Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 17




1. Альманахи декабристов («Полярная звезда», «Мнемозина»)

Князь Голицын – министр просвещения в 1818 году вводит межведомственную цензуру. Практически не осталось частных изданий. 1818- наложен запрет на упоминание крепостного права в печати, запрет на публик инф политического свойства из-за границы. Рос журналистика наинает гооврить о политике через литературную критику.

1816-25: Соревнователь, Невский зритель. Алманахи декабристов-«Полярная звезда», «Мнемозина».

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА- (альманах 55-68) (основан Александр Александр. Бестужевым и Константин Федоровичем Рылеевым 1823-25 гг (литературно-худож журнал, но читатель получал общественно-полит издание, первые статьи «Взгляд на старую и новую словесность в России (Бестужев требует критики, первый тираж-600 экз, второй обеспечил гонораром писателей) Вышло 3 книги: на 1823, на 1824 и на 1825. Четвертая книжка- «Звездочка» и готовившаяся на 1826, арестована и уничтожена.

«П. з.» являлась легальным органом декабристов, выражала их литературные принципы, служила распространению передовых идей своего времени. В ежегодных обзорах литературы А. А. Бестужева, которыми открывалась каждая книжка, говорилось об общественной роли литературы, пропагандировались идеи гражданственности, патриотизма. Задачей альманаха была популяризация новых русских художественных произведений. Политические взгляды издателей, которые не могли быть высказаны открыто, выражались в тенденциозном подборе литературы, критических статей и т. д.

 

Отдел прозы «П. з.» был очень содержателен: печатались повести Бестужева («Роман и Ольга», «Изменник» и др.), исторические очерки и повести А. Корниловича, путевые очерки Н. Бестужева и др. Среди поэтических произведений следует назвать стихотворения А. С. Пушкина («Гречанке», «Элегия», отрывки из «Цыган», «Братьев разбойников»), К. Ф. Рылеева («Думы», отрывки из поэм «Войнаровский», «Наливайко» и др.). В «П. з.» печатались также произведения Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, Н. И. Гнедича, А. С. Грибоедова, Д. В. Давыдова, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, О. М. Сомова и др.

В отделе поэзии и прозы участвовали члены кружка «любомудров» В. М. Титов, С. П. Шевырев и близкие к кружку писатели С. Д. Нечаев, Н. Ф. Павлов, С. Е. Раич и др.

«Мнемозина»- литературный альманах, издававшийся Владимир Федорович Одоевским и Вильгельм Карлович Кюхельбекером в Москве в 1824—1825 годах. (между альманахом и журналом)-каждые три месяца.

повести, анекдоты, характеры, отрывки из комедий и трагедий, стихотворения всех родов и краткие критические замечания».

отделы «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». поэзии и критики - Кюхельбекер, Одоевский - философии, беллетристике.

борьба за самобытность русской литературы. оригинальные, а не переводные произведения.

В философских статьях «М.» чувствовалось сильное влияние немецкого идеализма. Основной интерес представляет литературно-художественный и критический материал альманаха (статья «Листки, вырванные из «Парнасских ведомостей»» В. Одоевского, ч. 1; «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» В. Кюхельбекера, ч. 2, и др.). Авторами были А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Д. В. Давыдов, С. Е. Раич, Н. Ф. Павлов.

2. Сатирическая журналистика 1860-х гг. («Искра», «Гудок», «Будильник»)

До начала реформ - появляются уличные листки – копеечные издания распространяющиеся среди мещан. (Журнал- «Весельчак» (Брамбеус) Сенковский, Кукольник анекдоты, плоскими шутками, фельетоны против современника, отечественных записок, 1859-1905 –«Развлечения» - утеха купечеству. Публиковались Миллер, Алмазв, Бурени, Вемберг, Левитов, Мей. Публиковались обличительные материалы в адрес чиновников – взяточников)

1859 – «Искра» Николай Александ. Степанов и Василий Степанович Курочкин. (была сеть корреспондентов-против гос. Соц. Системы) неравенство, голод в деревнях и т.д Критиковали Дружинина, Каткова, Писемского, Краевского. 9 тысяч экземпляров- много! Литературная и художественная часть. Публиковались Богданов, Николай и Глеб успенские, Ливитов,

отдел «Нам пишут». Публиковались письма читателей, измененные в комическом ключе. часть материалов которые не пропускали. Редакция придумала имена для тех которога она хотела описать – Муравьеа – МуМу, кострома – кутерьма.

Отдел – хроника прогресса. Елисеев возглавлял. Поэзия, фельетоны, пародии,

1865 - Цензурный комитет заменил Курочника на брата(Владимира). В 1870 запрещен карикатуры, в 73 году закрыта на 4 месяца, потом не возобновилась.

«Гудок». 1862 близки с Искрой. борьбу с консерваторами, внешне напоминал искру, рисунки и сподписями, словари, текст под иллюстрацией. Недостатки петербургской жизни. Идейного начала не хватало, больше смеха и сатирической составляющей. По редакицей Дмитрия Минаева, 13 номеров. (Искра-всероссийский, Гудок-столичный)

«Будильник»- 1865 год – Развлекательный журнал. Издатель – Николай Александрович Степанов (ушел из Искры) обозрения политической жизни иностранных государств, иллюстрированные сатирические поветси, рассказы, сцены. Хроника провинциальной жизни. С 1865-66 – Дмитриев работает.(из Искры) разоблачение капитализма. Критика российских либералов, раздел был Спб ведомости – критика официоза.

Степанов ушел. 1873 редактор Сухов, просуществовал 40 лет. под псевдонимом Моор график Дмитрий Орлов, знаменитый архитектор Фёдор Шехтель (под псевдонимами Ф. Ш. и Финь-Шампань), писатель В. А. Гиляровский.

ДАЛЕЕ ТО ЖЕ САМОЕ, НО ПОДРОБНЕЕ

Лучшим сатирическим журналом той поры была революционно-демократическая «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова. Прогрессивные тенденции проявлялись также в «Гудке» (под редакцией Д. Минаева) и «Будильнике» (при Н. Степанове). В руках революционных демократов сатирическая журналистика была сильным средством борьбы против крепостничества и либерализма за освобождение страны от рабства и угнетения. Весной 1858 г. Петербург наводнили «уличные листки» – копеечные летучие издания, раскупавшиеся городским мещанством и чиновничеством, и это журнальное поветрие оказалось столь заметным, что в сентябрьской книге «Современника» за 1858 г. Добролюбов отозвался на него статьей «Уличные листки». Боевым органом революционно-демократической сатиры стал еженедельник «Искра», выходивший в течение почти пятнадцати лет – с 1859 по 1873 г.

«Искра» была основана в Петербурге поэтом-сатириком В.С. Курочкиным и художником-карикатуристом Н.А. Степановым. В 1861 г. тираж журнала составлял девять тысяч экземпляров. В 1856–1858 гг. Степанов издавал альбом карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знаком Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов – художественной. ых», в котором среди других авторов участвовал и Курочкин Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. В «Искре», разумеется, было много интересного и кроме этого обозрения провинциальной жизни, но отдел «Нам пишут» в первые годы издания журнала все же занимал важнейшее место. Он создавал «Искре» популярность, помогал проникать в самые глухие места, воспитывал читателя Редакция пошла на хитрость и придумала условные имена, которыми постоянно пользовалась. С №29 за 1862 г. отдел «Нам пишут» был запрещен. Но и после этого редакция изобретательно искала журнальные формы, чтобы напечатать письма своих корреспондентов.

Вместо обзоров «Нам пишут» появились «Искорки», где читательские сигналы получили воплощение в виде шуток Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» – цикл передовых статей, начатый в №5 за 1859 г. Его вел Г.3. Елисеев. Высмеивая либерально-монархическую журналистику, Елисеев комментировал злободневные события русской жизни. В 1859–1860 гг. в «Искре» появилось много статей, стихов и рисунков, сатирически изображающих русских помещиков«Искра» поддерживала «Современник» в его полемике с «Русским вестником» и другими журналами либерально-монархического толка. Разоблачая творцов и пропагандистов «чистого искусства», «Искра» горячо отстаивала революционно-демократические идеалы в литературе. Журнал сыграл особенно важную роль в 1861 г., когда началась травля Катковым и всей либерально-монархической прессой Чернышевского и «Современника». В 1873 г., после трех предупреждений, «Искра» была приостановлена на четыре месяца, но издание ее больше не возобновилось. Формальным поводом для запрещения послужила статья «Журнальные заметки» «Гудок» под редакцией Д.Д. Минаева (1862) и «Будильник» при Н.А. Степанове (1865–1870). По своим идеям, темам, по внутриредакционной организации журналы эти были близки к «Искре», использовали ее опыт. Как и в «Искре», в «Гудке» важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу Ведущая роль в «Гудке» принадлежала самому Минаеву, выступавшему под несколькими псевдонимами. Его товарищами были «искровцы» П. Вейнберг, Н. Курочкин, М. Стопановский. Кроме них, печатались А. Козлов, Д. Ломачевский, К. Преображенский, М. Владимирский, С. Терпигорев (Сергей Атава). Карикатуры рисовал Н. Иевлев. «Гудок» же, по преимуществу, составлялся из петербургского материала. В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна. Больше смеха чем актуальности. В первые годы существования (1865–1871) «Будильник» находился в лагере демократической журналистики; потом он стал одним из многих легковесных юмористических изданий. Так, в литературном отделе «Будильника» сотрудничали Д. Минаев, Г. Жулев, В. Буренин, В. Богданов, П. Вейнберг, Л. Пальмин, Н. Пушкарев, И. Федоров, М. Стопановский и др. Для журнала писали Гл. Успенский и Ф. Решетников. Карикатуры рисовали А. Антонович, Ф. Добужинский, С. Любовников, В. Никитин, Н. Введенский. «Будильнику» свойственно противопоставление Разоблачение капиталистов – еще одна важная тема «Будильника». Однако по сравнению с «Искрой» и даже с «Гудком» в «Будильнике» было очень много так называемого нейтрального, развлекательного материала

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.