КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аббревиатуры 1 страница
Я Э Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р П О Н М Л К И Ж Е Д Г Б А РИМСКОЕ ПРАВО Словарь латинской юридической терминологии
АБСОЛЮТ (от лат. absolutes - безусловный) – понятие философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций. АВАНГАРДИЗМ — общее название разных течений в искусстве XX в., порывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма. АВТОПОРТРЕТ — портрет художника, выполненный им самим АГИОГРАФИЯ — литература о жизни и деяниях святых. АГОН — соревнование, состязание. АГОРА — торговая площадь и место проведения народных собраний в древнегреческих городах. АКАДЕМИЗМ — направление в изобразительном искусстве XVII— XIX вв., догматически следовавшее канонам классического искусства античности и Ренессанса. АКАФИСТ — молитвословие, церковное хвалебное песнопение, исполняемое всеми присутствующими стоя. АКВАРЕЛЬ — живопись водяными красками. АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. Ad – к и culture – образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. АКМЕИЗМ — литературное течение в русской литературе XX в., провозгласившее освобождение от символизма. АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность и logos - учение) – дисциплина, исследующая категорию, «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания, онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека. АЛТАРЬ — восточная часть христианского храма, где находится престол. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства, например любовь и ненависть. АМВОН — в христианском храме — возвышение, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди. АМПИР — художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам. АМФИТЕАТР — в древнегреческом театре — места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре — открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены. АМФОРА — сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками. АНАЛОГ — нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию. АНАХОРЕТ — отшельник, пустынник. АНАХРОНИЗМ — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай. АНИМАЛИСТ — художник или скульптор, изображающий животных. АНИМИЗМ — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевление всех предметов и явлений, в наличии души у людей, животных и растений. АНОМИЯ (от франц. anomie - отсутствие закона, организации) – ситуация в обществе, характеризующиеся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Понятие введено Э. Дюркгеймом. АНТИЧНОСТЬ — период развития культуры и искусства Древней Греции и Древнего Рима. АНТРОПОМОРФИЗМ — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. АПОКАЛИПСИС — последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчества о конце света. АПОКРИФ — произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому не вошедшее в Новый завет. АПОФЕОЗ — прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сиена спектакля, праздничной концертной программы. АРАБЕСКИ — сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран. АРТЕФАКТ (от лат. artefaktum – искусственно сделанное) – воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. АРХАИКА — ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина. АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos - образ) — исходный первообраз, образец (в сознании, искусстве). Введено в современный дискурс К. Юнгом, который, в свою очередь, заимствовал его из произведений позднеантичных авторов. АРХИТЕКТОНИКА — композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. АРХИТЕКТУРА — искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире. АСИММЕТРИЯ — отсутствие или нарушение симметрии. АСКЕТИЗМ — ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей. АТАРАКСИЯ — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому, по мнению последователей эпикурейской философии, должен стремиться человек. АУРА — особая атмосфера, которую создают произведения искусства, человек, любой объект, оказывая труднообъяснимое воздействие на психику. БАЗИЛИКА — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на несколько нефов (проходов). Основной тип христианского храма. БАРЕЛЬЕФ — рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более чем на половину объема). БАРОККО — художественный стиль, получивший распространение в конце XVI в. сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами. БАТАЛИСТ — художник, изображающий военные сюжеты. БЕЛЬВЕДЕР — вышка, надстройка над зданием или беседка на возвышении, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых построек в Ватикане, Праге, Вене. БИБЛИЯ — собрание христианских книг, составляющих Священное писание, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета, БОГИ — могущественные, сверхъестественные существа, выступающие главными персонажами большинства мифов. БРОНЗОВЫЙ ВЕК — условное название исторического периода в развитии человечества, характеризующееся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным. БУДДИЗМ — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный). БЮСТ — скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс). ВАНДАЛИЗМ — бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей. ВАРВАРСТВО — средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость — варварство — цивилизация). Также варварство — крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье. ВДОХНОВЕНИЕ— психическое состояние творчества, откровения, душевного подъема, внутреннего озарения. ВЕДИЗМ — древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс до н. э. в Индии, основы религии изложены в Ведах. ВЕДЫ — древнейшие памятники индийской литературы и религии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы. ВЕРНИСАЖ — торжественное открытие художественной выставки. ВИДЕОАРТ^— одна из современных форм искусства. ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — первоначально культура Неточной Римской империи, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией. ВИНЬЕТКА — украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или конце текста при начальных буквах текста. ВИРТУАЛЬНЫЙ — кажущийся, нереальный. ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из материала, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре. ВОСЬМЕРИК — в древнерусской архитектуре ярус храма, имеющий в плане восьмиугольную форму. ГАЗЕЛЬ — стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк. ГАРМОНИЯ — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. ГАРНИТУР — комплект предметов, служащих для какой-либо одной цели, например мебельный. ГЕДОНИЗМ — этическое учение в древнегреческой философии, признающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение. ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneuo – разъясняю, истолковываю) – теория и метод интерпретации и понимания текстов. В эпоху эллинизма герменевтами называли толкователей сообщений, смысл которых был закрыт для непосвященных, будь то поэмы Гомера или изречения оракулов. В Средневековье герменевтика существовала также в рамках истолковывания Библии. Истоки возникновения ее в качестве особой дисциплины – учения о методах интерпретации – можно проследить с середины XVIIв., когда проявляется «профанная» герменевтика, которая исследует тексты разного рода. Заслуга обоснования герменевтики как науки принадлежит Ф. Шлейермахеру, который в начале XIX века определял ее как учение «о взаимосвязи правил понимания», и неважно, о каком тексте идет речь – «сакральном», «классическом» или просто «авторитетном». ГИМН — в Древней Греции — торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; в странах Западной Европы до XIX в. — духовная песня. ГИПЕРТЕКСТ (от греч. hyper – над, сверх) – организационная надстройка над текстом, заложенная в возможностях современных информационных технологий и позволяющая рассматривать текст в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным чтением текста (слева направо, строка за строкой) двигаться по другим структурным схемам, делая работу над текстом более емкой и эффективной, а также находить нужную информацию во всемирной паутине. ГИПЕРТРОФИРОВАТЬ — преувеличивать, чрезмерно преувеличивать. ГОБЕЛЕН — декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка); ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовленная машинным способом. ГОМЕОСТАЗ (ОТ ГРЕЧ. homoios – подобный и stasis - состояние) – тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. ГОРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема. ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ стиль — художественный стиль в западноевропейской культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского мировоззрения, готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. ГРАВЮРА — произведение искусства, выполненное посредством печатания с доски. ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, основанного на рисунке, выполненном без красок штрихом и линиями. ГРОТЕСК — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе. ГУМАНИЗМ — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил. ДАДАИЗМ — модернистское направление в искусстве, представители которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку. ДАО (кит. букв. – путь, а также подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют) – одна из важнейших категорий китайской философии. В современном языке означает мораль, нравственность. Иероглиф Дао входит в обозначении даосизма (дао цзя) и конфуцианства (дао сюэ). ДАОСИЗМ — одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ —12 главных христианских праздников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица). ДЕИЗМ — религиозно-философское учение, распространенное в XVII— XVIII вв*, признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения. ДЕИСУС — название композиции из икон: в центре — Иисус Христос, справа — Богоматерь, слева — Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча). ДЕКАДАНС, ДЕКАДЕНСТВО — собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX — начала XX в., их характерные черты — мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали. ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА (от франц. Demarcation - разграничение) – в частности, попытка определить границы области научного знания путем указания точных критериев научной рациональности. ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. Determine - определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представление о детерминизме входят в структуру научного метода, нацеливая исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. ДЖАЙНИЗМ — одна из религий Индии, возникшая в VI в. дон. э. и отрицающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому. ДИЗАЙН — вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров. ДИКОСТЬ — название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством. ДИСКУРС (франц. discours, от англ. discourse, от лат. discourses – бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор) - термин не имеет сегодня обозначенного и общепризнанного определения, может быть, именно поэтому он стал так популярен в последние десятилетия. Понятие дискурса используют, как правило, тогда, когда предполагается исследование языка, речевого способа передачи смысла. При этом имеется в виду не статическое состояние того или иного текста, а динамическое, часто даже состояние диалога, коммуникации. Понятие появилось в ранних трудах Р. Барта и первоначально трактовалось как «речевое произведение, высказывание». Современный дискурс – это область функционирования как естественного языка, так и иных типов языков – искусства, науки и т.п. ДИФИРАМБ — в древнегреческой поэзии — восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала. ДУХОВНОСТЬ — специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. ДХАРМА — одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон. ЕВРАЗИЙСТВО — направление русской философской и культурологической мысли 20—30-х гг. XX в. Возникло в среде эмигрантской интеллигенции, выводило специфику России из ее срединного положения между Европой и Азией. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими. ЕВХАРИСТИЯ — причащение, одно из семи христианских таинств. ЖАНР — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж). ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись на бытовые темы. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, создание картин. ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути. ЗОЛОТОЙ ВЕК — мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам. ЗООМОРФИЗМ — представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму. ИГРА – сложное и многоплановое понятие; издавна привлекала внимание мыслителей, что нашло свое выражение в многочисленных теориях игры и взглядах на нее; игра как наслаждение (Аристотель, И. Кант, Ф. Шиллер), как выражение низших способностей (Г. Спенсер), как «упражнение», подготовка к более важным делам (К. Гросс, К. Бюллер), как проявление глубинных сил и влечений (З. Фрейд), как «слияние с окружающим миром», близкое к пониманию «ориентировочной доказательности» (Ф. Бойтендайк). Игра охватывает все периоды человеческой жизни. Игра – это деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, она оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространено представление, что игра является лишь функционированием; что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Однако игра, будучи деятельностью, выражает определенное отношение личности к окружающей действительности. Так, игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает потребность в творчестве, в преобразовании окружающей действительности. ИДЕАЛ — совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей. ИДЕНТИЧНОСТЬ (от позднелат. identicus – тождественный, одинаковый) – в частности, субъективное переживание человеком своей индивидуальности. Человек, рассмотренный в структуре категорий «общее – особенное – единичное», предстает: а) как человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представители нашего рода; б) как определенная общность людей (расовая, национальная, социальная, религиозная, профессиональная, половая, возрастная, характерологическая и пр.) и проявление этой общности в конкретных людях; в) как отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования. ИЕРОГЛИФЫ — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи. ИКОНА — живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система. ИКОНОГРАФИЯ — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица. ИКОНОСТАС — ряд икон, отделяющий алтарь от остального храма. ИМАЖИНИЗМ — декадентское литературное направление начала XX в., исходившее из представления, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами; культивировало игру ритмов. ИМПЕРАТИВ (от лат. Imperatives - повелительный) – требование, приказ, закон; у И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме). Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – безусловный принцип поведения. ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве последней трети XIX — начале XX в., стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления художника. ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение стихов, музыки и т.д.в момент исполнения. ИНКРУСТАЦИЯ — украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаются в поверхность вещи, предмета. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ (enculturation) – процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им привычек, норм, образцов, свойственных данной культуре. ИНКУНАБУЛЫ — первые печатные книги начальной поры книгопечатания в Европе (до 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги. ИННОВАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ – нововведения, вытесняющие традиционные, архаичные формы деятельности и создающие предпосылки для социокультурных изменений. Установка, характерная для западной культуры. Во второй половине XX века в развитых странах практики инноваций становятся не только установкой, но и особой профессией. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. Intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – общественная группа, которая, будучи более или менее независимой от воздействий сословной, классовой и профессиональной психологии, представляет собой критически мыслящую оппозицию власти, выступая посредником между народом и властью. Интеллигенция является также своего рода интеллектуальной лабораторией, где создаются формы и типы национальной гражданственности и политического устройства. ИПОСТАСЬ — в христианском вероучении — название каждого лица троицы. ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. ИСКУССТВО — процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира. КААБА — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень — метеорит; считается святилищем и служит местом паломничества мусульман. КАМЕННЫЙ ВЕК — древнейшая эпоха развития человеческой культуры - период пользования каменными орудиями труда. КАМЕРНЫЙ — в искусстве — предназначенный для небольшого помещения, для узкого круга слушателей и зрителей. КАМЕЯ — резной камень с выпуклым изображением. КАНОН — система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке — большая хоровая композиция (в православной церкви). КАРМА — закон, определяющий место нового воплощения души в зависимости от поведения в прежних жизнях. КАСЫДА — риторический жанр восточной поэзии со сквозной рифмовкой. КАТАРСИС (греч. catharsis - очищение) — термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него. Особый метод очищения души посредством искусства. КАТОАИЦИЗМ — одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г. КВАТРОЧЕНТО — итальянское название периода раннего Возрождения XV в. — в итальянской культуре. КЕРАМИКА — общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.). КИЧ — синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности. КЛАССИЦИЗМ — направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу. КОЛЛАЖ — технический прием в изобразительном искусстве; заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. КОЛОННА — архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоящие колонны. КОЛОННАДА — ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие. КОЛОРИТ — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства. КОМЕДИЯ — в Древней Греции — представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драматическое произведение; характеры, положения и диалоги его героев вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей. КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность. КОНТРКУЛЬТУРА — понятие, используемое в социальном знании для обозначения одной из тенденций молодежной субкультуры 1960-1970-х гг., отражающее резкое неприятие молодым поколением «культуры отцов». Одно из направлений развития современной культуры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. КОНФЕССИОНАЛИЗМ – убеждение приверженцев той или иной церкви или вероисповедания (confessio) в том, что только их учение является истинным выражением и продолжением изначальной церковной традиции. Термин «конфессионализм» указывает на особенность религиозного самосознания. КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ - критическая стадия противоречий, в основе которой – различия в ценностно-нормативных установках, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, сообществами, между личностью и группой, личностью и обществом и т.п. Минимизация культурной конфликтности может осуществляться в связи с толерантностью (терпимостью) и интересом к иной культуре, поиском точек ценностных совпадений или пересечений. КОНФОРМИЗМ — социально-психологическая ориентация личности на пассивное приспособление и принятие существующего порядка вещей. КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием; позже стало китайской религией. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — одно из течений авангардизма, рассматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, понятий, концепций. КОРАН — главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических и правовых текстов. КОСМОПОЛИТИЗМ — отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода. КРЕАТИВНОСТЬ – то же, что творчество. Категория, выражающая смысл человеческой деятельности. Креативный, или творческий, индивид выделяется тем, что способен решать задачи, возникающие в процессе деятельности, с более высоким качеством и в более короткие сроки. КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. КРИТЕРИЙ (от греч. criterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУР А — один из видов скульптуры; в отличие от рельефа (барельефа, горельефа) может восприниматься со всех сторон. КУБИЗМ — течение в изобразительном искусстве начала XX в.; основано на комбинировании геометрических форм, деформированных фигурах. КУЛЬТ — совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии. КУЛЬТУРА — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. КУЛЬТУРНЫЙ КОД – символическая запись понятий (в систематическом представлении), удобная для коммуникации. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — достижения различных областей культуры, полученные от предыдущих поколений людей, назначение которых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — процесс зарождения материальной в духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |