присев; 7—8 — и. п.

4. И. п. — стоя лицом к стенке. 1-2 — наклоняясь вперед, принять вис стоя сзади согнувшись; 3-4 — толчком двумя, сги­бая ноги, вис прогнувшись; 5-6 — опуститься в вис стоя сзади согнувшись; 7-8 — и. п.

5. И. п. — лежа на спине ногами к стенке, ноги слегка со­гнуть, носки под первой рейкой, руки на пояс. 1-2 — наклон вперед до прямого угла; 3-4 — и. п.

6. И.п. — вис стоя спиной к стенке. 1 — вис с согнутыми но­гами; 2 — вис углом; 3 — вис с согнутыми ногами; 4 — и. п.

7. И. п. — вис сидя спиной к стенке, ноги немного согнуты в коленях. 1-2 — разгибая ноги и опираясь руками о стенку, вис стоя прогнувшись; 3-4 — и. п.

8. И. п. — о. с, лицом к стенке на расстоянии одного шага. 1-2 — падая вперед, упор стоя на согнутых руках; 3-4 — отталки­ваясь, и. п.

9. И. п. — стоя ноги врозь на первой рейке, хват согнутыми руками на высоте плеч. 1-2 — разгибая руки, мах левой рукой в сторону с поворотом туловища налево; 3—4 — и. п.; 5—8 — то же в другую сторону.

10. И. п. — упор стоя, руки на уровне плеч. Бег на месте, вы­
соко поднимая колени.

Комплекс упражнений для юношей старших классов

1. И. п. — присед, лицом к стенке, руки вперед-вверх на рей­ке. 1 -2 — сгибая руки, встать, левую назад, прогнуться, 3-4 — и. п.; 5-8 — то же, правую назад.

2. И. п. — стоя лицом к стенке, хват на уровне пояса. 1-2 — присед на левой, правую в сторону; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же, присед на правой.


 

3. И. п. — вис стоя согнувшись сзади. 1-2 — вис прогнувшись с прямыми ногами; 3-4 — и. п.

4. И. п. — стойка ноги врозь на первой рейке, широкий хват сверху согнутыми руками на высоте плеч. 1-2 — разогнуть ру­ки, наклон вперед; 3 — резко выпрямиться, согнуть руки и пе­рехватить их на одну рейку ниже; 4-5 — повторить 1-2; 6 — по­вторить 3; 7-8 — повторить 4-5; 9-16 — обратными движения­ми возвратиться в и. п.

5. И. п. — лежа на спине, головой к стенке, хват за первую рейку. 1-2 — стойка на лопатках; 3-4 — и. п.

6. И. п. — вис спиной на гимнастической стенке. 1 — вис уг­лом; 2-3 — держать; 4 — и. п.

7. И. п. — стоя на расстоянии шага от стенки лицом к ней. 1-2 — упор присев на левой, правую назад на носок; 3-4 — махом правой и толчком левой стойка на руках с опорой пятками о стенку; 5-6 — держать; 7-8 — оттолкнувшись ногами от стен­ки, и. п.

8. И. п. — упор лежа на согнутых руках, ступни между 2-3-й рейками. 1-2 — разогнуть руки; 3-4 — и. п.

9. И. п. — стоя боком к стенке, хватом обеими руками на уровне головы. 1-2 — разгибая руки, прогнуться в сторону; 3-4 — и. п.; 5—8 — то же в другую сторону.

10. И. п. — упор стоя, хватом на уровне плеч. 1 — прыжок на
третью рейку в вис присев; 2 — соскок в и. п.

Вопросы и задания

1. Приведите классификацию общеразвивающих упражнений по анатомическому признаку.

2. Перечислите основные задачи, решаемые с помощью ОРУ.

3. Методы развития (воспитания) силы, преимущественно ис­пользуемые в работе с детьми школьного возраста.

4. Перечислите виды проявления и методы развития гибкости.

5. Перечислите основные и промежуточные положения рук.

6. Перечислите положения с согнутыми руками.

7. Перечислите положения ног и движения ими.

8. И.п. в стойках.

9. И.п. в приседе.

 

10. И.п. в выпадах.

11. Перечислите виды наклонов.

12. И.п. в седах и положениях лежа.

13. И.п. в смешанных упорах.

14. Перечислите все виды равновесий.


 




I

15. Перечислите разновидности шпагатов и мостов.

16. Каким образом записываются ОРУ?

17. Перечислите формы записи ОРУ.

18. Перечислите способы обучения ОРУ.

19. Перечислите способы выполнения ОРУ.

Литература

БрыкинА. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 70 с.

Борковский А. С. Комплексы гимнастических упражнений для на­чальной школы. — 2-е изд., дораб. — Минск: Нар. Асвета, 1978. — 62 с.

Буц Л. М. Для вас, девочки. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Физ­культура и спорт, 1988. — 176 с.

Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических ка­честв. — 3-е изд., пер. и доп. — Минск: Высшей шк., 1985. — 255 с.

Жужиков В. Г. 650 гимнастических упражнений. — М.: Физкульту­ра и спорт, 1970. — 88 с.

Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методы воспитания. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.

Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. — М.: Советский спорт, 1991. — 64 с.

Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 176 с.

Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике: — М.: Физ­культура и спорт, 1989. — 224 с.

Петров П. К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнасти­ки в школе: Учеб. пособие. — Ижевск: Из-во УдГУ, 1995. — 164 с.

Система подготовки юных гимнастов: Метод, пособ. для студентов ГЦОЛИФКа: Материалы по программированному обучению / Сост. А. М. Шлемин, П.К. Петров. — М.: ГЦОЛИФК, 1977. — 97 с.

Система подготовки юных гимнастов: Метод, пособ. / Сост. А. М. Шлемин, П. К. Петров. — М.: ГЦОЛИФК, 1977. — 39 с.


Глава 6. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ ГИМНАСТИКИ

В методике проведения уроков основной гимнастики в шко­ле традиционные средства (от общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами до упражнений в висах и упорах на снарядах и оборудовании), конечно же, остаются базовыми. Однако ряд причин обусловливает появление новых и нетради­ционных в массовом физкультурном движении видов двига­тельной активности. К таким видам можно отнести ритмиче­скую (аэробику) и атлетическую (бодибилдинг) гимнастики, их сочетание (шейпинг), стретчинг, ушу, хатха-йогу, дыха­тельную гимнастику и гимнастику для глаз, а также гимна­стику, направленную на укрепление мышечных групп, играю­щих большую роль в выполнении функций материнства у де­вушек, и гимнастику, связанную с сексуальным здоровьем мужчин. Несомненно, использование упражнений нетрадици­онных видов гимнастики на уроках физической культуры в школе придаст уроку новую эмоциональную окраску, будет способствовать его оживлению, повысит интерес учащихся к занятиям гимнастикой, даст определенные знания и умения в использовании этих средств в самостоятельных занятиях, про­филактике болезней и улучшении здоровья после окончания школы. Однако следует подчеркнуть, что характерные упраж­нения нетрадиционных видов гимнастики не должны заме­нять программные занятия, а только дополнять их, давать воз­можность для обновления и расширения их содержания, ис­пользования в качестве домашних заданий.



6.1. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (БОДИБИЛДИНГ)

Помимо широко известного названия «культуризм», спортив­ный атлетизм все чаще называют термином, привычным на За­паде, «бодибилдинг» (англ. bodybuilding — телостроительство). Атлетическая гимнастика — это система упражнений с раз­личными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажеров), направленная на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения. Обилие упраж­нений и возможность дозировать нагрузки делает это важное средство оздоровления доступным для людей всех возрастов. В настоящее время в развитии атлетической гимнастики можно выделить два направления — массово-оздоровительное и спор­тивное. Несмотря на то что атлетическая гимнастика всегда привлекала молодежь, до определенного времени она не могла получить официального признания в нашей стране, особенно это касается ее спортивного направления. Сегодня оно пережи­вает новое рождение. Прежде всего это связано с признанием к 1987 г. атлетизма как вида спорта и созданием самостоятельной федерации атлетической гимнастики. Соревнования проводят­ся по двум видам: силовому троеборью и атлетическому позиро­ванию (обязательная и произвольная программы). Но для заня­тий атлетической гимнастикой в школе наиболее пригодным является массово-оздоровительное направление.

Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в основную часть урока гимнастики со школьниками среднего и старшего возраста любого уровня подготовленности. ' Итак, с чего же начинать? Как указывают специалисты, не­обходимо начинать с вводного комплекса, который пригоден для школьников с десяти до шестнадцати лет. Упражнения это­го комплекса, прежде всего, направлены на укрепление основ­ных мышечных групп, без чего нельзя в дальнейшем добиться каких-либо успехов. В комплекс включаются всего четыре уп­ражнения.

1. Подтягивание в висе на перекладине.

Техника выполнения. Подтягивание выполняется хватом сверху чуть шире плеч. Ноги держать скрестно. В таком поло­жении они не будут «подрабатывать», т. е. помогать. Локти приближены к корпусу. Подтягивание считается выполнен­ным, если подбородок достиг верхнего уровня перекладины. Опускаться в и. п. нужно медленно, а не рывком, так как усту­пающая работа мышц не менее полезна, чем преодолевающая.


Основная направленность упражнения: развивает сгибатели («бицепсы») и частично грудные, в зависимости от ширины хва­та, верхние или нижние пучки широчайшей мышцы спины. Ес­ли хват будет широким, то больше будут работать верхние пуч­ки, если узким, то нижние пучки.

Дозировка: 15-20 раз в общей сложности за несколько подхо­дов. При этом в первом подходе необходимо выполнить наиболь­шее количество подтягиваний, после чего следует краткий от­дых и снова подтягивание. В перерывах между подходами необ­ходимо выполнять упражнения на расслабление и гибкость.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Техника выполнения. Руки на ширине плеч или чуть шире, кисти направлены пальцами вперед. Плечи располагаются над кистями. Корпус прямой, подбородок приподнят, если его опус­тить — согнется спина. Делая упражнение, следить за тем, что­бы грудь опустилась к кистям, а руки шли вдоль туловища, слегка касаясь его. При широком разведении локтей вся нагруз­ка переносится на руки, что затрудняет выполнение упражне­ний. Не менее грубой ошибкой является и опускание плеч к кистям. Плечи при сгибании рук должны быть впереди кистей.

Основная направленность упражнения: тренирует грудные мышцы, разгибатели рук («трицепсы») и передние пучки дель­товидных мышц.

Дозировка: 40-50 раз в общей сложности с минимальными перерывами между подходами.

3. Приседание с выпрыгиванием.

Техника выполнения. И. п. — ноги врозь или чуть шире плеч, носки развернуты, руки в сцеплении за голову. Не наклоняясь, не опуская головы и не отрывая пяток от пола, присесть и встать. Если в этом положении приседать неудобно, что целиком зависит от гибкости, ноги следует поставить в более широкую стойку и развести носки. Такое положение тела целесообразно также и по­тому, что в дальнейшем это упражнение перерастет в приседания с отягощением на плечах. После того как найдено наиболее удоб­ное положение, производится выпрыгивание. Опускаться после прыжка надо с носка на всю ступню, мягко, по-кошачьему. При выполнении серии приседаний с выпрыгиванием внимание кон­центрировать на стремлении выпрыгнуть как можно выше, ста­раясь как бы «зависнуть» в воздухе.

Основная направленность упражнения: при его выполнении работают преимущественно разгибатели ног и туловища. По сравнению с обычным приседанием оно дает дополнительную нагрузку взрывного характера.

8 Методика преподавания *-%пс

гимнастики в школе S/Т\


Дозировка: выполнять в три подхода: первый — 20, вто­рой — 15 и третий — 10 раз. Отдых между подходами мини­мальный.

4. Из положения лежа на спине сгибание туловища.

Техника выполнения. И. п. — лежа на полу, руки вверх. При сгибании прямые руки и ноги идут навстречу друг другу, кос­нуться ладонями пальцев ног. Корпус также отрывается от по­ла. Учащийся как бы складывается пополам.

Основная направленность упражнения: тренирует одновре­менно верхние и нижние пучки прямых мышц живота.

Дозировка: 30 раз в общей сложности за несколько подходов с минимальным отдыхом между подходами.

При выполнении комплекса хорошо физически развитые мальчики и юноши старшего возраста могут увеличить нагруз­ку. Ребята, которые не могут подтянуться ни разу, выполняют частичное подтягивание. В конечном итоге важно регулярное целенаправленное мышечное напряжение, а не количество под­тягиваний на сегодняшний день. Самые же ценные моменты тренировки — это те, когда учащиеся делают движение через «не могу». Предложенный вводный комплекс желательно вы­полнять не менее трех раз в неделю (2 раза на уроках физкуль­туры, один раз дома) в течение трех месяцев.

После того как вводный комплекс освоен, можно перейти к более сложному варианту комплекса, включающему следую­щие упражнения:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях.

Техника выполнения. Ноги, как и при подтягивании, дер­жать скрестно. Вниз опускаться до полного сгибания рук, впе­ред не наклоняться, корпус держать вертикально.

Основная направленность упражнения: развивает трицепсы, передние пучки дельтовидных мышц и особенно грудные мыш­цы, придавая им красивые очертания. Когда при сгибании рук корпус выходит назад, больше «работают» грудные мышцы. Ес­ли необходимо укрепить мышцы рук, то корпус следует дер­жать вертикально.

Дозировка: для учащихся среднего школьного возраста вы­полнить в общей сложности 20 раз, для старшего возраста — 30 раз. Как и в других случаях, в первом подходе выполнить мак­симальное количество повторений.

2. Лазанье по канату без помощи ног.

Техника выполнения. При лазанье канат находится между ног, перехват выполнять поочередно, стараясь за каждый пере­хват преодолеть наибольшее расстояние.


Основная направленность упражнения: укрепляет мышцы кисти и предплечья, бицепсы, грудные мышцы.

Дозировка: вначале выполнять в свободном темпе один-два раза с небольшим отдыхом. При уверенном лазанье можно вы­полнять лазанье на скорость 2-3 раза с небольшими перерывами.

3. Подъем ног в висе на перекладине или гимнастической
стенке на максимальную высоту.

Техника выполнения. Сначала подъем ног можно выполнять с полусогнутыми ногами, но по мере тренированности старать­ся выполнять упражнение с прямыми ногами. Темп выполне­ния — максимальный. Если, выполняя упражнение, ученик на­чинает раскачиваться, то необходимо медленнее опускать ноги. На перекладине упражнение выполнять легче.

Основная направленность упражнения: развивает нижние пучки прямых мышц живота.

Дозировка: 3 подхода по 10 повторений для учащихся сред­них классов и по 15 повторений для старших классов. Тем уча­щимся, кто не может выполнить упражнение, следует больше сгибать ноги, но важно стараться поднимать их до конца.

4. Подъем корпуса из положения лежа на спине.
Техника выполнения. И. п. — лежа на спине, руки за голову,

ноги закрепить за нижнюю рейку гимнастической стенки или их может удерживать партнер. Поднимать и опускать туловище в максимальном темпе. Упрощенный вариант: руки держать пе­ред грудью или вытянуть вперед. Усложненный вариант: руки вверх, можно использовать небольшое отягощение.

Основная направленность упражнения: развивает верхние пучки прямых мышц живота.

Дозировка: три подхода по 15 повторений для учащихся сред­них классов и 25 повторений для старших классов.

5. Ходьба с отягощением.

Техника выполнения. Можно выполнять в паре с партнером за спиной или на плечах.

Основная направленность упражнения: тренирует силовую выносливость мышц ног.

Дозировка: преодоление расстояния 15-20 м в 2-3 подхода. После освоения этих упражнений можно использовать комби­нированный вариант, состоящий из отдельных упражнений первого и второго комплексов. Такой комплекс может включать следующие упражнения:

1. Подтягивание на перекладине — 20 раз.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях — 20 раз.

3. Приседание с выпрыгиванием — 25-20-15 раз.


4. Подъем ног в висе до касания перекладины — 3 х 10 раз.

5. Подъем корпуса из положения лежа на спине — 3 х 10 раз. Эти упражнения наиболее эффективно выполнять способом

круговой тренировки. Упражнения заканчивать прыжками через скакалку, которые укрепляют сердечно-сосудистую сис­тему.

После освоения этих упражнений учащимся старших классов можно давать комплекс для развития силы и увеличения мы­шечной массы.

1. Подтягивание на перекладине.

Техника выполнения и дозировка. Упражнение выполняется в четырех подходах по 6 повторений. Первый подход — широ­ким хватом до касания перекладины затылком. Второй под­ход — средним хватом сверху. Третий подход — хватом сверху, кисти вместе. Четвертый подход — средним хватом снизу.

Основная направленность упражнения: тщательная прора­ботка всех пучков широчайших мышц спины. Кроме того зна­чительная нагрузка приходится на сгибатели рук и грудные мышцы.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях.
Техника выполнения и дозировка. Упражнение выполняется

в четырех подходах по 6 повторений. Если указанное количест­во повторений выполняется без особый усилий, то необходимо применить отягощения.

3. Упражнения для мышц живота.

Техника выполнения и дозировка. Первое упражнение — поднимание и опускание туловища, руки за головой, ноги в ко­ленях слегка согнуть — выполняется в трех подходах по 15 раз из положения лежа на скамейке, поставленной под углом к гим­настической стенке, ступни закреплены за рейку. Второе уп­ражнение — поднимание ног до вертикального положения — выполняется из положения лежа на наклонной скамейке хва­том руками за рейку. При опускании ноги не доносить до ска­мейки. Дозировка та же, что и для первого упражнения. В обо­их упражнениях величина нагрузки регулируется углом накло­на скамейки. Упражнение можно выполнять с отягощением.

4. Приседания.

Техника выполнения и дозировка. Встать лицом к стенке и поставить кулаки прямых рук на стенку примерно на уровне пояса. Выполнить приседание на носках, не наклоняя корпуса вперед, не сгибаясь в тазобедренных суставах, даже несколько прогнувшись в пояснице. Колени приближаются к полу, но не касаются его. Тяжесть тела на руки не передавать, руки только


помогают сохранять равновесие. Выполнять три подхода по 8 повторений. Упражнение можно усложнить, если не касаться кулаками стены, а браться руками за пятки. В этом случае пре­красно тренируется и равновесие.

Для проработки отдельных мышц используются амортизато­ры, штанги, гири, гантели и специальные тренажеры. Так, на­пример, для развития боковых пучков дельтовидной мышцы можно рекомендовать следующее упражнение: и. п. — стоя на середине амортизатора, концы в опущенных руках; 1 — амор­тизатор дугами наружу, руки вверх; 2 — и. п. Упражнение не­обходимо выполнять в 2-3 подхода, в каждом подходе по 12-15 повторений до отказа. Для этой цели амортизатор необходимо предварительно натянуть так, чтобы возможность повторить упражнение в одном подходе не превышала 12-15 раз. Подоб­ные упражнения можно подобрать для развития почти всех групп мышц и отдельных пучков.

В последние годы атлетическая гимнастика довольно активно используется и в занятиях с женщинами и девушками. Извест­но, что мышечная масса составляет примерно треть от веса тела. Но особенности строения тела женщины заключаются в том, что конечности у нее короче, а позвоночник длиннее, чем у мужчи­ны. Вес снарядов для девушек должен быть гораздо меньше, а увеличение объема и интенсивности нагрузок более плавным, чем у юношей. Основная цель атлетической гимнастики для де­вушек — это улучшение общей физической подготовки, укреп­ление здоровья, гармоничное физическое развитие, достижение красивых форм. Упражнения с отягощением позволяют дать на­грузку на отстающие в развитии отдельные группы мышц, ис­править или даже устранить приобретенные и врожденные де­фекты телосложения (О- или Х-образное искривление ног, впа­лая грудь, тонкие или очень толстые бедра, плоский таз, сутулая спина). Школьный возраст является весьма благоприятным для решения этих задач. Так, например, уменьшение Х- или О-образ-ности связано с выработкой навыков принятия и удержания нор­мального положения ног (в коленных суставах), которые закре­пляются путем развития соответствующих мышц.

При О-образных ногах рекомендуются следующие упражне­ния:

1. Ходьба на внутренних сводах стоп.

2. И. п. — стоя на коленях, ноги врозь, носки повернуты на­ружу, руки на пояс. Сесть на пол, стараясь коснуться пола яго­дицами, выполнить 2-3 пружинящих покачивания и вернуть­ся в и. п. Дозировка: 3-5 подходов по 8—12 повторений.


 




3. И. п. — стойка ноги врозь. Приседания со сведением коле­ней с удержанием гантелей 2-5 кг. Дозировка: 2-5 подходов по 8-12 повторений.

4. И. п. — стойка ноги врозь на носках на бруске высотой 4-7 см, пятки разведены, гантели весом 2-5 кг к плечам. Поднять­ся на носки и вернуться в и. п. Дозировка: 3-5 подходов по 12-15 повторений.

Для девушек с Х-образными ногами упражнения должны подбираться так, чтобы при их выполнении колени разводились наружу.

1. Ходьба на внешних сторонах стоп.

2. И. п. — стойка ноги скрестно (вариант: носки вместе, пят­ки врозь), приседания «по-турецки» — разводя колени. Дози­ровка: 2-5 подходов по 6-12 повторений.

3. И. п. — стойка на бруске высотой 4-7 см, пятки вместе, носки широко разведены, гантели весом 2-5 кг к плечам. Под­няться на носки и вернуться в и. п. Дозировка: 3-5 подходов по 10-15 повторений.

Форма икр определяется размерами головок икроножной и камбаловидной мышц, т. е. мышцами задней поверхности голе­ни. Если, например, вы захотите сделать худые голени более объемными, то достаточно будет увеличить количество повторе-, ний в упражнениях, связанных с подъемами на полупальцы, подскоками. Однако выделим одну особенность: икры будут толще сверху и тоньше снизу, если при выполнении упражне­ний на бруске в 5-7 см вы будете опускаться лишь до горизон­тального положения стопы, а не до пола. И наоборот, если вы хотите расширить икры снизу, надо от пола подниматься до го­ризонтального положения стопы.

Достаточно высока эффективность упражнений, направлен­ных на совершенствование форм бедер. При худых бедрах мож­но подобрать упражнения для увеличения передней и задней по­верхностей. Так, для передней поверхности бедер можно ис­пользовать следующие упражнения:

1. И. п. — сидя на стуле или возвышенности, гантели или отягощение привязаны к стопам, руки согнуты перед грудью. Поочередное разгибание ног (в коленном суставе) до горизон­тального положения. Темп средний или медленный, 3-5 подхо­дов по 10-12 раз, вес отягощения — 2-5 кг.

2. И. п. — стоя, отягощение закреплено к стопам, руки на по­яс. Поочередное поднимание бедер до горизонтального положе­ния (голень при этом остается в вертикальном положении). 3— 5 подходов по 10-12 раз, вес отягощения — 2-6 кг.


 

3. И. п. — встать на расстоянии примерно 25-35 см от стен­ки, прижаться к ней спиной. Присесть до горизонтального по­ложения бедер и постараться удержать эту позу как можно дольше. Повторить 3-6 раз с интервалом примерно в 1 мин. По­сле каждого повторения походить, встряхивая мышцы ног. Ес­ли со временем учащиеся смогут сохранять положение приседа в течение 20-30 с, то можно усложнить упражнение, взяв ган­тели.

4. И. п. — стойка ноги врозь, руки с гантелями на пояс (к пле­чам, вверх, скрещены за спиной и т. п.). Приседания на всей ступне (или на носках). 3-5 подходов по 8-12 раз, вес ганте­лей — 2-8 кг.

Примерные упражнения для совершенствования задней по­верхности бедер представлены ниже:

1. И. п. — лежа на животе (на полу, на наклонной скамейке, головой вверх), отягощения привязаны к стопам. Поочередное сгибание ног до вертикального положения голеней. 3-5 подхо­дов по 8-12 раз, вес отягощения — 2-5 кг.

2. И. п. — о. с, отягощения привязаны к стопам. Поочеред­ное сгибание ног в коленном суставе (назад) до горизонтально­го положения голени (бедро сгибаемой ноги стараться не дви­гать). 3-5 подходов по 8-10 раз, вес отягощений — 2-5 кг.

3. И. п. — стоя спиной к какой-нибудь горизонтальной пере­кладине, укрепленной на высоте коленного сустава. Поочеред­но пяткой каждой ноги пытаться «поднять» препятствие. По­вторить 3-4 раза каждой ногой по 8-10 с. После каждого повто­рения встряхнуть мышцы бедра, отдохнуть 40-60 с.

Недостаток мышечной массы на внутренней части бедра соз­дает впечатление кривизны ног, нарушает гармоничность физи­ческого развития. Приводящие мышцы бедра развивают уп­ражнения в преодолении сопротивления при сведении ног вме­сте.

При «плоских» ягодицах рекомендуются следующие упраж­нения:

1. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты к полу, носки развернуты наружу. Поднять таз вверх, удерживать это положение 8-15 с, вернуться в и. п. Дыхание свободное, повторить 10-12 раз.

2. И. п. — лежа на животе, отягощение привязано к стопам. Поочередное поднимание ног назад-вверх до предела с поворо­том носков наружу. 2-5 подходов по 10-15 раз. Вес отягоще­ния — 1-3 кг. Можно выполнять это упражнение лежа на ска­мейке с опусканием ног ниже ее уровня.


 


3. И. п. — стоя на коленях, ноги врозь, носки наружу. Проги­бания назад, стараясь коснуться затылком пола (на пол не са­диться). 2-4 подхода по 5-8 раз.

4. И. п. — о. с, отягощения привязаны к стопам. Поочеред­ное отведение ног назад-вверх с поворотом носков наружу. 3-5 подходов по 8-10 раз каждой ногой. Вес отягощений — 2-5 кг. Чередовать медленное («силовое») и быстрое («маховое») вы­полнение.

Одним из показателей здоровья и красивой фигуры девушки является состояние талии, которое зависит от развития прямых и косых мышц живота. К упражнениям, укрепляющим эти мышцы, можно отнести следующие:

1. И. п. — лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены. Поднять голову и плечи. Держать 3-5 с и опустить.

2. И. п. — вис на перекладине или гимнастической стенке. Подтягивание коленей к животу (2-3 подхода по 10-12 раз). Ва­рианты: поднимание прямых ног выше уровня таза; до касания носками перекладины; с одновременным отведением их влево и вправо поочередно.

3. И. п. — лежа на спине, руки в стороны, ладони вниз, ноги подняты под углом 90°. Положить ноги на пол справа, поднять и положить слева. 2-3 подхода по 10-12 раз.

4. И. п. — лежа боком на полу, руки закреплены. Подъемы прямых ног в стороны. 2-3 подхода по 10-12 раз. Можно вы­полнять с отягощением на ногах.

Красивый бюст — важное достоинство женской фигуры. Фор­ма груди определяется целым рядом факторов. Так, малый раз­мер молочной железы усугубляется плоской или впалой груд­ной клеткой, сутулой спиной. Некоторым не нравится большой размер груди из-за жировых отложений. Женщин в возрасте огорчает дряблая грудь. Во всех случаях можно добиться опре­деленных успехов. Большое значение в улучшении формы бюс­та имеют упражнения, посредством которых можно укрепить и развить грудные мышцы.

Для увеличения бюста надо с помощью специальных упраж­нений увеличить объем грудных мышц (упражнения выполня­ются в медленном и среднем темпе, в 5-6 подходах с макси­мальным количеством повторений каждого упражнения 8-10 раз и отдыхом между подходами 1,5-2 мин). Эти же упражне­ния, выполняемые в другом режиме (в быстром темпе в 3-4 под­ходах с максимальным количеством повторений каждого уп­ражнения 12-20 раз и отдыхом между подходами 40-60 с), по­зволяют освободиться от лишних жировых отложений, кото-


рые, скапливаясь между мышцами и грудными железами, так­же деформируют грудь.

Кроме того, для улучшения формы груди необходимо следить за осанкой, постоянно держать грудную клетку приподнятой. Примерные упражнения для улучшения формы бюста:

1. И. п. — лежа на полу, положив под лопатки упругий мяг­кий валик, гантели вперед. Руки в стороны, несколько сгибая их в локтях (вдох). Возвращаясь в и. п., выдох. Более физиче­ски подготовленные могут выполнять это, второе и третье уп­ражнения, опираясь лопатками о гимнастическую скамейку или табуретку.

2. И. п. — лежа на полу, гантели в стороны. Свести руки впе­ред-книзу над бедрами (выдох). Вернуться в и. п. — вдох.

3. И. п. — лежа на полу, подложив под лопатки мягкий, уп­ругий валик, гантели вниз над бедрами. Поднимая гантели вверх, опустить за голову (вдох), возвращаясь в и. п. — выдох.

4. И. п. — упор лежа на полу. Тело удерживать над полом, опираясь только ладонями и носками, смотреть вперед. Сгиба­ние и разгибание рук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 10043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.