КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие нормы в психодиагностике
Адаптация методик Адаптация теста (лат. adaptatio приспособление) — комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. В отечественной психодиагностике особую актуальность приобретает адаптация зарубежных тестов. Можно выделить следующие основные этапы адаптации тестов: § анализ исходных теоретических положений автора теста; § перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной оценкой соответствия оригиналу; § проверка валидности и надежности теста осуществляемая в соответствии с психометрическими требованиями; § стандартизация теста на соответствующих выборках. Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран. Лингвистический аспект адаптации тестов означает приспособление его лексики и грамматики к возрастной и образовательной структуре контингентов населения, планируемых для обследования, учет коннотативного (оценочного) значения языковых единиц и категорий. Не меньшие сложности связаны с социокультурными различиями, отражающимся в языке особенностям культуры того общества, в котором создавался тест, трудно, а порой и невозможно найти эквиваленты в другой культуре. Полная эмпирическая адаптация тестов во многих случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики. В 60–70-х гг. адаптация тестов в нашей стране понималась упрощенно, ее нередко сводили к переводу той или иной зарубежной методики, а в лучшем случае ограничивались построением нормативного распределения тестовых показателей. Теоретические концепции авторов тестов не анализировались, данные об их надежности и валидности принимались за истинные. В последние годы вопросы адаптации различных зарубежных тестов все чаще становятся предметом обсуждения советских психологов. Разрабатываются соответствующие рекомендации (Ю. Л. Ханин, 1985; А. Г. Шмелев и В. И. Похилько, 1985; Ю. М. Забродин с соавт., 1987 и др.). На данном этапе развития психодиагностики требования, предъявляемые к адаптации тестов, предполагают высокую профессиональную культуру психолога, широкое использование современной вычислительной техники. Рядом исследователей диагностика в самом общем виде понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания. В процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта. По сути дела, определение конкретного состояния той или иной системы есть не что иное, как установление диагноза. Еще одна особенность распознавания состояния единичного объекта заключается в том, что диагноз всегда сопоставляет выявленное состояние с нормой, эталоном и основывается на знании последнего. Согласно толковому словарю Ожегова С. И., норма имеет два значения. Во-первых, это узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Во-вторых, это установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Понятие нормы является ключевым для теоретической и практической психодиагностики. Оно активно обсуждается в психологической литературе (Братусь Б. С., 1988; Бурлачук Л. Ф., 1989; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982; Гильбух Ю. З., 1989; Гуревич К.М., 1982, 1985, 1986; Забродин Ю. М., 1984; Лучков В. В., Рокитянский В. Р., 1987; Петленко В. П., Корольков А. А. 1977; Талызина Н. Ф., 1980). Анализ понятия нормы, опирающийся на данные, представленные в психодиагностической литературе, показал, что для практического психолога, устанавливающего диагноз, норма выступает в двух аспектах: § как исходное начало для сравнения получаемых в процессе обследования данных и § как одно из состояний объекта психодиагностики. Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством фиксированных в данный момент значений параметров деятельности или внутреннего конфликта и психических регуляторов. По отношению к норме объект психодиагностики имеет два состояния: нормальное и отклоняющееся. В понятии нормы в психодиагностике выделяются следующие аспекты: 1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования). С точки зрения данного аспекта в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его поведения социальным нормам. 2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования (как результаты, представляющие собой исходное основание для сравнения различных испытуемых). Зачастую в этих целях используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы, выведенный на основе сравнения результатов и их распределения у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно определить положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что "нормальных" людей будет меньшинство. 3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых в психологии к различного рода отклонениям и психическим заболеваниям. 4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Выделяются профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм. Все они характеризуют определенную культуру конкретного общества на данном этапе его развития. Нормой в психологии считаются принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Описание нормы через положительный логический критерий предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя: - причинную обусловленность психических явлений; - максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношением человека к ней; - соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражении; - критический подход к обстоятельствам жизни; - адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); - способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций; - способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Рассмотрим подробнее каждый из видов норм. 1. Норма как оптимальное состояние объекта психодиагностики. Ряд исследователей, полагая, что нормальное состояние живой системы, и в особенности человека, не может быть выведено из нее самой вследствие включенности ее в более широкую систему, под нормальным состоянием объекта диагностики понимают его оптимальное состояние. Оно характеризуется как наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования и в этом смысле лучшее из реально существующих однородных состояний. Стремясь найти выход из создавшейся ситуации, Б. С. Братусь в противоположность адаптационному (адаптация к природной и социальной среде) предлагает подход, связывающий понимание нормы как оптимального состояния объекта психодиагностики с обретением человеком его всеобщей родовой сущности. Ее конкретно-научными психологическими показателями являются: § отношение к другому человеку как к самоценности; § возможность самопроектирования будущего; § вера в осуществимость намеченного; § внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; § стремление к обретению сквозного смысла жизни. Поэтому норму в рамках данного аспекта можно определить следующим образом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 7291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |