Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан гуманитарного факультета

____________________ И.А. Батанина

«___» ___________ 2013 г.

В электронной версии утверждено

«___» ___________ 2013 г.

«Лабораторные занятия по дисциплине «Психодиагностика и практикум по психодиагностике»»

Направление подготовки: 030300 Психология

Специальность: 030301 Психология

Форма обучения очная

 

Тула 2013 г.

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

Лабораторное занятие 1. Психологическая диагностика когнитивных способностей. 4

Практическое изучение методик диагностики внимания: корректурные пробы, методика «Кольца Ландольта», «Красно-черная таблица», методика Мюнстерберга, методика «Перепутанные линии» Рисса (2 часа). 4

Лабораторное занятие 2. Психологическая диагностика когнитивных способностей. 10

Практическое изучение методик диагностики памяти: методика «Оперативная память», методика «Память на числа», методика «Память на образы» (2 часа). 10

Лабораторные занятия 3 - 5. Психологическая диагностика когнитивных способностей. 12

Практическое изучение методик диагностики мышления и интеллекта: методики «Количественные отношения», «Закономерности числового ряда», «Сложные аналогии», «Выделение существенных признаков», «Тест интеллекта Векслера», «Прогрессивные матрицы Равена», «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (6 часов). 12

Лабораторные занятия 6-7. Диагностика общих и специальных способностей (4 часа) 41

Работа с методиками: Диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным); Батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ); тест Медника; Краткий ориентировочный тест (КОТ) В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик. 41

Лабораторное занятие 8. Диагностика когнитивных стилей: тест скрытых фигур Готтшальдта, тест MFFT-12 Кагана (2 часа). 46

Практические занятия 8-9. Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента. Теппинг-тест. Тест-опросник Стреляу. ОСТ Русалова (4 часа). 48

Практические занятия 10-16. Психодиагностика личности и межличностных отношений. 55

Личностный опросник Г.Айзенка, 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кэттелла (16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI), тест описания поведения в конфликтных ситуациях К.Томаса (14 часов). 55

Практические занятия 17–21. Проективные и полупроективные методы исследования личности. 94

Практические занятия 22-25. Диагностика самосознания. 118

Практические занятия 26-27. Психодиагностика нарушений развития личности: Патохарактерологический диагностический опросник, Опросник Шмишека (4 часа) 128

Практические занятия 28-30. Диагностика межличностных отношений в группе и семье. 148

Практические занятия 31-32. Психодиагностика мотивационной сферы и направленности личности. 172

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Психологическая диагностика предназначена обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.). В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими отраслями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная психология и т.д.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов.

Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации к проведению практических занятий по «Психодиагностике» со студентами специальности 030301 «Психология». Материал сгруппирован по занятиям и представляет собой подробное описание основных методов и методик диагностики разнообразных сторон человеческой психики и личности. По ходу ознакомления с методиками студент выполняет их, заполняя рабочую тетрадь, в которой подробно описывает полученные закономерности, формулирует психологический диагноз. Рекомендуется параллельная работа: сначала изучение соответствующей методики в теоретической части практикума, далее выполнение ее в рабочей тетради.

Данное пособие создано для решения следующих задач:

­ Сформировать у студентов систему основных понятий психодиагностики, ознакомить с теорией и практикой психодиагностических исследований.

­ Дать ориентировку в структуре психодиагностики как особой психологической дисциплины, связывающей теорию и практику.

­ Сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик.

­ Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик.

­ Ознакомить с наиболее известными методами психодиагностики, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов.

­ Сформировать у студентов умения и навыки постановки и решения психодиагностических задач, включающих полный цикл диагностической работы, начиная с постановки цели, выбора соответствующих методик и заканчивая постановкой психологического диагноза.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.