Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика




На протяжении двух миллионов лет направления хозяйства первобытных людей практически не менялись. Охота и собирательство были основными занятиями древнейших и древних гоминин. В ашельскую эпоху объектом были и мелкие животные, и такие крупные, как олени, газели, дикие лошади, носороги. В мустье практикуется и охота на бизона, мамонта. Мелких животных ловили руками, с помощью дубин, палиц, а для ловли крупных использовали копья, ловчие ямы. Туши животных разделывали на месте убийства и необходимые части их, шкуры, кость переносили на стоянку. В позднем палеолите загонная охота остается основным источником добычи пищи. В тропической зоне велась охота на гиппопотамов, тапиров, антилоп, диких быков, слонов, в северных районах охотились на лошадей, львов, мамонтов, бизонов, носорогов, в высокогорных районах главным объектом охотничьей добычи были горные козлы. С изменением климата вследствие потепления и таянья ледников (10 – 12 тыс. лет назад), т.е. с наступлением новой геологической эпохи – голоцена – меняются флора и фауна. Вымирают крупные «холодолюбивые» животные – мамонт, шерстистый носорог. Для охоты на мелких животных и птиц используются лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной охотой получила развитие индивидуальная с засадами и скрадыванием, была приручена собака. Шире стало практиковаться рыболовство с помощью крюков, сетей, вершей, запруд. Об этом свидетельствуют многочисленные находки костяных и роговых острог, гарпунов, крюков, остатков сетей в Оленеостровском могильнике, на стоянках Вис I, II, на стоянках Лубанской долины, Восточного Прионежья. Совершенствуется собирательство съедобных кореньев, злаков, плодов, водорослей, моллюсков, яиц, насекомых, личинок. Орудием этого промысла были заостренная палка-копалка, иногда утяжеленная специальным грузом, скребки для вскрытия раковин с моллюсками, куранты для дробления орехов, яиц, злаков, растирания кореньев.

Простое присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыбаков позволяло получать лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение – избыточный продукт. Поэтому для праобщины и раннепервобытной общины были необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее распределение.

В коллективной собственности находились, очевидно, прежде всего промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т.д., как это отмечено у австралийцев. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные же орудия труда: топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения – являлись личной собственностью, о чем свидетельствуют захоронения верхнего палеолита в Сунгире с большим количеством оружия и орудий труда и богатой, расшитой подвесками одежды. В мезолитическом Оленеостровском могильнике орудия труда и украшения содержатся практически во всех погребениях.

Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным или равнообеспечивающим. Суть такого распределения заключалась в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нем продукта исключительно в силу принадлежности к нему. Каждый имел право на долю общественного продукта, но она не поступала ни в его собственность, ни в его распоряжение. Он мог ее только потребить. Ярким примером такого дележа был прием распределения и одновременно потребления пищи у некоторых групп эскимосов. Большой кусок мяса шел по кругу. Каждый отрезал от него такую порцию, которую мог взять в рот, и передавал следующему, который проделывал то же самое, и таким образом кусок циркулировал, пока его не съедали.

С дальнейшим развитием производственных сил и появлением избыточного продукта возникла реальная возможность использования продукта членами коллектива и для иных целей – и прежде всего дарения. Дарообмен как первая форма обмена первоначально осуществлялся лишь между членами разных коллективов. Вещи стало возможным не только потреблять, но и дарить, а значит, распоряжаться ими. Вся добыча первоначально поступала в распоряжение коллектива, и человеку выделялась его доля вне зависимости от того, участвовал ли он в данной конкретной охоте или рыбной ловле, т.е. происходил раздело-дележ. Затем происходило перераспределение продукта в результате дарения, даче-дележа. Дележ производился уже в зависимости от участия в коллективной охоте или рыбной ловле. Продукты же одиночной охоты подлежали раздаче-дележу. Охотник, вернувшийся с охоты, делился добычей с другими членами коллектива, выступал в роли давателя. Первоначально человек оценивался как добытчик, а затем как даватель. Чем больше он давал, тем большим уважением пользовался. Стремление добиться общественного признания толкало человека к тому, чтобы больше производить, а значит, больше дарить. Идеалом была щедрость. Такая ситуация тормозила развитие перераспределения избыточного продукта в пользу более удачливого добытчика, но она обусловлена появлением развившейся на этапе позднеродовой общины престижной экономики.

На стадии первобытной общины в неолите происходит переход к производящему хозяйству, развиваются земледелие и скотоводство. Правда, далеко не все неолитические коллективы перешли к производящему хозяйству. Сам переход был постепенным, а его последствия, обусловившие огромные преимущества земледельческо-скотоводческих коллективов над охотничье-рыболоведческими, сказались далеко не сразу. Тем не менее понятие неолитическая революция (аграрная революция), введенное Г. Чайлдомв 20-е гг. XX в., достаточно ярко выражает процесс перехода к земледелию и скотоводству как к кардинально новым типам хозяйственной деятельности. Технологические предпосылки этой длительной революции выросли в палеолите, когда население уже освоило навыки размельчения, затем растирания зерен, консервации продуктов питания в так называемых хозяйственных ямах, начинало использовать собак. Именно этот фактор – кумулятивного развития технологии – Дж. Мелларти Р. Брейдвудсчитают основным в переходе к производственному хозяйству. Сторонники религиозной теории доместикации видят истоки ее исключительно в сфере эволюции религиозных ритуалов. Среди факторов, ведущих к производящему хозяйству, могли быть и требования престижной экономики (Б. Бендер). Большинство исследователей считают основным мотивом этой трансформации хозяйственные потребности. Но и они понимаются по-разному: в домашних животных и растениях одни видят источник питания, другие считают, что животные использовались под вьюк или как манщики на охоте, а растения как сырье для домашних производств, украшений, косметики, ядов, целебных снадобий. С конца XIX в. возникла идея о развитии скотоводства на базе содержания животных-любимчиков. Большая часть сторонников хозяйственной теории объясняют переход к производящему хозяйству кризисной ситуацией.

Накопленные технологические навыки могли проявиться лишь в силу суровой необходимости – в условиях экономического кризиса, в обстановке роста народонаселения. Но это происходило лишь в тех районах мира, где имелся благоприятный экологический фон, т.е. там, где обитали растения, способные дать высокоурожайные культурные виды и разновидности, иначе – в некоторых локально ограниченных районах, где и возникли первичные очаги становления производящего хозяйства. Впервые идея первичных очагов, или центров возникновения земледелия была обоснована Н. И. Вавиловым. Основные положения его концепции нашли подтверждение в ходе последующих исследований, проводимых ботаниками, зоологами, археологами. Современные археологические данные позволяют выделить несколько первичных очагов становления производственного хозяйства. Это Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Мезоамерика и андийская область Южной Америки.

Древнейшим в Передней Азии можно считать горный район Загроса, где была распространена верхнепалеолитическая культура типа зарзи, население которой занималось охотой на козлов и газелей и собирательством съедобных улиток. Исследование стоянок Шанидар и Зави-Чеми-Шанидар (9217 – 300 гг. до н.э.) показало высокий процент молодых особей овцы, что может означать начальные этапы доместикации. Многочисленные зернотерки, песты-куранты, костяные основы серпов свидетельствуют об обработке растительной пищи. Население Зави-Чеми-Шанидар вело полуоседлый образ жизни, с чем связано наличие овальных в плане жилищ, основание которых выложено из булыжников. Аналогичные комплексы были широко распространены в горах Загроса в IX – VIII тыс. до н.э. Таковы стоянки Телль-Малефаат с землянками овальной формы и Карим-Шахир, в индустрии которого значительное место занимают вкладыши серпов и поделки из необожженной глины, Али-Кош с глинобитными стоянками, наличием зерен окультуренной пшеницы и двухрядного ячменя.

В VII – VI тыс. до н.э. в горах Загроса окультурены два вида пшеницы – эммер и двузернянка, ячмень, чечевица, горох. К числу домашних животных относятся коза и овца, позже свинья. Эти данные хорошо документированы материалами раскопок поселений Джармо (VII – VI тыс. до н.э.), Али-Кош, скотоводческих стойбищ Кунджи, Тепе-Гуран (нижние слои). Общины, спустившиеся на Месопотамскую равнину, были вынуждены развивать в первую очередь земледелие, быстро становящееся поливным. Этот процесс хорошо прослеживается на примере памятников хассунской культуры VI тыс. до н.э. Они распространены на иранском плато и в междуречье Тигра и Евфрата. Раскопки поселения Тель-Эс-Севан около Багдада показали, что поселение, стоящее на первых ступенях цивилизации, занималось интенсивным земледелием. Окультурены были 3 вида пшеницы, лен и 4 вида ячменя.

В Малой Азии переход к земледелию и скотоводству произошел во второй половине IX – начале VIII тыс. до н.э. Население поселков VIII тыс. до н.э. Чайеню-Тепези и Тель-Магзалия выращивало ячмень, пшеницу-однозернянку и эммер, разводило коз и овец, строило многокомнатные глинобитные дома.

В VII – первой половине VI тыс. до н.э. на основе комплексной экономики охотников, собирателей и земледельцев складывается оседло-земледельческая культура Чатал-Гуюка. В нижних слоях в Чатал-Гуюке представлены домашние овца и коза, возможно, одомашнивались быки. Основу хозяйства составляло земледелие. В ту пору здесь культивировались 14 видов растений, среди них главную роль играли пшеница-однозернянка и двузернянка, шестирядный голозерный ячмень и горох.

В Палестине и Сирии зарождение элементов новой экономики просматривается в материалах мезолитической натуфийской культуры XI – IX тыс. до н.э. Натуфийцы практиковали регулярные сборы дикорастущих злаков, приручали козу, быка, возможно, свинью. На базе Натуфа складывалась яркая культура докерамического неолита Иерихона (VIII тыс. до н.э.), которая дала прямые данные о земледелии. В этот период одомашнены свинья, овца, бык, домашний кот.

В Северо-Восточной Африке в конце палеолита в некоторых районах Верхнего Египта и Нубии в XVI – XIII тыс. до н.э. возникают крупные долговременные стоянки, население которых имело довольно развитую социальную организацию. Главной растительной пищей здесь был ячмень, который собирали жатвенными ножами, обрабатывали с помощью ступок, терочников и пестов. В мезолите изменение природной обстановки привело к затуханию собирательской активности, к концу VII тыс. до н.э. в районе Набта Плайя возникли ранненеолитические поселки, жители которых уже выращивали ячмень. На рубеже VII – VI тыс. до н.э. они начали выращивать эммер и разводить крупный рогатый скот, а к концу VI тыс. до н.э. здесь появились козы и овцы. Скотоводством занималось и ранненеолитическое население оазиса Харга, а также дельты Нила.

Формирование земледельческого комплекса Юго-Восточной Азии и Южного Китая с его основными компонентами – ямсом, таро и рисом – началось в раннем голоцене, когда здесь жили носители хоабинской культуры, ареал распространения которой совпал с областью, с которой ботаники связывают доместикацию ряда животных и растений. Восточноазиатский земледельческий очаг охватывает Северный Китай, Монголию, Дальний Восток. Открыты поселения VII – VI тыс. до н.э., население которых выращивало чумизу. Население культуры Яншао культивировало просо, разводило свиней и собак.

К первичным очагам раннего земледелия относят и долину Ганга, где в VII – V тыс. до н.э. проживало неолитическое население, занимавшееся рисоводством и разведением крупного рогатого скота.

В древней Америке возникли несколько самостоятельных очагов первобытного земледелия. Наибольшее распространение получили две земледельческие системы: одна, основанная на выращивании маиса, тыквы, фасоли, другая – на разведении маниока. Раннее земледелие включало и такие растения, как батат, перец, картофель, хлопчатник, киноа, арахис. Скотоводства на большей части территории Америки не было, поэтому даже развитые земледельцы уделяли много внимания охоте. Единственный локальный очаг скотоводства возник в Центральных Андах, где были одомашнены гуанако и морские свинки. В других районах индейцы спорадически разводили домашних птиц, например, индюков в Мезоамерике. Собаки попали в Америку, видимо, с ранней волной переселенцев. Основными очагами становления земледелия в Америке считаются горные районы Мезоамерики и Центральных Анд.

Становление земледельческо-охотоводческого образа жизни в Европе было связано с переднеазиатским импульсом, который, попав на Балканах и в Северной Греции на благодатную почву, дал толчок для формирования нового для Европы хозяйственно-культурного типа. Древнейшие скотоводческо-земледельческие поселки в Европе известны сейчас в Фессалии. Они представлены слоями докерамического неолита в Аргиссе-Нагуле, Сескло и датируются рубежом VIII – VII тыс. до н.э. С VII тыс. до н.э. на Балканах появляется первая керамика, и родственные культуры постепенно широко распространяются по всему юго-востоку Европы: Неа-Никомедиа в Северной Греции, Караново I и Кремниковцы в Болгарии, Велушка тумба в Югославии, Старчево в Сербии, Кереш в Венгрии, Криш в Румынии. По равнинам Центральной и частично Западной Европы земледелие и скотоводство распространились в V тыс. до н.э. носителями линейно-ленточной керамики. В северных районах Германии и Польши, в Южной Скандинавии первые земледельческо-скотоводческие общины входили в культуру воронковидных кубков в IV тыс. до н.э., а в Великобритании и Ирландии древние земледельцы и скотоводы появились во второй половине V тыс. до н.э.

Ранее земледелие и скотоводство чаще всего были как мужским, так и женским занятием, причем на долю мужчин обычно приходились наиболее тяжелые, а на долю женщин – более кропотливые работы. Изготовление орудий труда, средств передвижения, предметов обихода было по большей части делом мужчин, а шитье одежды, ткачество, изготовление посуды – женским, как и такие домашние работы: доставка воды и топлива, приготовление пищи, уход за детьми. Некоторые общинники, выделявшиеся опытом и умением, специализировались в определенных сферах деятельности, но эта специализация не предполагала еще особых занятий, не передавалась по наследству и не освобождала от других работ.

Межобщинноеи межплеменное разделение труда приобретает характер общественного. Произошло первое крупное разделение труда – выделение племен с производящим хозяйством из массы других племен. Это способствовало развитию обмена между ранними земледельцами или земледельцами-скотоводами и охотниками-рыболовами.

При раннем производящем и высокоспециализированном присваивающем хозяйстве по-прежнему необходима была тесная кооперация трудовых умений, а значит, и сохранение коллективной собственности и уравнительного распределения. Коллективной, преимущественно родовой, была собственность на возделываемую землю, пастбища, охотничьи, рыболовные и собирательские угодья. Внутри рода обрабатываемая земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным членам коллектива. Скот, орудия, утварь и т.п. были личной собственностью и могли отчуждаться. Уравнительное распределение, охватившее всю общину, сохранялось только при экстремальных ситуациях, а в обычных условиях осуществлялось в узких группах близких родственников по крови и браку. Постепенно оно заменялось трудовым распределением, при котором человек, получивший хороший урожай, приплод скота, добычу, мог оставить его себе или делиться им с теми, с кем хотел. Эта передача продукта давала престиж как человеку, который это делал, так и социальному организму, членом которого он являлся. Развивается дарообмен между коллективами. Система дарообмена была, в сущности, системой престижной экономики. В процессе дарообмена вещь, продукт переходили из собственности в собственность. Дар должен был быть возмещен эквивалентным отдаром. Престижный дарообмен принимал церемониальную форму. Дарение производилось во время торжеств, на которые одна община приглашала членов других. Таковы пиры «мертвых» у эскимосов Аляски, свиные праздники у папуасов маринд-аним, потлачи индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Все, что человек дарил, не пропадало для него. Чем больше он отдавал, тем на большее число вещей получал право. Дарение вело к своеобразному накоплению имущества, которым человек мог располагать вне контроля общины. Чем больше человек дарил, тем обширнее были его связи с членами других коллективов, тем выше был его престиж. Желание увеличить престиж порождало стремление как можно больше дарить, а для этого производить продукты в большем количестве. Одни производили больше, другие меньше, значит, и дарили соответственно, а были и такие, которые не могли дарить. В этом проявилось разрушение эгалитарности: выделились важные (бигмены) и ординарные люди, а затем появились и бедняки. К влиятельным людям относились и бигмены, и вожди, или главари. Их участие в дарообмене позволяло им систематически получать от членов своей общины больше, чем они сами давали. Через их руки проходила основная часть избыточного продукта.

Престижные дарения требовали огромных расходов. На одном из пиров «мертвых» у эскимосов Аляски, где присутствовали 200 человек, только раздарено было 1200 кг мороженой рыбы, около 1000 кг вяленой рыбы и множество вещей. На свином празднике папуасов менди были убиты однажды 1400 свиней. К таким торжествам начинали готовиться задолго. Потлачи, пиры, церемониальный обмен и другие проявления престижной экономики были мощным стимулом производства. Стали появляться обменные эквиваленты: редкие раковины, украшения, камень, птичьи перья.

Престижная экономика в позднеродовой общине не вытеснила дележных отношений, хотя их роль уменьшилась за счет сокращения круга вещей, которыми человек обязан был делиться, за счет сужения круга лиц, обязанных делиться друг с другом, за счет уменьшения ситуаций, в которых человек делился с другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.