Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дисциплины. «Зарубежная литература ХIХ века




Учебная программа

«Зарубежная литература ХIХ века. Часть I»

по специальности 031001 - «Филология (специалист)», 031000.62. «Филология (бакалавр)» и 030600 - «Журналистика», «Связи с общественностью».

 

Нижний Новгород

2006 г.

 

1. Область применения

Данная дисциплина относится к дисциплинам ОПД федерального компонента, преподается в четвёртом семестре (II курс дневного отделения).

2. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - познакомить студентов с литературой европейского и американского романтизма, оказавшей значительное влияние на культуру конца ХIХ – начала ХХ веков. В основные задачи дисциплины входят:

- анализ основных этапов развития европейской и американской романтической литературы;

- выявление философской основы романтической прозы, драматургии, поэзии, эссеистики;

-знакомство с теоретическими работами романтиков;

-анализ поэтики произведении романтической литературы.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:

Знать основные направления развития и специфические особенности романтической литературы.

Уметь анализировать тексты в контексте всего творчества автора.

Иметь представление о социально-политической и культурной жизни Европы и США в конце VIII - первой трети XIX веков (история государства, основные философские учения и т.д.).

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 92,5 92,5
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия    
Семинары    
Лабораторные работы    
Другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа    
Курсовой проект    
Расчетно-графическая работа    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Вид итогового контроля (экзамен) 0,5 0,5

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1 Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п Раздел дисциплины лекции ПЗ(илиС) ЛР
1.   ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНТИЗМА.     *    
2. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ЙЕНСКАЯ ШКОЛА.   *    
3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ.   *    
4. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ. ТВОРЧЕСТВО Г. КЛЕЙСТА (1777-1811) И А. ШАМИССО (1781-1838).   *    
5. БЕРЛИНСКИЙ РОМАНТИЗМ. ПРОЗА Э.Т.А. ГОФМАНА (1776-1822).   *    
6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОФМАНА 1816-1822 ГОДОВ.   *    
7. ШВАБСКАЯ ШКОЛА. АЛЬМАНАХИ СКАЗОК В. ГАУФА (1802-1827).   *    
8. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ 30-50-Х ГОДОВ XIX ВЕКА.   *    
9. ЛИТЕРАТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДРОМАНТИЗМА. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН. ТВОРЧЕСТВО У. БЛЕЙКА (1757-1827).   *    
10. ПОЭЗИЯ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА. «ОЗЕРНАЯ» ШКОЛА.   *    
11. ПОЭМЫ Д. Г. БАЙРОНА (1788-1824).   *    
12. ДРАМЫ Д. Г. БАЙРОНА. РОМАН «ДОН ЖУАН». *    
13. ТВОРЧЕСТВО П. Б. ШЕЛЛИ (1792-1822) И М. ШЕЛЛИ (1797-1851).   *    
14. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В. СКОТТА (1771-1832).   *    
15. ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ.   *    
16. НОВЕЛЛИСТИКА ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНТИЗМА.   *    
17. В. ГЮГО (1802-1885) И ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ *    
18.     «ОТВЕРЖЕННЫЕ» (1862). «93 ГОД» (1874).   *    
19. ДАТСКИЙ РОМАНТИЗМ И ТВОРЧЕСТВО Г. Х. АНДЕРСЕНА (1805-1875). *    
20. РОМАНТИЗМ В ИТАЛИИ. ПОЭЗИЯ Д. ЛЕОПАРДИ (1798-1837).   *    
21. ЛИТЕРАТУРА АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА.   *    
22. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА Э. А. ПО (1809-1840).   *    
23. НОВЕЛЛИСТИКА Н. ГОТОРНА (1804-1864). РОМАНЫ.   *    
24. ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. ИРВИНГА (1783-1859).   *    
25. РОМАНЫ Ф. КУПЕРА (1789-1851) И Г. МЕЛВИЛЛА (1819-1891).   *    
26. ВОПРОСЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ XIX-XX ВЕКОВ.   *    

 

5.2. Содержание разделов дисциплины:

1. ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНТИЗМА.

 

Основное значение термина в литературной критике к. 90-х гг. ХIХ века и причины возникновения нового литературного направления. Проблема закономерной смены эстетических парадигм: культурная оппозиция свободного искусства романтизма системности классицизма и Просвещения; значение исторического контекста. Роль мистических и теософских учений; усиление иррационального восприятия мира. Влияние теории И. Г. Гердера (1744-1803) о поэтической индивидуальности наций «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). «Явление» предромантизма в английской литературе. Формирование философско-эстетической теории и моделирование концептуальных принципов романтической поэтики. Романтизм как метод и направление.

Появление первых произведений В. Г. Вакенродера («Сердечные излияния монаха, любящего искусство», 1797), С. Т. Колрижда и У. Вордсворта («Лирические баллады», 1798), Л.Тика («Странствия Франца Штернбальда», 1798), Новалиса (сборник фрагментов «Цветочная пыльца», 1798).

Проблема периодизации романтизма. Влияние романтического искусства на литературу рубежа веков и начала ХХ века (неоромантизм, символизм, эстетизм, модернизм).

 

2. РОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ЙЕНСКАЯ ШКОЛА.

 

Ранний немецкий романтизм. Создание теоретической программы. Влияние идеалистических концепций И. Г. Фихте (1762-1814) и «философии тождества» Ф. В. Шеллинга (1775-1854) (трактат «О мировой душе», 1797). «Разговор о поэзии» (1800) Ф. Шлегеля (1772-1829). Берлинские и венские лекции А. Шлегеля (1767-1845), систематизация концептуальных принципов романтизма. Замена классицистского принципа иерархии трансцендентальным принципом аналогии. «Синтетическое» видение мира в романтизме как антитеза «связи» и «порядку» в литературе XVII-XVIII веков. Роль мистических и эзотерических учений в искусстве Германии. Расширение пространственных границ восприятия. Отказ от чистоты жанровых канонов; идея взаимного дополнения искусств и создания «универсальной поэзии». Жанр фрагмента как оппозиция идее постоянства, альтернатива закрытой форме романа. Концепция циклической формы. Усиление философско-интеллектуального и условного начал в литературе. Неприятие натуралистического воспроизведения реальности. Интерес к мифу, символу, гротеску и арабеску как наиболее адекватным формам познания и отражения бытия. Понятие романтической иронии.

 

3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЙЕНСКИХ РОМАНТИКОВ.

 

Проза Новалиса (1772-1801). Принцип фрагментарного повествования («Цветочная пыльца», «Гимны к ночи», «Генрих фон Офтердинген»). «Космизм» художественного мира; тема духовного озарения, приближения к познанию Истины. Образ творца - демиурга и странника; усложнение мифологемы дороги. Создание романтической символики. «Люцинда» (1799) Ф. Шлегеля. Проблема автобиографического начала в творчестве; углубление психологического анализа, новые принципы осмысления и изображения любви. Интерес к бессознательному, иррациональному, эротическому в психической организации человека. Попытки определения функции зла в искусстве. Изменение подхода к вопросу об эстетическом и антиэстетическом в литературе и жизни. «Кот в сапогах» (1797) Л. Тика (1773-1853). Возможности «открытой» формы в драматургии. Разрушение сценической иллюзии, импровизационное начало, разрушение традиционной границы между сценой и зрителем. Традиции Тика и «эпический» театр Б. Брехта. Романтизм и начало экспериментального искусства.

 

 

4. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ. ТВОРЧЕСТВО Г. КЛЕЙСТА (1777-1811) И А. ШАМИССО (1781-1838).

 

Второй этап немецкого романтизма. Усиление интереса к национальному самосознанию, образной системе мифологии и фольклора. Лингвистическая и литературная деятельность Я. и В. Гриммов. Влияние собранных сказочных сюжетов на формирование литературной романтической сказки. Принципы адаптации фольклорного источника в условиях романтической философии и поэтики. Научная и литературная работа А. фон Арнима (1781-1831) и К. Брентано (1778-1842). Цикл «Волшебный рог мальчика» (1806-1808). Сборник Арнима «Зимний сад» (1809). Новеллистика Брентано. Католические мотивы в произведениях. Творчество немецких романтиков, не принадлежащих к йенской и гейдельбергской школам. Драматургия и новеллистика Г. Клейста. Отказ от изображения идеального героя. Принципы сочетания реалистического письма с интересом к психологической патологии. Особый тип трагического конфликта в неомифологической трагедии «Пентесилея» (1805-1807). Проза А. Шамиссо (1781-1838). Повесть «История Петера Шлемиля» (1814) и развитие темы отпадения человека от Бога. Особенности приема двойничества. Усиление эсхатологических мотивов. Начало нового периода в истории романтизма.

 

5. БЕРЛИНСКИЙ РОМАНТИЗМ. ПРОЗА Э.Т.А. ГОФМАНА (1776-1822).

 

Творческие приоритеты Гофмана: музыкант, рисовальщик, прозаик.

Служба Э.Т.А. Гофмана в Бамберге. Знакомство с психиатрами А.Ф. Маркусом и Ф. Шпейером. Проявление интереса к магнетизму и учению Ф. А. Месмера. Должность капельмейстера и отражение темы музыки в первой новелле «Кавалер Глюк» (1809). Создание искусствоведческих статей и эссе. Возвращение в Берлин (1814). Постановка оперы «Ундина» по одноименному произведению (1811) Ф. Де Ла Мотт Фуке (1777-1843). Издание цикла новелл «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Концептуальное значение заглавия сборника. Определение художественной манеры. Своеобразие композиционного построения. «Крейслериана» как самостоятельный цикл в цикле. «Вечный» образ Петера Шлемиля в «Приключении в новогоднюю ночь». Образ Дапертутто и его аналоги в произведениях «Щелкунчик» и «Песочный человек»; модернистский вариант, созданный В. Мейерхольдом. Тема безумия, сомнамбулизма и магнетизма в новелле «Магнетизер». Четырехмерность художественного мира Гофмана. Издание романа «Элексиры сатаны» (1815-1816). Проблема построения космологической картины в произведениях: Гофман между идеалистической философией и христианством. Тема искусства и мотив гения. Формирование принципов пространственного двоемирия. Поэтика фантастического гротеска и типологические варианты приема двойничества.

 

6. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОФМАНА 1816-1822 ГОДОВ.

 

Циклы «Ночные рассказы» (1816-1817) и «Серапионовы братья» (1819-1821). Усиление функции трагического гротеска в новелле «Песочный человек». Развитие мотива куклы. Утверждение иллюзорности жизни и красоты. Гиперболизация роли вещного мира, проблема замены природного начала его механическим подобием. Оппозиция Гофмана технизации эпохи Просвещения в контексте романтической антитезы духовного и материального. Тема исключительной личности и допустимых границ познания. Образ отшельника Серапиона в одноименной новелле. Новые модели двоемирия. Жанровые особенности произведений Гофмана. Синтез элементов литературной сказки с жанровыми модификациями малой и средней эпической формы. Принципы соединения реального и фантастического; «магический реализм». Сатирическое изображение Германии. Значение произведений «Золотой горшок» и «Крошка Цахес, или Циннобер» для европейской и русской литературы ХIХ-ХХ веков. Образы идеалистического рая в произведениях и тема «Фауста» Гете. Второй роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821). Использование основных мотивов и характерных элементов поэтики. Автобиографизм в романе. Последняя новелла писателя «Повелитель блох» (1822). Влияние произведений Гофмана на мировую литературу.

 

7. ШВАБСКАЯ ШКОЛА. АЛЬМАНАХИ СКАЗОК В. ГАУФА (1802-1827).

 

Последний этап в литературе немецкого романтизма. Продолжение традиций Л.Тика, А. Шамиссо и поздних произведений Гофмана. Философская и сатирическая направленность текстов Гауфа. Три альманаха сказок в контексте романтической традиции создания циклических форм. Влияние сборника «Тысяча и одна ночь». Первый альманах «Караван» (1826). Мотив пути, странствия, обретения истины. Образ Востока как мифологемы нравственного воскрешения («Калиф-аист», «Корабль приведений», «Спасение Фатьмы», «Маленький Мук»). Онтологические вопросы добра и зла, греха и искупления. Использование приема антропоморфизма и символики цвета. Второй альманах «Александрийский шейх и его невольники» (1827). Функция рамочной конструкции. Восточный колорит и современная Германия в произведениях. Размышления о молодости, сущности жизни, творчестве, теме избранности. Вопрос о красоте и пользе в сказке «Карлик Нос». Тема художника-гения и проблема земного двоемирия в произведении. Позднеромантический мотив человека-зверя в сказке «Человек-обезьяна». Альманах «Харчевня в Шпессарте» (1828). Изменение пространственного контекста. Образ Швабии и социальные мотивы в сказках. Тема утраты духовного начала в «Предании о гульдене». Проблема психологической двойственности в сказочной повести «Холодное сердце». Фольклорное начало в основе приема двойничества. Социальный аспект в произведении; интерес к «маленькому» человеку.

 

8. ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ 30-50-Х ГОДОВ XIX ВЕКА.

 

Поэзия Г. Гейне. Немецкий и французский периоды в творчестве. Реформа поэтического языка, упрощение архаических конструкций, привнесение элементов фольклорной, песенной поэзии. Значение сборника «Книга песен» (1827) для романтической литературы Германии. Социальные и политические аспекты в творчестве. Поэмы «Путевые картины» (1826-1831) и «Германия, зимняя сказка». Изменение объекта изображения в последней поэме «Романсеро» (1851). Усложнение формы. Усиление философско-психологического начала. Драматургия Ф. Геббеля (1813-1863). Вопрос о методе его произведений. Неомифологизм и принципы реалистического психологизма в трагедиях «Юдифь» (1840). «Мария Магдалина» (1844), «Ирод и Мариамна» (1850), «Гиг и его кольцо» (1856), трилогия «Нибелунги» (1861). Столкновение дохристианской культуры и цивилизации. Конфликт свободы и необходимости в трагедиях.

 

9. ЛИТЕРАТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДРОМАНТИЗМА. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН. ТВОРЧЕСТВО У. БЛЕЙКА (1757-1827).

 

Понятие «предромантизм» в английской литературе к. XVIII - н. XIX веков. Эстетические основы направления. Антирационализм готической прозы. Формирование характерных пространственно-временных категорий и системы мотивов в произведениях. Синтез средневековой и предромантической тематики. Проблема греховности человеческой природы; интерес к исключительной личности. Своеобразие готической вертикали. Роль природного мира в романах. Новые грани мистицизма и психологизма. Религиозно-философский подтекст произведений. Значение романов К. Рив (1729-1807), Х. Уолпола (1717-1797), А. Радклиф (1764-1823), М. Льюиса (1775-1818) и Ч. Метьюрина (1782-1824) для развития европейской, американской и русской литературы ХIХ века. Творчество поэта, художника и визионера У. Блейка. Влияние идей И. Сведенборга. Мифотворчество и авторская система символизации в произведениях. Создание космологической картины Вселенной и образов «Зоа». Малые формы философской поэзии и «пророческие» поэмы («Песни Невинности и Опыта», «Книга Тэль», «Бракосочетание Неба и Ада», «Путем духовным»).

 

10. ПОЭЗИЯ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА. «ОЗЕРНАЯ» ШКОЛА.

 

Основные жанры в литературе английского романтизма. Влияние поэзии Р. Бернса. Сатирические поэмы и сборник Бернса «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте» (1786). Поэтические произведения ранних английских романтиков У. Вордсворта (1770-1850), С. Колриджа (1772-1834), Р. Саути (1774-1843). Образование «Озерной» школы и формирование основных принципов английской романтической поэтики («Лирические баллады», 1798). Природные символы в стихотворениях. Усиление реалистических тенденций в произведениях Вордсворта и Колриджа. Мистические и религиозно-дидактические поэмы Саути («Видение суда», 1821). Творчество Д. Китса (1795-1821). Обращение к античному искусству («Эндимион», 1818). Дружба с П. Б. Шелли; создание «эстетских» поэм «Ламия», «Изабелла», «Канун святой Агнессы». Возрождение жанра сонета.

 

11. ПОЭМЫ Д. Г. БАЙРОНА (1788-1824).

 

Лондонский период в творчестве Д. Г. Байрона. Появление стихотворных произведений и двух частей поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812). Английский вариант романтического героя. Мотив путешествия и поиск «экзотических» пространств. Экзальтация романтического сознания, усиление индивидуализма и эгоцентризма. Понятие «демонический герой». Богоборческие мотивы и концепция «мировой скорби». Использование спенсеровой строфы. Композиционное своеобразие «восточных» поэм (1812-1815) Байрона. Разрушение сюжетно-фабульного единства, принцип фрагментарного повествования («Лара»). Новый тип романтического конфликта. Психологический и философский планы в поэмах. Многоуровневое воплощение темы одиночества. Принципы пространственных противопоставлений. Функция женских образов в произведениях («Корсар», «Гяур»).

 

12. ДРАМЫ Д. Г. БАЙРОНА. РОМАН «ДОН ЖУАН».

 

Швейцарский период в творчестве Байрона. Поэмы «Сон», «Прометей», «Шильонский узник» (1816-1817). Создание третьей части «Паломничества Чайльд-Гарольда» и первых актов философско-религиозной драмы «Манфред». Вопрос о границах познания. Тема греха и его искупления. Мотивы трагического богоборчества. Бунт романтического героя и тема дисгармоничной организации мира. Монологическая структура произведения, отсутствие сюжетности. Рефлексия персонажа как новый объект изображения. Переезд в Венецию; начало итальянского периода. Завершение «Манфреда» и «Чайльд-Гарольда». Снижение образа романтического героя. Работа над «Мазепой» и «Беппо»; появление первых песен «Дон Жуана». Итальянская история в пьесах «Марино Фальери» и «Двое Фоскари» (1819). Образ Каина как первого революционера в одноименной мистерии (1820). Интеллектуализация драматургии и проблема сценичности. Жанровая характеристика романа «Дон Жуан». Принципы синтеза романной структуры и поэтического принципа повествования. Эпическое и лирическое в романе. Масштабность охвата событий, их пространственная и временная протяженность. Любовно-авантюрное начало в романе. Новая версия универсального образа. Замена проблемы «человек и мир» вопросом взаимосвязи «человек и среда». Тема «естественного» героя и полемика с идеями Ж.Ж. Руссо. Сатирическое и юмористическое начала в романе. Особенности строфики и рифмы.

 

13. ТВОРЧЕСТВО П. Б. ШЕЛЛИ (1792-1822) И М. ШЕЛЛИ (1797-1851).

 

Влияние работы У. Годвина «Исследование о политической справедливости» на мировоззрение П. Б. Шелли. Создание философской поэмы «Королева Мэб» (1813). Проблема соотношения политического содержания и формы средневековых «видений». Исследование человеческого духа в поэме «Юлиан и Маддало» (1818). Готическое начало в романтической трагедии «Ченчи» (1819). Продолжение темы свободы и её границ в философско-аллегорических произведениях «Восстание Ислама» (1818) и «Освобожденный Прометей» (1820). Синтез пантеистического и атеистического восприятия мира. Музыкальность ритмической и звуковой организации стиха: яркость аллегорической образной системы. Новые формы любви в понимании Шелли; их отражение в произведениях «Философия любви» (1819) и «Торжество жизни» (1822). Романтическое жизнетворчество Шелли. Роман М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Художественный анализ процесса творчества и противостояния художника и природы. Проблема психологической трансформации личности. Богоборческий подтекст романа.

 

14. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В. СКОТТА (1771-1832).

 

Поэтические произведения В. Скотта. Синтез драматической фабулы с лирическими отступлениями и живописностью описательных элементов в лиро-эпических поэмах и балладах. Сборник «Песни шотландской границы» (1802-1803) и поэтические произведения 10-х годов. Формирование принципов построения исторического романа. Взаимосвязь семейно-бытовых конфликтов с историческими судьбами нации. Издание «Уэверли» (1814). Вопрос соотношения исторической и современной проблематики. Художественный вымысел и фактографичность исторической хроники. Роль исторических персонажей в системе образов. Особенности обращения к архаическому языку. Сюжетность произведений; функция любовной интриги. Типология женских образов в романах. Полярность противопоставления этических категорий. Мелодраматическое начало. Тип романтического героя в контексте новой жанровой формы. Идея циклической организации произведений. Шотландский цикл Скотта («Пуритане», 1816, «Роб Рой», 1818 и др.). Образы Айвенго, короля Ричарда и Робин Гуда в структуре образной системы романа (1820). Проблема психологизма и типизации. Роль романтической антитезы при создании женских образов. Усиление социального начала в произведениях 20-х годов. Влияние романов В. Скотта на мировую литературу.

 

15. ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ.

 

Отличительные черты романтизма во Франции. Значение исторического контекста. Интерес к психологии и социальным проблемам. Редуцирование мистического начала; превалирование рационального над иррациональным. Основные литературные жанры. Причины актуализации жанров эссе, очерка и мемуаров. Демократизм французского искусства и значение женской прозы в литературе. Политические и эстетические взгляды «ранних» романтиков. Судьба и творчество Р. де Шатобриана (1768-1848), Ж. де Сталь (1766-1817), Б. Констана (1767-1830), А. де Виньи (1799-1863), Ж. Санд (1804-1876), А. де Мюссе (1810-1857). Тема художника и её воплощение. Формирование принципов психологического анализа; становление французского романа. Отличительные черты жанра новеллы. Авантюрно-приключенческое начало в исторической прозе А. Дюма (1802-1870) и произведениях Э. Сю (1804-1857). Театральность и мелодраматизм романов. Появление беллетристики.

 

16. НОВЕЛЛИСТИКА ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНТИЗМА.

 

Проза Ш. Нодье (1780-1844). Элементы художественной условности в новеллистической повести «Жан Сбогар» (1818). Проблема романтического дуализма в сознании героев. Прием нефантастического двойничества. Усиление реалистического начала. Психологическая нюансировка образов. Сложность сюжетной интерпретации. Двойственность развязки. Темы, образы, поэтика новеллистических произведений Т. Готье (1811-1872). Эстетизм, поиск средств «живописного изображения». Символизм средневекового рыцарства и мотив игры в повести «Капитан Фракасс»; романтические оппозиции духовного и материального. Формотворчество в поздних произведениях Готье. Отказ от романтических приоритетов «поэзии сердца» в пользу волевого начала и «принципа труда» в искусстве. Влияние Готье на английскую и французскую литературу рубежа веков. Особенности художественного мира Ж. де Нерваля (1808-1855). Близость теоретических установок эстетизму Т. Готье. Увлечение оккультными науками («Иллюминаты», 1852). Сборник повестей «Девы огня» (1854). Философия ирреального в мистической и психологической прозе «позднего» романтика В. де Лиль Адана (1838-1889). Сборник «Жестокие рассказы» (1883) и проблема влияния новелистики Э. А. По.

 

17. В. ГЮГО (1802-1885) И ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ.

 

Поэзия и драматургия В. Гюго. «Оды и различные стихотворения» (1822). Предисловие к драме «Кромвель» (1827) и значение манифеста французских романтиков. Обобщение наследия классицизма и Просвещения; постановка новых эстетических задач. Осмысление роли приемов гротеска и контраста в романтической литературе. Обращение к Шекспиру и его принципам создания и противопоставления образов. Реализация теоретических установок в раннем романе «Собор Парижской Богоматери» (1831). Новые принципы соотношения красоты и уродства, интеллектуального и духовного, любви и страсти, веры и греха. Художественный эффект приемов гиперболизации и антитезы. «Рельефность» образов в романе. Роль поэта Гренгуара и проблема авторской точки зрения. Собор как сюжетный и образный центр. Социальный аспект в романе. Тема истории, становления нравственных категорий и обновления человека. Идея гармонизации личности.

 

18. «ОТВЕРЖЕННЫЕ» (1862). «93 ГОД» (1874).

 

Историзм, социальность и психологизм в произведениях В. Гюго. Усиление социального аспекта в романе «Отверженные». Идея нравственного совершенствования человека и роль христианского вероучения. Функции образа настоятеля Мюриэля. Тема социальной маргинальности и образы изгоев: Фантина, Вольжан, Козетта, Гаврош. Нравственный бунт Гюго и его героев. Усиление сентиментального начала. Идеи утопического социализма. Образы революции в контексте поиска модели идеального государства. Мотив пути-инициации в романе. Приключенческое и нравоописательное в жанровой структуре произведения. Проблема создания характера. Нравственные проблемы революции в романе «93 год». Политическая, психологическая и философская основы произведения. Принципы сопоставления в системе образов. «Знаковость» поведения Говена и Лантенака. Евангельские мотивы в романе. Трагизм размышлений автора о ходе исторического процесса и сущности революционных преобразований.

 

19. ДАТСКИЙ РОМАНТИЗМ И ТВОРЧЕСТВО Г. Х. АНДЕРСЕНА (1805-1875).

 

Национальные черты скандинавского искусства и проблема романтического направления в датской литературе. Произведения А. Эленшлегера (1779-1850). Ориентация на дохристианскую культуру. Реконструкция и модернизация эпических мотивов в поэме «Золотые рога» (1801). Формирование основных течений в контексте художественных поисков начала века: социально-критические произведения С. С. Бликера (1782-1848), эстетические тексты Й.Л. Хейберга (1791-1860), философско-психологические романы, новеллы и сказочные истории Г.Х. Андерсена. Публикация первого тома сказок и новелл писателя (1835). Синтез элементов скандинавских саг и бытовой реальности. Сложная подтекстовая структура произведений. Влияние католичества на философскую основу сказок и историй. Сентиментальное начало и его гиперболизация в произведениях. Мелодраматизм сюжетного построения. Значение социальных новелл («Маленький Клаус и большой Клаус», «Девочка со спичками»), социально-сатирических («Новое платье короля», «Гадкий утенок»), социально-психологических («Иб и Кристиночка»). Аллегорические образы и притчевое начало произведений. Философско-психологические сказки («Русалочка», «Тень») и попытка перехода к средней эпической форме («Снежная королева» (1846), «Ледяная дева» (1861)). Символические образы дома, сада, огня, моря, зеркала.

 

20. РОМАНТИЗМ В ИТАЛИИ. ПОЭЗИЯ Д. ЛЕОПАРДИ (1798-1837).

 

Проблемы развития итальянской литературы в первой половине XIX века. Эпоха Рисорджименто. Патриотическая поэзия У. Фосколо (1778-1827) и Л. Меркантини (1821-1872), историческая и христианская тематика произведений А. Мандзони (1785-1873) и Томмазео (1802-1874). Основные периоды в творчестве Д. Леопарди. Влияние античности и классицизма на систему эстетических принципов творчества в первый период (1818-1821). Отказ от философии и поэтики романтизма как «чуждой духовности». Создание патриотических канцон «К Италии», «К памятнику Данте», лирических идиллий «Бесконечность», «К луне», «Вечер праздничного дня». Интеллектуальная поэзия второго периода. Атеизм и интерес к философии Шеллинга, сближение поэтических мотивов, концептуальной темы скорби с общеевропейскими чертами романтического мировосприятия. Жанры оды и элегии. «Брут младший», «Последняя песнь Сафо», «Любовь и смерть», «Песнь ночного пастуха». Сатирические поэмы третьего периода; создание прозаических диалогов и работ по античной филологии.

 

21. ЛИТЕРАТУРА АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА.

 

Причины позднего становления направления в американской литературе. Формирование философско-теретической базы. Работы Р. Эмерсона (1803-1882) и роман Г. Торо (1817-1862) «Уолден, или жизнь в лесу» (1854). Значение идеалистических концепций Шеллинга для американского варианта трансцендентализма. Идейно-тематические ориентиры американских романтиков. Столкновение художественных традиций индейского эпоса и европейской литературы. Поиск своего предмета изображения. Влияние журналистики на художественное творчество. Формирование литературного языка. Развитие жанра новеллы. Философские, религиозные, психологические аспекты прозы. Творчество Э.А. По, Н. Готорна, В. Ирвинга. Жанр авантюрно-приключенческого романа в творчестве Ф. Купера. Модификации морского романа в произведениях Г. Мелвилла. Принципы художественной условности. Проблема оригинальности и «вторичности» американской литературы. Реалистические тенденции «позднего» романтизма.

 

22. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА Э. А. ПО (1809-1840).

 

Поэтические произведения Э. По. Сборник «Тамерлан и другие поэмы» (1827). Теоретические работы Э. По «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (1850). Идея «единства впечатления». Разработка принципов суггестивного письма, их реализация в поэтических произведениях. Пограничные состояния человека как объект лирического и философского восприятия. Символика Э. По. Философско-космологическая концепция писателя и её отражение в прозаических произведениях. Идея трехуровневого строения Вселенной. Типология новеллистических произведений. Прием двойничества и способы его реализации в психологических новеллах. Значение произведений «Бес противоречия», «Черный кот», «Лигейя», «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Метценгерштейн». Концепция «переходного» бытия в новеллах «Повесть Скалистых гор», «Дневник Джулиуса Родмена», «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Отражение принципов организации потустороннего мира. Новеллы «Месмерическое откровение», «Поместье Арнгейм», «Сила слов», «Разговор Эйрос и Хармионы», «Беседа Моноса и Уны». Обобщение космологических концепций в философско-лирической поэме в прозе «Эврика». Детективные новеллы Э. По и их место в общей философской системе писателя. Создание интеллектуального детектива. Образ О. Дюпена в контексте романтической эстетики. Синтез логики и воображения в сознании главного героя.

 

23. НОВЕЛЛИСТИКА Н. ГОТОРНА (1804-1864). РОМАНЫ.

 

Сборник Н. Готорна «Мхи старой усадьбы». Отличие поэтики его новелл от принципов Э. По. Преобладание описательности над изобразительностью. Назидательное начало и притчевый характер изображения. Прием аллегории как наиболее адекватный способ выражения авторских идей. Философско-религиозные мотивы в новеллах «Черная вуаль священника», «Кроткий мальчик», «Огненное искупление Земли», «Новые Адам и Ева». Тема художника-гения и его конфликта с природным миром в новеллах «Сад Рапаччини», «Деревянная статуя Брауна». Дидактические функции приема двойничества в новеллах «Мсье де Зазеркалье», «Опыт доктора Хайдеггера». Интерпретация мифологических образов в новеллах «Минотавр», «Золото царя Мидаса», «Голова Горгоны». Большая эпическая форма в творчестве Готорна. Нравственно-религиозный идеал писателя и проблема пуританства в его произведениях. Роман «Алая буква» (1850). Синтез элементов готического романа и этических приоритетов Готорна в романе «Дом о семи фронтонах» (1851). Тема высокого искусства и его столкновения с цивилизацией в романе «Мраморный фавн» (1862).

 

24. ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. ИРВИНГА (1783-1859).

 

Творчество Ирвинга как отражение поиска американской литературой самостоятельного пути. Создание комической хроники «История Нью-Йорка» (1809). Путешествие в Испанию и Англию. Издание сборников «Книга эскизов» (1820), «Брейсбридж-холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824) и «Альгамбра» (1832). Синтез фольклорных мотивов с восточными образцами цикла «1001 ночь» и традициями европейской литературы. «Сонная лощина» в контексте традиций готического романа. Роль Ирвинга в создании американской новеллы. Социально-политические, психологические и философские мотивы новелл «Рип Ван Винкль», «Жених-призрак», «Дьявол и Том Уокер», «Происшествие с черным рыбаком», «Пират Кидд», «Легенда об арабском астрологе». Синтез романтических и реалистических принципов изображения в новеллах Ирвинга.

 

25. РОМАНЫ Ф. КУПЕРА (1789-1851) И Г. МЕЛВИЛЛА (1819-1891).

 

Интерес Купера к проблеме завоевания и освоения Запада. Североамериканский исторический и политический контекст в его романах. Национальная проблематика и отказ от европейской традиции. Авантюрно-приключенческий роман Ф. Купера «Шпион» (1821) и начало создания цикла произведений о колониальных завоеваниях: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841). Образ «сквозного» персонажа Натти Бумпо – Кожаного Чулка. Понятие фронтира в романах Купера и его символическая функция в американской литературе ХIХ века. Ранние «морские» повести Г. Мелвилла «Тайпи» (1846), «Ому» (1847), «Белый бушлат» (1850). Автобиографическое начало в произведениях. Проблема жанровой доминанты в романе «Моби Дик» (1851). Философский, психологический, социально-бытовой, нравоописательный планы. Библейские аллюзии в произведении. Система символических образов. Противопоставление и сопоставление образов Белого Кита и капитана Ахава; мотивы двойничества. Проблемы трагической трансформации онтологических категорий добра и зла, их мистическая поливалентность. Значение экспериментальной малой прозы писателя.

 

 

26. ВОПРОСЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ XIX-XX ВЕКОВ.

 

Значение немецкого романтизма, философии Шеллинга и творчества Э.Т. А. Гофмана для русской литературы. Гофмановские мотивы и приемы художественной условности в произведениях А. Погорельского («Лафертовская маковница» из цикла «Двойник, или мои вечера в Малороссии»), В. Одоевского (цикл «Русские ночи», сборник «Пестрые сказки»), Н. Полевого «Блаженство безумия»), Н. В. Гоголя («Записки сумасшедшего», «Портрет»), М. А. Булгакова («Собачье сердце», «Дьяволиада»), В. Орлова («Альтист Данилов»). Элементы английского готического романа в произведениях А. С. Пушкина («Пиковая дама»), М. Ю. Лермонтова («Штосс»), Н. В. Гоголя («Портрет», «Страшная месть»), А. К. Толстого («Семья вурдалака», «Упырь», «Встреча через триста лет»), М. Н. Загоскина («Концерт бесов», «Нежданные гости»), В. Н. Олгина («Странный бал»). Интерес к поэзии и жизни Д. Г. Байрона. Влияние «восточных» поэм и романа «Дон Жуан» на произведения А. С. Пушкина (поэмы, роман «Евгений Онегин»), поэзию и прозу М. Ю. Лермонтова («Демон», «Герой нашего времени»). Произведения В. Скотта и проблемы становления русского исторического романа. Типологические сближения социально-психологических романов В. Гюго и Ф. М. Достоевского. Интерес русских романтиков и декабристов к произведениям А. Мицкевича.

 

27. АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

Особенности восприятие американского романтизма и творчества Э.А. По. Понятие «русский романтический реализм». Типологические параллели с произведениями В. Одоевского и повестью Ф. М. Достоевского «Двойник», влияние на рассказы И. С. Тургенева («Призраки», «После смерти»), прозу А. Грина («Серый автомобиль», «Фанданго» и др.), поэзию символистов В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, рассказы Ф. Сологуба и романы Г. Газданова («Призрак Александра Вольфа»). «Сад Рапаччини» Н. Готорна и русская версия Ф. Сологуба «Отравленный сад». Интерес русских писателей к произведениям В. Ирвинга. «Сказка об арабском астрологе», «История Нью-Йорка» Ирвинга и «Сказка о золотом петушке», «История села Горюхина» А. С. Пушкина (версия А.А. Ахматовой). «История Нью-Йорка» и «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Причины обращения русских романтиков, реалистов, неоромантиков и символистов к произведениям «позднего» американского романтизма. Интерес к трансцендентальному и иррациональному; восприятие социально-критического и сатирического начал.

 

6.Лабораторный практикум не предусмотрен.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.