Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журнал «Русский вестник» и афишки графа Ростопчина




Билет № 14

«Ру́сский ве́стник» (Русскій Вѣстникъ) — название трёх разных российских журналов XIX и начала XX веков.

Русской вестник на 1808 (—1820, 1824) год, издаваемый Сергеем Глинкою на средства Ф.В. Ростопчина — журнал, выходил в Москве в 1808—1820, 1824 (январь — июнь), ежемесячно. С 1816 — «Русской вестник на 1816 год в пользу семейственного воспитания, издаваемый Сергеем Глинкою». В 1821—1823 — «Новое детское чтение» (Цель журнала — воспитание «благочестия, послушания». Религиозным духом проникнуты повести «Четыре русских матроса на острове Спицбергене», «Александр Селькирх, оставленный на острове Жуане-Фернандзе» и др., стихотворения и драматические отрывки, предназначавшиеся для домашних спектаклей). Всего вышло 166 книг.

В первый год в «Р. в.» участвовали И. Богданович, А. Воейков, Ф. Глинка, Г. Державин, И. Дмитриев, В. Измайлов. Но уже в 1809 их сотрудничество прекратилось, и С. Глинка стал почти единственным сотрудником своего журнала. Участие А. Мерзлякова, Ф. Иванова, П. Львова, Н. Радищева, П. Шаликова и некоторых других было эпизодическим.

Журнал был органом официально-«патриотического» направления. Политическим идеалом «Р. в.» являлась феодальная монархия допетровской Руси. Журнал заполнялся историческими и нравоучительными повестями Глинки, жизнеописаниями замечательных русских деятелей, рассказами о «самородках» из народа, статьями по русской истории и т. д.

Предприняв издание в годы, предшествовавшие Отечественной войне, Глинка считал своей задачей «возбуждение народного духа и вызов к новой и неизбежной борьбе». Поэтому рассказы о «решительности россиян», о «наследственном мужестве русских», о «братской любви» и т. д. (напр., 1809, № 7) занимали в «Р. в.» преобладающее место. Особое внимание уделялось описанию военных подвигов русских полководцев и солдат.

Все это определило известный успех «Р. в.» в начале его существования и особенно в годы Отечественной войны, главным образом среди провинциальной публики. Однако патриотизм Глинки носил весьма реакционный характер, поэтому его журнал не вызывал сочувствия прогрессивных кругов. В своем прославлении всего отечественного «Р. в.» нередко доходил до абсурда, решительно отрицая все успехи европейского просвещения. В этом отношении Глинка всецело солидаризировался с Шишковым, взгляды которого он настойчиво пропагандировал на страницах «Р. в.». Уделяя очень большое внимание вопросам «отечественного воспитания», Глинка, подобно Шишкову, исходил из того, что просвещение заключается «в простоте нравов, в любви и усердии к богу, вере, царю и отечеству» (1808, № 1). Крепостное право рассматривается на страницах «Р. в.» как идиллические взаимоотношения крепостных с «отцом-помещиком» (1810, № 9).

600 экз – 200 подписчиков. Первый журнал, ориентировавшийся на средний слой.

В Москве большой популярностью пользовались афишки Ф.В. Ростопчина, печатные обращения губернатора к жителям, написанные народным слогом. Всего исследователями выявлены 57 московских «афишек», созданных в июле-декабре 1812 г., из них авторство 23 приписывают Ф. В. Ростопчину. Автор успокаивал и подбадривал жителей, уверяя их, что враг вот-вот будет разбит, глумился над французами, иногда пересказывал содержание официальных известий о военных действиях, приводил астрономические цифры о численности русских войск. Афиши пользовались известностью не только в Москве.

2. Н. Чернышевский и Н. Добролюбов в «Современнике»

В эти годы [1858—1862] идейным руководителем журнала стал Чернышевский, в статьях к-рого отстаивались интересы широких крестьянских масс, популяризировались идеи утопического социализма.

К 1859 г. противоречия русской жизни настолько обострились, что в стране сложилась революционная ситуация, когда крестьянское восстание против крепостничества, помещиков становилось все реальнее.

Неизменно осуждая, разоблачая помещиков-крепостников, журнал, тем не менее, главный удар наносит в это время по либеральной идеологии, понимая, что либералы своей политикой соглашательства могут свести на нет все усилия демократии, народа. В журнале открывается отдел «Политика». Его начинает вести Чернышевский, передав отдел литературной критики под руководство Добролюбова. Анализируя в отделе «Политика» события европейской истории, факты классовой борьбы народов, Чернышевский убеждает своих читателей в неизбежности революции, необходимости изоляции либералов.

Добролюбов в своих критических статьях, таких как «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?» и др., развенчивает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, воспитывает веру в освободительные силы народа, который не может без конца терпеть своих угнетателей. В 1859 г. Добролюбов при одобрении Некрасова организует в «Современнике» новый сатирический отдел (фактически журнал в журнале) под названием «Свисток». И этот отдел был направлен прежде всего против русского и международного либерализма, всех носителей реакционных, антинародных идей.

В статьях политического содержания Добролюбов, анализируя опыт исторического развития передовых европейских стран, приходит к выводу об общих революционных путях преодоления сопротивления эксплуататорских классов как в Европе, так и в России («От Москвы до Лейпцига»). Особенность России должна заключаться только в более решительной и последовательной борьбе с эксплуатацией, либерально-буржуазным соглашательством.

Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершенства в методах революционной пропаганды. Примером революционной пропаганды в условиях царизма, жестокой цензуры может служить статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» По форме — это литературно-критическая статья, посвященная народным рассказам писателя Н. Успенского.

Бесспорно мастерство Чернышевского, умевшего в подцензурной печати говорить о революции, воспитывать своими статьями настоящих революционеров.

Не менее ярко отразились идеи революции в статьях и рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», отмеченную горячей симпатией критика к борцам за счастье народа — Инсарову и Елене Стаховой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.