Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наносящие вред убеждения терапевта




ПАТТЕРНЫ В ТЕРАПИИ НОЦЕБО И ПОЛЬЗА ПАРАМАГИИ НОЦЕБО

 

Давайте посмотрим на воспроизведение предварительных результатов нашего исследования паттернов в терапии ноцебо.

Моделирование терапии ноцебо представляет собой гораздо более труд­ную задачу, чем моделирование эффектов плацебо. Это объясняется тем, что «специалисты» гораздо более неохотно соглашаются на разговор о своих дей­ствиях, а эксперименты с вызовом эффектов ноцебо являются неэтичными. Литература в данной области также весьма скудна; серьезного изучения этой темы явно недостаточно, поэтому нам приходится часто обращаться к мате­риалам анекдотов. При этом выясняется, что НЛП твердо нацелено на успех. Было бы целесообразным найти понятия, с помощью которых мы бы могли получить доступ к терапии ноцебо.

Так называемая парамагия, которая возникла в IEP, направлена прежде всего на моделирование паттернов плацебо в (экзотической) магической ком­муникации, с целью сделать ее пригодной в рамках нашей культуры (см. гла­ву 25, «Межкультурная парамагия»). Как мы обнаружили, моделирование магических паттернов ноцебо может иметь большое профилактическое значе­ние. Даже понятие «черная магия» — психологические практики, нацеленные на то, чтобы нанести вред другим людям — может быть полезным в тех си­туациях, где непреднамеренно наносится ущерб, в терапии ноцебо. Так, транс можно рассматривать, как естественную реакцию на страх. Кроме того, транс тесно связан с внушаемостью. Индукция сильного страха может привести к внушаемости и покорности. Магические ритуалы могут включать в себя эле­менты, вызывающие чувство страха: кровь, оружие, крики, маски и огонь. Вы­зываемая при этом внушаемость может приводить как к эффектам плацебо, так и к эффектам ноцебо. Парамагия ноцебо может помочь нам разобраться с явлениями подобного рода. Изложенные ниже паттерны ноцебо частично возникли из парамагии.

 

ПАТТЕРН HOЦEБO 1:

 

Медюси-антропологи Гил, Фаллер Торрей и Клейнман видят в культурном соответствии между пациентом и целителем одно из условий успешной тера­пии. При этом под эффектами ноцебо они подразумевают такие случаи, когда врач и пациент совершенно не понимают друг друга.

Терапия ноцебо, неудача вследствие неверных действий, возникает прежде всего под воздействием существующих у целителя убеждений относительно заболевания и излечения. Вера в целебные свойства кровопускания может привести к смерти пациента от потери крови; вера в нейролептики приводит к превращению человека в зомби. Вера в одержимость дьяволом может за­вершиться ритуальным убийством.

Неудачи также тесно связаны с общей жизненной философией целителя. Что представляет собой его собственная теория познания? Верит он, к при­меру, в абсолютные истины? В материализм? В дуализм? В эклектицизм? Насколько сильна его собственная вера в успех? Верит ли он в непогреши­мость своей собственной системы? В этом случае ответственность за неудачу терапевтического вмешательства будет полностью возложена на пациента.

Шкала убеждений относительно заболевания и излечения настолько ши­рока, что не всегда существует возможность выявить убеждения, ставшие причиной терапии ноцебо. Чтобы обнаружить убеждения, вызвавшие эффект ноцебо, необходимо прежде всего определить рамку ориентации.

1.Ориентация по информационной рамке терапевта

Совокупность систем человека относительно болезни, лечения и диагноза называем его убеждениями относительно здоровья. При этом встает вопрос: Как смоделировать такой комплекс систем, как информационная рамка терапевта? Как можно выявить структуру его убеждений относительно здоровья? В качестве основных отправных пунктов мы выбрали три нижеследующих

(а) убеждения относительно причин болезни;

(б) убеждения относительно причин выздоровления; и

(в) убеждения относительно диагнозов.

Используемое дальнейшее подразделение убеждений относительно здоро­вья возникло на основе подразделения так называемой «локации целебной силы»: Как целитель (или пациент) верит в то, что за выздоровлением, забо­леванием или диагнозом стоит определенная сила (способность)? В социаль­ной психологии это явление называют «атрибутом» целительной силы, силы вызывающей заболевание, или инстанции, отвечающей за диагноз. Мы выделяем четыре подобных убеждения:

(а) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к ди­агностике заключены в пациенте;

(б) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к ди­агностике заключены в целителе (или злоумышленнике в случае забо­левания);

(в) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к ди­агностике заключены в сверхъестественных инстанциях, таких, как божества и духи;

(г) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к ди­агностике заключены в (медицинской) технологии.

Чаще всего мы сталкиваемся со смешанными формами этих четырех убеждений. Данную модель, которую мы называем «локацией целебной си­лы», можно воспроизвести при помощи перекрещенных осей. Из точки «ноль» расходятся в разные стороны четыре измерения. На практике каж­дому специалисту по оказанию помощи в каждом измерении присуждаются очки от 0 до 10.

Мы проделываем это трижды, один раз в отношении целительной силы, один раз в отношении вызывающей заболевание силы и один раз в отноше­нии диагностической способности.

Примеры

Сейчас мы приведем несколько примеров использования анализа убеждений относительно здоровья при помощи четырех измерений «локации целебной силы».

Беатрис занимается кинезиологией («touch for health»). Она верит в то, «по выздоровление наступает благодаря силе, сосредоточенной в пациенте (7). Ее задача заключается в том, чтобы высвободить потоки энергии; значение своей «интуиции» она оценивает достаточно высоко (8). По ее мнению, забо­левание возникает из-за того, что энергия пациента оказывается блокирован­ной. Она считает, что вызывающая заболевание сила сосредоточена преиму­щественно в самом пациенте (9). Диагнозы она ставит посредством так назы­ваемых мышечных тестов. Она ставит вопросы и сравнивает при этом мышечное напряжение, чтобы впоследствии интерпретировать его в качестве сигналов да/нет. Однако она придерживается мнения, что проводить мышеч­ное тестирование можно и при помощи своих собственных мышц. Диагности­ческой способности она отводит место как в самой себе (7), так и у пациента (7), равно как и у сверхъестественного существа, благодаря которому индиви­дуумы соединены друг с другом (8). Однако при этом является важной и са­ма техника проведения мышечных тестов (9).

Средний HJI-программист поместит целительную силу в клиента (ресурсы) (10). Однако вместе с тем он знает, что хорошему HJI- программисту удается активизировать ресурсы у клиента, следовательно, не­которую часть целительной силы он дает целителю (7). Последнее мотивиру­ет его прилагать все силы для достижения хорошего результата. Во всяком случае, тот, кто всю целительную силу приписывает клиенту, полагает, что его собственные действия не имеют большого значения. Сверхъестественные си­лы не играют у HJI-программистов никакой роли (0); однако если у клиента имеются на этот счет свои убеждения, НЛ-программист будет относится к ним с уважением. НЛ-программист верит в свою технологию (7): рабочие паттерны и техники коммуникации. Однако все эти техники необходимы ему. Для того, чтобы активизировать способности, которыми располагает клиент.

НЛ-программист верит в способности клиента к самостоятельной диагно­стике (9) и старается активно их использовать. Он побуждает клиента иссле­довать имеющиеся у него проблемы, задавая ему наводящие вопросы. Ин­формация, полученная таким способом, соединяется со сведениями, полученными в результате наблюдения. Способность осуществлять наблюдение и ставить верные вопросы является, по мнению НЛ-программистов, составной частью технологии (8).

 

Пим - врач, придерживающийся весьма традиционных взглядов. Он объ­ясняет появление заболевания нарушением функционирования органов и фи­зиологических процессов. Это те части пациента, на которые он смотрит механистически-технологически (технология 9), и над которыми у самого паци­ента нет контроля (2). По его мнению, причиной заболевания в некоторой степени являются такие факторы, как питание, окружающая среда и социаль­ные условия. Вызывающую заболевание силу он частично помещает в самого пациента (6), налагая на него ответственность за неправильное питание или недостаточную физическую активность. Психику пациента он считает ответ­ственной за состояние его здоровья и, соответственно, выздоровление, лишь в весьма незначительной степени. Он не исключает того, что мозг может быть органом, вызывающим функциональные нарушения. Влиянию на здоровье психических и социальных факторов он уделяет очень мало внимания. Изле­чение он приписывает использованию им или его коллегами верной технологии (9). Правильное питание, равно как и покой, по его мнению, могут спо­собствовать ускорению процесса выздоровления. Как считает Пим, способ­ность к диагностике находится в нем самом (клиническая точка зрения; 8) и в его наборе необходимых инструментов (8).

Некоторые специалисты по оказанию помощи полагают, что целитель­ная сила заключена в них самих, а вызывающая заболевание сила находится в пациенте. При этом в случае выздоровления пациента они приписывают себе все лавры, а в случае усугубления болезни возлагают вину на самого пациента.

Другие целители приписывают вызывающую заболевание силу одним сверхъестественным явлениям, а целительную силу другим сверхъестествен­ным явлениям. Целителю же при этом отводится роль медиума, осуществ­ляющего коммуникацию с этими силами. Ни сам целитель, ни пациент не несут полной ответственности. Терапевтические убеждения такого целителя находятся в рамках космологии, в которой сверхъестественные инстанции играют всеобъемлющую роль. Так, жрец Кандомбле или сибирский шаман приписывают причину возникновения проблемы духам. Эти невидимые силы, по их мнению, недовольны пациентом и посылают ему болезнь. Жрец/шаман погружается в состояние транса и отправляется в царство духов, либо сами духи вселяются в него. В мире духов существуют такие духи, которые наде­лены диагностическими способностями; с такими духами у жреца/шамана, как правило, установлены особые личные отношения. Эти духи сообщают жрецу/шаману, пребывающему в состоянии транса в чем заключается ошибка пациента, и что ему необходимо предпринять для восстановления отношений с вызывающими заболевание духами. Если пациент выполняет то, что от него требуется, вызывающие заболевание духи превращаются в исцеляющих духов. Когда люди с различными убеждениями относительно здоровья, приписы­вающие целительной силе различное расположение, участвуют в дискуссии относительно оказания помощи, их мнения, как правило, диаметрально расхо­дятся. Успехи целителей, придерживающихся иных терапевтических убежде­ний, в лучшем случае называют «невероятными», но чаще считают шарлатан­ством. При этом необходимо заметить, что чем больше внимания терапевт уделяет личной целительной силе пациента и его способности к решению проблем, стремится направить их, активизировать и увеличить, тем меньшее значение придается магическому воздействию. При этом факторы плацебо и ноцебо приходят на смену магическим заклинаниям.

2. Целители, склонные к ноцебо

Информационная рамка специалиста по оказанию помощи определяет, насколь­ко велико число внушений ноцебо, которые он использует в своей практике.

Эту гипотезу сложно проверить, однако общее впечатление заключается том, что существуют две категории специалистов по оказанию помощи большей степени склонных к ноцебо. Это означает, что из-за своей информационной рамки они защищены от внушений ноцебо менее, чем остальные специалисты по оказанию помощи:

(а) врачи, отдающие предпочтение технологии (три высоких очка присуж­дены технологии, три низких очка присуждены пациенту);

(б) целители, приписывающие свою собственную целительную силу своим паранормальным способностям (три очень высоких очка присуждены сверхъестественным явлениям, иногда высокие очки могут быть прису­ждены самому целителю, в то время как технологии и пациенту прису­ждены низкие очки).

Холизм и спиритуализм представляют собой термины, используемые многими альтернативными целителями с целью показать, что они не видят никаких дуалистических различий между телом и духом. Это то, в чем со­стоит их основное расхождение с традиционной медициной. Однако боль­шинство людей осознает, что в способности души исцелять тело заключают­ся определенные ограничения; перелом кости лучше заживет после опера­ции, чем в результате духовного воздействия, хотя хорошее расположение духа, определенно, может помочь. При остром аппендиците тоже не стоит обращаться к природному целителю. Существует еще множество примеров, когда технологическое воздействие является гораздо более предпочтитель­ным и целесообразным, чем схоластический, природный, гомеопатический или духовный подход.

Когда критикуют традиционную медицину, постоянно указывают на ме­ханистический, технологический способ воздействия на пациентов: пациент представляется в виде набора химических реактивов либо аппарата с неис­правностями. Подобная критика звучит настолько часто, что приводить ее здесь было бы излишним. То, что у многих врачей превалирует технологиче­ский подход, исторически вполне объяснимо; функционированию тела в тра­диционной медицине всегда уделялось основное внимание. Но когда тот же самый подход пытались использовать применительно к душе, это никогда не удавалось.

«Анти-дуалистическая» установка НЛП: «Тело и душа принадлежат к од­ной и той же кибернетической системе, изменения в одном означают измене­ния в другом», исполняет роль по предотвращению эффектов ноцебо. Тот, кто работает в сфере здравоохранения и не может принять эту точку зрения, от­носится к группе тех, кто склонен к ноцебо. Тот, кто не принимает данную установку в связи с тем, что в ней слишком мало «духовного», тоже относит­ся к группе тех, кто склонен к ноцебо.

Паранормальное

Обнаружение в себе паранормальных способностей способно избавить неко­торых людей от бесцветного существования. В принципе, такое может про­изойти с каждым. Однако для людей с относительно низким статусом, без образования, без работы, подобное открытие становится весьма заманчивым. Ведь это позволяет им достичь больших социальных высот, если они начина­ют следовать своему «призванию» или развивать свои «способности». Свобо­да и положение часто побеждаются паранормальными способностями, такими, как способность исцелять при помощи притч, прикосновений рук, гипноза или использования трав. От культуры целителя зависит, в какой степени его положение связано с возможностью осуществлять коммуникацию с потусто­ронними существами (умершими, предками) и возможностью осуществлять внешнее сенсорное восприятие (более ясно видеть, более ясно слышать или более ясно чувствовать, использовать телепатию).

То, в какой степени кто-то может вызывать эффекты ноцебо, тесно связа­но с его методом работы. Например, гипноз без установления контакта, без постановки диагноза или использования дальнейших внушений, по всей ви­димости, относится к терапии, вызывающей эффекты ноцебо. То же самое можно сказать о тех случаях, когда пациенту выписывают бездейственные с точки зрения фармакологии средства, такие, как многие гомеопатические пре­параты и некоторые травы.

Склонными к ноцебо являются также те практики, при которых целитель просто дает время способности человека к самоизлечению, чтобы та могла активизироваться самостоятельно. В качестве примера можно привести шама­на, который на протяжении трех часов что-то поет и бормочет над пациентом, тем самым вынуждая его активизировать его иммунную систему. Если шаман при этом не дает дальнейших (негативных) внушений, вызванный эффект ноцебо будет небольшим. Однако по мере того как активность действий ша­мана увеличивается, он ставит диагнозы, делает массаж, использует внушения, назначает фармакологические средства и проводит операции, вероятность возникновения эффектов ноцебо и ятрогенных заболеваний повышается. Ес­ли целитель проделывает все это, исходя из идеи о своих паранормальных способностях, его действия лишаются рациональной оценки: никто не смеет ему возражать, так как он, например, считает, что «знает изнутри, что нужно Делать». Кроме того, это исключает возможность дискуссии. Тот же, кто все- таки пытается что-то возразить, обвиняется в нахождении в «низкой» стадии эволюционного развития и получает презрительное прозвище «мыслитель».

Установка НЛП: «Если кто-то в мире что-то умеет, другой может этому бучиться», помогает представить паранормальные способности в виде приоб­ретенных навыков. Навыков, которые человек, обладающий паранормальными способностями, сумел развить в себе в большей степени, чем остальные люди Однако тому, кто большую часть своей личности связывает с «паранормальными способностями», принять данную установку очень непросто. Тог, кто н в состоянии принять эту установку, относится к группе целителей, склонных к ноцебо.

Как показывает наш опыт, НЛ-программист, который придерживается мнения, что паранормальные способности являются результатом работы очень разумных диссоциированных частей, частей, которые человек не может свя­зать с собой из-за недостаточно позитивной самооценки, не пользуется боль­шой популярностью у соответствующих целителей.

 

ПАТТЕРН HOЦEБO 2:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.