КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аббревиатуры 2 страница
КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия; наука, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры. ЛАБИРИНТ — в древности — здание со сложными, запутанными ходами, из которого трудно найти выход. ЛИБРЕТТО — литературный текст или литературное содержание оперы, оперетты, балета. ЛИТУРГИЯ — важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католической мессе. МАГИЯ — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. МАДОННА — название Богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение. МАНЬЕРИЗМ — течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма — субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, манерная изощренность формы. МАРИНИСТ — художник, изображающий морские виды. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ – специфический тип общественного сознания, получивший широкое распространение в большинстве современных обществ. Подобно групповым, массовым, национальным, этическим, профессиональным и иным формам общественного сознания, оно выделяется не в зависимости от содержательных характеристик познавательных способностей, экспрессивных свойств, но прежде всего на основе особенностей его носителя, субъекта. В содержательном отношении представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающий все стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступных массовому восприятию. По своему содержанию массовое сознание уже общественного, поскольку за его границами оказывается множество явлений, затрагивающих сугубо групповые, специализированные интересы (например, основное содержание науки, элементы профессиональной этики и т.п.). МЕДРЕСЕ — средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа. МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ — в Германии XIV—XVI вв. — члены профессиональных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров. МЕЛОДИЯ — осмысленно-выразительная, благозвучная последовательность звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы. МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ — умонастроение, определенный тип сознания. МЕТАМОРФОЗА — видоизменение, превращение, полная перемена. МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении. МЕТАЯЗЫК (от греч. meta – между, после, через) – язык, описывающий структуру, свойства и т.п. какого-либо языка-объекта. Понятие применяется, как правило, к художественному тексту, так как искусство имеет дело не с явлениями и фактами объективной действительности, а с представлениями людей о них, выраженными посредством языка культуры (слово, звук, цвет, пластика и пр.). МЕЦЕНАТ — богатый покровитель наук и искусств, назван так по имени римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам. МЕЧЕТЬ — мусульманский храм. МИМ — в Древней Греции и Риме — короткая сценка бытового и сатирического характера с комическими монологами и диалогами, изображавшая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком представлении. МИМЕЗИС — способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. МИНАРЕТ — высокая башня при мечети, с которой муэдзин сзывает мусульман на молитву. МИНИАТЮРА — живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; живописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т.д. МИНИАТЮРИСТ — художник, пишущий миниатюры. МИННЕЗИНГЕРЫ — поэты-певцы при германских дворах XII—XIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное слркение прекрасной даме. МИСТЕРИЯ — тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников. МИСТИЦИЗМ — мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно. МИСТИЧЕСКИЙ — загадочный, таинственный. МИФ (от греч. mythos – предание, сказание) — сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Специфический способ моделирования мира. В современной культуре преодолено узкое понимание мифа как архаического мировидения, запечатленного в древних преданиях (например, легенды и мифы Древней Греции). Наиболее фундаментальное определение мифа дано русским философом А.Ф. Лосевым. Он рассматривает миф как необходимую категорию сознания вообще; специфический способ моделирования и освоения мира. В этом смысле человеческое сознание всегда (не только на архаической стадии) мифологично. В работах французского этнографа и семиолога К. Леви-Стросса миф рассматривается как некая структура, в основе которой лежит принцип бинарности: «космос - хаос», «природа - культура», «жизнь - смерть», «правое - левое», «свое - чужое» и т.п. Бинарная логика мифа связана с особенностями строения и физиологии головного мозга человека, асимметрии полушарий. Р. Барт выдвигает на первый план не миромоделирующую, а коммуникативную функцию мифа, которую он рассматривает как текст; вторичную знаковую систему, базирующуюся на языке. МИФОЛОГИЯ — совокупность мифов какого-либо народа. МОДА — господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в одежде, предметах быта и т.п. МОДЕРН — стиль в европейском искусстве конца XIX — начала XX вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого. МОДЕРНИЗМ — совокупность относительно самостоятельных художественных течений XX в.; их общий признак — решительный отход от традиций классического искусства. МОЗАИКА — вид монументального изобразительного искусства; мозаичные произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных камней, керамических плиток. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род пластического искусства: памятники, монументы, элементы убранства зданий. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (от греч. morphe – форма и logos - учение) – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов, культурных образцов, выявляются закономерности строения и процессов формообразования. МУЗЫ — в греческой мифологии богини искусств и наук. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ – следствие миграционных процессов, в результате которых возникает культурное разнообразие. Усиливается в процессе глобализации, ведет к умножению источников культурного влияния в любом современном обществе. МУЭДЗИН — служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятельности человека, направлен на создание и восприятие произведений литературы и искусства. НАМАЗ — ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у мусульман. НАТУРАЛИЗМ — направление в искусстве второй половины XIX в.; возник на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, требовал тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека. НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, изображение неодушевленных предметов (утвари, цветов, плодов и т.д.). НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение живописи, возникшее во Франции около 1885 г.; придал живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета. НИГИЛИЗМ — полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. НИМБ — изображение сияния вокруг головы Бога, ангелов, святых в христианском и буддийском искусстве как символ святости, божественности. НИРВАНА — в буддизме — достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей; в состоянии Н. душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы. НЮ — обнаженное тело в изобразительном искусстве. ОБЕЛИСК — памятник, сооружение в виде суживающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — обобщенное художественное отражение действительности. ОДА — стихотворение в честь какого-либо важного события, лица vlavl на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне. ОЙКУМЕНА — совокупность областей земного шара, которые, по представлению древних греков, были заселены человеком. ОНТОЛОГИЯ (от греч on – род. пад. ontos – сущее и logos - учение) – учение о бытии как таковом, объектом которого являются наиболее фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, воплощает содержание в сценических музыкально-поэтических образах; сопровождается инструментальной и вокальной музыкой. ОРГИЯ — особые тайные культовые обряды и празднества в честь некоторых богов, разнузданное пиршество. ОРДЕР — система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей — колонн, столбов и пилястр — и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз. ОРНАМЕНТ — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначен дляукрашения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластического искусства. ОРХЕСТРА — в древнегреческом театре — круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии. ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. ПАГОДА — буддийский или индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни. ПАЛАЦЦО — дворец, особняк, в первую очередь применительно к итальянской архитектуре. ПАНАГИЯ — небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в православной церкви, знак их сана. ПАНЕГИРИК — речь, восхваляющая подвиги героя. ПАНТЕИЗМ — отождествление Бога с мировым целым, с природой. ПАНТЕОН — у древних греков и римлян — храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей. ПАНТОМИМА — вид сценического искусства; использует дляпередачи содержания, создания художественного образа пластически выразительные движения тела, жест, мимику; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом. ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma – пример, образец) — совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование; модель, образец постановки и решения исследовательских задач. Термин используется применительно к анализу научного знания; введен американским методологом науки Т. Куном в книге «Структура научных революций» (1962). Новая парадигма начинает формироваться, когда возникают проблемы, для решения которых недостаточно наличных знаний. Накапливающиеся взгляды, концепции постепенно приводят к изменению отношения к объекту исследования. Кун назвал этот процесс, который может длиться даже десятилетиями, научной революцией. ПАРОДИЯ — смешное, искаженное подобие чего-либо или кого-либо. ПАСТЕЛЬ — мягкие цветные карандаши, приготовляются из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами. ПАСТОРАЛЬ — форма поэзии, описывающая мирные, часто любовные сцены пастушеской жизни. ПЕЙЗАЖ — в искусстве — изображение природы. ПЕЙЗАЖИСТ — художник, пишущий исключительно пейзажи. ПЕРИПТЕР — здание, в особенности античный храм, со всех сторон окруженное колоннадой. ПИНАКОТЕКА — картинная галерея. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — ваяние, скульптура; искусство телодвижений. ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе. ПОДТЕКСТ — внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения смысл4, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. ПОЛИФОНИЯ — вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий. ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность; применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладном искусствах. ПОП-АРТ — течение в авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комбинаций и претендующее на общедоступность и демократизм. ПОП-КУЛЬТУРА — совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-х гг. XX в.; отрицала опыт предшествующих поколений. ПОП-МУЗЫКА — понятие, охватывающее разнообразные стили и жанры преимущественно развлекательной эстрадной музыки. ПОРТАЛ — архитектурно выделенный на фасаде вход в здание. ПОРТРЕТ — изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. ПОРТРЕТИСТ — художник, специализирующийся в жанре портрета. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже XIX—XX вв.; возник как реакция на импрессионизм, ратовал за чистоту и звучность цвета и, в отличие от импрессионизма, стремился создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира. ПОСТМОДЕРНИЗМ — направление в современной европейской культуре, сформировавшееся в 70—80-х гг. XX в.; во многом противоположное модернизму. ПОСТСРУКТУРАЛИЗМ – совокупное обозначение ряда подходов в социогуманитарном познании, ориентированных на семиотическое истолкование реальности. Появление термина связано с именем французского философа Жака Дерриды, который провозгласил в 1966 году трансформацию структурализма. Постструктурализм утверждает непостоянство смыслов, фиксация которых носит временный и условный характер; ориентирован на подрыв любых авторитетных мнений, для чего используется разработанный Дерридой метод «деконструкции», демонстрирующий произвольность любых иерархических смысловых построений. ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английская школа живописи середины XIX в.; подражание итальянскому искусству раннего Возрождения. ПРИМИТИВИЗМ — в искусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам. ПРИТЧА — назидательный рассказ в форме иносказания, аллегории. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности человека, направленной на определение тенденции развития выделенного объекта на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Одна из форм научного предвидения в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, проектированием, управлением. ПРОПИЛЕИ — монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль, например — в древнегреческой архитектуре — вход в афинский акрополь. ПРОТОРЕНЕССАНС — период истории итальянской культуры XIII — начала XIV вв. ПСАЛТЫРЬ — одна из книг Библии (Ветхий Завет), состоящая из 150 псалмов. РАКУРС — перспективное сокращение удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета. РАМАЗАН, РАМАДАН — девятый месяц мусульманского лунного календаря, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост от восхода до захода солнца (уразу). РАТУША — орган самоуправления в некоторых средневековых европейских странах, а также здание, в котором он помещался. РЕАЛИЗМ — направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое изображение действительности; характеры героев и обстоятельства в художественных произведениях объяснялись социально-историческими условиями. РЕКОНКИСТА — отвоевание европейскими народами Пиренейского полуострова в VIII—XV вв. территорий, захваченных арабами. РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relatives - относительный) — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Понятие используется для названия теории, когда она не может обеспечить независимые и внешние по отношению к ней критерии истинности. С релятивистской точки зрения, убеждения, ценности или концепции относительны; они соотносятся с конкретной эпохой или обществом, которые их порождают, не имея валидности вне этих обстоятельств. Релятивизм отрицает существование универсальных критериев истинности и ложности. РЕНЕССАНС — эпоха Возрождения — общественно-политическое и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы в XIV— XVI вв.; декларировалось возвращение к античным идеалам и ценностям; породил жизнеутверждающее мировоззрение, замечательные образцы реалистического искусства. РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад) - стояние сознания, способное переосмыслить состоявшееся действие и собственный культурный опыт в поисках собственного культурного роста. РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый) – исторически сложившаяся форма предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок действия строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. РИФМА — созвучие, ритмический повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога. РОКАЙЛЬ — орнамент в виде раковины, характерный для европейского искусства начала XVIII в.; то же, что рококо. РОКОКО — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается изяществом форм и причудливой асимметричной орнаментацией. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль эпохи Средневековья РОМАНТИЗМ — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII — начала XIX вв., стремящееся к фантастическому осмыслению действительности. САКРАЛЬНЫЙ — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу. САНСАРА — понятие индийской философии и культуры, означающее вечный круговорот душ в природе, переселение души из тела в тело. САРКОФАГ — в древних захоронениях — гроб, гробница; позднее — надгробие в форме каменного гроба. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — художественная культура в Нидерландах, Германии, Франции эпохи Возрождения. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. СЕМИОТИКА (от греч. semeion - знак) – наука о знаках и знаковых системах, знаковом (то есть использующем знаки) поведении и знаковой – лингвистической и нелингвистической – коммуникации. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — европейское литературное направление конца XVIII — начала XIX в.; культивировал, в противовес просветительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника), противопоставленного испорченным аристократам. СИМВОЛ — художественный образ, воплощающий какую-либо идею. СИМВОЛИЗМ — антинатуралистическое течение в европейской и русской культуре конца XIX — начала XX в. СИМФОНИЯ — высший род инструментальной музыки, главным образом длясимфонического оркестра; сформировался в XVIII в. СИНКРЕТИЗМ — нерасчлененность, отражающая неразвитое состояние какого-либо явления, его изначальную целостность. СКЕПТИЦИЗМ — критическое, недоверчивое отношение к чему-либо; философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. СКУЛЬПТУРА — один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса. СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок длямозаичных работ. СМЕХ, СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА — культурно-психологический феномен; выражал способность человека к комической оценке действительности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) – совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (восприятие в широком смысле слова), но и их стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – принятие общественных норм с раннего возраста, преобразование социального опыта в собственные установки, ориентации, ценности; процесс формирования личности и приобщения ее к жизни в обществе на основе обучения и воспитания, присвоение общественных отношений. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА — период развития европейской культуры с V по XVII в. СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, имеющий самостоятельное значение; выражался в форме картин, обрамленных рамой. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период. СТРУКТУРАЛИЗМ – социологическая теоретическая школа, во многом возникшая как реакция на субъективизм и гуманизм экзистенциализма. Его основные идеи были сформулированы антропологом К. Леви-Стоссом, взявшем за основу положения структурной лингвистики Ф. де Соссюра. В отличие от феноменологии и экзистенциализма структурализм акцентирует внимание на разного рода безличных структурах, будь то структуры мышления, языка или общества. Так, разработанный Э. Гофманом анализ конструкций (frame analysis) предполагает выявление в повседневных ситуациях управляющих ими невидимых структур. Это «схемы интерпретации», которые позволяют людям воспринимать, идентифицировать и классифицировать события. Другим примером использования в социологии структуралистского подхода является теория П. Блау: он исключает из исследования культурную и психологическую составляющую; социальная структура понимается им как распределение людей по социальным позициям, которые задаются различными параметрами. СУБЛИМАЦИЯ — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений человека на культурное и художественное творчество. СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub - под) – особая сфера культуры; целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностным строем, обычаями, нормами. СУНН А — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммеде, а также его высказывания; считается дополнением к Корану. СУННИЗМ — основное направление в исламе, сторонники которого, наряду с Кораном, признают сунну источником веры. СУПРЕМАТИЗМ — разновидность абстрактного искусства, формалистическое течение в живописи начала XX в.; произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм; создана Казимиром Малевичем. СУФИЗМ — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII в. и отрицающее мусульманскую обрядность. СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки как наивысшей ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире, починяющем себе даже сферы, выходящие за рамки строгой логики, рационального, принадлежащие к чувственному, в частности искусство. СЮЖЕТ — последовательность и связь описания событий в произведении литературы; в изобразительном искусстве — предмет изображения. СЮРРЕАЛИЗМ — модернистское направление в искусстве XX в., ставившее своей целью отражение сверхреальных, алогичных связей реального мира, существующих только в подсознании человека. ТАБУ — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок; нарушение Т. карается сверхъестественными силами. ТАЛАНТ — высокая степень творческой одаренности человека, выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. ТАШИЗМ — разновидность абстрактного экспрессионизма, живопись пятнами, мазками; выражает бессознательную активность художника. ТЕАТР — род искусства, художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. ТЕРМЫ — общественные бани в Древнем Риме, служившие также местом длязанятий спортом, собраний, увеселений. ТЕРРАКОТА — обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия, разновидность керамики. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что отличает его как иного. Предполагает настроенность на диалог, понимание, признание права другого на отличие. ТОТЕМ — животное, растение, предмет или явление природы; у родовых групп служили объектом религиозного почитания, считались предками людей этого рода. ТОТЕМИЗМ — вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом. ТРАГЕДИЯ — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии; как правило, оканчивалось гибелью героя. ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями; не требует обязательной гибели героя. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendo – перешагиваю, выхожу за пределы) — находящееся за пределами чувственно воспринимаемого мира. Философский термин, применяющийся в связи с изучением сознания; того, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет эти границы. ТРИПТИХ — складная икона с тремя створками; три картины, объединенные одной идеей, темой и сюжетом. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА — архитектурное сооружение с одним или несколькими пролетами дляукрашения улицы, дороги, площади, возникла в Древнем Риме дляувековечения триумфа полководца, императора. ТРОПАРЬ — краткое церковное песнопение, посвященное празднику или святому. ТРУБАДУРЫ — в средневековой культуре — провансальские поэты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов. ТРУВЕРЫ — средневековые поэты-певцы северной Франции, культивировавшие жанр эпических песнопений. ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее и греч. logos - учение) – учение о будущем применительно к историческому и социальному времени. Термин «футурология» предложил в 1943 году немецкий социолог О. Флехтхейм в качестве наименования новой «философии будущего». Стремление предвидеть будущее концентрировалось в специальных магических практиках (гаданиях, предсказаниях, пророчествах, толкованиях примет и т.п.); в религиозных учениях, в частности в эсхатологии; в утопических и социалистических учениях. Футурология появилась как ответ на насущную потребность в понимании хода истории в условиях радикального ускорения исторических процессов, бурного развития экономики, науки и техники, интенсивных, социальных и культурных изменений. По мере разработки аппарата и методологии анализа возможного будущего футурология постепенно трансформировалась в прогностику, ставшую составной частью социального, политического, экономического управления на основе современных методов сбора и обработки информации. УВЕРТЮРА — музыкальное вступление к опере, балету; самостоятельное произведение дляоркестра. УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ — исторически обусловленная система категорий и способов осмысления мира; черты, общие длякультур всех народов мира. УПАНИШАДЫ — древнеиндийские произведения религиозно-философского характера. У РАЗА — пост у мусульман в течение месяца рамазан; запрещено есть и пить от утренней довечерней звезды. УТИЛИТАРИЗМ — узкий практицизм, стремление извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, пользу; направление в современной западной философии. ФАБЛИО — народный жанр средневековой французской литературы: пересказ анекдотического события в прозе или стихах. ФАСАД — наружная сторона здания; может быть передним, задним и боковым. ФЕТИШ — неодушевленный предмет; по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения. ФЕТИШИЗМ — поклонение фетишам; часть большинства религиозных культов. ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |