Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аббревиатуры 1 страница




Я

Э

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

Ж

Е

Д

Г

Б

А

РИМСКОЕ ПРАВО

Словарь латинской юридической терминологии

 

 

АБСОЛЮТ (от лат. absolutes - безусловный) – понятие философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цве­товых импровизаций.

АВАНГАРДИЗМ — общее название разных течений в искусстве XX в., по­рывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма.

АВТОПОРТРЕТ — портрет художника, выполненный им самим

АГИОГРАФИЯ — литература о жизни и деяниях святых.

АГОН — соревнование, состязание.

АГОРА — торговая площадь и место проведения народных собраний в древнегреческих городах.

АКАДЕМИЗМ — направление в изобразительном искусстве XVII— XIX вв., догматически следовавшее канонам классического искусства антич­ности и Ренессанса.

АКАФИСТ — молитвословие, церковное хвалебное песнопение, испол­няемое всеми присутствующими стоя.

АКВАРЕЛЬ — живопись водяными красками.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. Ad – к и culture – образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате ко­торого культура одного народа полностью или частично воспринимает куль­туру другого народа, обычно более развитого.

АКМЕИЗМ — литературное течение в русской литературе XX в., провоз­гласившее освобождение от символизма.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность и logos - учение) – дисциплина, исследующая категорию, «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания, онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде кон­кретного образа или скрытого намека.

АЛТАРЬ — восточная часть христианского храма, где находится престол.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства, например лю­бовь и ненависть.

АМВОН — в христианском храме — возвышение, на котором соверша­ется часть богослужения и произносятся проповеди.

АМПИР — художественный стиль в архитектуре и прикладном искусст­ве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам.

АМФИТЕАТР — в древнегреческом театре — места для зрителей, распо­ложенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре — открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

АМФОРА — сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками.

АНАЛОГ — нечто, представляющее соответствие другому предмету, яв­лению или понятию.

АНАХОРЕТ — отшельник, пустынник.

АНАХРОНИЗМ — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.

АНИМАЛИСТ — художник или скульптор, изображающий животных.

АНИМИЗМ — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевление всех предметов и явлений, в наличии ду­ши у людей, животных и растений.

АНОМИЯ (от франц. anomie - отсутствие закона, организации) – ситуация в обществе, характеризующиеся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. Понятие введено Э. Дюркгеймом.

АНТИЧНОСТЬ — период развития культуры и искусства Древней Гре­ции и Древнего Рима.

АНТРОПОМОРФИЗМ — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человече­ском образе.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — тип мировоззрения, согласно которому чело­век есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

АПОКАЛИПСИС — последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчества о конце света.

АПОКРИФ — произведение с библейским сюжетом, содержащее отсту­пления от официального вероучения и поэтому не вошедшее в Новый завет.

АПОФЕОЗ — прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сиена спектакля, праздничной концертной программы.

АРАБЕСКИ — сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульман­ских стран.

АРТЕФАКТ (от лат. artefaktum – искусственно сделанное) – воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении.

АРХАИКА — ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos - образ) — исходный первообраз, образец (в сознании, искусстве). Введено в современный дискурс К. Юнгом, который, в свою очередь, заимствовал его из произведений позднеантичных авторов.

АРХИТЕКТОНИКА — композиционное строение любого произведе­ния искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепен­ных элементов.

АРХИТЕКТУРА — искусство проектировать и строить здания и соору­жения, выражающее в художественно-образной форме представление чело­века о мире.

АСИММЕТРИЯ — отсутствие или нарушение симметрии.

АСКЕТИЗМ — ограничение или подавление чувственных, телесных же­ланий для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

АТАРАКСИЯ — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которо­му, по мнению последователей эпикурейской философии, должен стремить­ся человек.

АУРА — особая атмосфера, которую создают произведения искусст­ва, человек, любой объект, оказывая труднообъяснимое воздействие на психику.

БАЗИЛИКА — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на несколько нефов (проходов). Основной тип христианского храма.

БАРЕЛЬЕФ — рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более чем на половину объема).

БАРОККО — художественный стиль, получивший распространение в конце XVI в. сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

БАТАЛИСТ — художник, изображающий военные сюжеты.

БЕЛЬВЕДЕР — вышка, надстройка над зданием или беседка на возвыше­нии, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых двор­цовых построек в Ватикане, Праге, Вене.

БИБЛИЯ — собрание христианских книг, составляющих Священное писание, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета,

БОГИ — могущественные, сверхъестественные существа, выступающие главными персонажами большинства мифов.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК — условное название исторического периода в раз­витии человечества, характеризующееся изобретением и широким распро­странением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным.

БУДДИЗМ — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).

БЮСТ — скульптурное изображение головы и верхней части тела чело­века (по грудь или по пояс).

ВАНДАЛИЗМ — бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.

ВАРВАРСТВО — средняя из трех эпох исторического развития человече­ства (дикость — варварство — цивилизация). Также варварство — крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.

ВДОХНОВЕНИЕ— психическое состояние творчества, откровения, ду­шевного подъема, внутреннего озарения.

ВЕДИЗМ — древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс до н. э. в Индии, основы религии изложены в Ведах.

ВЕДЫ — древнейшие памятники индийской литературы и религии, со­стоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

ВЕРНИСАЖ — торжественное открытие художественной выставки.

ВИДЕОАРТ^— одна из современных форм искусства.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — первоначально культура Неточной Римской империи, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.

ВИНЬЕТКА — украшение в книге или рукописи в виде небольшого ри­сунка или орнамента в начале или конце текста при начальных буквах текста.

ВИРТУАЛЬНЫЙ — кажущийся, нереальный.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из материала, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.

ВОСЬМЕРИК — в древнерусской архитектуре ярус храма, имеющий в плане восьмиугольную форму.

ГАЗЕЛЬ — стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк.

ГАРМОНИЯ — эстетическая категория, обозначающая цельность, слит­ность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гар­монию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красо­той.

ГАРНИТУР — комплект предметов, служащих для какой-либо одной цели, например мебельный.

ГЕДОНИЗМ — этическое учение в древнегреческой философии, при­знающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneuo – разъясняю, истолковываю) – теория и метод интерпретации и понимания текстов. В эпоху эллинизма герменевтами называли толкователей сообщений, смысл которых был закрыт для непосвященных, будь то поэмы Гомера или изречения оракулов. В Средневековье герменевтика существовала также в рамках истолковывания Библии. Истоки возникновения ее в качестве особой дисциплины – учения о методах интерпретации – можно проследить с середины XVIIв., когда проявляется «профанная» герменевтика, которая исследует тексты разного рода. Заслуга обоснования герменевтики как науки принадлежит Ф. Шлейермахеру, который в начале XIX века определял ее как учение «о взаимосвязи правил понимания», и неважно, о каком тексте идет речь – «сакральном», «классическом» или просто «авторитетном».

ГИМН — в Древней Греции — торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; в странах Западной Европы до XIX в. — духовная песня.

ГИПЕРТЕКСТ (от греч. hyper – над, сверх) – организационная надстройка над текстом, заложенная в возможностях современных информационных технологий и позволяющая рассматривать текст в различных структурных представлениях. Гипертекст позволяет наряду с линейным чтением текста (слева направо, строка за строкой) двигаться по другим структурным схемам, делая работу над текстом более емкой и эффективной, а также находить нужную информацию во всемирной паутине.

ГИПЕРТРОФИРОВАТЬ — преувеличивать, чрезмерно преувеличивать.

ГОБЕЛЕН — декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка); ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовленная машинным способом.

ГОМЕОСТАЗ (ОТ ГРЕЧ. homoios – подобный и stasis - состояние) – тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.

ГОРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ стиль — художественный стиль в западноев­ропейской культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского ми­ровоззрения, готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украше­ний, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

ГРАВЮРА — произведение искусства, выполненное посредством печа­тания с доски.

ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, основанного на рисунке, выполненном без красок штрихом и линиями.

ГРОТЕСК — изображение людей или предметов в фантастически пре­увеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, теат­ре, литературе.

ГУМАНИЗМ — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

ДАДАИЗМ — модернистское направление в искусстве, представители которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процес­са, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаиче­ского человека, детскому рисунку.

ДАО (кит. букв. – путь, а также подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют) – одна из важнейших категорий китайской философии. В современном языке означает мораль, нравственность. Иероглиф Дао входит в обозначении даосизма (дао цзя) и конфуцианства (дао сюэ).

ДАОСИЗМ — одно из основных направлений древнекитайской филосо­фии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ —12 главных христианских праздни­ков в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица).

ДЕИЗМ — религиозно-философское учение, распространенное в XVII— XVIII вв*, признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жиз­ни природы и общества после акта творения.

ДЕИСУС — название композиции из икон: в центре — Иисус Христос, справа — Богоматерь, слева — Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).

ДЕКАДАНС, ДЕКАДЕНСТВО — собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX — начала XX в., их ха­рактерные черты — мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимо­сти от общепринятой морали.

ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА (от франц. Demarcation - разграничение) – в частности, попытка определить границы области научного знания путем указания точных критериев научной рациональности.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. Determine - определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представление о детерминизме входят в структуру научного метода, нацеливая исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении.

ДЖАЙНИЗМ — одна из религий Индии, возникшая в VI в. дон. э. и отрицающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему жи­вому.

ДИЗАЙН — вид искусства, основанный на художественном конструи­ровании предметов окружающей среды и промышленных товаров.

ДИКОСТЬ — название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством.

ДИСКУРС (франц. discours, от англ. discourse, от лат. discourses – бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор) - термин не имеет сегодня обозначенного и общепризнанного определения, может быть, именно поэтому он стал так популярен в последние десятилетия. Понятие дискурса используют, как правило, тогда, когда предполагается исследование языка, речевого способа передачи смысла. При этом имеется в виду не статическое состояние того или иного текста, а динамическое, часто даже состояние диалога, коммуникации. Понятие появилось в ранних трудах Р. Барта и первоначально трактовалось как «речевое произведение, высказывание». Современный дискурс – это область функционирования как естественного языка, так и иных типов языков – искусства, науки и т.п.

ДИФИРАМБ — в древнегреческой поэзии — восторженное драматизи­рованное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

ДУХОВНОСТЬ — специфически человеческое качество, характеризую­щее мотивацию и смысл поведения личности.

ДХАРМА — одно из центральных понятий индуизма, означающее царя­щий над миром вечный моральный закон.

ЕВРАЗИЙСТВО — направление русской философской и культурологи­ческой мысли 20—30-х гг. XX в. Возникло в среде эмигрантской интеллиген­ции, выводило специфику России из ее срединного положения между Евро­пой и Азией.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — методологический подход к изучению куль­туры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европей­ской культуры над другими.

ЕВХАРИСТИЯ — причащение, одно из семи христианских таинств.

ЖАНР — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность худо­жественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж).

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись на бытовые темы.

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, создание картин.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли сере­дины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

ЗОЛОТОЙ ВЕК — мифологическое представление о счастливом, безза­ботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

ЗООМОРФИЗМ — представление богов в образе животных, предшест­вовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

ИГРА – сложное и многоплановое понятие; издавна привлекала внимание мыслителей, что нашло свое выражение в многочисленных теориях игры и взглядах на нее; игра как наслаждение (Аристотель, И. Кант, Ф. Шиллер), как выражение низших способностей (Г. Спенсер), как «упражнение», подготовка к более важным делам (К. Гросс, К. Бюллер), как проявление глубинных сил и влечений (З. Фрейд), как «слияние с окружающим миром», близкое к пониманию «ориентировочной доказательности» (Ф. Бойтендайк). Игра охватывает все периоды человеческой жизни. Игра – это деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, она оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространено представление, что игра является лишь функционированием; что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Однако игра, будучи деятельностью, выражает определенное отношение личности к окружающей действительности. Так, игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает потребность в творчестве, в преобразовании окружающей действительности.

ИДЕАЛ — совершенный образец какого-либо объекта, явления, собы­тия, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от позднелат. identicus – тождественный, одинаковый) – в частности, субъективное переживание человеком своей индивидуальности. Человек, рассмотренный в структуре категорий «общее – особенное – единичное», предстает: а) как человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представители нашего рода; б) как определенная общность людей (расовая, национальная, социальная, религиозная, профессиональная, половая, возрастная, характерологическая и пр.) и проявление этой общности в конкретных людях; в) как отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования.

ИЕРОГЛИФЫ — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи.

ИКОНА — живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

ИКОНОГРАФИЯ — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.

ИКОНОСТАС — ряд икон, отделяющий алтарь от остального храма.

ИМАЖИНИЗМ — декадентское литературное направление начала XX в., исходившее из представления, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами; культивиро­вало игру ритмов.

ИМПЕРАТИВ (от лат. Imperatives - повелительный) – требование, приказ, закон; у И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме). Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – безусловный принцип поведения.

ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве последней трети XIX — начале XX в., стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления художника.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение стихов, музыки и т.д.в момент исполнения.

ИНКРУСТАЦИЯ — украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезают­ся в поверхность вещи, предмета.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ (enculturation) – процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им привычек, норм, образцов, свойственных данной культуре.

ИНКУНАБУЛЫ — первые печатные книги начальной поры книгопеча­тания в Европе (до 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

ИННОВАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ – нововведения, вытесняющие традиционные, архаичные формы деятельности и создающие предпосылки для социокультурных изменений. Установка, характерная для западной культуры. Во второй половине XX века в развитых странах практики инноваций становятся не только установкой, но и особой профессией.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. Intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – общественная группа, которая, будучи более или менее независимой от воздействий сословной, классовой и профессиональной психологии, представляет собой критически мыслящую оппозицию власти, выступая посредником между народом и властью. Интеллигенция является также своего рода интеллектуальной лабораторией, где создаются формы и типы национальной гражданственности и политического устройства.

ИПОСТАСЬ — в христианском вероучении — название каждого лица троицы.

ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

ИСКУССТВО — процесс и совокупный результат человеческой деятель­ности, выражающийся в практически-духовном освоении мира.

КААБА — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень — метеорит; считается святилищем и служит местом палом­ничества мусульман.

КАМЕННЫЙ ВЕК — древнейшая эпоха развития человеческой куль­туры - период пользования каменными орудиями труда.

КАМЕРНЫЙ — в искусстве — предназначенный для небольшого поме­щения, для узкого круга слушателей и зрителей.

КАМЕЯ — резной камень с выпуклым изображением.

КАНОН — система правил и норм, господствующих в искусстве в ка­кой-либо исторический период или в каком-либо художественном направ­лении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в му­зыке — большая хоровая композиция (в православной церкви).

КАРМА — закон, определяющий место нового воплощения души в зави­симости от поведения в прежних жизнях.

КАСЫДА — риторический жанр восточной поэзии со сквозной риф­мовкой.

КАТАРСИС (греч. catharsis - очищение) — термин античной эстетики, обозначающий возвышен­ное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него. Особый метод очищения души посредством искусства.

КАТОАИЦИЗМ — одно из трех наиболее распространенных направле­ний в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформив­шееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г.

КВАТРОЧЕНТО — итальянское название периода раннего Возрожде­ния XV в. — в итальянской культуре.

КЕРАМИКА — общее название всех видов изделий из обожженной гли­ны (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.).

КИЧ — синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетиче­ской ценности.

КЛАССИЦИЗМ — направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.

КОЛЛАЖ — технический прием в изобразительном искусстве; заключа­ется в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

КОЛОННА — архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоя­щие колонны.

КОЛОННАДА — ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие.

КОЛОРИТ — общий характер сочетания цветов в многокрасочном про­изведении искусства.

КОМЕДИЯ — в Древней Греции — представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; дра­матическое произведение; характеры, положения и диалоги его героев вызы­вают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.

КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность кон­струкций, рациональную ясность.

КОНТРКУЛЬТУРА — понятие, используемое в социальном знании для обозначения одной из тенденций молодежной субкультуры 1960-1970-х гг., отражающее резкое неприятие молодым поколением «культуры отцов». Одно из направлений развития современной куль­туры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере современного ин­дустриального общества.

КОНФЕССИОНАЛИЗМ – убеждение приверженцев той или иной церкви или вероисповедания (confessio) в том, что только их учение является истинным выражением и продолжением изначальной церковной традиции. Термин «конфессионализм» указывает на особенность религиозного самосознания.

КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ - критическая стадия противоречий, в основе которой – различия в ценностно-нормативных установках, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, сообществами, между личностью и группой, личностью и обществом и т.п. Минимизация культурной конфликтности может осуществляться в связи с толерантностью (терпимостью) и интересом к иной культуре, поиском точек ценностных совпадений или пересечений.

КОНФОРМИЗМ — социально-психологическая ориентация личности на пассивное приспособление и принятие существующего порядка вещей.

КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием; позже стало китай­ской религией.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — одно из течений авангардизма, рассматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, понятий, концепций.

КОРАН — главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических и правовых текстов.

КОСМОПОЛИТИЗМ — отказ от национального суверенитета, нацио­нальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

КРЕАТИВНОСТЬ – то же, что творчество. Категория, выражающая смысл человеческой деятельности. Креативный, или творческий, индивид выделяется тем, что способен решать задачи, возникающие в процессе деятельности, с более высоким качеством и в более короткие сроки.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КРИТЕРИЙ (от греч. criterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУР А — один из видов скульптуры; в отличие от рельефа (барельефа, горельефа) может восприниматься со всех сторон.

КУБИЗМ — течение в изобразительном искусстве начала XX в.; основано на комбинировании геометрических форм, деформированных фигурах.

КУЛЬТ — совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

КУЛЬТУРА — специфический способ организации и развития человече­ской жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и ду­ховного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между со­бой и к самим себе.

КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функ­ционирования в обществе.

КУЛЬТУРНЫЙ КОД – символическая запись понятий (в систематическом представлении), удобная для коммуникации.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — достижения различных областей куль­туры, полученные от предыдущих поколений людей, назначение которых ис­торически обусловлено запросами той или иной эпохи.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — процесс зарождения материальной в духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением ору­дийной деятельности и социальных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.