![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение реформ 60- 70-х гг. XIX века
План Тема 7. Россия в эпоху буржуазных преобразований и пореформенное развитие. Гг. ВОСТОЧНАЯ (КРЫМСКАЯ) ВОЙНА
1. Отмена крепостного права при Александре II. Крестьянская реформа 1861г., ее содержание и значение. 2. Реформы 60-х – 70-х годов – наиболее последовательная попытка модернизации страны. Циклический характер российской модели модернизации. 3. Контрреформы Александра III По своему воспитанию и склонностям новый император не был реформатором. Возглавив в 1846 г. по поручению отца секретный Комитет по крестьянскому вопросу, Александр Николаевич зарекомендовал себя сторонником крепостного права. Вряд ли можно однозначно сказать, что именно убедило взошедшего на престол Александра П в необходимости неотложных и кардинальных реформ. На его решение мог повлиять ход Крымской войны, наглядно продемонстрировавший превосходство капиталистической промышленности и военного дела, и опасение бунта крестьян, и острое общественное недовольство прежней политикой. «Озлобление против порядков до 1855 года беспредельное и всеобщее», — писал в своем дневнике видный чиновник П.А.Валуев. Так или иначе, Александр II смог понять насущность коренных преобразований и настоять на их проведении в жизнь. Однако в начале необходимо было быстрее заключить как можно менее унизительный мирный договор с Турцией, Англией и Францией. В марте 1856 г. в Париже мир был заключен. Но международному престижу страны был нанесен колоссальный урон. С могуществом России рухнула и вера в национально- государственную исключительность страны, в правильность ее внутренней политики, исходившей из тезиса, что «Запад нам не указ». В результате, уже с 1855 г. жизнь России стала существенно меняться. Символами этих изменений стали новые тогда понятия «гласность» и «оттепель». Новый император отменил указы Николая I, наиболее стесняющие прессу, права граждан, и уволил в отставку наиболее одиозных государственных деятелей. Был облегчен выезд за границу и число выехавших туда в 1856—1859 гг. возросло в 4,5 раза — с 6 тыс. до 26 тыс. в год. С «гласностью» стал постепенно вытесняться страх — сущностный признак николаевской системы. Пресса же сыграла незаменимую роль в подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, а затем и в прояснении их содержания, условий. 17 февраля 1859 г. Александр II учредил Редакционные комиссии для выработки общего проекта освобождения крестьян. Туда вошли образованные и либерально настроенные чиновники и помещики, а сами комиссии подчинялись только императору и действовали как бы вне государственной бюрократической машины, что и послужило залогом их успешной работы. Перед императором, как и перед любым государственным деятелем, приступающим к нововведениям, теоретически было два пути: проводить изменения, опираясь на общественное мнение и поддержку, или вести их «сверху», задействуя лишь государственный аппарат и навязывая реформу. Но это в теории, а на практике Александр П был лишен возможности всерьез опереться на общество, поскольку столкнулся с глухим (провинциальное дворянство) и открытым (часть высших придворных и государственных чинов) сопротивлением реформе. И тем не менее, игнорировать мнение дворянства Александр П не мог. Лавировать же, сочетая нажим с компромиссами, оказалось очень непросто. Таким образом, обнаружилось усиливавшееся недоверие друг к другу Зимнего дворца и массы нечиновного дворянства. По мнению царя, помещики не понимали необходимости уступок, не видели, что власть все делает для их спасения. Дворяне, в свою очередь, сетовали на подчинение верховной власти чиновничеству, которому были чужды их традиции и права, не нужны их советы. Острейшие дискуссии вызвал вопрос о наделении крестьян землей. Многие помещики, особенно Черноземной зоны, стремились отпустить крестьян без земли, только с усадебным наделом, другие, в основном помещики Нечерноземья, согласны были дать крестьянам землю, но взять большой выкуп. После яростных схваток в Главном комитете и Государственном совете 19 февраля 1861 г. крестьянская реформа была принята и уже с марта стала проводиться в жизнь. Ключевым моментом в реформировании России была судьба почвенного уклада. Реформа почвенного уклада определяла судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, коллективизма и приблизится к европейским державам, либо будет откатываться назад, в сторону Азии. Основные положения крестьянской реформы: • крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет; • до выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину; • величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов; • взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоты не с каждым крестьянином отдельно, а с общиной; • крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правоотношения, переходить в другие сословия. Крепостные получали личную свободу и ряд гражданских прав (на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т.д.). Поскольку земля была признана собственностью помещиков, для ее получения крестьяне должны были заплатить выкуп. До этого они должны были пользоваться своей усадьбой и наделом земли за повинности — барщину или оброк (временнообязанное состояние). В течение двух лет с помощью избранных из местного дворянства мировых посредников крестьяне заключали с помещиком уставные грамоты (договоры), определявшие условия и размер выделяемой им земли. Для каждой местности были установлены нормы наделения землей. В результате крестьяне потеряли в среднем 1/5 часть земли. 75—80% суммы выкупа на землю платило за крестьян государство (у них просто не было таких денег), а крестьяне затем в течение 49 лет выплачивали государству эту ссуду. Сумма выкупа определялась не рыночной стоимостью земли, а «капитализацией оброка», т.е. годовой оброк крестьянина приравнивался к годовому доходу в размере 6% годовых, а сам этот капитал и составлял сумму выкупа. В результате выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. руб., а рыночная стоимость этих земель составляла 648 млн. руб. Выплатили же бывшие крепостные государству 1540 млн. руб. (1862—1907). Для крестьян условия реформы оказались весьма тяжелы. Крестьяне отказывались верить, что им сообщили подлинные условия реформы, считая, что «грамоту» подменили помещики. Массовые крестьянские волнения охватили 42 губернии. Значительную их часть пришлось подавлять с помощью армии. В то же время условия реформы оказались неблагоприятны и для помещиков, которые, пусть и за выкуп, но вынуждены были расстаться с частью земель и оказались в совершенно новых для себя условиях, к которым, как правило, были не готовы. Даже после освобождения крестьян в деревне оставались многочисленные пережитки крепостничества. Фактически, крестьянин не мог продать свой надел. 3/4 земель находилось не в частной собственности крестьян, а во владении общины, которая хотя и защищала их в какой-то мере. Значение отмены крепостного права в России: • было положено начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальному обществу; • «великая реформа» дала свободу миллионам людей; • реформа носила характер компромисса между помещиками, крестьянами и правительством, причем, интересы помещиков учтены максимально; • реформа предотвратила массовые выступления крестьян; • реформа сохранила фундаментальные пережитки крепостничества: крупное помещичье землевладение и крестьянское малоземелье; феодальные повинности; самодержавие; • были созданы условия для либеральных преобразований в стране в сфере управления, суда, образования и др.; • реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для развития рыночных отношений. Крестьянская реформа положила начало ускоренному процессу модернизации страны, как в экономическом, так и других аспектах. Следовало привести в соответствии с изменившимися общественными и экономическими условиями сферы управления, суда, образования и т.д. Земская реформа 1864 года. В губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления - губернские и уездные земские собрания(земства). Гласные земства - депутаты избирались на основе закона, учитывающего имущественные и сословные различия населения. Фактически все сословия имели своих представителей. Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые избирали губернскую управу. На земских собраниях председательствовали губернские и уездные предводители дворянства. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, народного образования и т.д. Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы - управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя передовые методы хозяйствования, организуя помощь населению в неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды и нравы. Яркий лидер либерального движения К.Д. Кавелин писал: «От успеха земских учреждений зависит вся наша будущность, и от того как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции». В это время земства начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто говорят о необходимости созыва в Москве Земской Думы, т.е. выборного общероссийского органа, который стал бы совещательным народным представительством. Но Александр II был уверен, что это могло стать первым шагом к созданию парламента, могущего стать трибуной политической оппозиции. Значение земской реформы в том, что: во-первых, была предпринята попытка создать новую систему самоуправления, основанную на всесословном представительстве; во-вторых, земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах; в-третьих, земства стали центрами либеральной оппозиции правительству. Введение местного самоуправления явилось колос сальным шагом вперед в европеизации страны. В стране впервые вводилось самоуправление граж- данского, а не корпоративного типа. Судебная реформа 1864 года. В ее основе лежали следующие принципы: бессословности суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и адвокатов, состязательность и гласность судебного процесса. Вводилась новая структура суда. В системе общего суда - окружной суд - судебная палата - Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Все названные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура стала органом судебного надзора. Судебная реформа способствовала либерализа- ции общественной жизни. Она была самой ради- кальной и последовательной, базировалась на по- следних достижениях западноевропейской юри-дической и правовой мысли. Городская реформа 1870 года. Создала новую систему городского самоуправления: Городскую думу и Городскую управу во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города, образованием, здравоохранением, торговлей, имело свой бюджет. Выборы проводились на основе имущественного ценза среди лиц мужского пола, достигших 25 лет и плативших в пользу города налоги и сборы. Реформа способствовала развитию городов и становлению элементов гражданского общества. Реформа системы образования (1863-1864 гг.). Способствовала развитию науки, демократизации высшего, среднего (классические гимназии, реальные училища) и начального образования (министерские, земские, церковно-приходские школы). Расширена автономия университетов, их самоуправление. Реформа печати 1865 года отменяла предварительную цензуру для книг и журналов, но сохраняла ее для газет. Военные преобразования 60-70-х гг.Х1Х века. Цель - сократить армию в мирное время и обеспечивать возможность развертывания во время войны. В ходе реформы упраздняются военные поселения, создаются военные округа, реорганизуются Военное министерство и Генеральный штаб, учреждаются юнкерские и военные училища. 1874 год - введение всеобщей воинской повинности для мужчин с 20-летнего возраста. Срок службы - 6 лет в армии, 7 -на флоте. • Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. • Реформы носили в большинстве своем характер компромисса. • Основным противоречием реформ было сохранение самодержавной монархии. Общество не имело рычагов влияния на политику правительства. Поэтому реформы завершены не были. Александр II не был последовательным при проведении в силу мировоззрения и давления среды. Немалую роль в свертывании реформ сыграл террор народников. 1 марта 1881 г. был убит народовольцем Гриневицким. Почему? Та часть общества, которая ратовала за переход к европейской демократии была недовольна умеренностью и непоследовательностью реформ, их скромными результатами. Другая - консервативная была напугана нововведениями. Царствование Александра III (1881-1894) вошло в историю как время «контрреформ ». Идеологом нового политического курса был обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой, публицист М.Н. Катков. Диалог власти и общества снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве. Причины нового курса: • Реформы Александра II ослабили государственные устои России, способствовали развитию революционного движения. • Реформирование и европеизация России является гибельным для нее. • Острый экономический кризис, охвативший сельское хозяйство страны. Цель внутренней политики - укрепление самодержавия, его авторитета, искоренение «крамолы ». Практическая реализация нового курса свелась к следующему: 1. В соответствии с «Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1889 г.) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получили право арестовывать «подозрительных» лиц, без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати. 2. Введение института Земских начальников (1889 г.). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административный контроль над крестьянами. Т.о. были восстановлены права помещиков по отношению к крестьянам. 3. Земская контрреформа (1890 г.). При выборах в земства было увеличено число гласных от помещиков, сокращено - от крестьян и буржуазии. Эти меры укрепили позиции дворянства в органах местного самоуправления. 4. Городовое положение (1882 г.) исключило из состава избирателей приказчиков и мелких торговцев, что дало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости - дворянству и крупной буржуазии. Городское самоуправление было под контролем правительства. 5. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887 г.). Из ведения суда присяжных изымались дела «о сопротивлении властям» (1889 г.), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887 г.). 6. Контрреформы образования. Ожесточился контроль над вузами, упразднялась автономия университетов (1884 г.). Представителям «низших сословий» затруднялась возможность получения образования по «Циркуляру о кухаркиных детях» (1887 г.). В 1882 г. усилилась цензура. 7. В области культуры, идеологии, национальных отношений делался упор на национальную самобытность, проводилась политика «великодержавного шовинизма». Отказ от либеральных преобразований, национально-шовинистический курс правительства замедлили процесс экономического и социального развития страны, усилились противоречия. Вместе с тем в политике Александра III проводились меры либерального характера. 1882 г. - создан Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. 1883 г. - ликвидировалось временнообязанное положение крестьян, сокращалась сумма выкупных платежей, отменена подушная подать. В 1882 г. - был принят закон, запрещавший труд малолетних (до 12л ет) В 1885 г. - ночной работы несовершеннолетних и женщин. В 1896 г. - ограничены штрафы и т.д.Были предприняты попытки улучшить положение крестьян и рабочих в стране на основе законодательства. Во внешней политике Александр III преследовал стратегические цели: обеспечение благоприятных международных условий для развития страны; восстановление влияния России на Балканах и оказание помощи христианским народам Османской империи; поиск надежных союзников в условиях обострения борьбы за сферы влияния. Основные события. В 1881 г. Россия, Германия, Австрия подписали «Союз трех императоров» сроком на 6 лет. В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия, Италия создали «Тройственный союз», направленный против Франции и России. В 1884 г. образована военная конвенция - союз России и Франции Российская внешняя политика характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Участвуя в урегулировании различных конфликтов, Александр III получил титул «Миротворца». Контрольные вопросы: 1.В чем причины крестьянской реформы 1861 г? В чем ее главное противоречие? Каковы ее основные результаты и значение? 2.Почему отмена крепостного права в России повлекла за собой полосу дальнейших реформ? 3.Охарактеризуйте основные особенности судебной, земской, городской и военной реформ. 4.Какие перемены в социально-экономическом развитии страны произошли под воздействием «великих реформ» в 60-70-е и 80-90-е гг.? Что явилось основным результатом реформ? 5.Чем объяснима незавершенность и ограниченность реформ? 6.Каковы были цели и направления внутренней политики Александра III, как можно оценить ее итоги?
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |