Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя

Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя

1. Требования к уровню образования и профессиональной квалификации преподавателя в школе.

2. Функции преподавателя и его роли.

3. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя.

 

 

К 1)

Какие требования предъявляются к образованию и профессиональной квалификации преподавателя в школе?

См. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел: Квалификационные характеристики должностей работников образования.

Какие преподавательские должности существуют в учебных заведениях?

Какие показатели и критерии профессиональной квалификации научно-педагогических работников вузов?

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель1

Должностные обязанности. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; основы трудового законодательства; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, преподаватель правовых дисциплин может не иметь юридического образования или не иметь педагогического образования. В каждой из ситуаций требуется дополнительная подготовка либо самостоятельная либо в соответствующих учебных заведениях.

К 2)

Основное содержание деятельности учителя включает выполнение нескольких функций:

· обучающей;

· воспитательной;

· организаторской;

 

Большинство считает педагогическую деятельность ведущей в определении профессионального мастерства. Хотя не подкрепленное научной работой, этот профессионализм быстро угасает. Может наличие исследовательской составляющей объясняет более ранний срок достижения высших уровней профессионального мастерства преподавателей вуза (16-20 лет) по сравнению с учителями школы (21-25 лет).

Одна из трудностей педагогической деятельности молодого преподавателя переход в роль педагога. Она требует более уверенного поведения и дает возможность проверить себя на наличие преподавательских качеств и умений.

От роли К роли
подчиненного руководителя
реагирующего инициатора
слушателя говорящего
ведомого лидера
Низкой ответственности Высокой ответственности
Члена группы Лидера группы
мотивируемого мотиватора
отвечающего спрашивающего
оцениваемого оценивающего
учащегося обучаемого

 

У некоторых возникают страхи, с которыми помогает бороться методика 5 наихудших сценариев. (помощь молодым преподавателям понять, что другие тоже сталкиваются с теми же проблемами, и что преподаватели выжили и достигли успеха).

Страх № 1. Я им не понравлюсь. Беспокойство относительно личного успеха мешает вам работать с содержанием учебного предмета. Постарайтесь придти на занятие пораньше и включиться в повседневный разговор по мере того, как приходят учащиеся. Это поможет вам и вашим учащимся получше узнать друг друга, а также обсудить с вами учебные вопросы.

Страх № 2. Я потеряю контроль над группой. Это преодолевается путем соответствующей подготовки и ожидания определенных событий. Слишком сильное стремление контролировать события может быть саморазрушающим, поскольку приводит к сопротивлению со стороны учащихся. Лучше начинать каждое занятие с озвучивания плана, затем следует предложить что-то добавить в него, если они хотят. Учащиеся, которые знают, что их ожидает на данном уроке или в данном курсе, будут более восприимчивыми к вашим намерениям.

Страх № 3. Я им наскучу. Тревожащиеся люди становятся заторможенными, а заторможенные вызывают скуку. Помните, что вы имеете личный опыт и знания о вашем предмете, которые заслуживают того, чтобы поделиться ими с учащимися. Поделитесь тем, что вам интересно в своем предмете. Другая идея заключается в том, чтобы спросить у них в начале занятия, что их интересует. Ваши учащиеся будут более заинтересованы в предмете, если вы будете согласовывать свои слова с их интересами.

Страх № 4. Меня поймают на глупой ошибке или я не буду знать ответа на вопрос. Наилучший способ справиться с допущенными ошибками- это их быстро признать. Вы скорей потеряете доверие, если будете блефовать и утверждать, что знаете ответы на все вопросы. Лучше признаться «Я не знаю, но дам ответ позже» (не забудьте об обещании). Если вам кажется, что вопрос поставил вас в тупик- вы можете спросить других учащихся, не могут ли они помочь вам в ответе?

Учащиеся ждут от вас, что вы будете хорошо подготовлены, но полного совершенства не ждут даже отличники.

Страх № 5. Некоторые учащиеся могут знать больше, чем я.

Способные учащиеся по определенной теме могут знать больше вас. Это прекрасно. Но вас назначил директор, ваши представления более широкие по предмету, чем у любого учащегося. «Продвинутые» ученики могут выступать в качестве приглашенных лекторов, вести дискуссии, делать специальные доклады. Потенциальный негатив можно обратить в позитив.

Т.О. никто не ожидает, что вы совершенный преподаватель. Помните, что вы владеете обширными знаниями, имеете способности, интерес к предмету, которому вы обучаете. Ваша работа заключается в том, чтобы помочь учиться. Кроме того вы должны испытывать радость от процесса преподавания. Если вам нравится это занятие, вы сможете избежать страхов, но и вашим ученикам станет интересно.

Деятельность преподавателя подобна роли актера. Преподаватель стоит перед учениками и говорит «Я актер». Многие боятся этой роли, но нет другой возможности. Другие говорят «Я стеснительный, неразговорчивый», можно и дальше оставаться таким и работать преподавателем. Но это всегда публичное выступление. Многие актеры тоже также говорят, но все меняется, когда они начинают исполнять роль. Они ведут себя по-другому. Также и преподаватели принимают роль учителя, не ломая себя. Не надо петь, танцевать, шутить, но требуется ответственность, умения ясно излагать свои мысли, проявлять энтузиазм в отношении предмета, побуждать к раздумьям по учебным материалам.

Лучший совет- хорошо подготовиться, продумать какие педагогические техники будут использоваться и расслабиться.

В отношении со студентами преподаватель иногда выступает в разных ролях, что порождает некоторую неопределенность.

«Преподаватель-специалист в своей области». Эта позиция предполагает уважение к преподавателю и в то же время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.

«Преподаватель-верный друг». Эта позиция предполагает более неформальное общение. Учащийся нуждается в доброжелательном и всепонимающем старшем друге. Однако есть опасность чрезмерного сокращения социальной дистанции между учителем и учеником, когда ученики перестают воспринимать его как преподавателя.

«Преподаватель- пример подражания во всем» Не самая худшая роль. Эта позиция предполагает, что с преподавателя берут пример. Было бы с чего брать. В противном случае, когда обнаруживается, что почитаемый преподаватель несовершенен, ученики сильно переживают, «кризис разочарования». Трудно, когда за тобой наблюдает пара обожающих и доверчивых глаз ученицы или ученика.

«Преподаватель- объект насмешек» Эта позиция предполагает, что ученики «перемывают косточки преподавателям». Это нормально, но иногда это приобретает грубую форму. Как это не обидно, чаще всего это происходит по отношению к тем, кто этого достоин. А если преподаватель знает свой предмет, доброжелатен к ученикам, то отношение обычно хорошее, даже при явных недостатках в поведении.

«Преподаватель- полицейский» Эта позиция предполагает постоянный контроль и опеку преподавателя. Некоторым учащимся с неорганизованным свободным временем требуется строгий старший товарищ. А некоторые с радостью принимают такого преподавателя. Главное-научиться самостоятельности.

К 3)

Чтобы добиться успеха в преподавательской работе необходимо обладать знаниями, умениями и личностными качествами:

1. Быть разносторонне образованным, эрудированным в различных областях знаний. (ясность мысли к ясности изложения; некоторые скрывают бедность мысли за наукообразными и красивыми формулировками, зачастую неопределенного содержания)

2. Хорошо знать преподаваемый предмет.

3. Уметь самостоятельно подбирать учебный материал.

4. Определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.

5. Уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение.

6. Уметь создать мотивацию учащихся для усвоения учебного материала.

7. Обладать требовательностью к знаниям и умениям.

8. Обладать коммуникативными и организаторскими способностями и педагогическим тактом.

9. Владеть логикой, иметь хороший словарный запас.

10. Владеть выразительными средствами общения, ораторскими, артистическими способностями. (С.И.Гессен- внешняя шероховатость речи лектора есть выражение борения мысли со словом, что и составляет подлинную прелесть научной речи.!Умение ставить логические ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция)

11. Обладать наблюдательностью и умением понять ученика.

12. Быть способной к рефлексии собственной преподавательской деятельности.

 

Педагогическая установка- готовность преподавателя определенным образом реагировать в однотипной педагогической ситуации.

С возрастом возрастает консерватизм и ригидность преподавателя.

2 типа доминирующих установок по отношению к учащимся: позитивная и негативная.

Свидетельство «негативной» установки:

1. преподаватель дает «плохому» учащемуся меньше времени на ответ, чем «хорошему»;

2. не задает наводящих вопросов и не дает подсказки;

3. при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому ученику или сам дает правильный ответ;

4. чаще порицает и меньше поощряет «плохого» ученика, чем «хорошего»;

5. старается не замечать успехов такого ученика;

6. иногда вообще не работает с ним на занятии;

 

Свидетельство «позитивной» установки:

1. преподаватель дольше ждет ответа на поставленный вопрос;

2. при затруднении в ответе дает наводящие вопросы, подсказки;

3. поощряет улыбкой, взглядом;

4. при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;

5. чаще обращается к такому ученику взглядом на занятии;

 

Доброта и уважение преподавателя по отношению к учащимся

О ее необходимости понимают большинство. Не у всех получается.

2 крайности:

- имитация, заигрывание, упрощение миссии (превращение в пересказчика учебника- так учащимся легче, в артиста-очаровашку- учащимся должно быть весело, в самодовольного жлоба- уверенного в себе, интеллектуального монстра- учащимся приятно иметь дело с сильной личностью.

У добреньких теряется мотивация для учебы. У жестких –видят возможность самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над учащимися, проявляется в подчеркнутой директивности и демонстративности поведения учителя, отсутствие у него желания вступать в диалог или дискуссию с классом.

Оптимальный тип отношения преподавателя по Макаренко «максимум требовательности и максимум уважения». Требовательность- оптимальная, соответствующая возможностями (1 книга в библиотеке на группу и все должны быть готовы). Предъявляя требования, должна учитываться реальность ситуации.

Уважение проявляется в отношении как к равноправному участнику учебного процесса:

- ему дается право выбора (в определенных пределах);

- ему дается право высказываться (не обязательно здесь и сейчас);

- его мнение ценится (не обязательно принимается как правильное);

(на любой вопрос преподаватель говорит «хороший вопрос» и дает ответ, тем самым поощряет активность студента и уважение к нему).

Отношение преподавателя к критике со стороны учащихся.

Могут складываться ситуации, когда учащиеся обвиняют преподавателя в том, что он не прав. 1. Есть академические свободы, преподаватель вправе высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением коллег. 2. Ученик может иметь собственную научную и мировоззренческую позицию. Преподаватель должен дать ему высказаться, дать свою оценку. Лучше на перерыве или семинаре. Самому подготовится. Не всегда мгновенная и остроумная реакция уместна. Дискуссия- естественный и взаимополезный процесс.

Стиль педагогического общения преподавателя и учащихся

3 основных стиля:

Авторитарный: занимает активную и директивную позицию, оставляя ученикам роль пассивных слушателей. Плюс- четкость инструкций и заданий, своевременный контроль их выполнения, хороший организующий фактор. Минус- недооценка положительного значения осознанности, самостоятельности, инициативности. Высокий уровень требований, но недостаток уважения к личности. Усредненный подход. Предпочитает недооценить чем переоценить. Как правило некритичен к себе.

Демократичный: преподаватель активен и инициативен, и дает такую возможность ученикам. Задания ясны и понятны, оставляет простор для инициативы. Опирается на личный опыт учащихся, их возможности и способности. Требовательность сочетается с уважением к личности и индивидуальности ученика. Равные требования для всех. Не демонстрирует стереотипных негативных установок. Лучше переоценить, чем недооценить. Акцент на содержательной и целесообразной учебной деятельности, чем на дисциплирующее воздействие и отметки. Способен к объективной критике собственной деятельности, умеет признавать ошибки исправлять их, не теряя собственного достоинства.

Либеральный: пассивная, попустительская позиция, в этой ситуации учащиеся проявляют доминирующую активность и субъектные качества. На занятиях ощущается недостаток организующей функции преподавателя. Нетребовательность порождает неопределенность ожиданий класса. Ситуативность и непоследовательность в оценках, необъективность и неоправданный оптимизм. Склонен к учету индивидуальности ученика и соответственно чрезмерному снижению требовательности к нему. Не стремится дисциплинировать. Признает свои ошибки, но обычно их не исправляет.

Это всего лишь схема признаков, описывающая типичные способы педагогического общения. Трудно конкретного преподавателя отнести к одной группе, но есть доминирующие стили. В разных ситуациях по отношению к разным студентам- преподаватели ведут себя по-разному. Главное-рефлексия собственного стиля- необходимое условие совершенствования.

Выбор стиля определяется- возрастом учеников, типом учебного заведения, особенностями группы, учебной ситуации. Поэтому гибкость в организации пед общения, возможно, важная характеристика педагогического мастерства.

 

Существуют психолого-педагогические тренинги, часть из которых «проигрывается на одном из занятий курса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Благодарим за ответы | В территориальном аспекте выделяют: англо-американскую и европейскую концепцию бухгалтерского управленческого учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.