КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная инфраструктура
По уровню монополизированности (формам конкуренции) выделяют следующие типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический и монополизированный рынок. Рынок совершенной конкуренции имеет характерные черты: 2. существование на рынке множества мелких фирм - продавцов, каждая из которых имеет незначительную долю общего выпуска товаров, вследствие чего не может повлиять напредложение продуктов на рынке и цену; 3. предложение всеми продавцами идентичных по свойствам товаров и услуг; 4. возможность покупателей и продавцов свободно входитьна рынок и выходить из него; 6. отсутствие у фирм интереса к производственным решениям других фирм, так как деятельность конкурентов не рассматривается как угроза своей деятельности; 7. обладание одинаковой информацией о положении делна рынке всеми субъектами рынка. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков, полностью отвечающих приведенным характеристикам, наиболее близкими к рынку совершенной конкуренции считают рынки сельскохозяйственной продукции. Рынок монополистической конкуренции предполагает большое количество товара фирм, производящих дифференцированную продукцию. Потребители рассматривают продукцию, предлагаемую разными фирмами как близкую, но не взаимозаменяемую. В этом случае важными факторами, способными привлечь покупателей являются не только ценовая конкуренция, но и особые качества товара, его реклама и сопутствующий сервис. Олигополистический рынок представляет собой такую рыночную структуру, когда на рынок выходит несколько фирм-участников, предлагающих схожий товар. На долю каждого продавца приходится значительная часть рынка, что дает возможность оказывать своими действиями существенное влияние на состояние рынка и на конкурентов. При входе на такой рынок существуют барьеры, ограничивающие доступ другим фирмам. Олигополистический рынок типичен для современной экономики. На монополистическом рынке существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Такая рыночная структура скорее выступает как идеальная модель, к которой приближаются высокомо-нополизированные рынки.
Инфраструктура рынка (рыночная инфраструктура) – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы и биржи: Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров. В XX веке широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в мировом масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки с проведением на них конгрессов и семинаров. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за предлагаемый товар. На аукционе происходит публичная продажа и товар достается покупателю, назначившему самую большую цену. Среди аукционов различают принудительные аукционы, которые проводят судебные органы с целью взыскания долгов с неплательщиков, и добровольные аукционы, организуемые по инициативе владельцев продаваемых товаров. Аукционы проводят специальные фирмы, работающие на комиссионной основе. Биржа - место заключения сделки купли или продажи, где можно получить информацию о крупных продажах и текущей цене. Биржа не является местом непосредственной купли или продаж, здесь договариваются о торговых сделках, оформляют контракты, формируют цены на основе спроса и предложения, оказывают услуги, помогающие продавцу и покупателю найти друг друга. Биржи отличаются друг от друга прежде всего видом товара. Различают товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда. На товарной бирже обычно продается однородный товар, например нефть или зерно. Такие биржи называют специализированными, но существуют и универсальные биржи. Товары на бирже продаются партиями с указанием количества, состава и основных качественных признаков. Фондовые биржи представляют собой организацию для осуществления купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, т. е. реальной рыночной. Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между работодателями и работниками с целью купли-продажи услуг рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по переподготовке и трудоустройству безработных биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы по отдельным специальностям, собирают и распространяют информацию об уровне занятости по регионам. Одновременно они выполняют регистрирующие и регулирующие функции, фиксируя безработных и контролируя право на получение пособий по безработице. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все организации, способные мобилизовать временно свободные средства и превратить их в кредиты. Ядро кредитной системы составляет банковская система. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |