Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мелкая пластика




Наиболее полно проявилось понимание древнерусскими скульпторами образа человека в мелкой пластике. Раздел насыщен изображениями людей, резьбой по камню, мелким литьем, печатями и монетами. Многообразный христианский пантеон, сложные композиции на новозаветные темы - все это требовало от скульпторов внимания к человеческому лицу и фигуре.

Мелкая пластика была очень разнообразной по материалу; техника обработки нередко обусловливала существенные особенности отдельных групп. Так, например, изготовлявшиеся в Киеве керамические иконки сильно отличались от киевских же шиферных, резанных резцом. Первые штамповались глиняными штампами, давленными вглубь. Поэтому на отпечатке со штампа все линии орнамента не врезаны, а, наоборот, выпуклы. То же следует сказать и о свинцовых печатях: штамп для них резался вглубь, как гемма; поэтому на свинцовом отпечатке получались рельефные линии, выпуклые глаза, волосы, обработанные, как множество положенных рядом шариков. Такой техникой изготовлялись литейные формы для медных иконок и крестов. Свои особенности есть и у чеканных изображений.

Среди произведений мелкой пластики XI-XIII вв., как и среди других разделов художественного ремесла, выделяется группа вещей XI в. и затем группа вещей конца XII - начала XIII в. Промежуток между ними заполнен лишь отчасти. Основанием для датировок служат палеографические данные - изменение шрифта надписей, язык надписей, стиль изображений, археологические детали - одежда, оружие и обстоятельства находки.

Наиболее ранним произведением мелкой русской пластики следует считать каменную иконку с изображением Глеба, найденную в пределах Тмутараканского княжества, из Государственного Исторического музея. Колончатая надпись содержит оба имени князя: «Давид» (имя князя в крещении) и «Глеб». Ее можно датировать XI в. и связать с тмутараканским князем Глебом Святославичем, оставившим знаменитую запись 1067 года об измерении ширины Керченского пролива. Патрон Глеба Святославича изображен в княжеской шапке, в плаще с узорной оторочкой. Пропорции фронтально поставленной фигуры крайне приземисты: голова равна одной трети всего роста. Все изображение очень жизненно, полно реалистических деталей. К сожалению, лицо сильно стерто, и его крупные, массивные черты едва различимы на поверхности камня.

Далее следует обширная серия различных резных предметов, точная дата которых неясна. Предположительно они относятся к XII в., но, возможно, что некоторые из них датируются и следующим столетием.

На одной стороне двусторонней каменной иконки изображен Дмитрий Солунский на троне, с мечом в руках (Государственный Исторический музей). Святой изображен безбородым, молодым. Рельеф плоский, черты лица намечены грубо. Единственно, что сделано со вниманием, - это меч в ножнах. Возможно, что иконка относится даже к XI веку. На обороте - обычный для мелкой пластики сюжет: Николай Чудотво­рец среди семи отроков эфесских спящих в различных позах. Имена отроков подписаны. Складки одежды даны грубыми параллельными насечками. Все изображения напоминают плоскую деревянную резьбу.

Тот же грубоватый стиль присущ изображениям на крестах-энколпионах. В качестве примера укажем энколпион из Десятинной церкви в Киеве из Киевского Исторического музея. Святой Борис изображен держащим модель храма. Фигуры выполнены крайне грубо. Глубокие борозды, передающие складки, едва позволяют уловить контуры фигуры. Огромная голова с торчащими волосами, ртом до ушей и круглыми, далеко расставленными глазками производит примитивное впечатление. Подобные кресты отливались по восковой модели, и мастер, очевидно, торопливыми, небрежными штрихами обрабатывал свою модель. Хотя на других крестах этого типа и нет подобной утрированности изображения, но, во всяком случае, чувствуется большая примитивность. На одной створке обычно изображался Борис с моделью пятиглавого храма 1026 года в левой руке, а на другой - Глеб с моделью одноглавого храма, постройки Изяслава Ярославича 1072 года. Возможно, что некоторые экземпляры восходят еще к концу XI в., когда была жива память о смене одной постройки другой (имеются в виду церкви в честь Бориса и Глеба, возведенные в Вышгороде).

Сходные грубые изображения с насечками по всему телу мы находим и среди массовой продукции городских мастеров, предназначенной для сбыта в деревню. На маленьких бронзовых образках, литых в одной литейной форме и найденных в разных местах, встречается изображение Богородицы с младенцем подобного же стиля. Трудно сказать, когда впервые появились произведения этого грубоватого стиля. По всей вероятности, в XI в. Еще труднее определить точное время его исчезновения. Судя по тому, что треугольно-штрихованный способ заполнения пространства дожил до самого татарского нашествия (находки в подкопе Десятинной церкви в Киеве относятся к декабрю 1240 года), а иногда переходил и на вещи XIV в., это художественное направление в XII-XIII веках сосуществовало с другими.

Большинство скульптурных изделий Киевской Руси относится ко второй половине XII и началу XIII века. Как бы в опровержение установившегося взгляда, что Киев захирел после взятия его войсками Андрея Боголюбского в 1169 году, киевские недра открывают целую сокровищницу русского искусства последних десятилетий перед татарским разгромом. Разнообразие материала, сложность композиции, удивительное мастерство резчиков, тонкость замысла и вдохновенность выполнения, обилие различных школ и стилей - все это говорит об огромных творческих возможностях русского искусства конца XII и начала XIII века.

В упомянутом выше подкопе, через который осажденные киевляне пытались уйти от татар, и в местах татарских кочевий на Кубани и на Волге найдены бронзовые энколпионы из Государственного Исторического музея, вышедшие из рук одного мастера XIII в. На одной стороне - Распятие, на другой - Богородица со сложенными на груди руками. Одежда падает ровными складками, руки сделаны тщательно, пропорции уже значительно вытянулись: голова равна одной пятой части роста. Все фигуры свидетельствуют о большом художественном вкусе.

К XIII в. относятся шиферные и иные иконки, изображающие Богородицу с Младенцем (несколько таких иконок хранятся в Государственном Историческом Музее). Они отличаются хорошим рельефом, скульптурной обработкой лица и богатой орнаментацией тканей и нимба. На одежде тщательно разделаны все каймы и вставки, а нимбы покрыты плотными спиральными узорами, что делает их похожими на накладные металлические венцы со сканным спиральным орнаментом. Иконки этого стиля попадаются и на Севере - в Новгороде и в Костроме. Даже на змеевиках встречается круг со спиральным узором, вошедшим в моду с конца XII в.

Среди энколпионов XIII в. появляются новые типы - изящные кресты, далеко ушедшие от примитивов XI-XII вв., два таких креста - энколпиона хранятся в киевском Историческом музее. Из Княжей Горы происходит крест с Иоанном Богословом на одной стороне и Распятием на другой. Распятие поражает реалистичностью изображения человеческого тела, мускулов, ребер. Другой энколпион интересен поясным изображением Христа, которое можно сопоставить с известной иконой «Спас златые власы». Евангелисты здесь заменены их символами.

Особый раздел мелкой пластики составляют печати. Среди них встречаются вещи исключительно тонкой работы. Таковы, например, печати с изображениями Иакова и Федора, со сценой «Благовещения», с Георгием и др.

Существуют памятники мелкой пластики, выделяющиеся на общем фоне. Одна иконка с изображением Христа, Богоматери и символов евангелистов необычна как по сюжету и материалу, так и по стилю, хотя и существуют аналогии в русском искусстве. Иконка сделана из хорошего литографского камня; надписи, а также многие детали орнамента выполнены рельефом. Оба признака ведут к замечательной группе киевских резчиков - к мастерам литейных форм, создававшим из плотного и вязкого литографского камня тончайшие формы для имитации зерни, скани и гравировки. Именно для литейных форм XIII в. характерны рельефные детали на гладком фоне. Высокий, как бы обрубленный по краям рельеф также говорит о навыках по резке форм.
В центре изображен сидящий Христос, справа к нему подходит Богородица. По углам - евангелисты. На раскрытых книгах можно прочитать микроскопические надписи «зачало», «конец». Внизу и наверху - два шестикрылых серафима. Их лица, равно как и лицо Христа, очень близки по манере исполнения к лицам, вырезанным из камня одним из мастеров Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1234). Разделка одежд здесь уже перешла в орнамент. Складки превращаются в спирали. На боковом обрезе имеется маленький завиток в виде вопросительного знака; может быть, это - тамга мастера. Дата этой иконки должна быть близка к дате сооружения Георгиевского собора, а ее обособленность объясняется тем, что она появилась накануне разгрома русской городской культуры.

К числу шедевров русской мелкой скульптуры XIII в. относятся две миниатюрные иконки тончайшей резьбы, изображающие один и тот же сюжет - «Уверение апостола Фомы» (Киевский Исторический музей). Эти изящные иконки принадлежат к той малоизвестной группе русских памятников, которые выгодно выделяются из общей массы грубоватых ремесленных изделий своей художественностью и высоким мастерством. Одна из них найдена в Киеве, другая же на городище Княжья Гора близ Канева. Таким образом, обе они связаны с южными областями, с Киевщиной.

По своим размерам они очень близки (около 4 х 2,5 см), сделаны из одинакового материала - светло-зеленоватого камня (стеатита), и обе были в свое время покрыты позолотой, создававшей гармоническое цветовое сочетание с молочно-зеленым оттенком камня. Датировку обеих иконок облегчают эпиграфические данные, так как обе они имеют надписи, резанные вглубь очень миниатюрными буквами. Обе надписи и палеографически, и лингвистически (ъ вместо о) датируются второй половиной XII или началом XIII в. и утверждают русское происхождение иконок. Именно к этому времени относятся рельефы Дмитриевского собора во Владимире, где имеются аналогии обеим иконам. Роднит эти иконки и сюжет изображения: апостол Фома, сомневаясь в том, что видит воскресшего Христа, касается ран на его теле. Иконки выделяются не только качеством работы, но и необычностью и повествовательным характером изображения. Одинаковы они и по композиции: Иисус стоит справа, почти фронтально; Фома подходит с левой стороны, согнувшись и протягивая вперед руку.

Однако при всей близости обеих иконок можно указать и на некоторые различия в стиле и трактовке фигур, лиц и одежд. Мастер киевской иконки расположил головы обоих действующих лиц фронтально; выражение лиц - спокойное, бесстрастное. На гладком позолоченном фоне складки одежды приобретают самостоятельный орнаментальный характер. Детали лиц, рук и особенно ног сделаны тщательно и умело. Княжьегорская иконка отличается большой реалистичностью изображения и несколько более высоким рельефом. Второй мастер не увлекался орнаментальной драпировкой - его фигуры одеты в настоящие одежды, подчеркивающие объемность. По своему расположению фигуры менее фронтальны и значительно динамичнее, чем спокойные, уравновешенные фигуры первого мастера. Вполне возможно, что обе иконки вышли из одной мастерской.

 

Прикладное искусство древней Руси накануне монгольского нашествия было вооружено сложной техникой и опытом и вдохновлялось творческой энергией русского народа. До нас дошла только незначительная часть сокровищ древней Руси, но и в этих уцелевших фрагментах богатой и яркой культуры проявились изобретательность мастеров и тонкое понимание красоты, возвышавшее изделия русских златокузнецов до подлинного искусства. Вполне понятна законная гордость летописца, довольного тем, что иностранцы, представители Византии и Западной Европы, были восхищены изделием русского мастера и говорили, что «нигде же такой красоты нет».

Источники:

1) http://www.libsid.ru/iskusstvo-drevney-rusi/drevnerusskoe-iskusstvo-x-–-pervoy-polovini-xii-vekov/prikladnoe-iskusstvo-kievskoy-rusi-x-xi-vekov-i-uzhnorusskich-knyazhestv-xii-xiii-vekov

2) http://www.madrace.ru/drevnerusskoe-iskusstvo/kurs-drevnerusskoe-iskusstvo-x-–-pervoy-polovini-xii-vekov/prikladnoe-iskusstvo-kievskoy-rusi-x-xi-vekov-i-iuzhnorusskich-knyazhestv-xii-xiii-vekov

3) http://festival.1september.ru/articles/588945/

4) http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/15.htm




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.