Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок, причины его возникновения, признаки и функции рынка




Рынок можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Обмен продуктами труда, вещами посредством денег становится правилом экономической жизни общества. Рынок и рыночная форма связей возникла объективно, благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами.

Рынок — это механизм обмена.

Рынок - это меха­низм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров.

Рынок – это определенная форма организации хозяйственной жизни общества, это единство товарного и денежного обращения, посредством которого оказывается воздействие на общественное производство и весь воспроизводственный процесс.

Субъекты и объекты рынка:

Субъекты рынка – продавцы и покупатели (могут быть физическими и юридическими лицами). Физическое лицо рыночных отношений – любой человек, продающий или покупающий на рынке товар. Юридическое лицо рыночных отношений – предприятия и организации, покупающие или продающие товары и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в суде в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом также выступает государство.

Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. объекты рынка – товары, материальные блага и услуги, а также факторы производства – заводы, фабрики, земля, полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы.

Причины возникновения рынка:

ü Экономическая обособленность товаропроизводителей (собственник сам решает что, как и в каком объеме производить; решает как распределять произведенные блага, определяет форму организации производства и труда, форму и размер оплаты труда и т.д.)

ü Экономическая и правовая свобода хозяйствующего субъекта (собственник имеет в своем распоряжении материальные и денежные средства, на которые он может приобрести ресурсы и наладить производственный процесс; собственник получает возможность заниматься тем видом деятельности, который его интересует и приносит доход)

ü Ограниченность ресурсов (ограниченность ресурсов предопределяет ограниченность создаваемых благ и услуг, вследствие чего удовлетворение потребностей людей осуществляется посредством обмена результатами труда через рынок).

ü Международное разделение труда и международная специализация производства (разные страны имеют различные природные ресурсы, полезные ископаемые, природно-климатические условия и т.д. – такое положение предопределяет развитие международного рынка).

Признаки рынка:

ü Свобода предпринимательского и потребительского выбора (свобода покупателей и продавцов) – производители сами решают, какие товары, когда и в каком количестве производить, кому и по каким ценам их продавать; покупатель должен обладать широким выбором продавцов одноименного товара и наличием денежных средств, имеющих устойчивую покупательную способность.

ü Неограниченность количества участников рынка – только в этом случае вступают в силу законы конкуренции, побуждающие производителя (продавца) внедрять новую технику, технологии, улучшать качество, снижать цены. Занятие предпринимательской деятельностью должно быть доступно любому желающему.

ü Полная информированность участников рынка о его состоянии.

ü Беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов (способность к быстрому передвижению, действию) – никто и ничто не должно сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные.

ü Личный интерес.

Функции рынка:

ü Регулирующая – на рынке устанавливается соотношение спроса и предложения, что позволяет определить, какие товары и в каком объеме необходимы покупателю. Таким образом происходит корректировка производства относительно нужд и запросов потребителей материальных благ и услуг.

ü Стимулирующая – посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг.

ü Ценообразующая – в результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

ü Информационная – рынок – источник информации, необходимый всем его субъектам, который предоставляет данные о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен.

ü Конкурентообразующая – конкуренция двигатель научного и технического прогресса, она принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста.

ü Санирующая – рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов, и наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

ü Воспитательная – рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.