Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аббревиатуры 2 страница




КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия; наука, изучающая сущность, закономерности, ди­намику развития и функционирования культуры.

ЛАБИРИНТ — в древности — здание со сложными, запутанными хода­ми, из которого трудно найти выход.

ЛИБРЕТТО — литературный текст или литературное содержание опе­ры, оперетты, балета.

ЛИТУРГИЯ — важнейшее богослужение православной церкви, анало­гичное католической мессе.

МАГИЯ — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в воз­можность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

МАДОННА — название Богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

МАНЬЕРИЗМ — течение в западноевропейском искусстве XVI в., отра­зившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее не­устойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма — субъективизм, усложненность, напряженность, вычур­ность образов, манерная изощренность формы.

МАРИНИСТ — художник, изображающий морские виды.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ – специфический тип общественного сознания, получивший широкое распространение в большинстве современных обществ. Подобно групповым, массовым, национальным, этическим, профессиональным и иным формам общественного сознания, оно выделяется не в зависимости от содержательных характеристик познавательных способностей, экспрессивных свойств, но прежде всего на основе особенностей его носителя, субъекта. В содержательном отношении представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающий все стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступных массовому восприятию. По своему содержанию массовое сознание уже общественного, поскольку за его границами оказывается множество явлений, затрагивающих сугубо групповые, специализированные интересы (например, основное содержание науки, элементы профессиональной этики и т.п.).

МЕДРЕСЕ — средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ — в Германии XIV—XVI вв. — члены профессио­нальных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

МЕЛОДИЯ — осмысленно-выразительная, благозвучная последователь­ность звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длитель­ности и силы.

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ — умонастроение, определенный тип сознания.

МЕТАМОРФОЗА — видоизменение, превращение, полная перемена.

МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении.

МЕТАЯЗЫК (от греч. meta – между, после, через) – язык, описывающий структуру, свойства и т.п. какого-либо языка-объекта. Понятие применяется, как правило, к художественному тексту, так как искусство имеет дело не с явлениями и фактами объективной действительности, а с представлениями людей о них, выраженными посредством языка культуры (слово, звук, цвет, пластика и пр.).

МЕЦЕНАТ — богатый покровитель наук и искусств, назван так по име­ни римского государственного деятеля, прославившегося широким покрови­тельством поэтам и художникам.

МЕЧЕТЬ — мусульманский храм.

МИМ — в Древней Греции и Риме — короткая сценка бытового и сати­рического характера с комическими монологами и диалогами, изображав­шая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком пред­ставлении.

МИМЕЗИС — способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точ­ном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

МИНАРЕТ — высокая башня при мечети, с которой муэдзин сзывает мусульман на молитву.

МИНИАТЮРА — живописные изображения, украшавшие и иллюстри­ровавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; жи­вописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т.д.

МИНИАТЮРИСТ — художник, пишущий миниатюры.

МИННЕЗИНГЕРЫ — поэты-певцы при германских дворах XII—XIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопе­ний была рыцарская доблесть и беззаветное слркение прекрасной даме.

МИСТЕРИЯ — тайный религиозный обряд, в котором принимали уча­стие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки биб­лейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

МИСТИЦИЗМ — мировоззрение, утверждающее, что подлинная реаль­ность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно.

МИСТИЧЕСКИЙ — загадочный, таинственный.

МИФ (от греч. mythos – предание, сказание) — сказание, передающее представления древних народов о проис­хождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Специфический способ моделирования мира. В современной культуре преодолено узкое понимание мифа как архаического мировидения, запечатленного в древних преданиях (например, легенды и мифы Древней Греции). Наиболее фундаментальное определение мифа дано русским философом А.Ф. Лосевым. Он рассматривает миф как необходимую категорию сознания вообще; специфический способ моделирования и освоения мира. В этом смысле человеческое сознание всегда (не только на архаической стадии) мифологично. В работах французского этнографа и семиолога К. Леви-Стросса миф рассматривается как некая структура, в основе которой лежит принцип бинарности: «космос - хаос», «природа - культура», «жизнь - смерть», «правое - левое», «свое - чужое» и т.п. Бинарная логика мифа связана с особенностями строения и физиологии головного мозга человека, асимметрии полушарий. Р. Барт выдвигает на первый план не миромоделирующую, а коммуникативную функцию мифа, которую он рассматривает как текст; вторичную знаковую систему, базирующуюся на языке.

МИФОЛОГИЯ — совокупность мифов какого-либо народа.

МОДА — господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в одежде, предметах быта и т.п.

МОДЕРН — стиль в европейском искусстве конца XIX — начала XX вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого.

МОДЕРНИЗМ — совокупность относительно самостоятельных художе­ственных течений XX в.; их общий признак — решительный отход от тради­ций классического искусства.

МОЗАИКА — вид монументального изобразительного искусства; моза­ичные произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных кам­ней, керамических плиток.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род пластического искусства: памятники, монументы, элементы убранства зданий.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (от греч. morphe – форма и logos - учение) – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов, культурных образцов, выявляются закономерности строения и процессов формообразования.

МУЗЫ — в греческой мифологии богини искусств и наук.

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – следствие миграционных процессов, в результате которых возникает культурное разнообразие. Усиливается в процессе глобализации, ведет к умножению источников культурного влияния в любом современном обществе.

МУЭДЗИН — служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву.

МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятель­ности человека, направлен на создание и восприятие произведений литера­туры и искусства.

НАМАЗ — ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у му­сульман.

НАТУРАЛИЗМ — направление в искусстве второй половины XIX в.; воз­ник на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, требовал тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в со­четании со строгой социально-биологической детерминацией изображае­мых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, изображение не­одушевленных предметов (утвари, цветов, плодов и т.д.).

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение живописи, возникшее во Фран­ции около 1885 г.; придал живописи «чистым цветом» упорядоченный ха­рактер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

НИГИЛИЗМ — полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм.

НИМБ — изображение сияния вокруг головы Бога, ангелов, святых в хри­стианском и буддийском искусстве как символ святости, божественности.

НИРВАНА — в буддизме — достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей; в со­стоянии Н. душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

НЮ — обнаженное тело в изобразительном искусстве.

ОБЕЛИСК — памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гра­неного столба с пирамидально заостренной верхушкой.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — обобщенное художественное отраже­ние действительности.

ОДА — стихотворение в честь какого-либо важного события, лица vlavl на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.

ОЙКУМЕНА — совокупность областей земного шара, которые, по пред­ставлению древних греков, были заселены человеком.

ОНТОЛОГИЯ (от греч on – род. пад. ontos – сущее и logos - учение) – учение о бытии как таковом, объектом которого являются наиболее фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, воплощает содер­жание в сценических музыкально-поэтических образах; сопровождается ин­струментальной и вокальной музыкой.

ОРГИЯ — особые тайные культовые обряды и празднества в честь неко­торых богов, разнузданное пиршество.

ОРДЕР — система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей — колонн, столбов и пилястр — и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

ОРНАМЕНТ — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элемен­тов; предназначен дляукрашения различных предметов, архитектурных со­оружений, произведений пластического искусства.

ОРХЕСТРА — в древнегреческом театре — круглая площадка, на кото­рой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения продуктов челове­ческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто незави­симое от них и господствующее над ними.

ПАГОДА — буддийский или индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни.

ПАЛАЦЦО — дворец, особняк, в первую очередь применительно к итальянской архитектуре.

ПАНАГИЯ — небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в православной церкви, знак их сана.

ПАНЕГИРИК — речь, восхваляющая подвиги героя.

ПАНТЕИЗМ — отождествление Бога с мировым целым, с природой.

ПАНТЕОН — у древних греков и римлян — храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства; использует дляпередачи содержания, создания художественного образа пластически выразительные движения тела, жест, мимику; иногда сопровождается музыкой, ритмиче­ским аккомпанементом.

ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, образец) — совокупность теоретических и методических предпо­сылок, определяющих конкретное научное исследование; модель, образец постановки и решения исследовательских задач. Термин используется применительно к анализу научного знания; введен американским методологом науки Т. Куном в книге «Структура научных революций» (1962). Новая парадигма начинает формироваться, когда возникают проблемы, для решения которых недостаточно наличных знаний. Накапливающиеся взгляды, концепции постепенно приводят к изменению отношения к объекту исследования. Кун назвал этот процесс, который может длиться даже десятилетиями, научной революцией.

ПАРОДИЯ — смешное, искаженное подобие чего-либо или кого-либо.

ПАСТЕЛЬ — мягкие цветные карандаши, приготовляются из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами.

ПАСТОРАЛЬ — форма поэзии, описывающая мирные, часто любовные сцены пастушеской жизни.

ПЕЙЗАЖ — в искусстве — изображение природы.

ПЕЙЗАЖИСТ — художник, пишущий исключительно пейзажи.

ПЕРИПТЕР — здание, в особенности античный храм, со всех сторон ок­руженное колоннадой.

ПИНАКОТЕКА — картинная галерея.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — ваяние, скульптура; искусство тело­движений.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе (в противоположность жи­вописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передаче естест­венного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.

ПОДТЕКСТ — внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения смысл4, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

ПОЛИФОНИЯ — вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий.

ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность; применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладном искусствах.

ПОП-АРТ — течение в авангардистском искусстве, использующее ре­альные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комби­наций и претендующее на общедоступность и демократизм.

ПОП-КУЛЬТУРА — совокупность неоавангардистских взглядов на ис­кусство, сформировавшихся в 60-х гг. XX в.; отрицала опыт предшествующих поколений.

ПОП-МУЗЫКА — понятие, охватывающее разнообразные стили и жан­ры преимущественно развлекательной эстрадной музыки.

ПОРТАЛ — архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.

ПОРТРЕТ — изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

ПОРТРЕТИСТ — художник, специализирующийся в жанре портрета.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже XIX—XX вв.; возник как реакция на импрессионизм, ра­товал за чистоту и звучность цвета и, в отличие от импрессионизма, стремил­ся создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — направление в современной европейской куль­туре, сформировавшееся в 70—80-х гг. XX в.; во многом противоположное модернизму.

ПОСТСРУКТУРАЛИЗМ – совокупное обозначение ряда подходов в социогуманитарном познании, ориентированных на семиотическое истолкование реальности. Появление термина связано с именем французского философа Жака Дерриды, который провозгласил в 1966 году трансформацию структурализма. Постструктурализм утверждает непостоянство смыслов, фиксация которых носит временный и условный характер; ориентирован на подрыв любых авторитетных мнений, для чего используется разработанный Дерридой метод «деконструкции», демонстрирующий произвольность любых иерархических смысловых построений.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английская школа живописи середины XIX в.; под­ражание итальянскому искусству раннего Возрождения.

ПРИМИТИВИЗМ — в искусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам.

ПРИТЧА — назидательный рассказ в форме иносказания, аллегории.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности человека, направленной на определение тенденции развития выделенного объекта на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Одна из форм научного предвидения в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, проектированием, управлением.

ПРОПИЛЕИ — монументальное сооружение, оформляющее вход в го­род, в архитектурный ансамбль, например — в древнегреческой архитекту­ре — вход в афинский акрополь.

ПРОТОРЕНЕССАНС — период истории итальянской культуры XIII — начала XIV вв.

ПСАЛТЫРЬ — одна из книг Библии (Ветхий Завет), состоящая из 150 псалмов.

РАКУРС — перспективное сокращение удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета.

РАМАЗАН, РАМАДАН — девятый месяц мусульманского лунного ка­лендаря, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост от восхода до захода солнца (уразу).

РАТУША — орган самоуправления в некоторых средневековых евро­пейских странах, а также здание, в котором он помещался.

РЕАЛИЗМ — направление в литературе и искусстве, ставящее себе зада­чей дать наиболее полное, правдивое изображение действительности; харак­теры героев и обстоятельства в художественных произведениях объяснялись социально-историческими условиями.

РЕКОНКИСТА — отвоевание европейскими народами Пиренейского полуострова в VIII—XV вв. территорий, захваченных арабами.

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relatives - относительный) — учение об относительности, условности и субъектив­ности человеческого познания. Понятие используется для названия теории, когда она не может обеспечить независимые и внешние по отношению к ней критерии истинности. С релятивистской точки зрения, убеждения, ценности или концепции относительны; они соотносятся с конкретной эпохой или обществом, которые их порождают, не имея валидности вне этих обстоятельств. Релятивизм отрицает существование универсальных критериев истинности и ложности.

РЕНЕССАНС — эпоха Возрождения — общественно-политическое и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы в XIV— XVI вв.; декларировалось возвращение к античным идеалам и ценностям; по­родил жизнеутверждающее мировоззрение, замечательные образцы реали­стического искусства.

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад) - стояние сознания, способное переосмыслить состоявшееся действие и собственный культурный опыт в поисках собственного культурного роста.

РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый) – исторически сложившаяся форма предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок действия строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

РИФМА — созвучие, ритмический повтор, основанный на звуковом то­ждестве или подобии ударного слога.

РОКАЙЛЬ — орнамент в виде раковины, характерный для европейско­го искусства начала XVIII в.; то же, что рококо.

РОКОКО — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; от­личается изяществом форм и причудливой асимметричной орнаментацией.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль эпохи Средневековья
(X—XII вв.), в архитектуре отличается простотой, строгостью и массивностью.

РОМАНТИЗМ — идейное и художественное направление в европей­ской культуре конца XVIII — начала XIX вв., стремящееся к фантастическому осмыслению действительности.

САКРАЛЬНЫЙ — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

САНСАРА — понятие индийской философии и культуры, означающее вечный круговорот душ в природе, переселение души из тела в тело.

САРКОФАГ — в древних захоронениях — гроб, гробница; позднее — надгробие в форме каменного гроба.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — художественная культура в Нидерлан­дах, Германии, Франции эпохи Возрождения.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии.

СЕМИОТИКА (от греч. semeion - знак) – наука о знаках и знаковых системах, знаковом (то есть использующем знаки) поведении и знаковой – лингвистической и нелингвистической – коммуникации.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — европейское литературное направление конца XVIII — начала XIX в.; культивировал, в противовес просветительскому ра­ционализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естест­венного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника), проти­вопоставленного испорченным аристократам.

СИМВОЛ — художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

СИМВОЛИЗМ — антинатуралистическое течение в европейской и рус­ской культуре конца XIX — начала XX в.

СИМФОНИЯ — высший род инструментальной музыки, главным обра­зом длясимфонического оркестра; сформировался в XVIII в.

СИНКРЕТИЗМ — нерасчлененность, отражающая неразвитое состоя­ние какого-либо явления, его изначальную целостность.

СКЕПТИЦИЗМ — критическое, недоверчивое отношение к чему-либо; философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

СКУЛЬПТУРА — один из видов пространственных искусств, создаю­щий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса.

СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пла­стинок длямозаичных работ.

СМЕХ, СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА — культурно-психологический фено­мен; выражал способность человека к комической оценке действительности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) – совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (восприятие в широком смысле слова), но и их стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – принятие общественных норм с раннего возраста, преобразование социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности; процесс формирования личности и приобщения ее к жизни в обществе на основе обучения и воспитания, присвоение общественных отношений.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА — период развития европейской куль­туры с V по XVII в.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, имеющий самостоятель­ное значение; выражался в форме картин, обрамленных рамой.

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период.

СТРУКТУРАЛИЗМ – социологическая теоретическая школа, во многом возникшая как реакция на субъективизм и гуманизм экзистенциализма. Его основные идеи были сформулированы антропологом К. Леви-Стоссом, взявшем за основу положения структурной лингвистики Ф. де Соссюра. В отличие от феноменологии и экзистенциализма структурализм акцентирует внимание на разного рода безличных структурах, будь то структуры мышления, языка или общества. Так, разработанный Э. Гофманом анализ конструкций (frame analysis) предполагает выявление в повседневных ситуациях управляющих ими невидимых структур. Это «схемы интерпретации», которые позволяют людям воспринимать, идентифицировать и классифицировать события. Другим примером использования в социологии структуралистского подхода является теория П. Блау: он исключает из исследования культурную и психологическую составляющую; социальная структура понимается им как распределение людей по социальным позициям, которые задаются различными параметрами.

СУБЛИМАЦИЯ — психический процесс преобразования и переключе­ния энергии аффективных влечений человека на культурное и художествен­ное творчество.

СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub - под) – особая сфера культуры; целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностным строем, обычаями, нормами.

СУНН А — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммеде, а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

СУННИЗМ — основное направление в исламе, сторонники которого, наряду с Кораном, признают сунну источником веры.

СУПРЕМАТИЗМ — разновидность абстрактного искусства, формали­стическое течение в живописи начала XX в.; произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объем­ных форм; создана Казимиром Малевичем.

СУФИЗМ — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII в. и отрицающее мусульманскую обрядность.

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки как наивысшей ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире, починяющем себе даже сферы, выходящие за рамки строгой логики, рационального, принадлежащие к чувственному, в частности искусство.

СЮЖЕТ — последовательность и связь описания событий в произведе­нии литературы; в изобразительном искусстве — предмет изображения.

СЮРРЕАЛИЗМ — модернистское направление в искусстве XX в., ставив­шее своей целью отражение сверхреальных, алогичных связей реального ми­ра, существующих только в подсознании человека.

ТАБУ — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, дей­ствие, поступок; нарушение Т. карается сверхъестественными силами.

ТАЛАНТ — высокая степень творческой одаренности человека, выдаю­щиеся врожденные качества, особые природные способности.

ТАШИЗМ — разновидность абстрактного экспрессионизма, живопись пятнами, мазками; выражает бессознательную активность художника.

ТЕАТР — род искусства, художественное отражение явлений жизни по­средством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

ТЕРМЫ — общественные бани в Древнем Риме, служившие также ме­стом длязанятий спортом, собраний, увеселений.

ТЕРРАКОТА — обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия, разновидность керамики.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что отличает его как иного. Предполагает настроенность на диалог, понимание, признание права другого на отличие.

ТОТЕМ — животное, растение, предмет или явление природы; у родо­вых групп служили объектом религиозного почитания, считались предками людей этого рода.

ТОТЕМИЗМ — вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом.

ТРАГЕДИЯ — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии; как правило, оканчивалось гибелью ге­роя.

ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, построенное на ос­нове трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями; не требует обязательной гибели героя.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendo – перешагиваю, выхожу за пределы) — находящееся за пределами чувственно вос­принимаемого мира. Философский термин, применяющийся в связи с изучением сознания; того, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет эти границы.

ТРИПТИХ — складная икона с тремя створками; три картины, объеди­ненные одной идеей, темой и сюжетом.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА — архитектурное сооружение с одним или не­сколькими пролетами дляукрашения улицы, дороги, площади, возникла в Древнем Риме дляувековечения триумфа полководца, императора.

ТРОПАРЬ — краткое церковное песнопение, посвященное празднику или святому.

ТРУБАДУРЫ — в средневековой культуре — провансальские поэты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радо­сти, героику крестовых походов.

ТРУВЕРЫ — средневековые поэты-певцы северной Франции, культиви­ровавшие жанр эпических песнопений.

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее и греч. logos - учение) – учение о будущем применительно к историческому и социальному времени. Термин «футурология» предложил в 1943 году немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве наименования новой «философии будущего». Стремление предвидеть будущее концентрировалось в специальных магических практиках (гаданиях, предсказаниях, пророчествах, толкованиях примет и т.п.); в религиозных учениях, в частности в эсхатологии; в утопических и социалистических учениях. Футурология появилась как ответ на насущную потребность в понимании хода истории в условиях радикального ускорения исторических процессов, бурного развития экономики, науки и техники, интенсивных, социальных и культурных изменений. По мере разработки аппарата и методологии анализа возможного будущего футурология постепенно трансформировалась в прогностику, ставшую составной частью социального, политического, экономического управления на основе современных методов сбора и обработки информации.

УВЕРТЮРА — музыкальное вступление к опере, балету; самостоятель­ное произведение дляоркестра.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ — исторически обусловленная систе­ма категорий и способов осмысления мира; черты, общие длякультур всех народов мира.

УПАНИШАДЫ — древнеиндийские произведения религиозно-фило­софского характера.

У РАЗА — пост у мусульман в течение месяца рамазан; запрещено есть и пить от утренней довечерней звезды.

УТИЛИТАРИЗМ — узкий практицизм, стремление извлечь из всего не­посредственную материальную выгоду, пользу; направление в современной западной философии.

ФАБЛИО — народный жанр средневековой французской литературы: пересказ анекдотического события в прозе или стихах.

ФАСАД — наружная сторона здания; может быть передним, задним и боковым.

ФЕТИШ — неодушевленный предмет; по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиоз­ного поклонения.

ФЕТИШИЗМ — поклонение фетишам; часть большинства религиоз­ных культов.

ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.